Чем отличается баритон от обычной гитары

Баритон гитара

Почти в любом музыкальном стиле гитара с давних времен смогла занять надежное место, оказавшись в качестве незаменимого инструмента почти в каждом жанре. Можно говорить, что это инструмент универсального типа. Однако, имеется один недостаток. Обычная гитара имеет ограниченный диапазон. Он состоит из четырех октав. У фортепиано, для примера, диапазон составляет восемь октав. В музыкальных коллективах для использования широкого диапазона частот в дуэте с гитарой применяют бас гитару. Некоторые гитаристы экспериментируют со звуком и настраивают гитары в низком строе. Но существует инструмент, который может исправить недостаток обычной гитары. Это баритон гитара.

Вообще одно из значений понятия баритон в музыке – это мужской голос, который является средним между басом и тенором. Также и у гитаристов.

Акустическая баритон гитара

Баритон гитары бывают акустические и электро. По сути внешних отличий от обычных гитар нет. Устройство гитар совпадают. Отличия кроются в следующих моментах:

  1. Мензура. Скажу кратко, что обычная мензура электрогитар составляет 24,75 или 25,5 дюймов. Для бас гитары – 34 дюйма. Более подробно можно прочитать в этой статье. А вот в баритон гитаре мензура может варьироваться от 27 до 30 дюймов. Всё зависит от производителя и от модели.
  2. Струны. Для баритон гитары применяют струны более толстого диаметра в отличие от обычной электрогитары. Комплекты струн бывают разные. Например, .013 — .060 или .012 — .068. А бывают и такие — .026 .035 .044 .055 .075 .095. Для баритон гитары Schecter Hellcat VI.
  3. Строй гитары. Тут у каждого музыканта своя настройка инструмента. Чаще всего стандартный строй баритон гитары следующий: B-E-A-D-F#-B. Это на два тона ниже обычного гитарного строя.
  4. Звучание. Естественно, звучит баритон гитара низко, басовито. Она хорошо подходит для тяжелых стилей музыки.

Schecter Hellcat VI

Конец 50-х годов двадцатого века считают временем появления баритона. Первая модель электрогитары с баритоновым звучанием (ей дали номер #0001) выпустили в 1957 году на фабрике фирмы Danelectro.

Инструмент не сумел стать быстро популярным – музыка в тот период времени не нуждалась в применении невысоких звуков, представляемым этим инструментом. Когда это и надо было, пользовались басом. Однако, спустя некоторое время баритон гитары оценили и уровень их популярности стал увеличиваться. Они смогли найти себе место в surf-музыке, а также по истечению некоторого времени вошли в стиль кантри (они часто использовались Джонни Кэшем, Вилли Нельсоном и Мерли Хаггардом).

В 1961 году фирма Fender выпустила инструмент, который составил конкуренцию баритоновой гитаре – BASS VI. Спустя какое-то время были созданы такие аналоги Danelectro baritone, как Gretch (модель 5265), Gibson EB-6, а также иные модели фирм PRS Guitars, Burns London, Music Man.

Баритон гитара Fender VI

Fender Bass VI

Баритон гитара Gretsch G5265

Настоящий интерес к баритону стал разгораться тогда, когда происходило становление тяжелого рока (80-е года двадцатого столетья). В течение этого периода перед музыкальными коллективами ставилась единственная цель, заключающаяся в достижении более тяжелого звучания. Для этого как нельзя лучше подошло применение баритона. Одними из первых, кто воспользовался этим инструментом в роке, были группы Sonic Youth и Butthole Surfers, находившиеся в начале появления направления этого альтернативного жанра.

Именно благодаря тому, что тяжелая музыка стала постоянно развиваться, а также увеличилась потребность в гитарах, имеющих более низкий строй, спрос на баритон гитары стал увеличиваться и различные производители гитар старались в своей линейке инструментов представить такой экземпляр. Ещё стоит отметить, что существуют баритон гитары с семью струнами. Основное отличие от семиструнных электрогитар – это увеличенная мензура. В качестве примера можно привести Ibanez серии RGD.

Ibanez RGD2127FX

В завершении, можно сказать, что всё-таки баритон гитара не является массовым инструментом, но у неё есть свои почитатели и она используется в разных стилях музыки. Если вы решили приобрести баритон гитару, то важно знать для каких конкретно музыкальных задач вы будите её использовать.

Кстати, если вам приходилось играть на баритон гитаре, напишите в комментариях свои впечатления.

