Чем клеить гитару — инструкция по ремонту
Не терпит гитара грубого и бесцеремонного обращения: очень часто инструмент страдает при падении, от всякого рода «ушибов» или во время неправильной транспортировки.
Любые повреждения не только сказываются на звучании гитары, но и нередко полностью выводят ее из строя. Впрочем, в большинстве случаев инструмент подлежит ремонту.
Если на деке или грифе вашей шестиструнной подруги появились повреждения, не спешите расставаться с ней. Сейчас мы расскажем, как и чем заклеить трещины на гитаре.
Клей для гитары — обзор вариантов
Гитара — очень чувствительный инструмент, и это следует учитывать при выборе клея и проведении ремонтных работ. Клеящий состав не должен нарушать уникальные резонирующие способности благородной древесины.
При этом клей должен надежно соединять склеиваемые элементы, ведь очень часто трещины образуются в местах наибольшей нагрузки.
Какой клей лучше всего подойдет для ремонта гитары?
Есть несколько вариантов:
Titebond — популярный во всем мире однокомпонентный универсальный клей для дерева. Пожалуй, это самый идеальный клей для ремонта гитары.
Titebond устойчив к воздействию влаги и повышенных температур. Состав схватывается практически моментально и прочно соединяет склеиваемые поверхности, нужно лишь на некоторое время сильно прижать их друг к другу.
Профессионалы рекомендуют использовать клей Titebond марки «Original Wood» с этикеткой красного цвета.
Мездровый столярный клей . Он вырабатывается из внутренней части невыделанной кожи (мездры), отходов кожевенного производства и желатина.
Данный клей нуждается в приготовлении. Чтобы получить готовый к применению раствор, нужно залить сухие компоненты водой в указанных производителем пропорциях и оставить на некоторое время набухать.
Набухшую субстанцию варят до готовности на водяной бане. Клей получается достаточно текучим в теплом виде. Остывая, он образует твердую структуру, поэтому не нарушает акустические свойства древесины. При строгом соблюдении технологии удается достичь особой прочности клеевого соединения.
ЭДП (эпоксидный клей) — универсальный двухкомпонентный клей, который продается в виде набора для смешивания. В него входит непосредственно эпоксидная смола и отвердитель.
Приготовить состав проще простого: достаточно смешать смолу с отвердителем в указанной производителем пропорции.
При приготовлении клея нужно учесть, что он практически моментально застывает, поэтому склеиваемые поверхности следует заранее подготовить — очистить от пыли и любых загрязнений.
Как склеить гриф гитары своими руками — пошаговая инструкция
Откол головы гитарного грифа — одна из наиболее частых проблем. Для ее устранения понадобится не только столярный клей, но и струбцина — вспомогательное приспособление, предназначенное для жесткой фиксации (плотного прижатия) склеиваемых деталей друг к другу.
Сам процесс склеивания достаточно прост, но требует аккуратности.
Последовательность действий следующая:
- С гитары снимаем струны и механику (колки);
- Обезжириваем и просушиваем поверхность;
- Готовим клеящий состав, равномерно наносим его на место разлома;
- Соединяем склеиваемые поверхности предельно ровно;
- Стягиваем струбциной (их может потребоваться две);
- Вытираем излишки клея;
- Оставляем на несколько часов (в соответствии с инструкцией к клею).
Для этого необходимо просверлить в грифе глухое отверстие подходящего диаметра и вставить в него смазанный клеем шпунт.
Как клеить трещины на деке гитары
Трещины на деке гитары образуются из-за рассыхания древесины. Они не только портят внешний вид гитары, но и нарушают звучание инструмента, поэтому данный дефект нуждается в устранении.
Если трещина широкая, в нее нужно сначала втереть древесную пыль, после чего закапать суперклей. Узкую трещину можно клеить сразу, просто пролив клей сверху.
Полезные советы
Чтобы гитара радовала своим безупречным звучанием долгие годы, необходимо бережно с ней обращаться и соблюдать следующие рекомендации:
- Переносить и хранить гитару нужно в твердом футляре (кофре);
- Если в помещении, где хранится инструмент, наблюдается пониженная влажность (менее 40%), необходимо использовать увлажнитель. Его можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или сделать самому из обычной губки;
- Деревянные музыкальные инструменты очень чувствительны к перепадам температур. Принесенной с мороза гитаре нужно дать прогреться до комнатной температуры перед игрой;
- Убирая гитару на длительное хранение, нужно ослабить струны.
Источник
Чем отклеить гриф у гитары
Но для начала требовалось отделить вклеенный гриф. Прошерстив Интернет, я нашел одну простую и действенную технологию, популярную у буржуев (тут и тут ). Вынимается 12 лад, на его месте сверлятся 2 отверстия. В одно заводится игла типа той, с помощью которой накачивают мячи. Она венчает гибкую трубку, присоединенную к источнику пара (кастрюлька, кофе-автомат). Так происходит распаривание клея.
