- Частоты настройки фортепиано
- Содержание
- [править] Примечание
- Частоты клавиш фортепиано — Piano key frequencies
- СОДЕРЖАНИЕ
- Список
- О настройке фортепиано
- Статьи об Hi-End аппаратуре, ламповых усилителях, акустике, радиолампах.
- Вот таблица частот по отношению к нотам 10.05.2016 17:58
- Границы частотных диапазонов
- Область 350 до 2000
- Вокал в области от 2.5 до 4 килогерц
- Почему в нашей музыке семь нот?
- Где купить частотомер?
- Первый эксперимент: что такое октава?
- Второй эксперимент: что такое квинта?
Частоты настройки фортепиано
Частоты настройки фортепиано опираются на эталонную частоту ноты ля первой октавы — 440 Гц.
В стандартном фортепиано с 88 клавишами октава разделена на 12 полутонов по логарифмической шкале. В каждой следующей октаве частота соответствующего основного тона вдвое выше: ля первой октавы — 440 Гц, ля второй октавы — 880 Гц, ля третьей октавы — 1760 Гц и т. д. (подробнее см. статью Настройка фортепиано).
Содержание
[править] Примечание
Эти частоты соответствуют теоретически идеальному строю фортепиано, предполагающему, что для любой ноты все её высшие гармоники характеризуются частотами [math]n\cdot f[/math] , где [math]f[/math] — частота основного тона, а [math]n[/math] — целое число большее единицы.
Однако, в реальном инструменте высшие гармоники основной частоты всегда немного выше, причём чем выше гармоника, тем больше девиация (отклонение). Например, вторая гармоника к ля первой октавы — основной тон строго 440 Гц — может составлять около 880,4 Гц (вместо 880), четвёртая — 1761,2 Гц (а не 1760), восьмая — 3522,5 Гц (а не 3520). Этот эффект в зарубежных источниках называют негармоничностью (inarmonía или inharmonicity); зависит он от жёсткости струны: чем она жёстче, тем сильнее эффект. Поэтому для разных инструментов и разного набора струн эффект будет проявляться в разной степени.
Негармоничность приводит к тому, что при практической настройке фортепиано по биениям на слух получается «расширенный» строй, то есть несколько «расходящийся» к краям клавиатуры по частоте. Если же осуществить настройку на стандартные теоретические частоты, то будет ощущаться некоторая нечистота звучания.
Источник
Частоты клавиш фортепиано — Piano key frequencies
Это список основных частот в герцах (циклах в секунду) клавиш современного 88-клавишного стандартного или 108-клавишного расширенного фортепиано в двенадцатитонной одинаковой темперации , с 49-й клавишей, пятой A (называемой A 4 ), настроенный на 440 Гц (обозначается как A440 ). Поскольку каждая октава состоит из двенадцати шагов и поскольку скачок на одну октаву увеличивает частоту вдвое (например, пятая А составляет 440 Гц, а верхняя октава А составляет 880 Гц), каждая последующая высота звука получается путем умножения (возрастания) или деления. (по убыванию) частоты предыдущего шага на корень двенадцатой степени из двух (приблизительно 1,059463). Например, чтобы получить частоту полутона вверх от A 4 (A ♯ 4 ), 440 умножить на двенадцатом корень из двух. Чтобы перейти от A 4 к B 4 (на целый тон или два полутона), умножьте 440 дважды на корень двенадцатой степени из двух (или только на корень шестой степени из двух, примерно 1,122462). Чтобы перейти от A 4 к C 5 (что является второстепенной третью ), умножьте 440 три раза на корень двенадцатой степени из двух (или просто на корень четвертой степени из двух, приблизительно 1,189207). Для других схем настройки обратитесь к музыкальной настройке .
Этот список частот предназначен для теоретически идеального фортепиано. На реальном фортепиано соотношение полутонов немного больше, особенно на высоких и низких частотах, где жесткость струны вызывает негармоничность , т. Е. Тенденцию к резкости гармонического состава каждой ноты . Чтобы компенсировать это, октавы слегка расширены, растянуты в соответствии с негармоническими характеристиками каждого инструмента. Это отклонение от равного темперамента называется кривой Railsback .
Следующее уравнение дает частоту f для n- й клавиши, как показано в таблице:
ж ( п ) знак равно ( 2 12 ) п — 49 × 440 Гц <\ displaystyle f (n) = \ left (<\ sqrt [<12>] <2>> \, \ right) ^
(a ‘= A 4 = A440 — это 49-я клавиша на идеализированном стандартном фортепиано)
В качестве альтернативы это можно записать как:
ж ( п ) знак равно 2 п — 49 12 × 440 Гц <\ displaystyle f (n) = 2 ^ <\ frac
И наоборот, начиная с частоты идеализированного стандартного пианино, настроенного на A440, ключевой номер получается следующим образом:
п знак равно 12 бревно 2 ( ж 440 Гц ) + 49 <\ displaystyle n = 12 \, \ log _ <2>\ left ( <\ frac
СОДЕРЖАНИЕ
Список
Значения, выделенные жирным шрифтом , соответствуют идеальному фортепиано. Клавиши с серым оттенком встречаются редко и появляются только на расширенных фортепиано. Обычно прилагаемые 88 клавиш имеют номера 1–88, сверхнизкие клавиши — номера 89–97, а дополнительные высокие — номера 98–108. (108-клавишное фортепиано от C 0 до B 8 было впервые построено в 2018 году компанией Stuart & Sons .)
