- Особенности и отличия табулатуры от нот
- чем табулатуры отличаются от аккордов?
- чем отличается табулатура от аккордов. можно ли играть на электро гитаре не умея читать табулатуру
- Используют ли профессиональные гитаристы табы?
- Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
- Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
- Большая латинская буква – основной звук
- Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
- Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
- «7» – септаккорды:
- «6» – секстаккорды:
- «9» – нонаккорды:
- «11» – ундецимаккорды:
- «13» –терцдецимаккорды:
- Что такое «add» в названии аккорда
- Примеры обозначений – читаем названия аккордов
- Какие есть способы записи аккордов
- Аккордовая сетка
- Цифрами в ряд
Особенности и отличия табулатуры от нот
Сольные исполните, которые творили несколько десятилетий назад, а также творческие коллективы, ставшие основателями движений и направлений, в настоящее время пользуются большой поддержкой не только у поколения, выросшего на их творчестве, но и молодого поколения. Кстати, именно молодое поколение пытается донести свое видение реальности с помощью музыки. В особенности это актуально для альтернативной рок музыки.
Рок музыка поддерживает идею протеста против устоявшихся ценностей или традиций, царящих в обществе. Именно поэтому этот стиль музыки привлекал большое число молодых поклонников, которые хотели изменений в лучшую сторону.
Одним из наиболее распространенных способов записи музыкального произведения, наряду с нотами, является табулатура. У не проинформированных людей может сразу возникнуть вопрос: каково отличие этого способа от нот?
Чтобы подробнее объяснить «принцип действия» табулатур, нужно привести пример записи музыкальной композиции для гитары, потому как данный инструмент может представить себе любой человек.
Табулатура, как и ноты, также имеет несколько горизонтальных линий. В отличие от нотного стана табулатура носит «буквальный» характер — линии соответствуют количеству и расположению струн на инструменте. Если гитара шестиструнная, то линий в табулатуре будет также шесть и так далее.
Так же, как и нотная запись, табулатура разделена вертикальными линиями на такты. В каждом такте на линиях прописываются не головки нот, а цифры. Каждая написанная цифра должна соответствовать номеру лада, на котором необходимо прижать струну.
Если провести сравнение табулатуры и нот, то можно выявить следующие различия:
Во-первых, музыкальное произведение, которое записано при помощи нот, знающему человеку можно сыграть практически на любом инструменте. Если же рассмотреть табулатуру, то она предназначена только для определенного (конкретного) вида музыкального инструмента и его разновидностей.
Во-вторых, запись в нотном стане дает немного больше свободы в плане способов и вариантов исполнения.
В-третьих, нотная запись по своим параметрам немного сложнее, чем табулатура и считается более совершенным средством записи музыкального произведения. Табулатура дается намного легче, особенно это важно для начинающих музыкантов и является более «легким путем» в изучении и записи музыки.
Источник
чем табулатуры отличаются от аккордов?
Таблатура (tablature или tabulature) — это альтернативный способ записи музыки: каждая линия обозначает не высоту ноты, а струну гитары. Верхняя линия соответсвует первой струне ми. Если используется нестандартная настройка, звук открытой струны пишется перед соответсвующей линией.
В отличие от нормальной нотной записи, в таблатурах редко проставляют длительности. Вместо этого между нотами оставляют свободное пространство примерно соответсвующее времени их звучания.
Вместо длительности ноты на обычном нотоносце, в таблатуре пишется цифра, показывающая на каком ладу прижать струну.
Одним словом, позитива конечно много. Табулатуры активно используются в музыкальном мире. Более того, не возможно представить современную музыку без табулатур. Так что учитесь.. .
При помощи табулатур можно изображать и аккорды, правда в отличие от таблиц аккордов, нельзя указать палец, которым следует зажимать струну.
