Чем лучше 12 струнная гитара чем 6 струнная

Двенадцатиструнная гитара — покупка, настройка, методика игры

Происхождение двенадцатиструнной гитары

Точно определить предка двенадцатиструнной гитары сложно, среди вариантов можно назвать итальянскую мандолину, арабский уд, турецкий саз, греческую бузуку, испанскую виуэлу и мексиканский типле – в каждом из них можно найти схожие черты с 12-струнной гитарой. В «современном» виде 12-струнная гитара стала популярной в середине ХХ века.

Впервые производством 12-струнных гитар занялись американские мастера с фабрик «Ригал» и «Оскар Шмидт», взявшие за основу стандартные модели гитар, производимых на этих фабриках, но добавив к каждой струне парную. В 60-е годы 20 века многие знаменитые музыканты стали экспериментировать с музыкальными инструментами.

Одним из популяризаторов 12-струнной гитары был Джо Пасс (Joe Pass), записавший на этом инструменте несколько отличных соло. Звучание 12-струнки можно услышать в композициях «The Eagles», «Queen», «The Beatles», Эрика Клэптона. В СССР было весьма проблематично достать столь экзотический вариант гитары, да и стоила она по тем временам бешеные деньги, поэтому её стали использовать через много лет после мировой премьеры. В России музыкантом, начавшим активно аккомпанировать себе во время выступлений на двенадцатиструнной гитаре, был Юрий Шевчук (группа «ДДТ»). Также стоит отметить Александра Розенбаума, который сделал 12-струнку своим основным концертным инструментом, да так, успешно, что многие гитаристы при выборе многострунной гитары хотят именно «гитару как у Розенбаума».

Сейчас купить 12-струнную гитару не проблема, они доступны и по цене, и по ассортименту. Используются они обычно в качестве аккомпанемента, благодаря более насыщенному и красивому звучанию, может даже создаваться ощущение, что одновременно с двенадцатиструнной гитарой аккомпанирует скрипка. Хотя можно исполнять и сольные партии, так как строй у гитары такой же, как и шестиструнной гитары, то есть не придется переучиваться.

Преимущества и недостатки

Двенадцатиструнные гитары – это большие гитары, выполненные на основе усильных корпусов дредноут и джамбо. Устройство ее довольно стандартное, отличается лишь количество струн (струны идут парами, у каждой основной струны есть своя добавочная), ширина грифа и прочность конструкции, которая является главным критерием при изготовлении гитары, так как натяжение 12 струн очень велико и оказывает существенную нагрузку на гриф и верхнюю деку.

Именно благодаря усиленной конструкции и качественной древесине, эти гитары дороже других, но в этом случае не стоит экономить, иначе придется платить дважды, как в поговорке, обращаясь к гитарному мастеру.

Итак, как и любой инструмент, двенадцатиструнная гитара имеет свои преимущества и недостатки перед шестиструнной.

Основные отличия от шестиструнной гитары

В перечень основных отличий входит:

  • формирование на 12 струнах более объемного звука, чем это получается на шести;
  • использование игры на 12 струнах для аккомпанемента сольному исполнению, при групповом исполнении для формирования ритмического ряда;
  • сложность исполнения за счет необходимости прикладывать значительные усилия и растягивать кисть для взятия нот.

Есть и другие отличия, с которыми могут столкнуться музыканты на начальных этапах. При этом за счет формирования объемного звука именно двенадцатиструнная гитара является предпочтительной для игры на открытой сцене. Двойной ряд удобен для исполнения проникновенных баллад.

Особенности звучания

Двойные ряды струн 12-струнной гитары производят мерцающий эффект, потому что даже струны, настроенные в унисон, никогда не могут вибрировать идентично — то есть они вибрируют в разной фазе. Результатом для уха является звук, который кажется «мерцающим», который некоторые описывают как напоминающие струны, которые немного расстроены. Интерференция между внефазовыми вибрациями создаёт явление, известное как биения, который приводит к периодическому повышению и падению интенсивности, что в музыке часто считается приятным для уха. Пит Сигер описал характерный звук 12-струнной гитары, как «звон колоколов».

