- Аккорд G на гитаре
- Аппликатура аккорда G
- Как ставить (зажимать) аккорд G
- Аккорд G на гитаре (Соль мажор): 42 аппликатуры, все позиции
- G (соль мажор) в позициях
- Открытая позиция
- III позиция
- V позиция
- VII позиция
- X позиция
- XII позиция
- Трезвучие G в аппликатуре на 3-ёх струнах
- Аккорды в тональности Соль мажор
- Песни в Соль мажоре
Аккорд G на гитаре
В этой статье я расскажу Вам, как ставить и зажимать аккорд G на гитаре для начинающих. Как правило, его учат только после изучения аккордов Am, Dm и E, причем так принято, что его изучают одновременно с аккордом C (о чем я настоятельно рекомендую), потому что они в 90% песнях идут друг после друга (сначала G, потом С). Изучив аккорды Am, Dm, E, C, G, A (шестерка аккордов), Вы сможете играть огромное количество песен на гитаре, поэтому дерзайте!
Аккорд G не такой уж и трудный, но все же определенная сноровка здесь нужна — зажимаются 1, 5 и 6 струна, нужна будет какая-никакая растяжка пальцев.
Аппликатура аккорда G
Встречал несколько вариантов аккорда G, но здесь основной вариант для начинающих
Когда я обучался, мне сначала объясняли его так: зажимать нужно только 1 струну на 3 ладу — и все. Это был самый легкий аккорд для меня. НО! Я настоятельно рекомендую не повторять моих ошибок — и зажимать аккорд как положено!
Как ставить (зажимать) аккорд G
Итак, как же ставить аккорд G на гитаре? Ничего сложного, на самом-то деле.
- безымянный палец ставим на 1 струну 3-его лада;
- указательный палец ставим на 5 струну 2-ого лада;
- средний палец ставим на 6 струну 3-ого лада.
Ничего сложного в постановке аккорда G на гитаре нет. Как и всегда, следите за тем, чтобы звучали все струны без дребезжания и прочих сторонних звуков.
Следующие для изучения аккорды:
Источник
Аккорд G на гитаре (Соль мажор): 42 аппликатуры, все позиции
Защипните одновременно открытую четвёртую, третью и вторую струну. Послушайте. И вот сейчас в вашем исполнении звучит аккорд G на гитаре. По названию – Соль мажор. Или как читается – «аккорд Ж». Самый что ни на есть мажор. А всё от того, что в строе шестиструнной гитары из 6 струн эти самые три струны являются звуками аккорда G: 4-ая – ре, 3-ая – соль и 2-ая – си.
А вообще аккорд Соль мажор в основном виде строится по интервалам так:
• Соль (G) – основной звук;
• Си (B) – большая терция (б.3) построенная от основного звука соль.
• Ре (D) – малая терция (м.3) от Си, или чистая квинта (ч.5) от соль (основного звука).
В нотах G со схемой по интервалам выглядит так:
Однако при всём том, что всего три звука, аккорд соль мажор на гитаре часто используется в аппликатурах на четырёх, пяти или шести струнах. То есть отдельные звуки аккорда – основной звук, терция или квинта – удваиваются, а иногда и утраиваются.
Например, Соль мажор в открытой позиции: основной звук Соль утраивается – звучит на 6-ой, 3-ей и 1-ой струнах, а большая терция Си удваивается – на 5-ой и 2-ой струне.
Аппликатуры мажора в основном виде на три звука освоим отдельно во второй части статьи.
Далее рассмотрим аккорды G во всех позициях. Различные варианты постановки – аппликатуры с баре и без баре, простые для начинающих и посложней, упрощённые варианты, с открытыми струнами. Для каждого рассматриваемого аккорда – схема (аппликатура), фото (как ставить пальцы) и аудио онлайн (можно послушать, как звучит на акустической гитаре). И дополнительно – аккордовые последовательности и песни в Соль мажоре.