Источник
чем отличается табулатура от аккордов. можно ли играть на электро гитаре не умея читать табулатуру
Табулатуры или сокращённо «табы» (eng. «tablature») — это ноты применительные для определённого инструмента. Как правило пишутся для струнных инструментов
Табы намного ПРОЩЕ писать и читать, чем обычные ноты.
Объяснение на примере классической 6 струнной гитары. Вы видите перед собой шесть горизонтальных полосок, символизирующие 6 струн гитары (всё равно что вы смотрите на гитарный гриф, вверху более высокие [тонкие] струны, внизу более низкие [толстые]) .
А дальше цифрами отмечаются лады, например:
Вначале вы извлекаете ноту на третьей струне втором ладу, затем на второй струне пятом ладу, потом обе ноты одновременно. Для этого вам даже не обязательно быть снакомым с нотной грамотностью и вам по идее всёравно какая это конкретно нота. Всё просто и наглядно.
Но при этом для таблатур не существует единого стиля написания. Поэтому разные авторы используют разные обозначения. Внимательно читайте комментарии, находящиеся в файлах таблатур — это поможет вам разобраться что к чему.
Источник
Используют ли профессиональные гитаристы табы?
Что лучше, удобнее, «прогрессивнее» для гитары — ноты или табы? Послушаем два противоположных мнения.
На гитаре нота может быть взята в нескольких местах на грифе. Аккорды могут быть сыграны на грифе так же в разных формах. Выбор того, где играть ноты и какую форму аккорда использовать, зависит от контекста: какие ноты или аккорды были до этого, а какие будут после.
Опытный гитарист постарается сделать так, чтобы количество движений на грифе было минимальным. Джазовые гитаристы используют формы аккордов, которые находятся в пределах нескольких ладов друг от друга, и редко используют все шесть струн для взятия аккорда.
Табы предписывают вам играть ноту только в одном месте на грифе. Они сообщают вам и то, какую форму использовать для взятия аккорда. Это нормально, но многому из этого не научишься. Многие табы, которые вы найдете в Интернете, неточны. Некоторые просто ошибочны. Даже лучшие из них — лишь чья-то интерпретация того, что играет другой гитарист. Всё, что вы когда-либо получаете из табов — это способ скопировать то, как кто-то думает, как играет третий гитарист. Вы становитесь копией чужой копии .
Еще одна слабость табов заключается в том, что часто они плохо сообщают вам ритмическую организацию музыки. Часто автор советует вам послушать запись, чтобы узнать ритм. ИМХО, если вы собираетесь послушать запись, чтобы узнать ритм, вы также можете и послушать её, чтобы узнать реальные ноты. Так вы узнаете намного больше о музыке. Это будет обучением на слух.
Чего вы никогда не получите, полагаясь только на табы или обучаясь только на слух — это то, что это за ноты. Это до-диез или ля-бемоль? Вы не узнаете структуру аккордов, разницу между мажорным и минорным трезвучием, септаккордом и так далее. Вы можете понять разницу между музыкой в размерах 3/4 и 4/4, но в первый раз, когда вы столкнётесь с размером 6/8 или 7/4, вы будете сбиты с толку.
Профессиональный музыкант должен уметь переносить музыкальное произведение в разные тональности, чтобы соответствовать высоте голоса певца. Профессиональный гитарист должен быть, прежде всего, профессиональным музыкантом вообще, и только затем гитаристом.
Традиционные ноты подскажут, какие ноты играть, как долго их играть, играть ли их быстро, отрывисто или связно. Ноты также сообщат вам, в какой тональности песня и каков её точный ритм.
Каждый гитарист со временем разовьёт свой собственный стиль. Это происходит естественным образом в течение многих лет. Я бы сказал, что лучше, если вы сами научитесь делать выбор, где сыграть какую ноту, чем будете всегда просить кого-то объяснять вам, где её играть.
Тратить слишком много времени на овладение навыком чтения табов — пустая трата времени . Лучше научиться читать ноты и узнать, где они находятся на грифе. Это включает в себя знание всех положений каждой ноты на грифе.
