Человек который делает гитары

Содержание
  1. Человек который делает гитары
  2. Кто такие гитарные мастера
  3. Гитарный мастер
  4. Особенности профессии
  5. Ремонт и доработка гитары
  6. Из истории
  7. Рабочее место
  8. Важные качества
  9. Знания и навыки
  10. Обучение на гитарного мастера
  11. Откуда берутся гитарные мастера? Путь лютье
  12. Ваш отец собирал гитары и играл на них ещё до вашего рождения. Вы когда-нибудь думали, что будете лютье?
  13. Почему вы оставили отличную работу химика ради создания гитар?
  14. Как вы впервые узнали, что хотите делать инструменты?
  15. Были ли преимущества начать этим заниматься в ту эпоху, когда информации о создании гитар было мало?
  16. Каким был первый инструмент, который вы создали?
  17. Как работы по ремонту влияют на ваши дизайнерские решения?
  18. Насколько важно знать работу состоявшихся мастеров, прежде чем идти своим путём?
  19. Как изменился бизнес с тех пор, как вы начали делать гитары?
  20. Что бы вы сказали мастеру, который только начинает?

Человек который делает гитары

Андрей Кузнецов — гитарный мастер со стажем, занимается изготовлением музыкальных инструментов уже 13 лет

Каждый год в Калуге собираются известные музыканты со всех концов света на международном фестивале «Мир Гитары» — это знак качества Калуги на музыкальной карте мира. Впрочем, город славится не только гитаристами, но и гитарами. Это обычная столярная мастерская — но делают здесь отнюдь не табуретки. Андрей Кузнецов — гитарный мастер со стажем, занимается изготовлением музыкальных инструментов уже 13 лет.

Андрей Кузнецов: «Почему я её выбрал? Потому что, наверное, на тот момент для меня она казалась окутана какой-то определённой аурой волшебства. Вы все слышали о лаках Страдивари. Ходят среди мастеров такие небылицы.»

Эти гитары отличаются от заводских-конвеерных — в них есть душа, особый почерк мастера. Каждая гитара индивидуальна — создана, учитывая предпочтения и стиль игры будущего владельца.

Андрей Кузнецов: «Если я создаю гитару для человека, для меня главное видеть этого человека, то есть видеть и понимать , что он хочет. Бытует такое мнение среди мастеров, что мастер тогда становится мастером, когда он стабилен, может повторить свой инструмент. Я же считаю, что мастер тогда становится мастером, когда он, видя человека, может понять, чего он хочет, и выполнить для него инструмент тот, который нужен этому человеку.»

Андрей не только создаёт собственные инструменты, но и дорабатывает заводские. На этой гитаре нужно обработать гриф специальным маслом, чтобы дерево не портилось, сохранило первозданный лоск своего звучания. Без шлифовки ладов — тоже никуда.

«Чем хуже лады, тем быстрее износ струн происходит, в этом случае операция, конечно, необходимая для инструмента. И это не только там прихоть для того, чтобы они блестели, но и, всё таки, технические удобства.»

Каждый инструмент получается с характером, не такой, как все. Есть, впрочем, и совсем необычные. Колки этой гитары расположены не на грифе, а в корпусе, гитару можно разобрать на две части — в собранном виде она очень компактна.

«Инструмент уникален, индивидуален в своём роде. Данная концепция — «трэвел-гитара», гитара для путешествий. Гитара для музыканта, который концертирует, который ездит на автомобиле. Данный инструмент был выполнен для московского музыканта, который много ездит по нашей стране и , поэтому была поставлена задача изготовить инструмент, скажем так, с укороченной базой, но со стандартными размерами классической гитары.»

Со стены на работу мастера смотрит икона всех гитаристов — Джимми Хендрикс. В мастерской мало места, зато удобно — все инструменты под рукой. В планах — построить новую — попросторнее, с покрасочным цехом, зоной отдыха и даже музыкальной студией, где можно будет по достоинству оценить звучание новых инструментов. Да и вообще планов и задумок много, здесь без креатива и смекалки никуда — создание гитар, это не просто ремесло, но целое искусство.

Источник

Кто такие гитарные мастера

А вы знаете, что классическую гитару в том виде, в котором она существует сейчас, создал испанец Антонио де Торрес Хурадо. Именно он придал гитаре современную форму и размер. Он жил в 19 веке в городке Альмерия и был самым обыкновенным испанским столяром. А потом начал делать гитары. В ходе многочисленных экспериментов, он внес революционные изменения в конструкцию гитары, создав ту форму и конструкцию, которая существует сегодня. В гитарном мире Антонио де Торрес также знаменит, как Страдивари в мире скрипки.

