Чем челеста отличается от пианино

Челеста

Существуют звуки, напоминающие волшебство. Все их знают. Не все понимают, какой музыкальный инструмент способен окунуть в сказку. Челеста – музыкальный инструмент, способный сделать это.

Что такое челеста

Челеста – клавишный ударный инструмент небольшого размера. Средняя высота составляет один метр, ширина – 90 сантиметров. По классификации относится к идиофону.

Слово «челеста» (по-другому – целеста) в переводе с итальянского языка означает «небесный». Название максимально точно описывает звучание. Услышав его единожды, забыть уже невозможно.

По внешнему виду напоминает пианино. Сверху имеется полка для нот. Далее – клавиши. В нижней части установлены педали. Исполнитель располагается на удобном стуле перед образчиком.

Данный музыкальный инструмент редко используется соло. Чаще всего звучит в составе группы, под руководством дирижера. Челеста используется не только для классической музыки. Появляются подобные звуки в джазе, популярной музыке, роке.

Как звучит челеста

Звучание челесты в музыке относится к образчикам, способным изумить меломана. Звук похож на перезвон небольших колокольчиков.

Существует разделение образцов на два вида, при котором рассматривается диапазон звучания:

  • Инструмент способен охватывать четыре октавы: начиная с «до» 1-ой октавы и заканчивая «до» 5-ой октавы (с1 – с5). Является наиболее популярным видом.
  • До пяти с половиной октав.

Подобная классификация поможет подобрать подходящий вариант для различных музыкальных произведений.

Устройство инструмента

По внешнему виду напоминает пианино. Соответственно, механизм получения звуков похожий, но более простой.

Исполнитель, удобно расположившись на стульчике, нажимает клавиши, которые связаны с молоточками, бьющими по металлическим платформам. Последние установлены на деревянных резонаторах. В результате подобного удара появляется звук, напоминающий звон колокольчиков.

История создания челесты

История создания начинается с далекого 1788 года. Ч. Клаггет собрал «камертонный клавир», считающийся прародителем челесты. Механизм основывался на ударах молоточков о камертоны. Разное звучание достигалось за счет разных размеров стальных камертонов, установленных в образце.

Второй этап истории начинается с момента создания французом Виктором Мюстель «дультисона». Произошло событие в 1860 году. Данный образчик имел схожий принцип работы. Позднее сын Виктора, Огюст Мюстель доработал механизм. Камертоны были заменены на стальные пластины с резонаторами. В 1886 году данное изобретение было запатентовано. Полученный образец назвали «челеста».

Использование

Создание нового инструмента повлекло его появление в различных произведениях. Наибольшую популярность получил в конце 19 и начале 20 веков.

Впервые целеста появилась в произведении У. Шекспира «Буря» в 1888 году. Применил ее в составе своей группы композитор Эрнест Шоссон. Это было триумфальное звучание академической музыки.

Данные выступления во Франции поразили П.И. Чайковского. Русский композитор восхищался услышанным и решил привезти данное звучание на родину. Звуки колокольчика появились в произведениях великого музыканта. Впервые в России событие произошло в 1892 году в Мариинском театре на премьере балета «Щелкунчик». В последующие годы подобные звуки появились в балладе «Воевода».

В классической музыке челеста появлялась и в других творениях известных композиторов. Г. Малер включил ее в симфонии №6 и №8, «Песнь о земле». Г. Холст – в сюиту «Планеты». Симфонии номер 4, 6 и 13 Дмитрия Шестаковича также содержат подобные звучания. Появлялся инструмент в операх «Сон в летнюю ночь» (Э. Бриттен), «Дальний звон» (Шрекер), «Эхнатон» (Ф. Гласс).

Звуки «колокольчика» встречались не только в симфонических произведениях. В начале 20 века подобные звучания начали появляться в совершенно ином стиле – джазе. Сюда могут относиться Э. Хайнс, Х. Кармайкл, О. Питерсон, Ф. Уоллер, М. Льюис, Т. Монк, Д. Эллингтон. Музыканты успешно использовали челесту в своих композициях.

Интересные факты

Целеста – удивительный по звучанию инструмент. Может выглядеть как пианино, но звучание неповторимо.
Взять хотя бы интересный факт, связанный с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Во втором акте под хрустальные капельки мелодии танцует фея Драже. Создается впечатления, что горошины из стекла падают на серебряное блюдце, а потом отскакивают и пропадают. Другие же сравнивают данные звуки с падением капель воды. Замысел композитора смог стать реальностью благодаря «небесному». Чайковский восхищался им. И в то же время боялся делиться находкой. Храня тайну, с помощью П.И. Юргенсона сумел выписать инструмент из Франции. Тайна хранилась до самой премьеры.

