Часы с клавишами пианино

Вопросы и ответы

  1. Какая страна-изготовитель лучше – Германия или Япония?

Немецкие пианино – это классические традиции и качество, проверенное веками. На таких инструментах играли Бетховен, Вебер, Шуман, Хиндемит и Карл Орф. Германия – передовая страна современных разработок, однако, она сумела сохранить также старинные технологии лучших мастеров мира. Германия – воистину страна музыки, колыбель большинства великих композиторов, там знают толк в идеальных инструментах.

Япония – страна новых технологий, скоростного развития и инноваций как в технике, так и в искусстве. Японские производители переняли лучшие европейские традиции, их инструменты отличаются высочайшим качеством и красивым тембром. Тем не менее, некоторые секреты немецкие мастера всё же продолжают держать в тайне. Таким образом, эталоном звука, в первую очередь, являются немецкие пианино.

  1. Должен ли быть у настройщика абсолютный слух?

Это вовсе не обязательное условие. В современное время большинство настройщиков пользуются камертоном и другими приспособлениями, которые позволяют услышать звуковысотность тонов. Однако наличие хорошего слуха (не обязательно абсолютного) помогает настройщику в работе, и есть вероятность, что результат будет лучше, чем у специалиста без слуха. Тем не менее, на качество настройки влияет множество факторов и способностей, которыми должен обладать мастер. Слух – лишь один из критериев.

  1. В чём принципиальное отличие звука у пианино и рояля?

Рояль обладает концертным, мощным и торжественным звучанием. Его конструкция позволяет использовать удлиннённые струны, благодаря которым создаются более красивые звуковые колебания. Рояль – это хрустальный, чистый, светлый и прозрачный звук. Пианино было изобретено в качестве комнатного, компактного варианта рояля, его струны чуть короче, и потому его звук более камерный, мягкий, сдержанный и округлый.

  1. Как правильно сидеть за пианино?

Сидеть следует на самом краешке сиденья, не разваливаясь и не горбясь. Ноги должны стоять ровно, колено к колену. Руки вне игры также находятся на коленях.

В корпусе тела должна сохраняться некоторая неустойчивость, которая переходит в опору на руки и пальцы, придавая сил и энергии во время игры. У маленьких детей ноги не должны свисать со стула, необходимо завести маленькую скамеечку или подставку под ноги, чтобы у них была хорошая опора. Высота подставки должна быть такой, чтобы ноги располагались перпендикулярно животу. Если сиденье не регулируется, малышам подкладывают на него дополнительное твёрдое сиденье, дабы руки находились выше клавиатуры на 10 см. Ноги должны стоять ровно, колено к колену. Руки вне игры находятся на коленях.

  1. Как правильно поставить руку профессионального пианиста?

Маленьким детям дают в руку жёлтый теннисный мячик. Запомните это положение: рука должна оставаться округлой, пальцы не скрючены, они находятся параллельно тыльной части ладони или свободно опущены. Кисть задирать нельзя. Большой и указательный пальцы на первоначальном этапе должны выглядеть вместе в форме полумесяца или буквы «с».

  1. Не опасно ли перекрашивать инструмент?

Если обратиться к профессионалам, то не опасно и никак не навредит пианино, напротив, пианино будет радовать вас своим внешним обликом и обновлённым блеском. Однако, если мастер планирует делать новое покрытие для вашего фортепиано при помощи уличного баллончика с краской или строительного акрила для декупажа – задумайтесь, точно ли это фортепианный мастер.

  1. Какое пианино лучше купить для ребенка?

Если позволяют финансы, то конечно лучше купить импортное пианино. Если же такой возможность нет, то здесь вопрос о том, что лучше вообще не стоит.

  1. Подходят ли отечественные пианино для занятий?

Честно говоря отечественные инструменты плохо подходят для занятий музыкой, но если у вас нет возможности купить хороший импортный инструмент, то нужно учиться на том, что есть.

  1. Какой немецкий производитель лучше?