Даже если вы не хотите учиться бегло читать с листа, стоит изучить теорию музыки. Как минимум, вы получите понимание того, как строятся гаммы и аккорды, и как это влияет на их формы на грифе.
Что касается того, как поступают и чем пользуются профессиональные гитаристы — это индивидуально . Но, если вы хотите работать профессионально, лучше всё-таки научитесь читать ноты.
Стандартная музыкальная нотация похожа на монополию Microsoft в нетехнической офисной среде. Да, она широко распространена среди профессионалов. Но это не значит, что это «лучшая» система. Это просто то, что сейчас преобладает.
Все современные компьютерные системы набора табов (например, Guitar Pro) также могут выводить и стандартную нотацию. Табы чрезвычайно информативны. Для игры замысловатых пьес, где важна точная природа исполнения, табы превосходны.
Например, когда я разучиваю пьесу Баха по стандартной нотации, я сразу же начинаю покрывать её собственными заметками. Стандартная нотация Баха для меня совершенно бесполезна. Мне нужно придумать собственные способы фразировки, что иногда может означать скольжение вверх на 15 ладов вместо того, чтобы оставаться в позиции, и так далее. Чтение стандартной нотации с указаниями пальцев и римскими цифрами для позиций — это фарс.
Для меня выбор стандартной нотации в качестве собственной системы был бы подобен предпочтению версии красивого изображения с уменьшенным разрешением, когда у меня есть возможность сохранить в формате RAW без потерь. В наши дни размеры файлов и пространство для печати не являются ограничивающими факторами. И если дирижер или продюсер работают для коллектива, то у исполнителей должна быть возможность выбора любого формата, который они пожелают.
Табы прекрасны. Они добавляют информацию о грифе и геометрии аппликатур. Если вы действительно хорошо знаете гриф, вы можете смотреть на табы с записанным ритмом и очень легко играть то, что находится перед вашими глазами, что само по себе является формой чтения с листа.
Подумайте об этом — кого волнует, как ваш мозг узнает, что какая-то нота является до первой октавы? Гитара всё равно транспонирующий инструмент (все ноты на нотоносце перемещены). Было бы быстрее, если бы я увидел табы, указывающие на лад и струну.
Я знаю гриф от и до. То же самое и с аккордами. Если я вижу что-то вроде 3–5–3–3–3–5, мой мозг уже знает, что это Gm9. Для меня эти числа сразу передают информацию о звуках G D F Bb D A. Представление стандартной нотации об этом чем-то «лучше»?
Возвращаясь к геометрии и визуализации, паттерны из 3 нот на струне действительно соответствуют физическим свойствам наших рук и инструмента. Аккорды и арпеджио также имеют вполне определённую геометрию на грифе. Почему бы мне не записать музыку таким образом, чтобы сразу передать визуализацию, геометрию грифа, ритм и сами ноты? Кроме того, как только вы попадаете в музыку, которая охватывает широкий диапазон, вы сразу же получаете раздражающе отметки типа «8va».
Настойчивое требование музыкального сообщества придерживаться стандартной нотации для гитаристов похоже на несчастные древние армии, которые считали, что новые технологии бесполезны. Это как из ностальгии отдавать предпочтение химическому процессу проявления плёнки. Мир не стоит на месте.
Стандартная нотация просто более распространена. Табы, вероятно, будут больше и больше проникать в сообщество профессиональных аранжировщиков, и именно поэтому такие программы, как Finale, постепенно добавляют всё больше и больше поддержки табов. И наоборот, программы нотации табов, такие как Guitar Pro, постепенно добавляют улучшенную поддержку средств аранжировки.
В идеале стандартная нотация может быть отправной точкой для гитариста, получающего музыку от аранжировщика, но табы были бы желаемым конечным состоянием. В тех случаях, когда аранжировщик обладает знаниями игры на гитаре и стремится к определённому тембру, фразировке, возможно, звучанию открытых струн и так далее, можно сразу перейти к табам.
