Гитаристы, сделавшие историю рока (часть первая)
Можно перечислить сотни великих гитаристов, но число гитаристов, которые действительно изменили музыку, намного, намного меньше. И здесь пойдёт разговор именно о них. Это музыканты, которые повлияли на миллионы и оставили мир не таким, какой он был до них. Можно утверждать, что есть намного более талантливые музыканты, чем некоторые из этих парней, но нельзя сказать, что есть много людей, которые оказали большее влияние на направление рок-музыки, чем они. Итак, гитаристы, сделавшие историю рока в хронологическом порядке.
Чак Берри
Общепризнано, что рок-н-ролл вырос из ритм-энд-блюза. В этой эволюции участвовало много музыкантов, но, с точки зрения гитары — Чак Берри был в эпицентре перехода в новый жанр. Берри был превосходным гитаристом с огромной энергией, которую он вкладывал как в свою сольную игру, так и в партии ритм-гитары. Его звук и стиль сыграли огромную роль в определении того, каким будет рок-н-ролл не только в 1950-х, но и в будущем. Он также был отличным шоуменом, бегал по сцене и играл на гитаре, чего никто до него не делал, по крайней мере, на публике. Это было в конце эры биг-бэндов, когда большинство музыкантов просто стояли на сцене, были красиво одеты и хорошо себя вели. Чак показал другим гитаристам, что это нормально, когда они продумывают своё сценическое поведение, активно ведут себя на сцене и ничего страшного нет, даже если их поведение достаточно резко. Если вы хотите узнать, как и где зародилась рок-гитара, то вряд ли есть лучшее место, чем пальцы Чака Берри. Он был как бы мостом между ритм-энд-блюзом и чем-то совершенно новым, и оказал влияние на бесчисленных гитаристов, которые, услышав его, решили отойти от джаза, блюза или кантри и попробовать этот самый новый рок-н-ролл.
Бадди Холли
В 1960-х годах «Британское вторжение» навсегда изменило мировой музыкальный ландшафт, и рок-н-ролл никогда уже не будет прежним благодаря таким группам, как Beatles и Rolling Stones. Но кто, в конце концов, повлиял на Beatles и Rolling Stones? Чак Берри и американский R&B? Конечно же да, но Buddy Holly and the Crickets были еще одной группой, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие рок-музыки! Холли никогда не будет считаться величайшим гитаристом всех времен, но он был компетентным и креативным музыкантом своей эпохи. Этот список повествует не о крутых гитаристах. Речь идет о тех, кто оставил свой след и дал музыке новое направление, и нет никаких сомнений в том, что сегодня музыка была бы совсем другой без Бадди Холли. Buddy Holly and the Crickets были одной из первых рок-н-ролльных групп с постоянным составом, ориентированных на гитару, которые писали свою собственную музыку, что десятилетия спустя считалось уже обычным явлением для групп. Мы можем даже утверждать, что Холли, по крайней мере отчасти, обеспечил успех одной из самых культовых гитар — Fender Stratocaster . В настоящее время дизайн Strat всем хорошо известен, но он был довольно футуристичным для 1950-х годов. Когда Холли появился со Стратом на сцене в шоу Эда Салливана, это было то, чего многие люди, даже гитаристы, раньше не видели.
Джон Леннон и Джордж Харрисон
Однажды молодой шредер спросил у своего учителя гитары: «Что такого замечательного в Beatles ? Наверное, я понимаю, почему людям могут нравиться их песни, но с точки зрения гитары — существуют десятки групп, таких же хороших, как они или даже лучше».
Немного собравшись с мыслями и подавив свое раздражение, учитель ответил: «Если вы не были гитаристом или, по крайней мере, любителем музыки еще в 1964 году, есть большой шанс, что вы никогда не поймете, почему Beatles тогда поразили всех. Хотя звучание, которое они создавали, кажется сегодня довольно обычным, в то время не было ничего подобного им. Другими словами: вы должны были быть там, в тот момент истории, когда Beatles появились на сцене, чтобы по-настоящему оценить влияние, которое они оказали на музыку. Тогда многие группы и гитаристы по всему миру делали все возможное, чтобы звучать как Beatles, в том числе и те группы, которые позже оставили свой собственный заметный след в мире музыки. В то же время те из нас, кто не пережил это, возможно, никогда не прочувствуют настолько ясно, что Beatles действительно все изменили. Игра и тексты песен Джона Леннона и Джорджа Харрисона (и басиста Пола Маккартни) вдохновили тысячи молодых музыкантов, и многие из них стали гитаристами, которыми теперь все восхищаются.