В независимом рейтинге экспертов лидирующее место среди немецких пианино премиум-класса занимает C.Bechstein, который постоянно борется за первенство с американо-немецким непревзойдённым по качеству Steinway&Sons. Также можно выделить потрясающий своей мягкостью и бархатностью звучания Bluthner, из которого хорошие пианисты извлекают невероятно певучий звук.

  1. Чем отличается электронное пианино от синтезатора?

Синтезатор – это электронная доска с пластмассовыми клавишами на подставке. Он создан главным образом для эстрадных песенных групп. На нём невозможно учиться играть, поскольку пропорции клавиш, их упругость и характер звукоизвлечения не имеют ничего общего с настоящим фортепиано.

Электронное (цифровое) пианино – это усовершенствованный синтезатор, который выглядит как настоящее пианино. Размер клавиш, характер нажима и звукоизвлечения производители попытались подогнать как можно ближе к классическому фортепиано, однако, клавиши всё равно остаются недостаточно тугими и реалистичными. Звук этого инструмента синтезированный, компьютерный и формируется в динамиках, а не в звуковых волнах струн. Важным отличием от синтезатора являются встроенные педали.

  1. Почему электронное пианино не подходит для музыкальной школы?

В процессе обучения пианист вырабатывает необходимое чувство пропорций клавиш, звукоизвлечения и силы нажима. Он учится противопоставлять характер касания клавиш с характером, эмоциями и динамикой звука, развивает беглость пальцев, мышцы и мускулы рук. Обучаясь на электронном пианино, ученик никогда не сможет почувствовать причин и следствий хорошей и плохой игры. Более того, профессиональные преподаватели музыкальных школ просто не позволят заниматься ребёнку на электронном аналоге.

  1. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в музыкальную школу?

Чем раньше, тем лучше, но не ранее 3-4 лет. Имея более долгий запас времени для развития навыков, ребёнок проще вырывается вперёд и обгоняет своих сверстников-пианистов, которые начали обучение только в 7-8 лет. В раннем возрасте полушария мозга человека лучше впитывают и воспринимают информацию, развивая будущие таланты. Когда они достигают одинакового возраста, мастерство более «ранних» деток остаётся недосягаемым, сколько бы ни старались их ровесники, начавшие позже.

  1. Не поздно ли учиться музыке в … лет?

Искусством и творчеством заниматься никогда не поздно, если вы находите в этом радость и способ выражения собственных чувств. Однако, к сожалению, в позднем возрасте человек вряд ли сможет выйти на профессиональный уровень, поскольку профессиональное обучение музыке занимает период около 20 лет (7-8 лет музыкальная школа, 4 года – музыкальное училище, 5 лет – вуз, а дальше, возможно, аспирантура, второе высшее, стажировка за границей и т. д., и т. п.). Но «для себя», «для друзей» вы сможете научиться играть очень качественно, сможете освоить теорию и гармонию, сольфеджио и вокал, а также сочинять музыку!

  1. Нужно ли заниматься дома и во время каникул?

Если вы планируете сделать музыку своей профессией – нужно. Без регулярных занятий теряется беглость пальцев и техника игры. Представьте, что вы ходите в тренажёрный зал три раза в неделю или ежедневно делаете растяжку, а затем забрасываете на 3 месяца, но при этом хотите стать спортсменом. На музыкальных конкурсах после постоянных перерывов на каникулы и отсутствия домашних занятий невозможно будет состязаться с другими участниками, которые всегда будут на две головы выше. Таким образом, вы просто не сможете в будущем поступить в хорошее музыкальное училище. Если же вы занимаетесь исключительно для души – можно не заниматься дома вообще. Только учтите, что произведения вы будете учить очень медленно и непродуктивно, а техника игры будет слабая (попросту вам будут недоступны сложные пьесы).

  1. Как продлить срок службы фортепиано?

Фортепиано не требует того, чтобы стоять над ним с опахалом, но необходимо оградить его от горячих батарей, кондиционера и форточки с прямыми сквозняками, сухого пыльного воздуха и прямых солнечных лучей. Также следует избегать скопления различного хлама и тяжелых предметов на пианино и, по возможности, защищать его от пыли и шерсти домашних питомцев.

