Советские акустические
Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.
Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.
Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт». |
Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено. |
Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Источник Чем хороши советские гитарыДля начала стоит определиться с тем, что попало к нам в руки. К сожалению, название модели и производителя может на многих инструментах отсутствовать по разным причинам. На многие советские гитары эта информация просто не наносилась, или присутствовала на картоночке в виде артикула. (Надписи типа: «инв.№ 0000015, украдено в ДК ЖД», выполненные на задней стороне деки краской для пола вряд ли нам помогут.) На некоторых инструментах подобная информация присутствовала, но по разным причинам могла быть утрачена в ходе эксплуатации или модернизации многими поколениями владельцев. Но не отчаивайтесь, можно зайти на замечательный сайт и поискать там свой инструмент на фотографиях. Скорее всего, он там будет. Страны производители гитар массово встречавшихся в СССР. Теперь можно немного поговорить о производителях: Самые хорошие в соцлагере гитары производили в Германии (в ГДРовской её части, конечно ), тому было много причин, но несомненно, главная — немецкая тщательность и аккуратность. Кстати на примерах немецких гитар видно как с течением времени немцы постепенно утрачивали оба эти качества. Те же «Leadstar» выпущенные в восьмидесятых собраны уже гораздо хуже чем многочисленные модели 60х-70х. Из производителей наиболее известна «Musima» .В целом, инструменты действительно неплохи для своей ценовой категории (нельзя забывать что, старые инструменты делятся на плохие и хорошие не только по линии «железного занавеса», но и по цене, и в Европе и в США производилось множество недорогих и не очень качественных моделей). На втором месте стояли чешские инструменты. Чехи в чём-то возможно даже практичнее немцев, они вполне способны были производить весьма качественные инструменты, но быстро попали в условия, где качество продукции было на втором месте после количества и легендарные «Futurama» быстро сменились поточными изделиями мега концерна Jolana. Что только не производили чехи: и оригинальные модели, и откровенные копии, и стилизованные под копии инструменты типа «Iris». По звуку эти инструменты, обычно проигрывали немцам, но имели замечательные эксплуатационные характеристики. На них можно было играть под дождём и градом, периодически роняя их в лужу и отбивая декой стрелы враждебных индейцев. В паспортах многих гитар даже стояла пометка о том что инструмент покрыт особым ударопрочным составом. Фирменной «фишкой» Jolana была отвертка-задняя пуговица для ремня. Почётное третье место делят поляки и болгары. Их инструменты были значительно хуже, чем чешские. Польские на просторах СССР встречались редко, а вот болгарские были распространены очень широко. В первую очередь в глаза бросался контраст между работой грамотного инженера, который придумал (или скопировал) гитару, и работой отдельно взятого коллектива рабочих, которые всё это «воплотили». Игра на болгарской гитаре обычно начиналась с переделки всего, что только можно было переделать, так чтобы оно работало. Как ни смешно, но чешские и болгарские инструменты стоили почти одинаково, однако специфика советского рынка позволяла продавать и болгарские «брёвна» тоже. Самыми плохими на постсоветском пространстве были гитары, произведённые в СССР. Производство этих инструментов было поручено самым разным заводам и фабрикам имеющим к производству гитар очень отдалённое отношение: бывшие рояльные, мебельные и экспериментальные баянные фабрики высоко подняли знамя советского электрогитаростроения и понесли его над планетой. И хотя у людей занимавшихся этим вопросом были не лучшие стартовые условия, они с неизменным качеством производили электрогитары не один десяток лет… без всякой тенденции к улучшению продукции… Даже то что на советских гитарах появлялись узлы и детали откровенно «слизанные» с буржуйских моделей делу не помогало. Конечно понятно, что в тех условиях можно было продать всё что угодно с ценником «электрогитара». Но временами, копаясь в очередной советской гитаре, я начинал разделять параноидальную идею одного моего знакомого про идеологический заговор КГБ против рок-музыкантов, у которых отбивали всякую охоту играть, предоставляя им подобные инструменты. Действительно, спроэктировать и сделать многие инструменты так плохо можно было только нарочно, некоторые вещи объяснить обычным совковым пофигизмом нельзя. Пожалуй, главным отличием советской электрогитары от болгарской была невозможность переделки её в играющий инструмент без титанического приложения сил и средств. В каком ещё государстве «юные техники Грузии» могли бы конкурировать с огромными заводами по качеству продукции? В стране советов было принято показушно использовать всё отечественное, но если обратиться к официальным кинофотоматериалам той эпохи — найти в них советскую электрогитару будет невозможно. Самое плохое на чём играли на эстраде – это чешские инструменты. И как правило, на них даже не играли, а просто прыгали под фонограмму под конец совка т.