Чем настроить пианино прибор

Содержание
  1. Настройка пианино своими руками
  2. Инструменты для настройки пианино
  3. Как настроить пианино
  4. Инструменты для настройки пианино
  5. Как часто нужно настраивать пианино
  6. Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
  7. Как слушать струны и откуда начинать настройку
  8. Как настроить пианино – инструмент для настройки пианино
  9. Настройка музыкального инструмента
  10. Обучение на Настройщика музыкальных инструментов
  11. История фортепиано
  12. Зачем инструменту нужна регулярная настройка
  13. Теоретическая часть: кратко и по сути
  14. Материальная база: минимум необходимых инструментов
  15. Инструменты для настройки пианино
  16. Как часто нужно настраивать пианино
  17. Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
  18. Как слушать струны и откуда начинать настройку
  19. Суть процесса настройки интервалов
  20. Суть процесса настройки интервалов состоит в слуховом контроле частоты биений между определёнными гармониками двух тонов, образующих контролируемый интервал.
  21. Возможность использования тюнера
  22. В настоящее время в среде российских настройщиков ведутся дискуссии об использовании тюнера. Противники считают, что настройка с помощью тюнера не так надёжна, так как современные тюнеры не охватывают необходимый диапазон частот и уступают человеческому уху. «Тренированное человеческое ухо слышит все уровни интервальных частот, к чему не способна никакая современная электроника». Сторонники полагают, что чистая настройка без тюнера невозможна. В пользу второй позиции говорит то, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано; западные настройщики постоянно используют в работе тюнеры; объективная проверка качества работы настройщика возможна только с использованием промышленного тюнера.
  23. Ремонт и настройка инструментов
  24. Специфика работы настройщиком музыкальных инструментов:
  25. Работа для настройщика музыкальных инструментов:
  26. Личные качества:
  27. Зарплата и перспективы профессии настройщика музыкальных инструментов:
  28. Пошаговый алгоритм действий
  29. В каком случае лучше обратиться к специалистам
  30. Сколько это стоит
  31. Вывод

Настройка пианино своими руками

Со временем под воздействием микроклимата помещения и усталости металла звучание фортепиано изменяется. По этой причине инструмент настраивают. В идеале это делают дважды в год — в начале и конце холодного сезона. Если же пианино простаивало несколько лет, одной настройкой не обойтись — потребуется две или три. Услугу лучше заказать у опытного мастера, ведь только он сможет учесть все тонкости. Однако, базовую настройку можно произвести и своими силами — главное знать основные её принципы.

Инструменты для настройки пианино

Для отладки звучания нельзя использовать обычные домашние инструменты — ими можно легко повредить механику. Вместо этого применяют специальные приспособления:

Ключ — с его помощью вращают металлический стержень, на который намотана струна. Чем больше граней у ключа, тем точней будет настройка. Четырехгранными ключами выворачивают колки. Такие ключи не подойдут к «Заре» и другим моделям с тонкими штифтами. Шести-, восьми- и шестнадцатигранные ключи используются для настройки. У некоторых из них суженое отверстие, с помощью которого ключ легко насаживается на любой вирбель. Некоторые ключи имеют сменную рукоятку и головку. Рукоятка ключа может быть Г- и Т-образной формы.

Обратный пинцет — глушитель струн самых высоких регистров. Для таких коротких струн невозможно использовать демпферы. А вот пинцет легко просовывается между молоточками и глушит две соседние струны.

Демпферы — клинья из резины. Их осторожно вставляют между соседними струнами — это блокирует их вибрацию и дает возможность сосредоточиться на настройке текущей.

Лента из сукна — также применяется для блокировки струн, которые не настраиваются в данный момент. Суконной лентой намного быстрей заглушить струны, чем клиньями.

Камертон — цифровое или аналоговое устройство для точного определения частоты звука.

Источник

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Источник

Как настроить пианино – инструмент для настройки пианино

Настройка музыкального инструмента

Настройка музыкального инструмента — это не только техническая операция по натягиванию струн, а, можно сказать, искусство, которое заставляет инструмент «запеть». Например, у фортепиано более 80 клавиш, игра на которых при помощи сложной механики заставляет зазвучать более200 струн. И звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. А в целом этот инструмент имеет 3000 деталей, от взаимодействия узлов которого зависит звучание. Даже самое незначительное отклонение и неточность в настройке — и виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.

Для грамотной настройки фортепиано, помимо специфичного слуха и чутких рук настройщику требуется комплект из 23 инструментов высокого качества, а также знание систем настройки: кварто-квинтовой и терц-секстовой.

Функциональные обязанности настройщиков зависят от их специализации по инструментам: клавишным, духовым, струнным, щипковым, язычковым и т.д. Общими функциями для всех настройщиков являются:

  • настройка и регулировка музыкальных инструментов;
  • проверка их настройки путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений;
  • выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки.