Так выглядит современная гитара. Ее предшественницы выглядят иначе. Считается, что, когда мавры покорили Юг Испании, они и принесли с собой музыкальные инструменты. Например, аль уд – арабский предшественник лютни. Немного позднее в Испании появляется виуэла – альтернатива арабской лютни. Это уже был инструмент, который был похож на испанскую гитару. Впоследствии мастера много экспериментировали с размером, корпусом. А подвел итог всем экспериментам Антонио де Торрес.

Сколько инструментов сделал Торрес, точно не известно. Специалисты говорят приблизительно о 150 гитарах. Сейчас их можно встретить в частных коллекциях и на аукционах и приобрести за огромные деньги (от 350 тысяч до 500 тысяч евро).

Парадоксально, но Торрес всю жизнь нуждался в деньгах и умер в нищете. Был похоронен в общей муниципальной могиле. Зато сегодня на его Родине, в Альмерии, установлен памятник мастеру и открыт целый музей гитары имени Торреса.

Профессия гитарного мастера в Испании очень уважаемая. В честь выдающихся мастеров называют даже улицы. Несколько лет назад я снимала документальный фильм про испанскую гитару для телеканала «Культура» и мне посчастливилось побывать в самых лучших гитарных мастерских (гитаррериях) – увидеть, как работают испанские мастера и услышать звук настоящей испанской гитары.

Антонио Марин Монтеро — самый старейший и уважаемый испанский мастер из Гранады. Он, как и его тезка Антонио де Торрес, продолжает делать гитары по той же конструкции, что и в 19 веке. Гитары делает уже полувека. За свои 86 лет он смастерил более двух тысяч инструментов. Его имя занесено в мировые музыкальные энциклопедии. Он получил государственную награду от Короля Испании.

Источник

Гитарный мастер

Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.

Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).

Особенности профессии

Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.

Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.

Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.

Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.

Создание гитары

Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.

Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.

От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.

При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.

И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.

Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.

Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.

Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.

Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.

На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.

Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.

Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.

Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.

Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.

Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.

Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.

У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.

Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.

Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.

Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.

Ремонт и доработка гитары

Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.

Из истории

У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.

В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.

Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.

Рабочее место

Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.

Важные качества

Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.

Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).

Знания и навыки

Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.

Обучение на гитарного мастера

Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.

Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.

Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.

Источник

Откуда берутся гитарные мастера? Путь лютье

Как гласит старая поговорка, самое трудное — начать. Что нужно, чтобы перейти от любви к акустическим гитарам к их собственноручному созданию? Ниже на этот вопрос отвечают разные лютье.

Ваш отец собирал гитары и играл на них ещё до вашего рождения. Вы когда-нибудь думали, что будете лютье?

Jayne Henderson , дочь гитариста и лютье Wayne Henderson.

Никогда. Я специализировалась в области психологии и имела сильную любовь к природе, поэтому получила степень магистра в области экологического права и политики. После окончания обучения я попросила отца разрешить мне продать одну из его гитар на eBay, чтобы помочь погасить мои кредиты. Он согласился, но сказал, что поможет мне сделать это самостоятельно. Я думала, это будет ужасно. Мне заплатили 25 000 долларов за эту гитару, и я решила сделать ещё одну!

Почему вы оставили отличную работу химика ради создания гитар?

Randy Muth , лютье.

Мое решение покинуть фармацевтическую индустрию было принято ещё до того, как я решил создавать гитары. У нас с женой были очень успешные карьеры, как химиков, но в конечном итоге я не был удовлетворён работой в корпоративной структуре и своим движением к управлению, и от науки. Мы также приняли решение приберечь наше время для воспитания маленьких детей, поскольку нам повезло, что мы были финансово обеспечены одним доходом.

Как вы впервые узнали, что хотите делать инструменты?

У меня всегда была любовь делать или собирать вещи. Как синтетический органический химик, именно это я и делал: я разбирался, как строить молекулы. Эта конкретная область науки немного отличается от большинства других тем, что речь идёт не столько об исследовании и сборе данных, сколько об использовании своих знаний, интуиции и старого доброго способа проб и ошибок. В свободное от работы время я думал о том, как применить эти навыки в другой области. Музыка всегда была очень важной частью моей жизни как слушателя, и я захотел внести свой вклад.

Isaac Jang , лютье.

Мне всегда нравилось играть на гитарах, и было любопытно, как звучит гитара. Это любопытство побудило меня открыть для себя профессию лютье, или, точнее, гитарного производства. Это была дикая идея — создавать гитары с нуля, но прежде чем я это понял, я подписался на Galloup (школа лютье), которая дала моим исследованиям крепкую основу и позволила мне адаптироваться.