  1. Как понять, подходит ли вам преподаватель?

Если не говорить о профессиональных навыках и компетентности, главное условие – вы должны чувствовать в преподавателе поддержку и эмоциональный контакт. Если вы зажимаетесь во время урока, вам некомфортно находиться рядом с педагогом или вы боитесь его – сложно будет играть расслабленно и свободно, особенно если постоянно критикуют и кричат. Ваш преподаватель должен верить в вас и ваш талант, видеть ваши индивидуальные перспективы и потенциал. Если он постоянно твердит, что у вас недостаточно способностей и вы никогда не будете играть как Вася или Катя – ищите другого педагога.

  1. Какую подобрать концертную форму для ребёнка-пианиста на выступление или экзамен?

Многие родители начинающих пианистов покупают своим детям нарядное бальное платье для выступлений, похожее на новогоднее. И это неправильно, поскольку в среде музыкантов (даже среди детей) существует негласный этикет внешнего вида. Арфисткам или вокалисткам разрешено надевать на концерт яркие пышные платья, но не пианисткам. Концертный костюм девочки – это белая, чёрная или бежевая блузка с длинным нешироким рукавом и чёрная юбка в пол, которая должна свободно спадать и не сковывать движения. Можно подобрать также скромное элегантное платье кремового, чёрного или сдержанного тёмного цвета. Руки и колени должны быть закрыты. Тем не менее, для маленьких девочек часто делают исключения и педагог позволяет им почувствовать себя принцессой в розовом или голубом. Главное, чтобы красота платья не отвлекала юную пианистку от исполнения.

С мальчиками всё проще: белая или чёрная рубашка с длинным рукавом, темные брюки, галстук или бабочка. Можно также приобрести классический костюм, но пиджак во время игры может доставлять неудобство: сползать, задираться, мешать движениям, быть душным и жарким. Очень красиво смотрятся на мальчиках шёлковые черные рубашки.

  1. Сложно ли ухаживать за антикварным инструментом?

На антикварные фортепиано распространяются такие же требования по уходу, как и на обычные: беречь от сквозняков, солнца, излишней влажности и сухости воздуха. И всё-таки с ними нужно быть чуть более аккуратными и бережными. Игра на таких пианино не должна быть слишком активной и экспрессивной, также лучше избегать ежедневных многочасовых технических упражнений для беглости пальцев.

  1. Как разработать руку для беглости пальцев?

Почаще тренироваться и играть специальные упражнения – этюды (например, К. Черни «Школа беглости»), гаммы, арпеджио. Начинать следует с медленного темпа, постепенно его ускоряя, прорабатывая каждую ноту в зависимости от характера и настроения.

  1. Не вредно ли время от времени передвигать пианино во время перестановки мебели?

Время от времени это можно делать, совершенно не опасаясь за свой инструмент, однако, частые перемещения могут сказаться на том, что придётся вызывать настройщика. Главное, не стоит забывать о том, где нельзя ставить фортепиано.

  1. Почему нельзя ставить на пианино горшки, аквариумы, статуэтки, стопки книг и вазы с цветами?

Такие предметы зачастую являются пылесборниками и способствуют тому, что в инструмент попадает посторонний мусор, а на поверхности скапливается дополнительная пыль. Кроме того, эти предметы могут падать, оставляя сколы и царапины на инструменте. Многие хозяйки реже протирают пианино, поскольку им лень убирать все эти вазы и статуэтки.

  1. Домашние животные и инструмент

Любить музыку и любить домашних животных – это здорово и вполне совместимо! Но при этом вам необходимо следить за тем, чтобы ваш кот не начал точить когти о пианино или чтобы ваша собака не погрызла консольные ножки. Во время стандартной настройки инструмента попросите мастера почистить ваш инструмент внутри, включая и пространство под клавишами от пыли и шерсти. Регулярная гигиеническая профилактика позволит избежать возможных проблем в будущем.

  1. Какой стул нужен для занятий на фортепиано?