У «Кремоны» есть конструктивное отличие: полость под грифом расположена ниже, зато доступ к ней имеется сбоку от накладки. Там небольшая щель. Сверлить ничего не надо.
Я взял резиновую трубку, вставил в нее на иглу от капельничной системы, обломав у нее кончик. Та игла, что вставляется в бутыль или пакет с лекарственным раствором, потолще и как раз годится.
Другой конец с «адаптером», сделанным из чехла от этой же иглы, я вставил в дырочку на крышке чайника со свистком. И давай парить! Клей костный, он от такого воздействия размягчается. Парил я, парил, потом начал совать ножик между декой и накладкой. Отделил, там тоже распарилось. Стал шатать гриф. Не идет. Стукнул по грифу пару раз ладонью ближе к месту крепления. И дело сдвинулось! Продолжил шатать – и вышатал. Немножко некрасиво получилось в месте под накладкой – отделился кусок верхнего слоя фанеры. Плюс раскисла грязь, что набилась в щели по периметру накладки. Но дека все равно будет шлифоваться и перелакировываться.
Вывод: отличная технология, наименее травматичная для инструмента и нервов.
начинающий
ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 03:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7387
Правда, я делал немного иначе — использовал простой шприц и заливал спиртом.
Дак ведь я — дитя природы,
Пусть дурное, но — дитя!
ID пользователя #6652
Зарегистрирован: 11.02.2015, 01:19
Местонахождение: Сумы, Украина
Сообщений: 1020
Технология хорошая.
Правда, я делал немного иначе — использовал простой шприц и заливал спиртом.
У меня со спиртом не получилось, мало спирта закачал, наверное
начинающий
ID пользователя #7631
Зарегистрирован: 09.11.2016, 08:44
Местонахождение: Челябинск
Сообщений: 3440
И ни за что не доживём до пенсий,
Мы Сид и Нэнси Сид и Нэнси..
ID пользователя #8187
Зарегистрирован: 14.04.2017, 04:46
Местонахождение: Москва
Сообщений: 241
Еще вот какой вопрос: После зачистки остатков клея на гифе и в пазе в клеце должен увеличиться зазор между грифом и декой. (Я пару раз уже переставлял гриф, правда, вместо вклейки под винтовое крепление.) Чтобы выбрать зазор я подклеивал с одной или двух сторон в паз полоски шпона с последующей обработкой. В-общем, чтобы посадочное место грифа плотно входило туда и гриф не болтался. Если я прав, то шпон клеить тем же клеем, что потом гриф будет приклеен?
Вопрос не праздный, мне тоже скоро гриф вклеивать link, первый раз буду делать, боюсь накосячить.
Люблю джазовые арктопы!
ID пользователя #5751
Зарегистрирован: 13.02.2014, 15:40
Местонахождение: Мариуполь, Украина
Сообщений: 481
2. Пар хорош для клеев на водной основе (указаны выше), но не подходит для синтетических полимерных композитов на эпоксидной, ПВХ, полипропиленовой основе и подобных
3. Отпаривание и последующая сушка могут сказаться на прочности дерева деки, процесс надо проводить осторожно, чтобы не перепарить.
Маститые мастера предлагают другой способ:
вынимаем 12 лад, распиливаем под ним накладку тонкой пилой, а затем аккуратно выбиваем/выкачиваем пятку грифа после отпаривания или прогревания феном (в этом случае нужна перелакировка).
На трембитах и подобных им гитарах с прямым шиповым соединением пятки с клецем я обхожусь без распиливания накладки:
берем тонкую проволоку (можно б/у первую струну), закрепляем концы на два болта или достаточно толстые палки, подводим под торчащую над розеткой накладку и перепиливаем клей (на трембитах какой-то адовый состав, который не берет ни пар, ни спирт, ни ацетон, но он неплохо плавится при попытке перерезать его проволокой, наподобие акриловых пластмасс).
По бокам от накладки на деку наклеиваем малярный скотч, чтобы не прожечь лак на деке. Когда допилили до пятки (проволока упрется), аккуратно выбиваем ее из шипа через мягкую подкладку. Она прибита со стороны нижней деки мебельным деревянным штифтом, который при выбивании может сломаться — готовьтесь высверливать или долбить после снятия грифа.
Источник
MasterGitar.com
С деки или дна открывать гитару — вопрос, на который необходимо найти ответ, если вы решились разобрать корпус акустической гитары.
Сначала о наболевшем
Не пойму почему, но часто совершается ошибка — люди отделяют и деку, и дно.
Если нет цели заменить и деку, и дно, тогда отделять надо что-то одно. Во-первых — это лишняя работа, во-вторых обечайки может повести — замучаетесь ловить форму. Если же цель заменить деку и дно, тогда запас на заготовках дает вам поле для маневра и перед вами проблема сделать форму симметричной. Какие-то проблемы со стороны обечаек находятся за рамками обсуждения этой статьи, но в этом нет ничего сверхсложного. Перейдем к обсуждению главной темы.