Описанный факт лишь подтверждает неповторимость и уникальность челесты. Простой механизм позволяет получить незабываемые звуки «колокольчика». Вплоть до настоящего времени не существует инструмента, который смог бы стать альтернативой «небесному».

Источник

Особенности челесты

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Что такое челеста, ответит в лучшем случае каждый десятый случайный прохожий. Если проводить опрос среди не музыкантов, статистика узнавания может быть такой или даже еще менее оптимистичной. Но никогда не поздно узнать что-то новое, тем более если речь идет о таком красивом инструменте с интересной историей.

Что это такое?

Красивое итальянское слово celesta означает «неземная». Именно таким романтичным словом назвали клавишно-ударный инструмент, который похож на пианино, только маленькое. Если охарактеризовать его звучание, это будет приятный перезвон крохотных колокольчиков. Исполнитель касается клавиш челесты, а они приводят молоточки в движение. А уже молоточки бьют по небольшим стальным платформам, зафиксированным на резонаторах.

Резонаторы обычно делают из дерева.

Этот механизм повторяет фортепианное устройство, только упрощенное. Официально челеста становится клавишным металлофоном. Его сравнивают не только с пианино, но и с фисгармонией. Он считается очень популярным среди дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Конструкция челесты усиливает основные тоны, благодаря чему звук смягчается, приобретает глубину и действительно сравним с мелодичным колокольным перезвоном. Чех Антони Модр говорил, что челеста является чем-то средним между роялем и колокольчиком. Упоминал он и сравнение инструмента со стеклянной гармоникой. А еще Модр сравнивал звучание челесты с арфой.

У инструмента есть единственная педаль, и она играет ту же роль, что педаль фортепиано. В современных моделях она находится справа от середины корпуса. Но внешнее сходство инструментов – еще не все. Диапазон челесты – от До первой октавы до той же ноты пятой октавы. Сегодня это музыкальное изделие изготавливают два крупных бренда: немецкий Schiedmayer и японский Yamaha.

Инструмент обладает хроматическим звукорядом, ноты для него пишутся в скрипичном ключе (преобладает басовый) на двух нотоносцах, в чем инструмент также схож с фортепиано. К слову, вопрос о принадлежности челесты все так же вызывает дискуссию. Тот же Модр относил ее к группе самозвучных, то есть идиофонических инструментов, звук которых получается за счет движения упругого материала. В музыкознании же челеста считается ударно-клавишным или отдельно – ударным и клавишным инструментом.

История происхождения

За 12 лет до начала XIX столетия лондонский специалист по фамилии Клаггет изобрел камертонный клавир, который можно назвать «отцом» челесты. Работал он так: молоточки ударяли по разноразмерным камертонам. В 60-х годах этого же века француз по происхождению Мюстель сделал инструмент, очень напоминающий такой клавир, он стал называться дульситон. Впоследствии его сын Огюст доработал отцовское изобретение: вместо камертонов он оснастил его металлическими пластинами с резонаторами. И новый музыкальный предмет стал очевидно походить на пианино, только звук его был как нежный колокольный перелив.

В 1886 году была зарегистрирована сама челеста. На пересечении двух столетий ее ожидала эра популярности, золотая для нее. В 1888 году в драматическом произведении Шекспира «Буря» впервые был задействован этот инструмент с голосами колокольчиков, популяризировал его композитор Шоссон.

В XX веке челеста звучала в произведениях авторства Шостаковича, Кальмана, Бриттена, Фельдмана – имен, находящихся в первом ряду мировой классической музыки. В 20-ые годы нашлось место челесте и в джазе, ее прославили исполнители Хоги Кармайкл, Арт Тэйтум и Оскар Питерсон. А десятилетием позже джазмену Фэтсу Уоллеру удалось продемонстрировать необычную технику игры на челесте, точнее, на двух родственных инструментах сразу, ведь левой рукой Уоллер играл на фортепиано.

У нас челеста также не осталась незамеченной. Петр Ильич Чайковский услышал ее звучание в 1891 году на одном из парижских концертов. Инструмент очаровал Чайковского, и он решил привезти его на родину. И вот в 1892 году на премьере в легендарной Мариинке – на уже ставшем легендой мировой музыке спектакле «Щелкунчик» – прозвучала челеста.

Впервые в России – и сразу в таком великом произведении!