Лучше всего, если вы сможете приобрести специальное (круглое или прямоугольное) сиденье, которое регулируется по высоте. Оно имеет достаточно плотную поверхность, но при этом комфортное и практичное. Если такой возможности нет – подойдёт и обычный стул, однако, он не должен быть слишком мягким и низким (в таком случае придётся подкладывать дополнительное сиденье, обеспечивающее высоту). Также необходимо помнить, что на спинку стула во время игры облокачиваться нельзя.

  1. Какие вещи понадобится купить ребёнку в музыкальную школу, помимо пианино?

Подставку под ноги, специальное сиденье, регулирующееся по высоте, или подходящий стул, концертный костюм и обувь, нотные тетради и рабочий материал для уроков сольфеджио и музыкальной литературы, теннисный мячик для формирования руки, а также много записей классической музыки и билетов на концерты и в театры. Некоторые преподаватели рекомендуют приобрести также специальный тренажёр для силы пальцев – кистевой эспандер из плотной резины.

  1. Как заниматься, не испортив отношений с соседями?

Многие соседи, вопреки мнению посторонних, очень благосклонно относятся к детям, занимающимся музыкой. Они терпят буквально всё – даже долгие гаммы и громкие этюды поздними вечерами. Если вам всё-таки не повезло с соседями, лучше всего заниматься днём, пока большинство из них на работе. В крайних случаях особенно удобно, если на вашем инструменте присутствует третья педаль – модератор для тихой игры.

Не забывайте об элементарной вежливости и этикете. Можно пригласить ворчливого соседа однажды в гости и сыграть ему на фортепиано. После этого он наверняка прослезится и зауважает вас, особенно если вы заранее разберёте его любимое произведение.

  1. До которого времени можно играть на инструменте по закону?

В нашей стране существует так называемый Закон о Тишине.

По этому закону вы можете играть с 7:00 до 23:00 в будни и с 10:00 до 22:00 по выходным. Однако, стоит ознакомиться также с требованиями вашего региона или области, поскольку могут существовать небольшие отличия.

Существует также запрет на игру во время детского «тихого часа» – с 13:00 до 15:00.

  1. Есть ли функциональное отличие клавишных пластин из пластика и из слоновой кости?

В первую очередь, пластины из слоновой кости придают клавишам особое тепло и уникальную текстуру, которая очень приятна для подушечек пальцев и никогда не сравнится с поверхностями «soft-touch». Пластик – мёртвый, искусственный материал, который не взаимодействует со внешней средой и не реагирует на звуковые волны. Тем не менее, пластик является более практичным. Он не видоизменяется и не стирается с течением времени, не подвержен деформации и легко чистится от различного рода загрязнений.

  1. Где лучше поставить пианино?

Проще сказать, где пианино лучше не ставить: у окна, у батареи, под кондиционером, на сквозняке.

  1. Почему пианино вредят резкие перепады температуры и сквозняки?

Инструмент состоит из экологичных природных материалов, реагирующих на малейшее изменение микроклимата в квартире. Даже редкие, ценные породы дерева подвержены рассыханию в жарком, сухом воздухе, а излишняя влажность может спровоцировать появление плесени, разбухания и гниения некоторых деталей.

Сквозняки провоцируют резкие перепады температур. Если такое состояние является регулярным, в деке пианино могут появиться трещины и инструмент может чаще расстраиваться.

  1. Как долго нужно учиться музыке, чтобы играть хорошо?

Профессиональное музыкальное образование включает в себя минимум 7 лет музыкальной школы (не считая подготовительных классов), 4 года музыкального училища и 5 лет музыкального вуза или Консерватории. Педагогические университеты, как правило, считаются более лёгкими, в них проще поступить. Такие учебные заведения принимают абитуриентов уже после музыкальной школы, но, чаще всего, их диплом позволяет вести лишь уроки музыки в обычной общеобразовательной школе, несмотря на полученные знания.

Чтобы играть хорошо – необходимо наличие двух факторов: регулярные многочасовые занятия и хороший педагог. В таком случае уже после музыкальной школы вы будете замечательно владеть инструментом.

  1. Зачем отдавать ребенка в музыкальную школу?

