- Картина, на которой нарисовано гораздо больше: какую тайну оставил для нас Пикассо
- Присмотритесь к картине внимательнее: неужели угрюмый мужчина с гитарой это все, что вы видите?
- Жорж Брак — основатель кубизма в мировом искусстве
- Содержание статьи о Жорже Браке
- Биография Жоржа Брака
- Самые известные картины Жоржа Брака
- Жорж Брак — один из основоположников кубизма
Картина, на которой нарисовано гораздо больше: какую тайну оставил для нас Пикассо
Самоубийство близкого друга так сильно потрясло Пабло Пикассо, что известный художник впал в тяжелую депрессию и отчаяние. Это и привело к написанию полотна «Старый гитарист» . Данная картина, как принято считать, стала пиковой точкой в «голубом периоде» художника, связанном с его горькой утратой. В этот период Пабло чутко относился к нищим, больным людям, а также тем, кого унижали в обществе, и часто изображал их на собственных холстах.
В то время сам художник жил в нищете, это был далекий 1903 год — самый тяжелый период для Пикассо. Множество картин «голубого периода» , как намекает название, были написаны преимущественно оттенками синего цвета. В нем, как считают историки, хранились те безысходные горечь и тоска, которыми страдал Пабло.
Присмотритесь к картине внимательнее: неужели угрюмый мужчина с гитарой это все, что вы видите?
Полотно, успевшее стать классикой, находится в Институте художественного музея Искусств Чикаго. Не так давно, искусствоведы из этого музея заметили странные контуры на картине, отчего было решено просветить картину насквозь с помощью инфракрасного излучения.
Результат шокировал всех: оказалось, что «Старый гитарист» был написан поверх незаконченного изображения обнаженной женщины, которая кормит ребенка грудью. Рядом с ними находятся бык и овечка.
Ученые предположили, что, скорее всего, в период 1901-1904 годов художник страдал не только от депрессии, но и от нехватки материалов для собственных произведений. Картины Пикассо были лишены признания и очень плохо продавались, отчего ему приходилось загрунтовывать свои старые работы и использовать их для написания новых холстов.
Источник
Жорж Брак — основатель кубизма в мировом искусстве
Жорж Брак (Georges Braque; родился 13 мая 1882 г. — умер 31 августа 1963 г.) — выдающийся французский художник первой половины XX века, сооснователь кубизма и техники коллажа в мировой живописи, создавший новую систему видения мира, заложивший основу современного искусства. Картины Жоржа Брака отличаются особым чувством меры и стиля, эстетической целостностью и гармонией. В его биографии немало славных этапов работы декоратором, гравёром, скульптором. Однако главным направлением творчества великого мастера была живопись.
Содержание статьи о Жорже Браке
Жорж Брак иногда признавался: «Я создал кубизм, сам того не осознавая». Его дерзкие нововведения, спровоцировавшие кризис традиционной живописи, соответствовали масштабу таланта. Но сам мастер в творческих поисках никогда не был безумным импровизатором или фантазийным колористом. Всегда умело ограничивал и умерял эмоции.
Биография Жоржа Брака
Жорж Брак родился 13 мая 1882 года в Аржантей, северо-западном предместье Парижа, в семье местного художника-декоратора. В 1890 году вместе с родителями перебрался на север Франции, в приморский Гавр, где со свойственной молодости беззаботностью активно прогуливал школьные занятия и насыщался волнующей суетой портового города.
В 1897 году, в возрасте 15 лет, Жорж начинает посещать вечерние занятия в Школе изобразительных искусств. В свободное время ходит на набережную, делает первые наброски. Но юное дарование не питает тяги к академическим канонам живописи и спустя два года проваливает экзамен в бакалавриат, нарушив перспективу, неправильно выстроив композицию и светотеневую модель.
Однако желание стать художником-декоратором не покидает Жоржа. В 1900 году он отправляется в Париж и поступает в Академию Эмбера, а после её окончания в 1902 году — в парижскую Школу изящных искусств. Регулярно посещает выставочные залы Лувра, восторгается картинами Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) и Пуссена (Nicolas Poussin).