Кому подойдет

Привлекательные двенадцатиструнные гитары покорили сердца многих музыкантов и слушателей благодаря чрезвычайно многоголосому звучанию, но на таком сложном инструменте сыграть сможет не каждый музыкант. Загоревшись идеей приобрести 12-струнную гитару, стоит взвесить все за и против такой покупки.

Гитара со спаренными струнами подходит для:

  • опытного музыканта, которому необходимо расширить свой творческий профессионализм;
  • тех, кто умеет (и готов это делать очень часто) настраивать струны, поскольку из-за большой нагрузки на гриф они расстраиваются чаще, чем на шестиструнных гитарах;
  • создания нового имиджа.

Гитара с удвоенным набором струн будет лишней, если музыкальный инструмент станет первой гитарой, поскольку для обучения усложненная модель совершенно не подходит.

Настройка

Настроить двенадцатиструнную гитару несложно, если умеешь настраивать 6-струнку. Можете поэкспериментировать с установкой различных струн. Вот несколько советов по настройке.

  • Если настроить гитару на полтона/тон ниже, то можно снизить натяжение струн, а значит предотвратить деформацию грифа и деки гитары. В этих же целях стоит использовать струны тонкие или средней толщины (№9 или 10). Понижение на полтона практически не сказывается на характере звука, а нагрузка на гриф и на деку значительно уменьшится (примерно на 20%). Левая рука тоже скажет вам «спасибо» за ослабленные струны, особенно любителям «баррэ». Если переусердствовать и настроить гитару ниже более чем на тон, можно получить «расплывчатое» звучание и дребезг струн о лады.

Чтобы прикладывать меньше усилий при зажимании струн, можно попробовать немного подкрутить анкерный стержень.

Настраивайте сначала шесть струн, как на обычной гитаре, а затем дополнительные струны.

Попробуйте альтернативные строи, когда басовые струны настраиваются в квинту или же кварту, а высокие струны — в терции и септимы.

Настраивайте гитару по тюнеру, это значительно сэкономит вам время и нервы.

Что делать точно не стоит, так это полностью снимать старые струны, а затем устанавливать новые и настраивать их по от 1-ой к 6-ой (или от 6-ой к 1-ой), да еще и сразу парами. В этом случае гриф может деформироваться и дека прогнуться. Настройку следует производить от крайних струн к средним, т.е. сначала1-ю, затем 6-ю (основные), затем 2-ю, 5-ю и так далее.

Парные струны первых двух струн настраиваются в унисон с основными. Остальные — на октаву выше основных струн.

Обучение

Не рекомендуется начинать обучение именно с двенадцатиструнной гитары, потому что начинать на ней заниматься очень тяжело чисто физически, да и начинающим сложно настраивать. Она имеет характер дополнительного инструмента, поэтому предварительно необходимо освоить технику аккомпанемента на шестиструнной гитаре какого-либо вида.

Методика игры

Техника игры на 12 струнной не всегда проста для неопытного исполнителя. За счет сдвоенного ряда:

  • инструмент отличается массивностью;
  • его гриф шире привычного;
  • натяжение струн требует значительных усилий при исполнении произведений.

Процесс упрощается, как только исполнитель привыкает зажимать сразу две струны. Это, в большей мере, относится к использованию технологии перебора, при выборе которой струны не просто зажимаются в двойном экземпляре. При исполнении потребуется наловчиться дергать две струны одновременно.

Виды гитарного строя инструмента

При использовании стандартного строя настройка первого ряда проводится на основе классического шестиструнного инструмента. Первая и вторая струны для сохранения типового строя настраиваются в Ми первой октавы. Двенадцатая будет звучать в Ми малой октавы.

Также применяются альтернативные виды строя. Используется регулировка в квинте или кварте для басовых нот. Именно такой способ предпочитает Александр Розенбаум. Для высоких используется терция или септима. Высокое натяжение быстро изнашивает инструмент. Многие исполнители для продления срока эксплуатации предпочитают проводить настройку строев ниже.

Правильная настройка двенадцатиструнной гитары

Большое число струн новичка способно напугать. Но в реальности настройка проводится по полной аналогии с привычным шестиструнным инструментом. Важно учитывать высоту расположения струн, которая требуется при натяжении на грифе.

Настройка парных производится по отношению друг к другу:

Настройка в октаву способствует максимальному наполнению звука, но такое выполнение сложнее.