The Beatles изменили все
Эрик Клэптон
Можно ли назвать Эрика Клэптона первым настоящим героем гитары? Возможно. В любом случае, совершенно точно можно сказать, что он оказал огромное влияние на рок-музыкантов, появившихся в конце 60-х, 70-х и 80-х. Сегодня Клэптон известен как сольный музыкант, но он также был участником некоторых самых влиятельных рок-групп 60-х. Он присоединился к Yardbirds в 1963 году — группе, в которой позже будут звучать великие гитары Джимми Пейджа и Джеффа Бека. Здесь легенда Клэптона начала обретать форму, но вскоре он покинул группу, чтобы заняться другими проектами, прежде всего с Джоном Мэйоллом и Bluesbreakers . В 1966 году Клэптон присоединился к Cream , еще одной группе, сделавшей рок 60-х. Под влиянием Джими Хендрикса (и наоборот) он начал экспериментировать со звучанием, и его стиль продолжал развиваться. Игра Клэптона в Cream прошла по звучанию от времени британского вторжения блюз-рока 60-х к хард-року начала 70-х. В этом смысле, как и многие гитаристы в этом списке, он является как бы мостом от устоявшегося жанра к чему-то новому. Есть веские основания утверждать, что Эрик Клэптон — самый влиятельный гитарист всех времен. Для молодых музыкантов, которые не понимают, почему он так хорош, можно рекомендовать посмотреть его игру в Cream , и всё станет достаточно ясно. Не останавливаясь на достигнутом, он продолжал играть с Blind Faith , Дереком и Домино и затем занялся своей успешной сольной карьерой.
Джими Хендрикс
Ещё раз повторюсь, что это не один из списков лучших гитаристов за всю историю, но если бы это было так, Джими Хендрикс, несомненно, оказался бы на вершине. Если говорить чисто о таланте, то он, казалось, был с другой планеты. Возможно, есть какой-то отдаленный инопланетный мир, наполненный миллионами людей, таких как Джими, но здесь, на Земле, у нас такой пока только один. Его мистическое, не от мира сего, обращение с гитарой — это лишь одна из причин, по которой он оказал такое огромное влияние практически на каждого рок-гитариста, который пришел после. У него также было потрясающее чувство звука и фактуры, и стремление к новшествам, которое большинству из нас не слишком-то свойственно. Он начинал как блюзовый гитарист и находился под влиянием ранних рок-музыкантов, таких как Чак Берри. В середине 1960-х у него «прорезались зубы», когда он участвовал во многих проектах как бэк-гитарист, прежде чем идти своим путем. Блюз оставался основой его стиля на протяжении всей его короткой карьеры, но он также помог сформировать начало хард-рока в конце 60-х и начале 70-х. Его официальная прижизненная дискография невелика по сравнению со многими великими музыкантами, он оставил в наследство три студийных альбома и один концертный альбом.
Джимми Пейдж
По мнению многих людей, образцом хард-рока 80-х была группа Van Halen с диким, свободолюбивым вокалистом и ярким виртуозным гитаристом. Но если оглянуться назад и попытаться понять, где их корни, то сразу видятся L ed Zeppelin , уже в конце 60-х показавшие, какой рок-музыка станет позже. Пейдж, конечно, не был таким виртуозом, как Ван Хален, но он был как бы гитаристом вне правил, если смотреть с позиции 60-х. Led Zeppelin оказали влияние на тысячи гитаристов, которые сформировали роковое и металлическое звучание в конце 70-х, в 1980-х и далее. Как и Клэптон, Пейдж начал свою карьеру с Yardbirds еще до того, как собрал Led Zeppelin в 1968 году. Тогда ещё невозможно было представить, какое влияние он окажет на гитарный мир, особенно на жанр хард-рока. Пейдж — мастер оттенков и окрасок в игре. Конечно же, есть много гитаристов с узнаваемым стилем, но Пейдж полностью управляет нюансами своего звучания, как никто другой. Благодаря тонкостям, вниманию к мелочам, изюминкам в игре, а также манипуляциям с гитарными звукоснимателями и творческому использованию гитарных эффектов, он вывел рок-гитару на новый уровень.
Следующим гитаристом, изменившим рок, был основатель Deep Purple Ричи Блэкмор, об этом — читайте в следующей статье.
Источник
Гитаристы, сделавшие историю рока (часть вторая)
Ричи Блэкмор
Трудно найти хард-роковую или даже металлическую группу, на которую Deep Purple или Rainbow совсем не повлияли бы, даже если сами музыканты этой группы об этом не знают.
. Смешивание европейских классических и блюзовых гамм, квартовые и квинтовые риффы — то, что мы считаем само собой разумеющимся сегодня — во многом дело рук именно этого гитариста, которого в 70-х окрестили «мрачный и непостижимый король хард-роковой гитары». Непостижимость и мрачность, видимо, произошли от его имиджа — средневековые шляпы плюс привычка одеваться в чёрное, ну а король — да, Блэкмор был очень техничен и добавил к блюзовым гаммам, которые использовало тогда большинство гитаристов (собственно, 70-е — расцвет блюз-рока), в том числе и гитаристы из первой части этой статьи базировались именно на них; гаммы из европейской классической музыки (вспомним явные классические арпеджио в Highway Star и Burn) . Известная фраза Ричи:
Я очень уважаю БиБи Кинга, но пять нот . Это слишком мало для меня.