Источник

Баритон гитара

Баритон-гитара представляет собой промежуточный этап между басом и обычной шестиструнной гитарой. Собственно, внешней разницы неофит и не заметит — тот же корпус, тот же гриф, те же крепления — однако впечатление об их идентичности развеется с первыми же звуками: баритон-гитара, как следует из названия, звучит значительно ниже привычной. Диапазон ее настройки варьируется от DGCFAD — что всего на тон ниже стандартной, до ADGCEA — что на кварту ниже. Еще кварта — и будет бас.

Подобного эффекта помогает достичь увеличенная мензура (расстояние от верхнего порожка до подставки) — по сравнению с привычной длиной обычной шестиструнки (от модели к модели она варьируется от 23 до 26 дюймов), мензуральная длина баритона лежит между 27.5 и 30 дюймами (у баса, для справки, она 34). Соответственно, это диктует и другую толщину струн: если золотая середина тенора пролегает от .012 до .054, то у баритона она находится от .017 до .095.

История баритон-гитары.

Ошибочно полагать, будто баритон-гитара — продукт эволюции и плод любви баса и тенора; были в сфере баритональных струнных щипковых инструментов и другие аналоги. Обычно принято упомянать так называемый гитаррон (guitarron mexicano — мексиканская большая гитара) — действительно огромный инструмент, с виолончель размером, настраиваемый на квинту ниже обычной гитары: ADGCEA, под вдохновением от которого Эрни Бол в 1972 году сконструировал акустический бас.

Баритон же появился в 1954, на фабрике Danelectro, как своего рода предтеча тяжелого звука — но в тогдашней музыкальной общественности надобности в нем наблюдалось. Инструмент «не выстрелил» — мало раскупался, мало использовался, не обрел особой популярности. Собственно, с ним случилось самое страшное, что могло произойти с инструментом в те годы — он начал использоваться в саундтрэках к вестернам. И даром бы режиссером был Клинт Иствуд!

Однако среди авторов кантри, столь распространенного в этом жанре кино, были и такие значимые фигуры как Джонни Кэш и Дуэйн Эдди (оба нонче пребывают в зале славы рок-н-ролла, несмотря на то, что кантри) — и во многом благодаря ним (а также Вилли Нельсону, Мерлу Хаггарду и прочим) баритон постепенно нашел себя в музыке. И вскоре появился в серфе — авангарде зараждающегося рока: пионеры этого жанра Beach Boys и, конкретнее, их гитарист Брайан Уилсон, записали две песни с баритоном: «Dance, Dance, Dance» и «Caroline, No». За ним последовал Джек Брюс из Cream (большой поклонник Bass VI), Джон Энтвистл из the Who и, конечно, Битлы — Леннон и Харрисон..

Долго ли, коротко ли, но количество моделей баритон-гитары возросло до космических масштабов — помимо двух версий у danelectro, таковыми обзавелись еще и Gretsch, Guild, Gibson, PRS, Music Man и кто только не; партии не поражали размерами, в силу специфичности инструмента, однако было видно, что баритон is here to stay.

На поле тяжелого звука конкуренцию баритону составлял Bass VI, выпущенный в 1961 году под знаменами фирмы Fender — инструмент, позволявший расширить диапазон бас-гитары как вниз (добавочная B), так и вверх (добавочная C). Помимо него, популярность обретала русская семиструнка, чей “тяжелый” потенциал к тому времени уже был оценен по достоинству.

Все эти инструменты неоднократно сравнивались — в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Что касается баритона, то картина соотношения pros & cons очевидна: минусами его является потеря верхнего диапазона (вряд ли необходимого для инструмента, играющего ритм) и специфика строя, подразумевающая транспонирование всех партий (не составящее труда для людей, мало-мальски соображающих в музтеории), несомненным плюсом — легкость в освоении: инструмент не требует ни новых аппликатур, ни наращивания особого скилла игры, вся раскладка партий — идентична тенору, ну и, соответственно, отчасти басу.

Так они и шли втроем — Баритон, Семиструнка и Шестиструнный — шли и вошли в эру тяжелой музыки. Первыми сигналами для популярности баритона стало использование его группами Sonic Youth и Butthole Surfers — потом за ними потянулись Staind (гитарист Майк Мушок, создатель собственной линейки, в частности, баритонов), the Earth (Дилан Карлсон), Стив Рэй Вон, Fugazi и многие другие. Послужной список баритона — от кантри до метала, с остановками на гранже, гаражном роке и даже, прости осспади, J-key.