к. шнуры из них торчат далеко не всегда . А на чём эту фонограмму писали – можно предположить глядя на записи праздничных концертов с участием оркестров гостелерадио и т.п. – все электрогитары да и прочие инструменты в руках музыкантов из очень антисоветских стран. Так что слушая очередной рассказ про: «наши гитары «Урал» не хуже «фендера» какого-нибудь» не стоит относиться к нему всерьёз. Рассказчик или не играл на «фендерах» или не играл на «уралах». Влияние сохранности на звук и ценность инструмента. Кроме производителя конечно на качество инструмента влияет и его состояние. Идеально сохранные инструменты «винтажные» (vintage) в наших широтах почти не встречаются. Один раз мне предложили винтажный «Роден» «…в не распакованной заводской таре…» со склада одной воинской части, где он пролежал без использования долгие десятилетия. Но жадный прапорщик, увидев мой интерес, попросил совершенно неподьёмных денег, и сделка не состоялась:). Ни до, ни после винтажные инструменты на моём пути не встречались. Если в каком-нибудь форуме или на какой-нибудь доске объявлений встретите информацию о том что «продается винтажная гитара в хорошем состоянии почти не игранная, с новыми хорошими китайскими звукоснимателями» знайте, что в конце объявления просто забыли поставить смайлик. Настоящий «винтажный стандарт» допускает растрескивание лака и потемнение металлических деталей от ВРЕМЕНИ, любые другие изменения, как правило, выбивают инструмент из этого класса. Правда даже если у вас действительно винтажный «Урал» рассчитывать что он может стоить каких-то приличных денег пока не приходится, увы, 90% цены винтажного инструмента зависят от редкости модели и громкого имени производителя. Так же идеальная сохранность инструмента ещё не гарантирует хорошего звучания. Как правило, даже наоборот, инструмент долго бывший в употреблении «разыгранный» (если его не били об сцену и не снимали лишние детали) будет звучать значительно лучше, чем его родной брат, провисевший всё время на стене или пролежавший в заводской упаковке. Такой парадокс можно объяснить тем, что в процессе постоянной эксплуатации от вибраций происходят какие-то изменения с волокнами деревянной части инструмента. «Разыграть» звукосниматель, подвес, машинку и пластмассовую ленинградскую полуакустическую гитару невозможно. Второй фактор от которого со временем может улучшаться звук советского (да и не только) инструмента – это растрескивание и отбивание лака. Лак в СССР улучшает звук музыкального инструмента, на мой взгляд, только в советском фильме «Визит к минотавру». В большинстве остальных случаев (очень дорогие буржуйские инструменты мы не рассматриваем, я их не потрошил и информации на эту тему, к сожалению, не имею) лак – необходимое зло с которым приходится мириться. В первую очередь лак необходим для придания инструменту товарного вида и предохранения деревянной части от влаги и потери того же товарного вида. К сожалению, любой лак сохнет весьма продолжительное время, иногда годы (это отвердеть он может быстро) и на этой стадии влияет на вибрацию (т.е. звук) инструмента примерно как мокрая тряпка, обмотанная вокруг деревянной части. Кроме того, препятствуя попаданию влаги в дерево, он не менее эффективно препятствует выходу влаги из дерева, а дерево для хорошего инструмента должно быть ОЧЕНЬ СУХИМ. Желательно выдержанным десятилетиями, а не высушенным в термической или микроволновой сушилке. Для советских инструментов дерево высушивали ровно на столько, чтобы его не коробило после склейки (а иногда и на столько не высушивали ) и покрывали толстенным слоем обычно полиэфирного лака сохнущего десятилетиями. Более-менее нормальный лак применяли только ленинградцы пока не перешли на пластмассовые корыта. В таких условиях сколы и трещины в лакировке были для инструмента настоящим благом . В настоящее время и дерево и лак на советских инструментах обычно уже «досохли» поэтому царапать или соскабливать лак и сушить «весло» над газовой горелкой для улучшения звука необходимости уже нет. А при переделке с перекраской нужно помнить, что звук инструмента после перекраски на какое-то время станет хуже. При перекраске и покрытии акриловыми лаками (столь любимыми современными производителями) это время займёт десятилетия. При работе с нитроцеллюлозным составит не меньше полугода. Иногда можно найти подробные описания тест драйвов советской гитары, скажем со струнами дадарио на комбике маршал, изобилующие фразами «плотность звука» и «яркость атаки» с общим выводом про то что «мой «Урал» лучше моего же «сквая»», и с робкими сожалениями по поводу неиграбельности грифа, недержания строя, не в том месте прибитого порожка и других неприятных мелочей, которые не позволяют извлекать все эти божественные звуки из замечательного отечественного инструмента. Описаниям подобным обычно верить вполне можно, но с обычным резюме: «да наши гитары не хуже» все-таки можно поспорить. К сожалению, по дожившим до наших дней экземплярам, обычно нельзя составить адекватное представление о том, как выглядела основная масса инструментов. То, что дожило, кроме улучшения акустических свойств деревяшки от времени и улучшения электрической части пользователями прошло ещё и длительный «естественный отбор»: совсем