Для тех, кто не в курсе — европейские гаммы в их простейшем варианте включают семь нот (до-ре-ми-фа-соль-ля-си). Гаммы же других континентов (в том числе и блюзовые американские), не сговариваясь между собой, оказались пятинотными. Блэкмор пошёл дальше, введя в багаж рок-гитаристов ненормально громоздкие восьминотные гаммы, для которых тогда ещё не было названия, а позже теоретики окрестили их блюзово-диатоническими (в качестве примера — соло из культовой Smoke On The Water построено на чередовании пятинотной минорной пентатоники и восьмиступенных дорийско-блюзового и эолийско-блюзового ладов).
Новаторские идеи Блэкмора достучались до многих будущих музыкантов — те гитаристы, которые были детьми в 70-х, выросли, чтобы стать гитаристами хард-рока, хеви-метала, трэша, и без Блэкмора и его детищ не было бы многих известных нам металлических групп.
Дэвид Гилмор
Если Хендрикс заложил основы и дал толчок для развития нового тогда направления в музыке — джаз-рок (останься он в живых, несомненно, стал бы звездой джаз-рока и фьюжн, собственно альбом Band of Gypsys именно этим и являлся, просто тогда терминов таких ещё не было). Дэвид Гилмор вместе с Pink Floyd спровоцировал быстрейшее развитие арт-рока, и как следствие, прогрессив-рока, сделав это направление более доступным для широкой аудитории слушателей, чем, скажем, Yes или King Krimson , что привело арт-рок к переходу в мейнстрим. Четыре концептуальных альбома — The Dark Side of the Moon , Wish You Were Here, Animals , и The Wall показали неограниченные возможности прогрессивной музыки, и само звучание гитары Дэвида, стопроцентно узнаваемое, остаётся загадкой для многих. Опираясь, по сути, на блюзовые гаммы с использованием разнообразных видов бендов и широкого вибрато, на резкие отрывистые дабл-стопы, Гилмор создал уникальный стиль игры, простой на первый слух, но никем неповторённый.
Эдди Ван Хален
Хотя Эдди Ван Халену придется сражаться за звание величайшего гитариста всех времен с такими монстрами, как Хендрикс и Клэптон, но он, несомненно, попадает во все топы лучших терзателей шести струн. Хард-рок 80-х годов стал таким, какой он есть, во многом благодаря Эдди и его горячему стратокастеру. Даже если бы Эдди никогда не стал суперзвездой, мы все равно чувствовали бы отголоски его величия. Он был местной легендой на музыкальной сцене Лос-Анджелеса, современником Рэнди Роудса и вдохновителем для таких гитаристов, как Джордж Линч, Уоррен ДеМартини и Джейк Э. Ли. Ещё за годы до того, как аудитория услышала Eruption на первом альбоме Ван Халена, Эдди уже оказал большое влияние на развитие музыки.
Но, к счастью для гитаристов всего мира, Van Halen стали одной из величайших рок-групп в истории. Этот звук, стиль и инновации сформировали поколение рок-металлистов по всему миру. С тех пор многие музыканты сделали то, что делает Эдди, но он был первым и изменил многое в мире рока.
Стиви Рэй Воэн
Дело совсем не в том, что электрический техасский блюз был новым для мейнстримовой аудитории, когда Стиви Рэй Воэн привлек к нему внимание публики в 1980-х. У ZZ Top есть чертовски хороший гитарист по имени Билли Гиббонс, который сделал техасский блюз классным, начиная ещё с 70-х годов. SRV звучал более грубо, он был жёстче, он брал свои фразы у таких гитаристов, как Альберт Кинг, и импровизировал их в свой более роковый стиль. Было что-то такое в его игре, звуке и настроении, что до него не было уловлено ни одним рок-гитаристом. SRV был потрясающим музыкантом с очень необычной подачей и приёмами игры — казалось бы, совсем не для чартов, но при этом некоторые его песни попали в эти самые чарты. Он достиг значительного коммерческого успеха, и, что более важно, познакомил многих молодых гитаристов с блюзом. В те годы многие подростки с гитарами Ibanez — копиями Rhoads V , посмотрев по TV выступление Стиви, вдруг начинали играть блюзовые риффы. Стиви боролся с пристрастием к наркотикам и алкоголю и, судя по всему, победил их, но несчастный случай с вертолетом забрал его из этого мира в возрасте 35 лет. Он оставил после себя четыре студийных альбома (плюс еще два, выпущенных позже) и наследие одного из лучших блюзовых гитаристов всех времен.
Источник