Источник
О настройке фортепиано
Фортепиано отличается от синтезатора возможностью извлечения звуков различной громкости при более или менее сильных нажатиях на клавиши, поэтому ф-но = пианино, рояль.
Настройка ф-но обычно делается так, что ля 1 октавы = 440 Гц, ля 2 октавы — 880,4 гц, третья — 1761,2 Гц, четвёртая — 3522,5 Гц +- отклонения, зависящие от свойств самих струн (жёсткость, эластичность) (1).
Существовал и существует строй, который называется вердианским, или вердиевским, в честь композитора Верди, который старался утвердить естественное звучание музыкального ряда, идущее из глубины веков. И сейчас можно услышать музыкальные произведения, звучащие в этом строе, на концертах классической музыки и романсов. При этом строе ля первой (1) октавы = 432 Гц.
Герцы — это число полных колебаний струны в секунду.
В фашистской Германии был принят строй ля 1 = 448 Гц. На самом деле, музыка влияет на состояние психики, здоровья.
При настройке ф-но часто оказывается, что фальшивый звук издают несколько нот; — а число струн, которые ответственны за один звук, может быть 1, 2 и 3. Басовые струны — 1, а 1 октава и выше — на каждый звук — 3 струны. Одна из трёх струн может быть ослаблена; — задача в том, чтобы подтянуть такие струны и избавиться от фальшивого звучания.
Когда ф-но экзаменуется на звучание по камертону, то общий настрой может быть такой, что ля 1 октавы на несколько г-ц ниже, например, вместо 440 Гц — получается 438 Гц. И в таком случае лучше не браться за «подтягивание» строя всего инструмента. Если он стоял годами, то при малейшем натяжении струны выше 1 октавы, она может порваться, а найти такую же струну — большая проблема. Даже если удастся найти струну такой же тональности, всё равно будет слышаться многозвучие, — как диссонанс; тогда частоту этой струны нужно будет (в зависимости от её жёсткости) увеличивать или уменьшать, — и тогда будут биения (эффект интерференции), которые на слух воспринимаются как дефект настройки инструмента. Если же настройка приведёт к тому, что часть звуков будут извлекаться не 3 , а 2 струнами ( струна порвалась ) , — то будет эффект уменьшения громкости и глубины звучания, что тоже плохо. Например, у пианино «Беларусь», которому 40 — 50 лет, нужно очень осторожно подтягивать струны, не завышая частоту из звучания. Металл на струнах обладает свойством усталости, и поэтому лучше не испытывать струны в месте колок на сгиб и разгиб. Ход рукоятки ключа настройки должен быть менее 1 мм.
Способов настройки много, а для нахождения лучшего способа нужно стремиться к минимальному количеству перестройки звучания струн. Можно начать с басовых струн, и пройти все ноты до, потом — до #, ре и так далее, — до 1 октавы включительно. Басовые ноты обычно меньше расстроены, чем ноты 1- й и 2 -й октав. Когда настроены басы и 1 октава, начинаем настраивать 1 -ю , 2, 3,4 октавы — по октавам, начиная с до.
Далее берём аккорды различных тональностей, выявляем ноты с фальцетным звучанием. Чаще всего , если две струны звучат одинаково , а третья отличается по высоте, — в большинстве случаев неправильно настроена третья струна.
Допустим , мы выравняли до 1 октавы и до 2 октавы, а до 3 октавы не соответствует «удвоению» частоты по сравнению с до 2 октавы, и звучание всех трёх струн до 3 октавы — неправильное. Тогда можно поставить ключ на 1 -ю струну этой ноты, и добиться на ней удвоенной частоты по сравнению с нотой 2 -й октавы, а затем уже подтянуть две другие струны, ответственные за звучание этой ноты. Простые схемы настройки — по октавам и по аккордам можно чередовать.
Если же инструмент полностью расстроен, то начинать настройку лучше с +1- й октавы, выбрать нужный строй ( обычный или вердианский ). Для настройки 1 и 2 октавы можно использовать хорошую гитару, сравнивать лучше не звучание нот пианино, а звучание его струн. У гитары басовые струны — до ми ( — 1 октавы), однако лучше настраивать по гитаре от ля ( -1 ) до ля (+1 октавы), а соль# 1 -й октавы и выше настраивать по октавам от (соль# -1 ). Звучание гитары в заданной тональности удобно записать и настраивать по записям на телефоне или планшете. Звучание нот ми, ля — можно взять в интернете ( обычный или вердианский строй).
