Интервалы и аккорды
Звуки, составляющие музыкальное произведение, отстоят друг от друга на различные расстояния — интервалы.
Интервалы могут возникать как в последовательном движении звуков мелодии (мелодические интервалы), так и в одновременном сочетании (гармонические интервалы). Все интервалы обладают индивидуальными выразительными возможностями, осмысленное выявление которых очень важно для исполнения. Следует, например, помнить, что чем шире восходящий мелодический интервал, тем он напряженнее звучит.
Специфика устройства гитары уничтожает прямую зависимость между величиной интервала и затратой усилий на его извлечение: часто крайние звуки более широких интервалов находятся на грифе в непосредственной близости, а игра небольших интервалов требует значительного напряжения пальцев. Вследствие этого начинающие гитаристы не всегда интонируют мелодию логично и естественно. Хорошим средством для восстановления правильности интонирования является пропевание мелодии голосом.
Названия интервалов образованы от латинских числительных, обозначающих количество ступеней, которое содержит каждый интервал: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8, Так как некоторые ступени могут повышаться или понижаться, то и интервалы с участием этих ступеней могут быть большими или малыми, не теряя при этом своих индивидуальных качеств. Разберитесь в принципе построения с помощью данной схемы (интервалы строятся от ноты до и даются в мелодическом и гармоническом виде, римскими цифрами обозначены ступени):
Сыграйте все указанные мелодические интервалы, пропойте их сначала в соответствии со схемой, затем в произвольном порядке и постарайтесь почувствовать разницу в интонировании широких (секста, септима) и узких (секунда, терция) интервалов.
Гармонические интервалы служат «строительным материалом» аккордов.
Аккорд — это созвучие из трех или более различных звуков, взятых одновременно, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть путем перестановки расположены по терциям.
Наиболее простой вид аккорда — трезвучие. Оно содержит основной (басовый), терцовый и квинтовый тоны.
Басовый тон определяет характер любого аккорда, в том числе и трезвучия, он является как бы фундаментом аккорда, придает ему наиболее устойчивое звучание. Звуки аккорда, взятые поочередно, образуют арпеджио. Аккорды в арпеджированном виде часто встречаются в гитарных аккомпанементах, поэтому овладение навыками их игры составляет важную часть обучения гитариста.
Постройте тоническое трезвучие от тоники выученных ранее произведений и сыграйте их арпеджио.
Если в основании аккорда поместить какой-либо другой тон, кроме основного, получится обращение аккорда. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд (названия обращений вытекают из строения каждого аккорда):
Постройте обращения от всех встречающихся ранее тонических трезвучий и сыграйте их в арпеджированном виде.
Помимо трезвучий, в музыке также распространены аккорды из 4-х звуков — септаккорды. Звуки септаккорда, как и трезвучия, располагаются на расстоянии терции, крайние же звуки образуют интервал септиму (отсюда и название аккорда):
Среди септаккордов наиболее употребителен доминантсептаккорд. Его название указывает, что он строится на V ступени — доминанте лада (см. об этом далее). В его основе лежит мажорное трезвучие с добавленной сверху малой терцией; крайние звуки образуют малую септиму. Помимо мажора, доминантсептаккорд (Д7) используется почти исключительно в гармоническом миноре, где он до звучанию и написанию полностью совпадает с Д7 одноименного мажора:
Благодаря тому, что в Д7 собраны наиболее неустойчивые ступени лада (IV, VII) и он активно требует разрешения в тоническое трезвучие, последовательности аккордов Д7 — I достаточно, чтобы показать или утвердить тональность.
Потренируйтесь в быстром построении Д7 и записи от всех двенадцати звуков, чтобы впоследствии избежать затруднений в игре по цифровкам.
Трезвучия и доминантсептаккорды — наиболее употребительные аккорды при подборе аккомпонимента на гитаре. Обращения аккордов используются преимущественно для разнообразия звучания, мелодизации линии баса, плавности в соединении аккордов и т. д. Часто некоторые тоны удваиваются, в результате чего получаются пяти- и шестизвучные аккорды.