G (соль мажор) в позициях
Итак, какие есть варианты аккорда ж на гитаре во всех позициях – от открытой (нулевой) до 12-го лада.
Для новичков! Схема пальцев левой руки в аккордовых сетках обозначается цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец и «T» – большой.
Открытая позиция
Основной аккорд G в открытой позиции. И часто используемый в связке с Am, Dm, E и С (на 1-ом, 2-ом и 3-ем ладу с открытыми струнами).
- Указательным нужно прижать 5-ую струну на 2-ом ладу.
- На 3-ем ладу: средний – на 6-ой, безымянный – на 1-ой.
- 4-ая, 3-я и 2-ая звучат открытые (помните, тот самый G «вложенный» в строй гитары).
Вот так он звучит:
Кстати, о звучании. Пробуйте на слух аппликатуры в разных способах звукоизвлечения – разные виды переборов, бой, щипком, просто удар по струнам. Как больше нравится. То есть необязательно, чтобы строго как в аудиопримере.
Второй способ постановки для этого G – с мизинцем:
- Средний – на 2 лад, 5-ая струна;
- На 3-ий лад: безымянный – 6-ая, мизинец – 1-ая.
- Остальные струны звучат открытыми.
Так пальцы располагать на ладах удобно, когда в последовательности, например, переходы на C, F или Em, или когда по гармонии после или перед G открытый G7 (на этих же ладах).
Ещё вариация с ре на 2-ой струне – на четыре пальца. G получается плотней, насыщенней.
Как правильно брать на грифе:
- внизу, на басовых, аппликатура без изменений: указательный – 5-ая, 2-ой лад; средний – 6-ая, 3-ий лад.
- а 1-ая струна на 3-ем ладу прижимается мизинцем, и на этом же ладу 2-ая струна – безымянным.
И G/B с этой же постановкой пальцев. С терцией в басу, без 6-ой.
Есть и упрощённые варианты основной аппликатуры Соль мажор. Для тех, кому сложно справиться с основной формой, когда нужно сделать быстрый переход с аккорда на аккорд, или когда требуется немного изменить звучание мажора:
G/D – без 6-ой и 5-ой струны. Самая лёгкая аппликатура аккорда G. Нужно только прижать 1-ую струну на 3-ем ладу безымянным. И всё. Если боем играть – обязательно приглушивайте большим пальцем басовые, чтобы мажор звучал без «левых» звуков в нижнем регистре.
Без 1-ой струны. Пальцы ставить довольно легко: не нужно тянуть безымянный на первую струну. По аппликатуре получается как бы нижняя часть. Без верхнего голоса соль звучание немного отличается от основной формы – более низкое.
Другая разновидность открытого Соль мажора – без терции на 5-ой струне, она вообще не звучит. В нижнем регистре более ясный, благозвучный (менее напряжённый) саунд в отсутствие терции. «Фундамент» этого G – квинта: 6-ая – соль (основной звук), 4-ая – ре (ч.5).
Аппликатура в двух вариантах: 1-ая струна на 3-ем ладу прижимается мизинцем (как указано в сетке) или безымянным (как на фото). Средним нужно прижать 6-ую струну на 3-ем ладу и приглушить подушечкой 5-ую.
С ре на 2-ой, без терции внизу. Как в предыдущей форме глушим пятую. Но на третьем ладу прижимаем не только 1-ую, но и 2-ую струну.
Без 5-ой и 1-ой. Всего на 4-е струны – сравнительно с основной формой не так ярко, но в этом определённо есть своя изюминка. Многие гитаристы используют его в аккомпанементе на электрогитаре с овердрайвом.
III позиция
Баррэ на 3-ем ладу в форме E – стандартная аппликатура для III позиции.
Как ставить с баре Соль мажор:
- указательным пережать все струны на 3-ем ладу;
- на 4 и 5 ладах форма E, но средним, безымянным и мизинцем.
Упрощённые варианты G в III позиции – чем заменить форму на баре:
Без басовых – 6-ой и 5-ой. Указательным нужно лишь прижать только 1-ую и 2-ую струны – а не все.