Чтобы он вырос культурным человеком, научился понимать и любить классическую музыку, а также видеть разницу между качественной и кустарной музыкой. Музыкальная школа погружает малыша в творческую среду, где он легко впитывает основы этикета и вежливости, обретает хороших друзей из образованных семей, осознает, что такое радость труда и стремление к цели. В качестве бонуса он сможет сочинять собственные композиции, радовать и восхищать близких фортепианной игрой, иметь возможность дополнительного заработка, учить других этому прекрасному искусству и делать мир лучше.

  1. Что лучше – музыкальная школа или частные уроки?

Правы те, кто считает, что нужно выбирать не школу, а педагога. Очень многое зависит от уровня профессионализма преподавателя, а также его личных качеств. В том числе, от этого зависит также и то, бросит ли ребёнок музыку через год.

Однако, если вы не имеете музыкального образования, вы вряд ли сможете оценить, действительно ли ваш частный репетитор является компетентным педагогом. Или же он – очередной шарлатан, который тянет ваше время и деньги, лишая ребёнка одновременно и образования, и свободного времени. Более того, частный преподаватель не сможет выдать ребёнку свидетельство об окончании музыкальной школы. Таким образом, если малыш захочет сделать музыку своей профессией – многие профессиональные пути будут закрыты. Впрочем, выход можно найти и в этой ситуации. Главное, не забывайте, что музыкальная школа предоставляет также ребенку общее музыкальное образование, включающее уроки сольфеджио, хоровое пение или вокал, музыкальную литературу, ритмику и дополнительные факультативы по желанию. Это особый творческий мир, погрузившись в который, ребёнок не захочет расставаться с музыкой.

  1. Как предохранить пианино от сухого воздуха?

Идеальным способом будет решение приобрести качественный и мягкий увлажнитель воздуха, а также гигрометр, измеряющий уровень влажности, который составляет 40-60% для комфортного существования фортепиано. Летом, в зависимости от количества осадков в вашем регионе, процент может колебаться вплоть до 50-70%.

Существуют также современные регуляторы влажности, встраиваемые внутрь инструмента.

Есть и простой бытовой способ обеспечить пианино в меру влажным воздухом – поставить банку с водой внутрь инструмента. Главное, следить за ее своевременным наполнением и тем, благоприятно ли влияет подобный метод именно на ваше фортепиано.

  1. Нужно ли накрывать пианино чехлом?

Особого смысла в этом нет, если только у вас не концертный рояль премиум-класса. Впрочем, любому инструменту пойдет на пользу дополнительная защита от пыли, поэтому хотя бы не забывайте закрывать клавиатуру крышкой.

  1. Можно ли расстилать под пианино ковёр?

Существует двоякое мнение. С одной стороны, ковёр впитывает огромное количество пыли, мусора и микроорганизмов, а из него всё это может попасть и в инструмент. Регулярная уборка при помощи пылесоса позволяет пыли разлетаться в пространстве и оседать на окружающие предметы и мебель.

Однако, ковёр является неплохим звукоизолятором, обеспечивающим более спокойное взаимоотношение с соседями снизу. Но при этом он поглощает звук и ухудшает акустику помещения. Что наиболее актуально из этих критериев – решать Вам.

  1. Почему нельзя самому настраивать инструмент, если у меня хороший слух и есть камертон?

К сожалению, этого недостаточно. Чтобы хорошо чувствовать инструмент, необходима практика и опыт, филигранное чувство меры и знания, касающиеся механизмов фортепиано, его функциональности и конструкции.

  1. Как правильно протирать на пианино пыль?

Только сухой или чуть влажной тряпкой из мягких материалов, наподобие микрофибры.

  1. Можно ли оставлять пианино с открытой крышкой клавиш?

Можно, но это приведёт к скоплению пыли между клавиш и под ними, вызывая, таким образом, различные дефекты и западание клавиш.

  1. Как стать хорошим пианистом?

Найти действительно хорошего педагога и заниматься, заниматься, заниматься. Работать над беглостью пальцев, вкладывать душу в пьесы, обдуманно исполнять полифонические произведения, слушая тему и ее подголоски. Не сравнивайте себя ни с кем и не гонитесь за другими. Идите своей дорогой.