Michihiro Matsuda , лютье.

Я родился в Нагое и вырос в Токио, с детства любил рисовать, слушать музыку и делать вещи вручную. Я начал играть на гитаре в старших классах школы. У меня не было подготовки по работе с деревом, моя специализация — социология, и я не знал никого, кто делал бы гитары вручную.

По совпадению я нашел небольшую статью о производителе акустических гитар ручной работы в журнале в киоске на вокзале. Я был очарован, но мне потребовалось некоторое время, чтобы найти «Roberto-Venn School of Luthiery» — единственное место, где я смог найти информацию о создании акустических гитар. Я уволился с работы и решил поехать в Феникс, штат Аризона.

Были ли преимущества начать этим заниматься в ту эпоху, когда информации о создании гитар было мало?

Kenny Hill , лютье.

Возможно, это вызывало чувство приключения, тайн и открытий, казалось экзотическим, соблазном, что мог быть какой-то святой Грааль. Это может быть мотивацией. Сегодня я бы сказал, что реальность превзошла фантазию, но Грааль всё ещё ждёт своего открытия.

Erich Solomon , лютье.

В наши дни в интернете есть бесконечное количество информации для начинающих мастеров. Некоторая информация может повести вас по кривой дорожке и заставить потерять много времени, но с другой стороны — хорошо учиться на ошибках других людей.

Каким был первый инструмент, который вы создали?

Randy Muth , лютье.

Первым инструментом, который я сделал, была простая поперечная флейта для моего собственного использования. Конечно, я хотел сделать что-то более сложное и более пригодное для творческого самовыражения. Первая гитара, которую я построил — у меня она до сих пор есть — была сделана из комплекта (kit) Luthiers Mercantile International, хотя я немного отошёл от него.

Rachel Rosenkrantz , лютье.

Я собрал Hauser по их спецификациям, чтобы научиться — это идеальный дизайн, чтобы погрузиться в работу лютье. После этого я быстро начал собирать гитары со стальными струнами. Я получил прочные основы от Dan Collins из «Shady Lea Guitars». Наличие карьеры в области промышленного дизайна в моём послужном списке определённо облегчило мне процесс обучения.

Michihiro Matsuda , лютье.

Мой опыт работы учеником в магазине Ervin Somogyi был моей базой как лютье. Я узнал не только о технических аспектах изготовления гитары, но также и о том, как управлять бизнесом, как разговаривать с клиентами и так далее, что дало мне много идей о том, как выжить в качестве лютье.

Isaac Jang , лютье.

Я начал своё обучение у Kathy Wingert вскоре после того, как закончил Galloup, и с гордостью могу сказать, что этот опыт сформировал мою карьеру как лютье. Проведя с ней десять лет, я не только узнал о технических аспектах, но и о мышлении, о подходе и внимании к деталям.

Как работы по ремонту влияют на ваши дизайнерские решения?

Выполнение ремонта помогло мне получить широкий спектр знаний об инструментах во многих областях: звук, эргономичность, конструкция.

Michihiro Matsuda , лютье.

Вы всегда узнаёте очень много ценных вещей при ремонте, и получаете много новых идей от старых инструментов.

Насколько важно знать работу состоявшихся мастеров, прежде чем идти своим путём?

Randy Muth , лютье.

Очень важно. Для творческого процесса важно провести мозговой штурм, прежде чем проводить исследование, но затем следует провести исследование, прежде чем попытаться реализовать свою идею.

Как изменился бизнес с тех пор, как вы начали делать гитары?

Mónica Esparza , лютье.

Когда я начала делать гитары почти 20 лет назад, нашей работой восхищались и ценили её намного больше. Сегодня люди ожидают, что вы будете конкурировать с недорогими фабричными гитарами из таких стран, как Китай или Вьетнам, не оценивая истинную ценность единственного в своем роде, тщательно изготовленного инструмента.

Erich Solomon , лютье.

Спрос падает, в то время как лютье всё больше и больше — не очень хорошая комбинация. Хотя сейчас лютье создают одни из лучших гитар, которые вообще когда-либо были сделаны, у них никогда не будет исторической форы, как у старых знаменитых производителей.

Что бы вы сказали мастеру, который только начинает?

Rachel Rosenkrantz , лютье.

Несмотря на то, что важно делать проекты, которые продаются, оставляйте место для игры и для проектов, которые являются более экспериментальными. Только так происходят открытия, а работа доставляет радость!

По материалам статьи (англ.). Читайте также:

Источник

Оцените статью