G/D – без 6-ой. Тоже с мини-баррэ – указательный прижимает 1-ую и 2-ую. В аппликатуре форма E сохраняется. В басу звучит ре (квинта соль мажора). Лёгкая, удобная альтернатива обычному баррэ. И по звуковому составу отличий минимум – только 6-ая не звучит.
G без баррэ – без 5-ой и 1-ой. В басу основной звук, на 4-ой, 3-ей и 2-ой струнах – мажорное трезвучие в основном виде. Если играть боем, обязательно приглушивайте 5-ую струну.
Есть два способа взять аккорд:
№1: 6-ая прижимается указательным:
№2: 6-ая прижимается большим пальцем:
Без 1-ой и 2-ой. Из-за отсутствия верхних струн имеет немного хмурый оттенок. В основе – пауэр-аккорд. Но если вам понадобится мажор в нижнем регистре – эта аппликатура в самый раз. И кроме всего прочего – без баре.
Кроме баре G и упрощённых его форм, в III позиции есть красивые аккорды с открытыми струнами:
Пауэр-аккорд + 3-я и 2-ая открытые. Мощно, красиво и легко по аппликатуре.
G/D – с 2-ой открытой. Си в унисон на 3-ей и 2-ой струне даёт своеобразную окраску мажорному аккорду.
G/D – 3-ая и 2-ая не прижимаются, с ре в басу ещё более открытый. Широкое, яркое звучание.
V позиция
В V позиции стандартный G в форме D (ре мажора в «нулевой» позиции). На 4-ёх струнах, без баррэ.
G/D – основная форма, но с баррэ (в басу, на 5-ой – ре).
Аппликатура сложная. Иногда применяется, если требуется именно такое расположение звуков при ведении мелодии, для построения басовой линии в позиции или для более полного звучания (то есть больше задействовано струн).
С 2-ой открытой. Несмотря на то, что всего 4-е звука – яркий, переливчатый. Изюминка, конечно, в открытой си.
Прижимается только 5-ая и 1-ая струна, а посередине – 4, 3 и 2 открытые. Аппликатура простейшая и, скажем так, не совсем обычная для V позиции. Тем не менее, звучит оригинально. По идее, по звуковому составу можно было бы обойтись и без 5-ой – тоже ре, что и на 4-ой. Однако унисон добавляет особый окрас соль мажору.
Ещё несколько разновидностей этой аппликатуры:
G/B – добавляется бас си на 6-ой. Терция вносит определённое напряжение в нижней части аккорда. Можно использовать как проходящий для перехода на какой-нибудь открытый С (до мажор) в этой или соседней позиции.
Добавляется соль на 2-ой. Открытые только 3-я и 4-ая. По звуку уже ближе к основной аппликатуре в позиции (в форме D).
Без 5-ой, на 4-ой основной звук соль. Без квинты: в звуковом составе только основной звук (соль) и большая терция (си). Тоже открытый. Красивый, для перебора.
VII позиция
Баррэ в форме С на 7-ом ладу – обычно он и берётся в этой позиции на гитаре. Довольно распространённый.
Как играть аккорд G в такой аппликатуре:
- указательным прижать 1-3 струны на 7-ом ладу, но можно 4-е, если так удобней;
- средний – на 2-ой струне, 8-ой лад;
- безымянный – 4-ая, 9-ый лад;
- мизинец – 5-ая, 10 лад.
Если не получается аккорд G в форме C – сложно, неудобно – его можно заменить, причём, в этой же, VII позиции. Разберём упрощённые варианты:
G/B – без 5-ой. Схема баре остаётся, но не нужно тянуть мизинец на 5-ую струну. А в басу терция (си).
G/B – на 1-ой ре. Схожий с предыдущим. Разница лишь в верхнем голосе. Указательным можно прижимать только 3-ю или брать малое баррэ на верхних струнах. Как удобней.