Настройка фортепиано, например, заключается в следующем:

  • выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш;
  • проверка струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания;
  • проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях, осмотр состояния всех основных узлов рояля;
  • настройка первой струны звука «ля» первой октавы по камертону 440 Гц;
  • подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон;
  • настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст;
  • настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам;
  • интонировка инструмента по всему диапазону;
  • техническая работа по выявлению прочих дефектов инструмента и их устранение.

Обучение на Настройщика музыкальных инструментов

  • Существуют специальные школы настройщиков фортепиано, с очной и даже заочной формой обучения. Но изначально настройщику необходимо иметь базовое музыкальное образование и опыт игры на каких-либо инструментах.
  • Профессию настройщика музыкальных инструментов можно освоить на фабриках по их производству (специальные курсы), в мастерских по реставрации музыкальных инструментов. Кроме того, в музыкальных учебных заведениях опытные мастера готовят смену из музыкантов, имеющих склонность к этой профессии.
  • Высшим этапом обучения является академия имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков.

История фортепиано

Фортепиано – общее название для клавишно-струнных инструментов, имеющих молоточковую механику. Умение играть на нем – признак хорошего вкуса. Образ…

Зачем инструменту нужна регулярная настройка

Эта информация окажется полезной для людей, которые считают, что настраивать пианино нужно раз в несколько лет. Подобное мнение ошибочно. Внутри пианино содержится сложный механизм. В результате физического воздействия, перепадов температуры и влажности, чего невозможно избежать, происходит его разрегулировка, а это негативно сказывается на качестве звука. Чтобы избежать подобных последствий, инструмент нужно настраивать дважды в год. Лучшее время для проведения процедуры – наступление, а также окончание отопительного сезона. Если механизм инструмента не регулировался несколько лет, даже когда на нем никто не играл, настроить все за раз не удастся. Чтобы привести его в нормальное стояние, потребуется минимум 3 процедуры. Подобное обстоятельство доказывает, что обслуживание должно быть регулярным.

Теоретическая часть: кратко и по сути

При настройке пианино за основу принимается тон ноты «Ля». Частота ее звучания – 440 Гц. Частота ноты каждой следующей октавы возрастает логарифмически, то есть удваивается по сравнению с показателями предыдущей октавы. Это значит, что частота ноты «Ля» второй октавы составляет уже 880 Гц. Каждая октава нотного строя делится на 12 долей. Частота каждого тона высчитывается по специальной формуле. Чтобы инструмент выдавал качественный звук, требуется грамотная регулировка механики, и интонировка. Иногда возникает необходимость в повышении общего строя. Это лишь малая часть знаний, которая требуется мастеру для настройки пианино. Существует много важных тонкостей и нюансов. Чтобы добиться идеального звучания, необходимо учитывать их все.

Материальная база: минимум необходимых инструментов

Чтобы настроить пианино, нужны специальные инструменты. Желательно иметь в наличии профессиональное оборудование. Использовать подручные средства и инструменты не рекомендуется. Ими можно повредить механизм. Для работы потребуется: Резиновый клин – для удобства работы их потребуется минимум 2. Желательно, чтобы инструменты были разных размеров. Он необходим, чтобы во время настройки одной струны, заглушать две соседние, ведь каждой ноте соответствует 3 струны.

Настроечный ключ – инструмент в виде рычага, с помощью которого проворачиваются колки. Ключ должен быть хорошим, иначе работать будет неудобно. Электронный тюнер либо камертон для точного измерения частоты звука. Еще обязательно нужно иметь прекрасный музыкальный слух. Также не помешает музыкальное образование. Техническая сторона Разобравшись в теории и имея необходимые инструменты, можно приступать к настройке. Главное все делать аккуратно, очень внимательно и без спешки, пребывая в полной тишине. При небрежном отношении к работе есть риск повредить инструмент. Общий алгоритм действий:

  1. Открыть пианино, сняв крышку, чтобы получить доступ к механике.
  2. Настройку лучше начинать с ноты «Ля». Для этого выбирается 1 струна. 2 соседние следует заглушить резиновым клинком. Затем нужно найти колок, к которому крепится настраиваемая струна. Он поворачивается настроечным ключом до момента, пока тюнер либо камертон покажут, что достигнута необходимая частота звучания. Движения ключом должны быть минимальными, чтобы избежать расшатывания колков.
  3. Аналогичным способом настраивается 2 остальные струны, чтобы они звучали в унисон.
  4. Указанные манипуляции повторяются для каждого хора всех октав. При отсутствии соответствующего опыта это займет 5-8 часов.

В процессе настройки также устраняются мелкие и крупные дефекты механики. Еще необходимо очистить инструмент от пыли, загрязнений.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.


Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Теги: клавишные, обучение

Суть процесса настройки интервалов

Суть процесса настройки интервалов состоит в слуховом контроле частоты биений между определёнными гармониками двух тонов, образующих контролируемый интервал.