Источник
Статьи об Hi-End аппаратуре, ламповых усилителях, акустике, радиолампах.
Вот таблица частот по отношению к нотам 10.05.2016 17:58
Вот таблица частот по отношению к нотам для более точной регулировки. С помощь этой таблицы легко найти частоту нужной ноты Низкая «Си» на 30.9 герц соответствует открытой пятой струне пятиструнного баса. По вертикали расположены полутона, а по горизонтали расположены октавы. Если редактируемый сигнал, имеет точное тональное определение, использование этой таблицы поможет для точной установки частоты фильтрации.
Границы частотных диапазонов
Для того чтобы определить частотный характер разных звуков рассмотрим весь доступный спектр от 1 герца до 20 килогерц и его диапазоны.
Диапазон суб-баса (также называемый инфра-диапазоном) находится в частотах до 25 герц.
Басовый диапазон включает в себя частоты от 25 до 120 герц. Басовый диапазон это основной и главный диапазон для бас-гитары. Самая низкая нота пятиструнного баса – нота «Си» – находится на частоте 30.94 герц. Если центральная частота большого барабана находится в районе 90 герц, то это означает, что полторы октавы ниже доступны исключительно для бас-гитары. Басовый диапазон также включает в себя звук большого барабана и заканчивается на частоте 120 герц. Басовый диапазон очень важен для восприятия теплоты звука.
«Трудный» диапазон нижней середины от 120 до 350 герц — источник множества инструментов.
Область 350 до 2000
Диапазон верхней середины от 2 до 8 килогерц ответственнен за распознавание речи.
Вокал в области от 2.5 до 4 килогерц
Диапазон высоких частот занимает область от 8 до 12 килогерц. Здесь располагается железо ударных, высокие перкуссионные инструменты, свистящие звуки, колокольчики, а также высокочастотные компоненты многих других инструментов.
Верхний диапазон высоких частот занимает область между 12 и 22 килогерцами, и его также иногда называют «воздухом» или презенсом. Широкое увеличение уровня в этом диапазоне может дать миксу больше воздушности. Однако, чрезмерное увеличение может придать звуку чувство «цифры» и жесткости.
В верхнем спектре естественных звуков уровни частот, начиная с 12 килогерц, постепенно снижаются.
Если этот диапазон от 12 до 20 килогерц будет линеен, это может восприниматься как излишняя «жесткость» звука.
Источник
Почему в нашей музыке семь нот?
Повторяющийся узор фортепианной клавиатуры из чёрных и белых клавиш известен всем и является одним из символов музыки вообще. Достаточно нарисовать на плакате 7 белых клавиш и 5 чёрных – и всем сразу же понятно, что речь пойдёт о чём-то музыкальном. А знаете ли вы, почему клавиши расположены именно таким образом, а не иначе? Почему белых клавиш семь, а чёрных пять? Давайте разбираться.
Где купить частотомер?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нам потребуется помощь физики и математики. Начнём с того, что у каждого музыкального звука на фортепиано есть физическая характеристика – частота , а измеряется она в особых единицах – герцах (Гц). Например, нота «ля» первой октавы обладает частотой в 440 Гц. Для измерения частоты используется специальный физический прибор – частотомер или осциллометр, то есть «счётчик колебаний» .
Если хотите, вы тоже можете купить себе для экспериментов частотомер, стоит он недорого – только за ним нужно бежать вовсе не в магазин научного оборудования, а в магазин музыкальных инструментов. И называется он там не «частотомер», а «тюнер», то есть «инструмент для настройки» – но на самом деле тюнер представляет собой самый обычный частотомер, только чуть-чуть переделанный. Встроенный микрофон «слушает» ноту, которую мы играем или поём, и показывает нам её высоту на маленьком экранчике. Для настройки струн скрипки или гитары – самая удобная штука на свете!
Впрочем, если вам лень отправляться в магазин или вы не хотите тратить лишние деньги, можно воспользоваться достижениями современных технологий. Например, скачать для своего смартфона маленькое бесплатное приложение «Тюнер и метроном». Или «Sound Analyzer Free», или «Frequency Counter», таких приложений много, просто «Тюнер и метроном» – самое наглядное и (главное) весьма точное. Нажимаем на кнопочку «Тюнер» – и пожалуйста, вот вам прекрасный частотомер для экспериментов со звуком!
Первый эксперимент: что такое октава?
Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!
Может быть, это совпадение?
Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!
Значит, не совпадение, а строгая закономерность. Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:
Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза . Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!
Второй эксперимент: что такое квинта?
Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?
Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.
Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино. Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам ! Вот это да!
Источник