Ранние пейзажи Брак пишет в импрессионистической манере. Но уже в 1906 году проникается фовизмом с его безграничной свободой самовыражения, перенимает стиль Анри Матисса (Henri Matisse) и Андре Дерена (Andre Derain), а спустя несколько месяцев выставляется в Салоне Независимых.
Тогда же состоялось судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо (Pablo Picasso), после которого Жорж резко изменил манеру письма. Увлечённые и сплочённые работами Поля Сезанна (Paul Cezanne), молодые люди стремились к лаконичной живописи и геометризации деталей. С 1908 по 1914 гг. они усердно работают над теоретическими и практическими обоснованиями кубизма. Почти одновременно изобретают коллажи, объясняя новую идею как «поиск рельефа без эффекта обмана зрения».
Картины Жоржа Брака приобретают более глухую и сдержанную палитру, а в живописной манере появляются дробления форм на мелкие грани, подобно мозаике, в которых едва угадываются черты предметов. Задача публики усложняется необходимостью собрать целое из множества мелких частей. Кубическая картина становится интерпретацией реальности, открывающей множество способов ведения интеллектуальной игры со зрителем.
Творческий азарт сотрудничества двух талантливых художников прервала Первая мировая война. Жорж Брак был мобилизован, отправлен на фронт и тяжело ранен. Это событие стало критическим рубежом, разделившим жизнь и творчество живописца на два периода: до и после.
Начиная с 1920-х годов, стиль мастера меняется. Брак отказывается от резких угловатых форм в пользу плавных изогнутых линий. Цветовая палитра становится светлее. В композициях появляются фигуры людей в реалистичных очертаниях обстановки. Кубистические формы умело вплетаются в канву экспрессионизма.
Умер великий мастер 31 августа 1963 года в Париже, в возрасте 81 года.
Самые известные картины Жоржа Брака
Выполненные в разных стилях и техниках произведения мастера восхищают ценителей искусства во всем мире. Вот лишь некоторые из наиболее известных картин Жоржа Брака:
- «Оливковое дерево близ Эстака» (1906) — пейзаж в стиле фовизма с упрощёнными формами и яркими эмоциональными пятнами.
- «Замок Ла Рош-Гюйон» (1909) — объёмное архитектурное строение, изображённое в период протокубизма, предшествовавшего кубизму, не имеет элементов фигуративной живописи, но сохраняет эффект осязания.
- «Скрипка и палитра» (1909) — натюрморт с музыкальным инструментом. Один из любимых сюжетов мастера, который разбит на фрагменты как части пазла.
- «Круглый стол» (1929) — отражает сложность обычных предметов и парадоксы живописи, погружает в иллюзию, обманчивость кажущегося реалистичным изображения.
- «Бильярдный стол» (1945) — сложная композиция с габаритным предметом написана без использования традиционной перспективы — входит в серию из семи картин с изображениями бильярдных столов.
- «Студия» (1949) — картина из эксцентричной живописной серии «Мастерские», которая стала квинтэссенцией поисков и размышлений на тему роли художника в мире искусства.
На сайте Very Important Lot истинные ценители искусства могут принять участие в аукционах, приобрести шедевры антиквариата и работы великих мастеров. А также купить картины талантливых современных художников.
Источник
Жорж Брак — один из основоположников кубизма
«Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас». Жорж Брак
Полулежащая обнаженная на пьедестале
Пейзаж в Эстаке
Жорж Брак — французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо считается создателем кубизма.
Родился 13 мая 1882 года в Аржантёй в семье художника-декоратора. У своего отца Жорж получил первые навыки в малярном деле. Дед мальчика также занимался отделочными работами и тоже внес свою лепту в его обучение.