Внимание! При выполнении настройки струны требуется зажимать с двойной силой, так как нужно одновременно удерживать оба парных ряда. Для формирования оптимального звучания при установке используются специальные комплекты, созданные для парных рядов на 12 струн. Просто купить сразу два комплекта для шестиструнки не получится.

При регулировке сначала проводится работа с первым рядом. Далее следует переходить на второй, но учитывать высокое натяжение, способное стать причиной обрывов.

Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары

Решение купить двенадцатиструнную гитару – удел профессионального и уверенного в своих силах музыканта. Прежде чем искать идеальный инструмент, стоит изучить инструкцию, которая поможет сориентироваться в широком ассортименте моделей. Полезные советы укажут, на что следует обратить внимание, чтобы купить лучшую 12 струнную гитару.

1. Прочность древесины грифа и корпуса гитары. Большая нагрузка от удвоенного комплекта струн требует особенной прочности материалов, из которых изготовлены гриф и корпус музыкального инструмента. Следует отказаться от моделей, изготовленных из мягких пород дерева.

2. Цена на 12-струнную гитару. Качественный музыкальный инструмент акустического типа трудно купить дешевле 4899 рублей. Бюджетные модели с удвоенным количеством струн, как правило, соответствуют лишь внешним конструктивным особенностям этого вида инструмента. Выбирая 12-струнную акустическую гитару можно купить инструмент с неполноценным звучанием. Помимо акустики, с расширенным функционалом выпускают и электронные модели. Электроакустические 12-струнные гитары будут стоить на порядок выше, но в таком случае на формирование цены основное влияние окажет встроенная и дополнительная электроника.

3. Прочность пружин на верхней деке корпуса. Инструменты с непродуманным механизмом натяжения струн выдают себя изогнутой и выпуклой формой верхней деки. Если купить гитару с подобным дефектом, то в дальнейшем нельзя будет регулировать высоту струн над грифом.

На что стоит обратить внимание при покупке

Приобретать музыкальный инструмент, на котором установлено не 6, а 12 струн, как правило, предпочитают музыканты, исполняющие под гитару свои музыкальные произведения. В числе таких исполнителей Александр Розенбаум, Александр Шевчук и многие другие.

При покупке подобной модели требуется уделить внимание некоторым нюансам. Инструмент относится к категории элитных, стоит дорого. Соответственно, обслуживание, запчасти к акустической 12 струнной гитаре также обойдутся недешево.

Внимание! Некоторые китайские производители предлагают дешевые изделия, но достаточно сказать, что укрепление деки у таких мастеров выполняется просто за счет многочисленных рядов обычной дешевой фанеры.

Короб изготавливается из натурального дерева. В диапазоне менее 10 тысяч рублей инструмент этого типа приобрести невозможно.

В числе советов, которые дают новичкам опытные исполнители, следующее:

  1. Важно покупать инструмент только полностью отстроенный, струны обязательно должны быть на должном уровне натянуты.
  2. Внимание уделяется высоте установки струнного ряда, разница подъема по сравнению с нормой даже на пару миллиметров существенно усложняет игру, всего за несколько исполнений возможна деформация грифа.
  3. Корректировать самостоятельно без должного опыта не рекомендуется, попытка подрезать борозды на верхнем уровне и одновременно опустить порожек на втором приводит к порче инструмента.
  4. При выборе модели струны открытого ряда дают для воспроизведения опытному музыканту. Аккорд на открытой октаве при отсутствии опыта кажется гармонично звучащим. Знаток определит потенциальное расположение «черных» и «глухих» зон.

Настоящий инструмент всегда отличает высочайшее качество сборки и применение в изготовлении только качественных дорогих материалов.

Источник

Покупать или не покупать 12 струнную гитару? Вот в чем вопрос!

Подозреваю, что статья может получиться несуразной, типа антирекламы 12-струнной гитаре. Тем не мене попробую объективно изложить свое мнение о 12-струнке. Покупать этот специфический инструмент или не покупать? – решать, безусловно, только вам. Но поразмыслить над некоторыми мом е нтами чужого мнения , наверное, тоже не помешает.