кривые, косые и безголосые инструменты передавались от музыкантов к «панкам», у которых и находили свой мучительный конец. Наши гитары к сожалению хуже… однако если пересчитать их фантастическую для СССР стоимость 120-170 руб. в доллары не по официальному курсу 63 коп за 1 доллар США (существовавшему только в газете «Известия») а по курсу «чёрного рынка» (где реально можно было получить зелёную бумажку) 4-10 руб. за доллар, можно понять ещё одну причину этого «хуже». У меня, к сожалению, нет достаточной информации о каких-либо гитарах продававшихся с завода в США за 15-30$. Возможно они и были в те далёкие годы, но всемирной популярности не завоевали. И что теперь с этим поленом можно делать? Однозначный ответ на этот вопрос – личное дело каждого. Многое зависит от инструмента. По немецким и чешским гитарам сложно дать рекомендации, не видя гитару. Очень может быть, что достаточно подкорректировать анкер и заменить колки и электрическую часть для получения хорошей гитары, а может ей уже ничего не поможет. Болгарские же гитары можно приравнять к советским, все дальнейшие рекомендации будем давать владельцам именно этого класса инструментов. И так к нам в руки попала более менне сохранившаяся советская гитара, теперь нам необходимо определиться чего мы хотим от этого инструмента и что мы можем с ним сделать. Путь умеренно стеснённого в средствах МУЗЫКАНТА: Рабочий инструмент для повседневной игры? Колки 25-30$, машинка 10$, новая схема на самых дешевых корейских деталях 10-15$, добавляем услуги Шамрая: грубо — 100$, а ещё не худо бы поменять звучки, и лучше бы не на самую дешёвку . а это где-то 50$. Ну и исходная стоимость полена 10-50$. Суммировать лень, но на нового фила или б.у. скваера мы финансов уже имеем. Филы — отдельная песня, но если перебрать партию из 20шт. (ох и любят это владельцы музмагазинов . лучше сразу к оптовику идти можно найти пару инструментов с нормальным звуком на которых можно повседневно играть, а добавив к ним деталей ещё на 100$ получить пристойный инструмент. Б.у. инструменты за эти деньги могут обладать уже вполне пристойным звуком. Итак, выбор: недорогая (но и не самая плохая) серийная «рабочая лошадь» или нечто ранее бывшее совковой гитарой, со всеми дырами и выбоинами и своим нестандартным звуком, как правило пригодным для какого-либо одного муз. направления. возможно вышедшего из моды 30 лет назад (и из китайца кстати этот звук тоже можно эквалайзером поиметь:). Если китайца можно продать и свои денежки вернуть достаточно просто — то расстаться с подобным крокодилом, даже отдавая его со скидкой, проблемно. Второй путь — путь глубокого тюнинга. Мы хотим получить «кичевый» инструмент отдалённо похожий на первоисточник но с функциями которые мы опционально задаём сами. Задача весьма дорогая, и без какого-нибудь местного «Шамрая» нерешабельная В самом простом варианте — баксов от 400. Зато получаем нормальный инструмент. Правда, как правило, (но не всегда) чуть более нормальный инструмент мы бы получили просто заказав за те же деньги инструмент сходной формы . Путь третий – реставрация (только для фанатов и торговцев раритетами). Отмываем, отчищаем, докрашиваем, хромируем, лакируем и полируем всё что осталось, ищем на свалках то чего не осталось и делаем с ним тоже самое. Отстраиваем и регулируем полученное, и вешаем на стену, иногда снимаем и ностальгируем. Хорошо отреставрированный инструмент — может доставить подлинную радость от общения с ним (и не обязательно от игры на нём . Путь четвёртый — путь сильно ограниченного в средствах музыканта: Мы играем на страшном полене (дарёному коню. ) и не имеем денег на новое, и на зап.части к старому тож денег нет (или в родном мухосранске просто зап.части нету). А играть хоцца, хоцца МЕТАLLLLLа, а на бревне один сингл, но юные техники Грузии описали как из двух синглов сделать противофазу. Алилуййя. второй самомотный сингл крепим на пластилин (или шиферные гвозди) рядом с первым и до глубокой ночи паяем схему ибо завтра СЕЙШЕН. Ну долго такое продолжаться не может. Или мы богатеем или бросаем играть и, в любом случае, изуродованное бревно дарим дальше. Пятый путь — путь скучающего рукоблудия. Гитара нам уже не нужна каждый день . у нас уже и вторая гитара есть, ещё лучше. а ещё мы на днях узнали что если на гитаре поменять колки (звучки, порожки) то она не развалится, а возможно будет играть лучше. От нечего делать меняем. трудимся, пилим сверлим рубим, закрашиваем кисточкой смотрим результат — восхищаемся. Делаем всё это просто так, преследуя чисто эстетические или исследовательские цели (оживёт — не оживёт). Если заниматься этим планомерно и регулярно — можно стать «шамраем». Про жизнеспособность и функциональность «подопытных кроликов» в этом случае лучше не задумываться, наша цель выше. Тем более, лучше не рассуждать о нашей любви к ним. Разве что, зимним вечером, зайдя в мастерскую и увидев в куче грифов погнутый винтом гриф от той самой первой, на которой учился, с которой в первый раз выступал на школьном вечере и которой бездарно изменил профиль с U на V , смахнуть скупую мужскую слезу, вздохнуть и пойти дальше. Искренняя благодарность Tin Hunter за повод более менне логично собрать «до кучи» то, что уже давно пылилось в голове. Источник |