G/D в форме D c 4-ой открытой. В басу квинта. Без баррэ. Постановка пальцев – как если бы вы играли ре мажор в открытой позиции. В основном для звукоизвлечения щипком, перебором.
«Лесенка» с ре на 1-ой струне. Да, это тоже форма C, но с открытой 3-ей. И кстати постановка пальцев абсолютно идентична открытой позиции. Удобно – без баррэ. И красивое звучание.
Как поставить аккорд G «лесенку»:
- 6-я не звучит;
- на 10 ладу: безымянный – на 5-ую, мизинец – на 1-ую;
- средний – на 4-ую, 9-ый лад;
- 3-ая открытая;
- указательный – 2-ая, 8-ой лад;
G открытый, на 2-х ладах. По форме напоминает соль из «нулевой» позиции.
Как ставить аппликатуру:
- на 10-ом ладу: 5-ую – средним, 1-ую – безымянным;
- на 9-ом ладу: 4-ую – указательным;
- 2-ая и 3-я открытые.
G/D открытый на шесть струн. Если не смотреть на аппликатуру, а только слушать – есть звуковая иллюзия открытой позиции. А про то, всё это в районе 7-10 лада. Можно попробовать в мелодической связке с другими аппликатурами в позиции. В первую очередь, с открытыми.
Как зажимать аккорд G c ре в басу:
- на 10-ом ладу: безымянным – 6-ую, мизинцем – 5-ую.
- указательный на 1-ую струну, 7-ой лад.
Открытый, без 6-ой, на верхних струнах терция (на 2-ой – соль, на 1-ой – си). Тоже как оттенок. Сыграйте какую-нибудь ритм-партию, чередуя закрытую аппликатуру в VII позиции в форме С (лесенку) на баррэ с этой открытой. Создаётся определённый контраст – своеобразная обыгровка: как будто пальцы прыгают из одной позиции в другую.
Аппликатура на одном-единственном ладу – десятом. Только отчасти относится к VII позиции – её «крайние» звуки по ладам. Опять же, такая «авантюра» возможна благодаря G на открытых струнах. Хорош для какого-то отдельного штриха, сбивки, вставки, или в связке для мелодии, обыгровки. И может быть даже как партия второй гитары. В общем, всё во власти вашей музыкальной фантазии… 😉
X позиция
В X позиции G с баррэ в форме A (ля мажор в открытой позиции). Это стандартная аппликатура по системе CAGED – когда формы открытых аккордов повторяются в позициях.
То есть теоретически любой мажорный аккорд можно взять на баррэ в форме A в соответствующей позиции. Но применительно к G на 10-ом ладу использовать такую аппликатуру довольно непросто. Сложность не только в прижимании всех струн, но и в постановке трёх пальцев на 12-ом ладу.
Поэтому в X позиции на основе этой аппликатуры в основном используются упрощённые аккорды Соль мажор. Некоторые из них мы сейчас изучим:
Без 6-ой и 1-ой. Безымянным прижимаются три струны на 12-ом ладу. Самый распространённый вариант. И, конечно, удобней. Без баррэ.
Также можно 4-ую,3-ую и 2-ю струны прижать мизинцем. Как второй вариант постановки.
Есть и несложные аккорды с открытыми струнами в 10-ой позиции:
Без 6-ой и 1-ой, с 3-ей открытой. Красивый, переливчатый мажор. И в аппликатуре легче: на 12-ом ладу прижимается только 4-ая струна безымянным и 2-ая мизинцем.
Без 6-ой, 4-ая и 3-я открытые. Тоже сочный G (типичный для открытого аккорда), с оригинальным оттенком.
Как брать этот соль мажор:
- На 10-ом ладу: указательным – 5-ую струну, а средним – 1-ую.
- На 12-ом ладу – мизинцем 2-ую.
G/D с 3-ей открытой, без 5-ой и 6-ой. Похожий на предыдущий (основа на высоких струнах), разница лишь в басе – на 4-ой струне ре.
XII позиция
На 12-ом ладу снова повторяется «родная» форма G из открытой позиции. Но, разумеется, с баррэ.