Попробую по пунктам изложить свой субъективным взгляд на казалось бы очевидное…

Для чего предназначен этот инструмент? В первую очередь предназначен он для аккомпанемента. Можно, конечно, на нем играть и сольные партии, и не только простые, но и достаточно сложные. Примеров тому не так уж и мало. Это не только пионеры в лице легендарного рок-гитариста Джимми Пейджа, и очень известного в своих кругах джазового гитариста Джо Пасса. Ряд можно бы заметно продолжить… Все они играли не просто хорошо, а были выдающимися музыкантами. Неудивительно, что уровень их игры даже на заметно не удобном для скоростной игры инструменте, которым является 12-струнка, был высок. Но основным их инструментом всегда была и оставалась 6-струнка. И вовсе не из привычки, а именно по причине заметно бОльших возможностей, меньшего прикладывания усилий и т.д. В конце концов при большом желании получить в какой-то песне звучание эффекта 12-струнной гитары можно и электрическим путем, используя педаль Фленджер, или же комбинацию педалей. Полностью звук, конечно, сИммитировать не получится, но если это всего лишь небольшая вставка в произведении, то иногда можно и педалями ограничиться.

Предназначение 12-струнной гитары в роли аккомпанирующего инструмента давно уже устоялось. В последнее время появились новые имена музыкантов-виртуозов, специализирующихся на необычных по внешнему виду инструментах, число струн которых впечатляет… Их виртуозная игра тоже. В числе этих многострунных инструментов и 12-струнка. Но сделайте поправку на жесткую конкуренцию в музыкальной среде. Число групп на сегодняшний день в сравнении с недалеким прошлым заметно увеличилось. Практически все жанровые ниши основательно заняты. Новому человеку чтобы заявить о себе нужно или совсем новую музыку сочинить, или же искать какой-то другой альтернативный ход.

Первое очень трудно, — нужен неординарный музыкальный талант плюс спонсорская поддержка. Второе тоже трудно, но все же легче осуществимо. Не буду уверять, что все, кто играет на необычных инструментах, делают это не по велению души, а больше вынужденно с целью пробиться или выжить в условиях жесткой конкуренции. Но то, что довольно часто это всего лишь рекламный ход, это тоже имеет место.
В конце концов будем считать, что всего лишь высказал свое мнение… )))

12-струнная гитара как аккомпанирующий инструмент, безусловно, имеет много преимуществ перед традиционной 6-стрункой.

В-особенности, когда речь идет об авторской песне и подобном. Петь под собственный аккомпанемент на 12-струнной гитаре очень комфортно. Ее звучание не только громкое и певучее, но и сам характер звука помогает петь, дает как бы некую опору. Это сложно словами описать, но кто практикует пение под гитару поймет о чем я. Многие авторы-исполнители в свое время оценили по достоинству этот инструмент и использовали его в своих концертных выступлениях. Это не только Виктор Шевчук, Александр Градский. Ряд можно было бы продолжить. Наиболее ярким музыкантом, оценившим преимущества 12-струнной гитары и сделавшим ее своим основным рабочим инструментом, является хорошо известная всем личность Александра Розенбаума.

И уж коли упомянуто имя Розенбаума, пару слов о нем. Во избежание недоразумений сразу обозначу свою позицию к этому человеку и его творчеству, — Розенбаума люблю, кол-во его песен в арсенале моего домашнего музыцирования явно превосходит песни других авторов. И даже посчастливилось работать с этим человеком в течение почти целого месяца на галоконцертной площадке в Куйбышеве. Моя скромная миссия заключалась в работе за звукооператорским пультом.
Считал и считаю, что по совокупности «тексты-музыка-аккомпанемент-исполнение» на сегодняшний день рядом с ним попросту никто не сто И т. На этом не начатое обсуждение личности Александра Розенбаума закончу и перейду к его игре на инструменте.

Во-первых, он никогда на инструменте не исполняет сложных сольных проигрышей. Вместо них вставляет звучные арпеджио и обыгрывает аккордами места, где могло бы быть короткая сольная вставка (за счет смены позиции аккорда…или же использует несложные для исполнения басовые линии…и т.д.). Т.е. инструмент в руках Розенбаума именно по назначению, — как чисто аккомпанирующий.

