- Гаммы пентатоники для гитары. Джонсон Ч.
- Гаммы пентатоники для гитары. Джонсон Ч.
- Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
- Пентатоника на гитаре — что это такое?
- Для чего нужна пентатоника
- Немного истории
- Использование в разных стилях музыки
- Как строится пентатоника
- Как играть пентатонику
- Пентатоника 5 позиций на гитаре
- Аппликатура
- Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»
- Импровизация. Пять боксов пентатоники
- Пентатоника
- Формула минорной пентатоники
- Формула мажорной пентатоники
- Чед Джонсон – Гаммы Пентатоники Для Гитары
Гаммы пентатоники для гитары. Джонсон Ч.
Сборники нот, книги, учебники
Гаммы пентатоники для гитары. Джонсон Ч.
Введение 3
Как пользоваться данной книгой 4
Информация о выполненной записи 4
Что такое гамма пентатоники? 5
Основы 8
Аппликатурная форма гаммы пентатоники 8
Упражнения и фразы 9
Применяемые техники 15
Расширенный аппликатурный бокс гаммы пентатоники 17
Аппликатурная форма расширенного аппликатурного бокса гаммы пентатоники 17
Упражнения и фразы 17
Применяемые техники 21
Другие аппликатурные формы гаммы пентатоники 24
Вторая аппликатурная форма гаммы пентатоники 24
Упражнения и фразы 24
Третья аппликатурная форма гаммы пентатоники 27
Упражнения и фразы 27
Четвёртая аппликатурная форма гаммы пентатоники 30
Упражнения и фразы 30
Пятая аппликатурная форма гаммы пентатоники 33
Упражнения и фразы 33
Преодоление барьера игры в позициях 36
Упражнения и фразы 36
Применяемые техники 38
Идеи по замещению гаммы пентатоники 41
Применяемые техники 42
Блюзовая гамма 46
Аппликатурная форма блюзовой гаммы 46
Применяемые техники 47
Сводя всё воедино 49
Заключение 56
Об авторе 56
Источник
Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
Пентатоника на гитаре — что это такое?
Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.
Для чего нужна пентатоника
Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.
Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.
Немного истории
Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.
Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.
Использование в разных стилях музыки
Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.
Как строится пентатоника
Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.
В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.
Как играть пентатонику
Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.
Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.
Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.
Пентатоника 5 позиций на гитаре
Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.
Аппликатура
При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.
Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.
Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»
Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.
Источник
Импровизация. Пять боксов пентатоники
Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.
Пентатоника
Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.
Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).
Пентатоника — это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной — минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.
Формула минорной пентатоники
1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон
Формула мажорной пентатоники
1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона
Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.
И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)
Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.
То же самое будет происходить и с другими минорными ладами — фригийским и дорийским.
А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.
Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.
Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.
Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!
Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.
Источник
Чед Джонсон – Гаммы Пентатоники Для Гитары
Chad Johnson: “Pentatonic scales for guitar”. Перевод на русский язык “toreroman75”.
Ноты, табы, звуковые примеры.
Книга по изучению 5-и аппликатурных форм гамм пентатоники.
Материал в данной книге представлен в порядке возрастания степени сложности от самого простого до самого сложного. Рекомендуется, чтобы вы основательно ознакомились с каждой главой, перед тем, как переходить к новой главе, поскольку в течение всей книги, материал строится на концепциях, изученных ранее.
Каждая глава содержит несколько упражнений и типовых фраз, которые помогут вам ознакомиться с аппликатурной формой каждой новой рассматриваемой гаммы пентатоники.
В конце каждой главы (за исключением главы «Другие аппликатурные формы гаммы пентатоники»), в разделе, который называется «Применяемые Техники», будут демонстрироваться данные концепции в том виде, когда играет полноценная группа музыкантов, что позволит вам слышать, как использовать данные идеи, которые могут применяться в реальных музыкальных ситуациях в нескольких разных стилях.
В аудио-файлах аккомпанемента, большинство примеров воспроизводится два раза: один раз в обычном темпе и один раз в медленном темпе для более детального изучения. Треки, которые относятся к разделу «Применяемые Техники», выполнены так, что гитарные партии проигрываются в левом канале колонок, в то время, как инструменты, играющие ритм, звучат в правом канале колонок.
Путем регулировки ручки стереобаланса, Вы можете полностью убирать звучание воспроизводимой партии, что позволит Вам играть самому под треки фонограммы. Трек 90 содержит эталонное звучание нот для настройки струн гитары.
pdf + mp3. Вес файла 68 mb, zip архив. На русском языке. 2002 г.
Источник