В сетке она выглядит так (как правильно ставить пальцы):
Такую «аппликатурную конструкцию» в XII позиции не так-то просто и взять; особенно, на акустической гитаре. Да и применяется она не часто. Ради интереса и ознакомления, конечно, можно попробовать взять это баррэ, и может быть даже использовать в какой-нибудь гитарной партии. Но больше на практике «прижились» упрощённые аппликатуры формы G.
Например, несколько аппликатурных вариаций:
G/D – малое баррэ на 4-ёх струнах.
- Указательным прижать 1-4 струны.
- Мизинец – на 1-ой струне, 15 лад.
G/B – с терцией в басу. Без 4-ой и 6-ой. Немного мудрённая постановка пальцев, но звучит интересно.
Средним пальцем нужно дополнительно приглушивать 4-ую. Хотя, если она и будет открытая (ре – квинта соль мажора) – мажорный аккорд тоже прозвучит, но немного по-другому.
Трезвучие G в аппликатуре на 3-ёх струнах
Соль мажор в основном виде и его обращения (построение аккорда от терции, квинты) также используется и в трёхструнных аппликатурах. Три звука мажорного трезвучия – на трёх струнах.
Такие аккорды G на гитаре тоже помогут внести разнообразие, мелодические украшения в аккомпанемент. Например, отдельные яркие акценты, переходы между частями песни, инструментальной композиции, как элемент риффа. Причём в разных регистрах – на басовых или верхних струнах.
На 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах:
Ну и схема расположения звуков аккорда на всех струнах:
Аккорды в тональности Соль мажор
Самые «родные» к соль мажору аккорды – это те, которые построены на ступенях мажорного лада от звука соль:
- I – G (соль мажор)
- ii – Am (ля минор)
- iii – Bm (си минор)
- IV – C (до мажор)
- V – D (ре мажор)
- vi – Em (ми минор)
- vii dim – F# dim (фа-диез уменьшённый)
Гамма Соль мажор аккордами:
И, конечно, есть песни в Соль мажоре, в которых звучат «неправильные» аккорды. То есть те, которые не относятся к мажорному ладу. Такие «нарушения» (образно говоря, конечно) вносят особый колорит в гармонию, мотив песни. К примеру, на 3-ей ступени не Bm, а B, на 4-ой ступени не С, а Cm или добавляются альтерированные – Eb, Bb, C# и др.
Чтобы лучше узнать близкое окружение аккорда Соль мажор в гармонии, имеет смысл поиграть популярные последовательности в этой тональности. В любом темпе, любым способом звукоизвлечения:
- G – C – D – G
- C – G – D – G
- G – C – G – D
- Am – D – G
- G – C – Am – D
- C – D – Em – C
- G – Em – C – D
- G – G – G – G – C – C – G – G – D – C – G – D (блюзовый, рок-н-рольный квадрат)
Песни в Соль мажоре
Кроме последовательностей, отличный вариант попрактиковаться с аппликатурами и песни в G (соль мажоре). Например:
- Утро Полины – Nautilus Pompilius
- Марионетки – Машина времени
- Весна – В. Цой (акустическая версия)
- Wish You Were Here – David Gilmour
- Creep – Radiohead
Наше занятие по изучению аппликатур Соль мажора в позициях подходит к концу. Не пытайтесь сразу же освоить все варианты G. Сначала изучите основные формы. Если тяжело с баррэ – можно начать с упрощённых аппликатур. Но, приём баррэ, безусловно, при этом не отлаживать на потом, не игнорировать, а всё-таки понемногу осваивать. Экспериментируйте с открытыми аккордами (с открытыми струнами) в разных позициях. Они придают аккомпанементу яркие, сочные, искристые оттенки. Помогают избавиться от заезженных аккордовых клише.
Солнечного, оранжевого, радостного вам Соль мажора! Захватывающих музыкальных настроений! И творческих порывов в диалоге с шестиструнной гитарой!
Источник