Виолончель и кларнет на столе
Виолончель и подсвечник
Работы декоратора не хватало для воплощения обширных художественных замыслов юного художника, он начал обучение профессиональным основам рисования в гаврской Школе изящных искусств. В Париже молодой человек подтвердил свои декораторские умения и получил сертификат, подтверждаюший его навыки. В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. В 1902-1904 годах посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.
Гавань в Антверпене
Гавань в Ла-Сьота.
Брак – один из главных героев раннего авангардизма. Известно, что глядя на его картину, Матисс впервые употребил слово «кубики». И, глядя на нее же, критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм». Однако, художник сильно проявил себя на ниве искусств еще до кубизма.
Гавань в Нормандии
Гитара и фрукты
В 1903 году в парижской Школе изящных искусств Брак удачно познакомился с активно движущимися в сторону фовизма Дюфи и Фриезом. «Матисс и Дерен указали мне путь», — говорил он впоследствии об этом времени.
Гитара, фрукты и кувшин
Нужно заметить, что Брак, в отличие от большинства фовистов, озабочен не только расположением цветовых пятен на плоскости картины, но и построением пространства, что благотворно скажется потом, в его кубизме.
Стакан, графин и газета
Женщина за мольбертом
Кларнет и бутылка рома на каминной полке
Палитра Брака окончательно раскрепостилась в Эстаке, среди средиземноморской красочной несдержанности. Техника стала более разнообразной, вплоть до пуантилизма. Брак удачно выставил шесть эстакских пейзажей в Салоне независимых и все их продал. Но скоро всему этому пришел конец – в Париж уже приехал Пикассо.
Виадук в Эстаке
Большие деревья в Эстаке
Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же.
Сезанновская выставка была откровением для многих. Сезанн, можно сказать, вернул в тогдашнее современное искусство пространство и объем. Пикассо же показал пути развития нового искусства.
Натюрморт с Бандерильи
Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». «Ты пишешь картины, как-будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору. Тем не менее, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей. Художники стали большими друзьями. Брак и Пикассо двигались вперед ощупью, не имея никаких определенных целей, кроме нежелания делать как раньше и желания делать как никто прежде. Позже Пикассо говорил: «Когда мы начинали писать кубистически, в наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. Ни один из нас не составлял особого плана сражения, и наши друзья – поэты — внимательно следили за нами, не давая никаких предписаний». Поэты упомянуты тут потому, что, живя там же, в Бато-Лавуар, они принимали живейшее участие в обсуждении того, в какую сторону можно двинуть современное искусство. Особенно – Аполлинер.
Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц».
Мужчина с гитарой
Выглядит картина менее смелой, чем работа Пикассо. В частности, в ней нет такой отчаянной новации, как несколько точек зрения. Но ближайшим же летом, в 1908 году, Брак снова уехал в Эстак и написал там классические вещи раннего кубизма.
Кларнет и бутылка рома на каминной полке
Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Так как он сам их формировал, совместно с Пикассо. До Первой мировой войны, их работы оказывались иногда малоотличимы друг от друга. Основоположники кубизма даже по-доброму шутили, когда один основоположник подписывал своим именем работу второго основоположника, чем внесли некоторую неразбериху в последующую атрибуцию их работ.
Несомненным новаторством Брака являлось введение в картину разных буквиц, цифр, музыкальных знаков и обрывков фраз, что создавало странное сочетание двух изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового, которые, становились в работе одним пространством.
Натюрморт с Бандерильи
С началом Первой мировой войны Жорж Брак был отправлен на фронт и в мае 1915 года получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.
Натюрморт с кларнетом
Натюрморт на столе
Натюрморт на камине
С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. Не оставляя жанра натюрморта, он обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной; статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства).
Натюрморт с гитарой
Натюрморт с виноградом
В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. Он расписывает в 50-х годах лапидарными изображениями птиц плафон этрусского зала в Лувре и создает множество подобных графических изображений. Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества.
Голова в профиль
В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание).
Жорж Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы.
Лежащая обнаженная (Купальщица IV)
Умер Брак в Париже 31 августа 1963. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Картины Брака представлены в лучших музеях мира.
Источник