Звучание челесты было невероятно точным и убедительным в том моменте балета, когда на сцену выходит фея Драже. Казалось, инструмент даже передает падающие капельки воды. Также челесте нашлось место и в таких работах, как «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Дальний звон» Шеккера, сюита «Планета» Холста, опера «Эхнатон» Гласса и т. д.

Особенности звучания

Гофман говорил, что музыка приходит на помощь тогда, когда выразить что-то обычными словами не получается. Челеста является примером инструмента, звук которого очень выразительный, запоминающийся, пронзительный. Множество маленьких колокольчиков переговариваются друг с другом – точнее и не скажешь. Это всегда ассоциируется с волшебством, сказкой, созданием атмосферы, которая действительно завораживает и уносит слушателя в ту прекрасную даль, что создал композитор.

Также сравнивают инструмент со звучанием хрусталя. Как будто та же фея берет серебряную ложку и нежно ею ударяет по хрустальным ножкам фужеров или вазам. Именно так звучит челеста – проникновенно, тонко, завораживающе. Пожалуй, лучше вариации феи Драже ничего нет, чтобы познакомиться с инструментом и очароваться им.

Применение

Наиболее активно челеста используется в академической музыке. Став частью культовых произведений, она уже прописала свое имя в музыкальной истории. В работе «Море» Клода Дебюсси также звучит челеста, как появляется она и в «Американце в Париже» великого Гершвина. И как не упомянуть звучание множества чистых колокольчиков в легендарных «Огнях большого города» Чарли Чаплина или в «Пиноккио» Пола Смита. Особенно полюбилась мелодичная, романтичная челеста американцу Джону Уильяму, который писал музыку для фильмов.

Бадди Холли, Битлс, Зэ Бич Бойс, Пинк Флоид – вот те группы (одни из), которые сделали челесту голосом роковых композиций тоже. Узнавать инструмент в хитах культовых коллективов – особое удовольствие для меломана.

Она может солировать или быть одним из голосов оркестра, может становиться созвучием в общем хоре или выходить на передней план – лирический, трогательный. Инструмент сложно назвать экзотическим, ведь он и сегодня существует, используется музыкантами, повторяется в известнейших хитах мировой музыки. Но вот играть на нем для себя, дома – удел единиц, которых привлекают такие, все же относительно редкие инструменты. Но те, кого чарует пианино и притягивает все необычное, могут не остановиться перед этой эксклюзивностью и покорить еще один инструмент.

Он точно может стать самым трогательным в общей коллекции.

Источник

Чем челеста отличается от фортепиано? ​

Челеста это прабабушка фортепиано , ее изобрели в 18 веке

Она отличается как внешним видом так и звуком.по звуку она напоминает звучание колокольчиков

Челеста- ударно-клавишный инструмент в переводе с итальянского -«небесный». Клавиши приводят в движение молоточки,которые ударяют не по струнам ,как у фортепиано,а по металическим пластинкам.Имеет 4 октавы, начиная с 1 и выше. Звук челесты напоминает звучание колокольчиков.

Любите маму пока она смеётся
пока горят её глаза и на улице солнце
голос её в душу мою льётся
я знаю ты сомной рядом ты моё солнце

Спасибо тебе за тепло и доброту за любовь без края и за веру в мечту
Спасибо что ты есть ты моя родная самая ,самая милая и дорогая .
Прости меня мам за то что я не умеха
Прости меня за не збывшиеся мечты поверишь ли мам когда все плохо жить не спасает так как ты спасаеш ты и я всегда переживала чтоб ты не кричала приходила очень поздно а ты запивала тебе надоело меня чему-то учить да я всё понимаю но ты меня прости.
Прости меня мам
прости меня за всё
Будь рядом дари мне своё тепло
знаю самною очень тяжело но ты как-то терпишь и нелегко
прости меня мам прости меня за всё
Будь рядом дари мне своё тепло
знаю самною очень тяжело но ты как-то терпишь и нелегко .
Обнимаю тебя и тепло по своему телу я без тебя не смогу я без тебя не сумею
тебе было больно когда отец ушол но у нас и без него всё хорошо
мам сделай как раньше не моё а наше я не хочу быть старше мне очень страшно и если спросят кому я жизнь свою отдам я назову с улыбкойтвоё имя мам
ты моя самая хорошея самая красивая я люблю тебя, ты у меня сильная.
Прости меня мам
прости меня за всё
Будь рядом дари мне своё тепло
знаю самною очень тяжело но ты как-то терпишь и нелегко
прости меня мам прости меня за всё
Будь рядом дари мне своё тепло
знаю самною очень тяжело но ты как-то терпишь и нелегко .

Источник

Оцените статью