Впрочем, большинство вышеуказанных исполнителей использовали баритон в качестве инструмента ритм-секции — что вряд ли может вдохновить на его изучении при прослушивании их композиций. Самыми интересными в этом плане являются гитаристы-стэндэлонщики: Пэт Метени, Энди МакГи, Дон Росс, Клифтон Хайд и прочие.

Time to make a choice

Мы публикуем наш перевод отрывка статьи, посвященной баритон-гитарам, за авторством Art Hill, premierguitar.com:

«..Некоторые музыканты используют ее [баритон-гитару] как замену басовым инструментам, в то время как другие используют баритон для добавления новых оттенков в звук их гитар. Однако используя ее, учтите (факт, подтвержденный опытом) — осторожней смешивайте и связывайте эти гитары. Даже если музыка просто суперски аранжирована, бас, стандартная гитара и баритон в сочетании могут дать жуткую сумятицу и какофонию. .

Выбирая баритон-гитару для своего арсенала, учтите, что длина мензуры варьируется от производителя к производителю. Некоторые компании делают мензуры баритонов почти той же длины, что и на стандартной электрогитаре, что обычно приводит к более отчетливым средним частотам. Другие баритоны оснащены длинными мензурами — некоторые даже экстремальными 30.5 дюймами — что является промежуточным этапом между гитарой и басом.

Толщина струн, используемых для баритон-гитар, варьируется обычно от .012-.054 до .017-.080. Размер струны и длина мензуры очень сильно влияют на звук и «играбельность» инструмента, так что поэкспериментируйте, что лучше для вас.

Еще одна проблема может крыться в настройке. Некоторые инструменты сделаны для строя на кварту, а то и квинту ниже стандартной гитары, другие — на октаву ниже [редакция имеет заметить, что здесь речь идет о басе]. Альтернативные строи также распространены, в том числе и открытые. Обычные гитарные параметры тоже должны быть вами рассмотрены при выборе: тремоло или стоптэйл, конфигурация звучков, ширина грифа и т.д.

Быстрый поиск выдает несколько компаний, производящий баритон-гитары. Наиболее крупными именами среди них являются Ibanez, Gibson и Fender. Также есть лютье, производящие кастомные инструменты, как электрические, так и акустические. Хорошим выбором может стать Fender Jaguar Baritone Specail HH, с 27 дюймовой мензурой, оснащенной звукоснимателями Dragster..»

Где купить баритон гитару

К нашему стабильному, но оттого не менее громадному сожалению, баритон-гитары в России зверь по-прежнему незнакомый и мало распространенный. Ореал обитания — преимущественно Москва/Питер, да и там их днем с огнем не сыщешь. Можно попробовать найти предложения б/у на форумах, можно — заказать из Америки: цена сильно варьируется от модели к модели, начинаясь где-то от пяти с половиной сотен (это где-то 17.000) — верхней планки, понятно, не существует.

Стоит ли оно того? Да, если есть лишние 17.000 — потому что гитара очень универсальна. По собственному опыту скажу, что ею можно заменять и бас (в случае с акустическими ансамблями, на мой вкус, даже нужно), и обычную шестиструнную гитару (каподастр при случае поможет).

Кроме того, эта гитара идеальна для аккомпанемента вроде «вокал-гитара», где высокий диапазон не нужен — и, в отличие от семиструнок, использовавшихся бардами как раз для привычного вальсового щипка, она еще и не требует дополнительного освоения.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Источник

Баритон-гитара

Баритон-гитара — струнный музыкальный инструмент, хордофон, разновидность гитары.

Первая модель была изготовлена американской компанией «Danelectro» в конце 1950-х годов. Свою популярность изобретение получило в серф-роке и саундтреке к фильмам, в основном к спагетти-вестернам. Тогда же кантри-музыкантами был изобретен стиль игры «Тик-так басс». Прием заключается в дублировании баритоном партий обычного баса для придания контрастного звучания.

В настоящее время баритон распространен в роке и хэви-метале. Во время студийной записи гитаристы часто дублируют партию обычной гитары и баса.

Баритон-гитара – это смесь обычной электрогитары и баса. Ее конструкция повторяет гитарную, но с отличиями. Мензура удлинена до 27 дюймов, что позволяет комфортно играть на ослабленной струне. Корпус сделан массивнее для усиления резонации и углубления звучания. Количество струн — 6. Исполнители тяжелых поджанров хэви-метала также используют 7-8-струнные модели. Существует аналогичный вариант акустической баритон-гитары.