Стандартная нотация представляет прошлое, а нотация с использованием табов — будущее.
Источник
Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?
Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).
Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.
Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.
Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:
Большая латинская буква – основной звук
Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.
По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:
Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)
И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.
Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль
Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:
- G (соль)
- G# (соль-диез) – с диезом, соль повышается на полтона.
- Gb (соль-бемоль) – с бемолем, соль понижается на полтона.
Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.
Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).
Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):
Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?
Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.
Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.
А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).
Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.
Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.
aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).
dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).
sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).
Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона
-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона
«7» – септаккорды:
7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).
m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.
maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)
Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.
m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7
dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)
m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7
«6» – секстаккорды:
6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)
m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6
«9» – нонаккорды:
9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.
9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.
maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).
m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень
#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.
b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.
«11» – ундецимаккорды:
Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)
При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).
11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11
maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)
m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)
#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)
«13» –терцдецимаккорды:
Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).
13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени
maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)
b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).
Что такое «add» в названии аккорда
add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.
Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).
А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).
В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).
Примеры обозначений – читаем названия аккордов
Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:
Fm7:
- «F» – это латинская буква обозначает ноту фа, значит аккорд Фа…
- «m» – минор, аккорд минорный, Фа минор…
- «7» – малая септима, малый септаккорд,
- и вот полное название аккорда в буквенно-цифровом обозначении:
Fm7 – Фа минор септаккорд, или малый минорный септаккорд от ноты Фа.
Amaj9:
- «A» – это Ля
- «maj» – большой мажорный септаккорд
- «9» – добавляется 9-я ступень.
- Читаем название полностью: Amaj9 – Ля большой мажорный септаккорд с 9-ой ступенью, или большой мажорный септаккорд от ноты Ля с добавлением 9-ой ступени.
И ещё несколько примеров посложней:
E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.
A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.
Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).
Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.
Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.
Какие есть способы записи аккордов
Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.
Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).
Аккордовая сетка
Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).
Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):
Изображение грифа в вертикальном положении:
- шесть вертикальных линий – это шесть струн гитары: слева направо – от 6-ой (самой толстой) до 1-ой (самой тонкой).
- горизонтальные линии – это лады на грифе гитары.
В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.
Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.
Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.
Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.
Пальцы левой руки:
- 1 – указательный
- 2 – средний
- 3 – безымянный
- 4 – мизинец
И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.
Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).
Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.
Цифрами в ряд
Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.
Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:
В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.
Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:
- 1 символ в строке (слева направо) – для 6-ой струны (самой толстой);
- последний (шестой) символ в строке – для 1-ой струны.
Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).
Если «0» – открытая струна, не прижимается.
А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.
Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:
- читаем название Am – это Ля минор;
- первый символ в строке – это 6-ая струна: обозначение «X» – значит 6-ая струна не звучит в этом Am.
- 2-ой символ в строке – 5-ая струна: цифра «0» – открытая, не прижимаем, но звук извлекаем.
- 3-ий символ – 4-ая струна: цифра «2» – прижимается на втором ладу.
- 4-ий символ – 3-ая струна: «2» – тоже прижимается на втором ладу.
- 5-ый символ – 2-ая струна: «1» – прижимаем на 1-ом ладу.
- 6-ой символ – 1-ая струна: «0» – звучит открытая.
Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.
Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.
Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).
В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).
- Итак, на 1-ой линии (струне) – «0». Значит, не прижимается.
- На второй – «1»: нужно прижать на 1-ом ладу.
- На 3-ей – «2»: на 2-ом ладу.
- На 4-ой – «2»: тоже на 2-ом ладу.
- На 5-ой – «0»: открытая.
- На 6-ой нет цифр и каких-либо обозначений – значит, в аппликатуре она не звучит. Также незвучащие струны в аккорде, обозначаются «X» на линиях.
Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.
Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.
Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.
Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.
В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.
Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).
Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.
Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.
Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.
Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!
Источник