Во-вторых, Александр Розенбаум использует альтернативный строй (открытая G). Конечно же не с целью выделиться. ))).. Просто так действительно удобней ему играть. Его выступления обычно не ограничиваются исполнением пары-тройки песен. Играть же сольный концерт полтора часа, практически без перерыва, используя прием «баррэ» на 12-струнной гитаре, — это на грани почти невозможного. Так легко можно нажить профессиональную травму руки, и на этом на долгое время закончится концертная деятельность. Рука у Розенбаума далека от традиционного представления руки музыканта с тонкими длинными аристократичными пальцами. Скажем так, именно большая мужская рука. Лапа у него, одним словом. )))… Но даже обладая мощной рукой и сильными от природы пальцами, полтора часа мучать себя и гитару приемом «баррэ» нереально. Скорее всего поэтому им выбран альтернативный строй, позволяющий обойти стороной этот утомительный прием.

А вообще…. Александр Розенбаум не только воскресил в массах интерес к несправедливо забытой 12-струнной гитаре, но и одновременно сбил многих с толку. Чуть ли не каждый второй, желающий обзавестись 12-стрункой, хочет инструмент, похожий на гитару своего кумира, и еще желательно чтоб черного цвета был. Т.е. речь идет о гитар ах Овейшн. Прицел у многих если не на гитару Овейшн Ледженд, то хотя бы Овейшн Балладер. Если и на Балладер не находится денег, то Селебрейшн или Аплауз. А тут и братья-китайцы подсуетились вовремя…

Правда, или же часть правды, заключается в том, что гитары Овейшн мало подходят для домашнего музыцирования в роли аккомпанирующего инструмента. Звук у них заметно тише, чем у гитар с распространенным корпусом дредноут. Большая часть линейки гитар Овейшн – это сценические гитары. Звучание их раскрывается полностью лишь при подключении к усилителю. В отличие от большинства других гитар с пьезодатчиками эти гитары заметно менее подвержены акустической обратной связи (т.е. завывания и прочее из-за близкого нахождения с колонкой им не грозит). Темброблок гитар Овейшн продуман американскими инженерами до мелочей. Сама овальная форма пластикового корпуса действительно удобна для игры стоя. А вот сидя совсем даже нет, — гитара все время сползает с колена. Вы согласны дома играть на гитаре стоя с перекинутым через плечо ремнем? Допустим, что иногда Да… И надолго вас так хватит. ))) Вот и получается, что приобретая гитару Овейшн на первый план выходит ее внешний вид и мысленное единение себя со своим кумиром. Наверное, это тоже немаловажно, но выбирать гитару все же правильнее по другим критериям.

На какой гитаре (фирма, модель) остановить свой выбор, если обозначен бюджет? К сожалению, на этот вопрос ответить не смогу. Возможно, что ответ на него найдете на Форуме. Вкусы и кошельки у людей разные, но тем не менее, многочисленные положительные отзывы живых реальных людей, а не рекламные буклеты, об одной и тоже же модели можно бы принять к сведению. А там уже проще станет определиться.

Возвращаясь к начатой теме «нужна ли мне (т.е. вам!) 12-струнная гитара?», — наверное, в первую очередь нужно уяснить для самого себя главное, — вам нужен аккомпанирующий инструмент или же для сольного музыцирования?. Или и то, и другое? Если первое, то нет дальше необходимости особо размышлять о трудностях игры, так как это все решаемо технически. Значит, просто взять да купить гитару, сделать себе такой подарок.

Если же второе, то лучше еще раз взвесить свои возможности, желание, свободное для занятий время. Я не отговариваю, а просто призываю обратить свое внимание на то, что в качестве солирующего инструмента лишь немногие музыканты используют 12-струнку. Звук у нее, бесспорно, красивый, но тем не менее число солирующих музыкантов невелико. Наверное, на то есть свои причины. Возможно, потому что время конечно, и его слишком много уходит на освоение этого инструмента как солирующего. И еще имеют место другие технические ограничения, или же слишком сложно преодолимые. Если не получается у профессиональных музыкантов (а это ведь их работа, профессия, и практически все время отдается работе над инструментом), то почему обязательно должно получиться у вас?! )))…

Приобретать в качестве второго инструмента если, с целью лишь иногда поиграть на ней то, что легко играется, — ну…тут тоже взвешивать все «за» и «против» нет особой необходимости. Просто купить и поставить себя перед фактом, — гитара уже куплена, уже дома, — значит, надо на ней играть как получится…хотя бы иногда играть… )))

Источник

Оцените статью