Стандартный строй гитары имеет диапазон основном из умеренно высоких нот. Звучание баритон-версии устанавливают в более низкий диапазон. Популярен строй B1-E2-А2-D3-F#3-В3.

Источник

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Гайто
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 30 января 2012 г.

Гитара — инструмент уникальный прежде всего тем, что подходит практически для любых жанров и стилей. На ней играют метал и раннюю лютневую музыку, гранж и сложнейшие фортепианные этюды. Однако любой гитарист рано или поздно чувствует нехватку звукового диапазона в гитаре. В общем-то, всего четыре октавы — против тех же восьми без малого у рояля. Справляются с этим по-разному: кто-то использует бас, кто-то ухищряется осваивать разнообразные stick- и warr-гитары, кто-то настраивает гитару в экстремально-низкие строи (с предсказуемым качеством звука), а кто-то — без лишней мороки и проблем — берет баритон.

Ч то же такое, по сути, баритон-гитара и чем она отличается от обычной? Это та же гитара — тот же корпус, та же механика, те же крепления — только с удлиненной мензурой, то есть, расстоянием от верхнего порожка до подставки. Для сравнения, на обычной акустике с металлическими струнами длина мензуры составляет от 23.7 до 25.7 дюймов, а диаметр струны варьируется от .011 до .054. Длина же мензуры на баритонах лежит между 27 и 30.5 (у бас-гитары, например, 34), а толщина струн — от .017 до .095. Эта модификация, как не трудно догадаться, позволяет настраивать гитару значительно ниже привычного EADGBE — вариантов настройки много, от пониженного на два тона (строй, легко достигаемый на обычной гитаре) до пониженного на кварту, а то и квинту (самый низкий из неэкстремальных — ADGCEA). Это делает баритон-гитару как бы промежуточным этапом между бас-гитарой и обычной гитарой.

Первые баритон-гитары появились в конце пятидесятых прошлого века: в 1957 году на фабрике компании Danelectro была выпущена баритоновая электрогитара с серийным номером #0001. Особого фурора данное новшество не произвело, потому как низкий звук не был востребован в тогдашней музыкальной среде — а если возникала такая надобность, группы предпочитали использовать бас. Впрочем, постепенно популярность баритоновых гитар росла и вскоре они нашли свое место в surf-музыке (например, басист и вокал группы Beach Boys Брайан Уилсон записал две песни с использованием баритон-гитары — Dance, Dance, Dance и Caroline, No.), а потом мода на баритон перешла в музыку кантри — к этому инструменту неоднократно прибегали Джонни Кэш, Вилли Нельсон и Мерл Хаггард.

Впрочем, уже 1961 году у баритон-гитары возник серьезный конкурент — BASS VI, выпущенный фирмой Fender, позволявший расширить как басовый, так и высотный диапазоны басовых гитар.

«Идея создания Bass VI заключалась в том, чтобы музыканты, играющие на обычных гитарах, могли с легкостью играть на басу (говорят, Джон Леннон и Джордж Харрисон использовали Bass VI в некоторых песнях Beatles, когда Маккартни играл на пианино), — говорит основатель thebaritoneguitar.com Майк “064” Фримен. — Баритон же делался как некий проходной этап между басом и стандартной гитарой.»

Настоящей конкуренции между этими инструментами, впрочем, сложиться не могло — BASS VI (как и все его последующие аналоги) был очень непривычен для рук гитариста, да и высотный диапазон расширился лишь за счет добавочной струны С, что аж на уменьшенную октаву ниже второй гитарной струны.

Вскоре баритоновая гитара заняла прочную позицию в рок-музыке — аналогами danelectro baritone (и двух его модификаций — innuendo и longhorn) вскоре обзавелись такие производители как Gretch (модель 5265), Gibson (EB-6), PRS Guitars, Music Man, Burns London и некоторые другие. Ввиду малой популярности инструмента, партии были очень ограничены — и сейчас представляют особенную ценность для коллекционеров.

Настоящий же расцвет популярности данного инструмента наступил в восьмидесятые, на заре становления рок-музыки, какой мы ее сейчас понимаем — группы стремились получить более тяжелый, басовый и «грувный» саунд — и многие обратились к баритону. Пионерами его в рок-музыке стали коллективы Sonic Youth с вечными шумовыми экспериментами и Butthole Surfers, предтечи альтернативного рока.