Слишком быстрые или, наоборот, слишком медленные биения контролировать трудно. Практика настройки показывает, что точность счета биений удовлетворительна при частоте биений в пределах от одного биения за 10 секунд, до нескольких биений за 1 секунду. Применяются специальные электронные метрономы с индикацией ритма световыми вспышками. С помощью такого метронома можно синхронизировать частоту вспышек с биениями, а затем по шкале метронома, предварительно отградуированной, получить отсчет числа биений в секунду. При известной тренировке и соответствующем опыте настройщики могут контролировать 5, 10 и даже 20 биений в секунду, но в таком случае требуется знать на слух характер их звучания, то есть ту окраску звука, которую придают интервалу соответствующие биения.

Возможность использования тюнера

В настоящее время в среде российских настройщиков ведутся дискуссии об использовании тюнера. Противники считают, что настройка с помощью тюнера не так надёжна, так как современные тюнеры не охватывают необходимый диапазон частот и уступают человеческому уху. «Тренированное человеческое ухо слышит все уровни интервальных частот, к чему не способна никакая современная электроника». Сторонники полагают, что чистая настройка без тюнера невозможна. В пользу второй позиции говорит то, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано; западные настройщики постоянно используют в работе тюнеры; объективная проверка качества работы настройщика возможна только с использованием промышленного тюнера.

Ремонт и настройка инструментов

На фабрике «Аккорд» действует участок по ремонту и реставрации инструментов, а также настройке роялей и пианино, являющийся очень востребованными направлениями деятельности предприятия.

Специфика работы настройщиком музыкальных инструментов:

Хорошего настройщика передают, что называется, “из рук в руки”, поэтому успех напрямую зависит от качества работы и умения общаться с людьми. Иногда от звучания инструмента зависит судьба талантливого музыканта, ведь его самооценка, желание развиваться в музыке в немалой степени связаны с возможностью инструмента.

Работа для настройщика музыкальных инструментов:

На предприятиях по производству и ремонту клавишных музыкальных инструментов, в музыкальных образовательных учреждениях, концертных залах, других учреждениях культуры. Частная практика.

Личные качества:

    • Добросовестность
    • Ответсвенность
    • Терпение
    • Коммуникабельность
    • Любовь к музыке
    • Желание профессионально развиваться и помогать людям

Зарплата и перспективы профессии настройщика музыкальных инструментов:

От $650 и выше. Сдельно – в зависимости от выполняемых операция и количества заказов.

Пошаговый алгоритм действий

Решив настроить пианино самостоятельно в домашних условиях, надо для начала открыть верхнюю крышку и найти фиксаторы. Они находятся в углах передней вертикальной панели сверху. Отодвинув их, надо снять панель и открыть клавиатуру.

Большая часть фортепианных нот звучит посредством вибрации нескольких созвучных струн. Созвучия именуются «хором». Внутри него струны настраиваются относительно друг друга и относительно интервалов у других хоров.

Настройка струн по отдельности производиться не может. Ноты должны настраиваться в широком диапазоне звучания, чтобы гармонировать в созвучиях клавиш. Эффект биения в звучании двух звуковых источников возникает при несоответствии этих параметров.


На этой основе производится настройка:

  1. Начинать следует с ноты «ля» первой октавы. Надо выбрать в хоре струну, имеющую самое малое нерабочее расстояние и самое значительное рабочее. Она меньше других искажается и проще настраивается. Как правило, это первые струны хора.
  2. Выбрав ее, следует заглушить остальные струны данного хора демпферными клиньями, которые вставляются между струнами. Эффективно использовать для этого суконную ленту, вставляемую между заглушаемыми струнами.
  3. После этого свободная струна настраивается посредством камертона. Главное – исключить биения. Их интервал должен превосходить 10 секунд.
  4. После этого «темперируются» интервалы первой октавы, на основе звучания первой струны. Количество биений в секунду у каждого интервала свое. Задача настройщик – внимательно его слушать. Другие струны центральной октавы настраиваются в ходе извлечения заглушек. В этот момент важно выстроить унисоны. После настройки центральной октавы, от нее проводится работа с остальными нотами по всем октавам последовательно вверх и вниз от центра.

На практике настраивание производится накручиванием ключа на колке.

Все время надо проверять звучание нажатием клавиши. Жесткость клавиш также важно контролировать. Данная техника является самой распространенной. Процесс довольно сложный, заставляющий учитывать многие детали. Только профессионалы могут осуществить настройку, которая будет действовать долгое время.

В каком случае лучше обратиться к специалистам

Недостаток собственного опыта – хорошая причина обратиться к профессиональному настройщику.

Иначе могут произойти проблемы, устранение которых потребует значительных усилий и расходов.

Сколько это стоит

  • Без поднятия строя – от 1500 рублей.
  • Работы по поднятию строя – от 2500 рублей.
  • Работы по опусканию строя – от 2500 рублей.

Вывод

Определить строй пианино просто. Его ноты должны чисто и ровно «петь», а клавиатура давать мягкую, упругую отдачу, без западания клавиш. Работу с клавишами лучше доверить специалисту, так как в этом деле нужен опыт.

+

Источник

Оцените статью