  1. Стоит ли реставрировать очень старый (но качественный) инструмент?

Это очень тонкий момент, поскольку все инструменты разные. Их ценность также различна. Ваше восприятие может отличаться от мнения независимого эксперта, поэтому в такой ситуации всегда лучше обратиться за консультацией к профессионалам.

  1. Ремонтирует ли настройщик мелкие поломки или нужно обращаться в мастерскую?

Это зависит от дефекта. Если поломка несерьёзная – например, запала клавиша – настройщик, скорее всего, без труда поможет. Однако нельзя ставить диагноз, не видя инструмент. В таких ситуациях только очная консультация может определить, насколько серьёзной является проблема.

  1. Как часто нужно вызывать настройщика?

Стандартная схема – консультации мастера два раза в год. Как правило, визиты настройщика зависят от времени года и выпадают на осень и весну. Это связано с переменой сезона, колебанием температур и изменения влаги в помещении, а также началом и концом отопительного сезона. Далее вы можете смотреть по состоянию своего инструмента. Высококачественные инструменты при бережном отношении и комфортном микроклимате иногда не расстраиваются даже один или два года.

  1. Нужно ли настраивать пианино после перевозки?

Не всегда. Чаще всего профессиональная перевозка практически не влияет на настройку инструмента.

  1. Почему пианино быстро расстраивается?

Это может происходить в силу различных причин: сухость и высокая температура в помещении; пианино не держит строй.

  1. Где найти хорошего настройщика?

Найти действительно хорошего настройщика не просто. Этого точно не сделать по объявлению на авито. Обращайтесь и мы подскажем вам телефон хорошего мастера!

  1. Что делать если западают клавиши?

Самая простая причина по которой возникает западание клавиш – это пыль и грязь под клавиатурой, которую необходимо почистить. Бывает также, что из-за сильной влажности или пролития жидкости под клавиатурные штифты ржавеют и из-за этого теряется скольжение, клавиши начинают западать.

Дека — это деталь струнного инструмента, которая передаёт колебания от струн воздуху, делая звук намного громче, чем издаёт струна сама по себе. Чаще всего в пианино и рояле дека изготавливается из древесины.

  1. Трещины в деке, это страшно?

Трещины в деке возникают из-за того, что древесина рассыхается от перепадов температуры и недостаточной влажности в помещении. В нашем климате, избежать этих процессов очень-очень сложно, если вообще возможно. Чаще всего мелкие трещины в деке не влияют заметно на звучание инструмента, поэтому их наличие не страшно. Если же трещины становятся большими, то возможно появление призвуков в некоторых нотах. До появления таких призвуков лучше не вмешиваться в эти процессы, кроме поддержания температуры и влажности в помещении. Если же призвуки появляются, то необходимо вмешательство мастера-настройщика, который бы мог выявить место, откуда возникает этот призвук и локально устранил его.

  1. Что значит забитые колки?

Колок или вирбель — два названия одной детали. В фортепиано-строении так называется небольшой металлический стержень для натяжения и настройки струн. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже. Со временем колковая доска (вирбельбанк) высыхает, отверстия становятся шире и колок начинает вращаться свободнее. В таких случаях говорят: «Инструмент перестал держать строй», то есть либо фортепиано после настройки расстроится очень быстро, либо его вообще невозможно настроить. Первое, что делают в этом случае настройщики, это немного подбивают колки молотком, утапливая их глубже в вирбельбанк для того, чтобы колок лучше держал строй. Когда колок забит в вирбельбанк до предела – это и называется «забитые колки».

  1. Сколько весит пианино и рояль?

В среднем современное пианино весит около 200 кг, а рояль от 300 кг.

  1. Чем отличается 2-х педальное пианино от 3-х педального?

3-я педаль у пианино – это модератор, который используется для тихой игры. Таким образом на 3-х педальном инструменте есть функция тихой игры, а на 2-х педальном инструменте ее нет. Никаких других функциональных отличий между 2-х педальным и 3-х педальным инструментом – нет.

Источник

Оцените статью