Вскоре подтянулись и остальные. Некоторые, конечно, использовали «привычную» семиструнную гитару для добавочного баса, некоторые развлекались, настраивая шестиструнные басы вверх — однако в плане удобства и функциональности баритон-гитара давала обоим способам сто очков вперед.

«В Соединенных Штатах и Англии баритон-гитары были толком никому не известны, пока десять-пятнадцать лет тому назад интерес к гитарам с пониженным басовым диапазоном не возрос благодаря тяжелой музыке, — говорит Фримен в разговоре с guitar.ru — Она (баритон-гитара – прим. ред.) конкурировала с семиструнной, и та в итоге завоевала большую популярность, так как метал-гитаристы играли преимущественно на ней. Это печально, потому что баритон-гитара значительно легче в освоении, она подходит игрокам на обычных гитарах.»

Преимущества того и этого инструмента неоднократно разбирал гитарный мастер Джим Соловей: «Преимущество баритон-гитары в том, что в ней нет учебной маяты. Вы играете так же, как всегда, оно просто транспонировано вниз. Недостатки в том, что «а» — все песни получаются в другой тональности (что для людей, минимально знакомых с музтеорией, вряд ли выльется в проблему) и «б» — вы теряете верхний диапазон инструмента (особенно ценный для соло-гитары, в партиях которых редко услышишь ноты ниже второй октавы). Преимущества семиструнной гитары в том, что «а» — все остается в той же тональности, «б» — вы просто добавляете лишние несколько тонов в басовый диапазон инструмента, «в» — сохраняя при этом всю высоту звука на верхний струнах. Недостаток же в том, что вам придется долго переучиваться, чтобы научиться хорошо использовать эти преимущества с добавочной струной. Так что все зависит от ваших целей и обязательств: если вы хотите немедленно получить нужный звук без затраты времени на обучение, берите баритон. Если же вы готовы к мороке с обучением и серьезно подходите к делу, берите семиструнку».

Одним из популяризаторов баритон-гитары того времени стал культовый Майк Мушок из культовой же группы Staind. А ближе к концу девяностых в зенит вошел жанр метала с его многочисленными стилевыми ответвлениями, объединявшимися максимально-низким звучанием — жанр, в котором баритон был органичен, как ничто другое. На нем играл Дилан Карлсон из the Earth, Терри Тираниши из арт-рок-метал-альтернатив-коллектива Thrice, Ко Мелина из гаражной группы Dirtbombs — словом, многие.

Однако помимо кантри-певцов и хард-рок коллективов, баритон-гитара нашла себя и во многих других жанрах, не исключая даже классическую гитару (в которой-таки больше была распространена семиструнка): на баритоне играют джаз, фолк, рок, акустическую поп-музыку — словом, что только не играют.

Однако наиболее интересными являются музыканты-инструменталисты, максимально использующие возможности данного инструмента — среди них особенно интересны:

Впрочем, их много — и мало кто из серьезных гитаристов хоть раз да не прикоснулся бы к баритону.

Я неоднократно наблюдал удивленные глаза знакомых музыкантов, когда они видели мою баритон-гитару — эк, мол, ее растянуло-то! Баритон также совершенно неизвестный зверь и на студиях. В некоторых магазинах помельче говорят «о, баритон, можно поиграть?»

Это очень приятно, конечно, обладать такой диковинкой, но вообще же все это скорее печально: баритон-гитара очень мало известна в России — и при том, что она обладает уникальным звучанием (не достигаемым на семиструнке, например). Мало того, что ее почти нигде не найти — ее игнорируют даже поисковые системы, на запрос о баритон-гитарах предлагающие купить тоже баритон — но саксофоны. Какая, дескать, разница, звучит-то низко, и правда что…

Впрочем, ошибочно полагать, будто за рубежом дела обстоят лучше — вот, специально расспросил Майка об этом: уж если не его, тогда кого.

Freeman: … впрочем, нет, новые модели по-прежнему производятся, большинство серьезных гитаристов о ней [гитаре, то бишь] слышали.. Не знаю, я не предвижу большого увеличения интереса к баритону в ближайшем будущем, но есть все основания полагать, что она не пропадет с горизонта. Другими словами, баритон-гитара is here to stay (укоренилась, букв. осталось здесь – прим. ред.).

Guitar.ru: «Здесь, а не там», к сожалению, — пишу я. — Но мы не намерены с этим мириться!

Freeman: Благое “ненамерение”, — смеется Майк. — Удачи!

Источник

Оцените статью