Одна из самых очевидных причин, так сказать помех, к свободному выбору с какой стороны открывать корпус — это вклеенный гриф.
Гитара с вклеенным грифом и дека имеет ценность
Если у вас гитара с вклеенным грифом и дека важна, значит существует несколько помех:
- на деке приклеена часть накладки (лепесток накладки),
- шейка грифа вклеена в корпус, а значит при съеме деки вы не должны потерять высоту корпуса относительно шейки, или компенсировать потери.
- Дека не должна пострадать никоим образом.
Что все это означает на практике.
Самый очевидный выход — это открывать гитару со дна, тогда все проблемы отпадают сами собой.
Вам надо лишь иметь некую установку трафарет, на которой можно закрепить гитару, чтобы можно было клеить пружины и рипы, при этом не мешали накладка и подставка. Также существует необходимость следить за перекосом корпуса в продольном направлении, можно завалить гриф, тогда вы потеряете старые высоты струн.
Выглядит эта установка как солера, стол для сборки гитары испанским методом, но только с учетом накладки и, возможно, подставки. Гриф можно не фиксировать, а только учесть возможность перекоса при приклейке дна назад.
Но вдруг, снять надо именно деку
Например: надо её заменить или дека и так уже отбита по контуру, сильно разбита со смещениями. Накладку снимать не хочется полностью со всего грифа. В таком случае надо отпиливать накладку по пропилу под порожком 12-го лада, который проходит в классике близ контура гитары. И снимать деку вместе с этой частью накладки.
В случае замены деки этот кусочек приклеивается назад к новой деке с учетом сделанного пропила. Если замена деки не предполагается, то так и работать с ним на деке.
Тем не менее возможность горячего демонтажа всей накладки остаётся. Если лепесток накладки снять, то вы получите доступ и к деке и ко дну. Но при демонтаже деки вы не должны потерять высоту корпуса, ведь шейка грифа всё ещё жестко закреплена на корпусе. Но случаи бывают разными, например, накладку лучше сменить, толщина шейки дает возможность маневра.
Если шейка грифа еле держится, тогда гриф можно снять полностью.
Гриф вклеен, но дека не имеет ценности
В таком случае гитара разбирается таким образом, чтобы не коснуться лишний раз ничего, кроме ненужных деталей, т.е. деки. Можно в ее теле и работать, от грубого пиления, как в фильмах воры вырезают картины, так и до аккуратного разогревания распаривания шва.
Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары и предпочтений мастера.
Советские гитары я рекомендую открывать с деки, тогда вы спокойно сможете установить акустическую систему и укрепить контробечайку.
Кремоны и Музимы
Рассмотрим конкретный случай очень эффективного ремонта старых гитар фирм Музима или Кремона — замена их фанерных дек на массив кедра или ели. Сегодня также полно гитар подобного рода.
С деки или со строны дна их вскрывать и каким образом это сделать.
Так как требуется замена деки, то очевидно, что ее и нужно снимать.
Но у старых Кремон или Музим добавляются следующие факторы. Слишком слабый и условно правильно вкленный верхний клец. Шиповое соединение, на который вставлен гриф, очень плохо подогнано. Все это сводится к тому, что правильно будет снять гриф целиком вместе с накладкой, ничего от нее не отпиливая. Клецем можно пожертвовать как и фанерной декой. Конечно, у вас должна быть заготовка для нового клеца и деки.
Если убивать клец нет решимости, тогда попробуйте размочить шиповое соединение, просверлив отверстие для подачи воды. Можно попробовать дополнительно прогреть, поставить гитару вертикально грифом вниз, и на клец положить горячую железку. Там все еле держится и шип со свистом ходит в пазе.
У Музим может быть соединение на 4 деревянных чепиках. Также очень тухлое соединение или точнее его исполнение.
Деку удобно снять утюгом. Прогреваете безпощадно деку по контуру, пока она не отстанет от обечаек. Обпиливаете деку по контуру лепестка накладки, чтобы получить доступ к клецу. Обратите только внимание на розетку, иногда бывает, что это настоящая инкрустация, которую вы можете переставить на новую деку, вырезав ее аккуратно. Разбираетесь с клецем: разбиваете его стамеской, отламывая по кусочку или размачиваете соединение, как мы обсуждали выше.
В итоге у вас отдельно абсолютно не тронутый полукорпус и гриф с целой накладкой.
Такие работы уже не раз проделывались на нашем форуме, так что не постесняйтесь спросить на форуме правильно ли вы поняли, как разбирать вашу гитару.
Иллюстрациий от нашего форумчанина Дмитрия, разборка старой Кремоны без сохранения деки и клеца, ссылка на пост.
Источник