Внимательно просмотрите нотный пример, где вы впервые встретитесь с арпеджированной фактурой, иначе говоря с разложенными аккордами, столь характерными для гитары в пьесах и аккомпониментах:
Его запись во многом отличается от уже привычных образцов. Здесь имеются два плана: линия баса (выделена направленным вниз штилем) и подчиненные ему верхние звуки разложенного аккорда.
Разберем подробно 1-й такт примера. Бас, исполняемый большим пальцем правой руки, должен звучать плотно и насыщенно. После извлечения баса рука сразу расслабляется. Подготовьтесь к взятию звука до, прижав заранее I лад на (2), остальные два звука извлекаются на открытых струнах. Арпеджио исполняется тирандо. Проиграйте 1-й такт, соблюдая аппликатуру правой руки. Держите палец на I ладу до конца такта. Если (1) не прозвучала, не снимайте палец с лада — поставьте его таким образом, чтобы он не задевал (1).
Особенность этого изложения заключается в том, что при извлечении очередного звука предыдущий остается звучать. Звуки как бы наслаиваются друг на друга (этим арпеджио отличается от исполнения мелодической линии, где не должно быть наслоения тонов друг на друга). Графически продолжающееся звучание изображается с помощью коротких лиг («французские» лиги). В случае, если последующие такты аналогичны первому, «французские» лиги выставляются только в первом такте.
Выучите пьесу наизусть, следите за освобождением большого пальца после извлечения баса, за правильными движениями остальных пальцев. Темп исполнения наращивайте постепенно, следя за постановкой рук. Освоив такое исполнение, расслабляйте теперь руку после каждой ноты и добейтесь ровности их звучания. Второй вариант упражнения на арпеджио отличается от предыдущего комбинацией аккордовых звуков:
В третьем варианте во 2-й половине такта записанные друг под другом ноты исполняются одновременно:
Внимательно проследите за движениями пальцев i и т правой руки в 1-й половине такта. Сохраняя нужные ощущения и не меняя положения кисти и направления движения пальцев, извлеките ими два звука (терцию до и ми) одновременно.
Все гармонические интервалы играются точно таким же приемом.
При исполнении одновременно двух или трех звуков пальцами i, m, а должно быть выработано и закреплено ощущение собранности пальцев, извлекающих интервал или аккорд. Это ощущение пальцев как своеобразного блока при свободной правой руке обеспечивает ровность звучания аккордов и интервалов.
Выучите все три варианта и добейтесь расслабления после каждого звука, а также подвижного темпа, в котором амплитуда движений пальцев должна естественно уменьшаться. Перед каждым исполнением по уже известной системе проверьте правильность посадки и постановки рук.
Отложив гитару, обязательно попробуйте, смотря в текст, проигрывать пьесы в уме, отчетливо представляя местонахождение нот на грифе и само звучание.
Запишите по памяти один из трех вариантов последней выученной пьесы. Исполните подряд наизусть все пьесы, отметьте недостатки и достоинства исполнения.
Источник
Урок 1. Аккордовые обозначения
Аккорды
А вы знаете чем отличается хороший импровизатор от музыканта, который пытается им казаться? Хороший импровизатор отлично знает почему он/она может сыграть ту или иную ноту. Если вы предложите «поджэмить» человеку, который этого никогда не делал, то первый и логичный его/её вопрос будет — «какие ноты я могу сыграть?».
Вероятно, вы слышали о такой музыкальной дисциплине, как «гармония». К сожалению этот курс импровизации не сможет раскрыть вселенских закономерностей и сделать из вас мастера-теоретика гармонии. Но на самом деле, нам это и совсем не нужно! Нам нужно лишь иметь инструменты, которые помогают использовать гармонию в наших интересах и становиться мастером-практиком гармонии.
Я прекрасно понимаю, что многие хотят уже сыграть свое потрясающее соло и не вникать во всякие тонкости музыкальной теории. Но это действительно того стоит, чтобы потратить некоторое время (это совсем не долго) и разобраться с гармонией раз и на всегда, чтобы больше не испытывать никакого дискомфорта.
Перед началом всех примеров и объяснений, важная заметка об обозначении нот. Ноты обозначаются маленькими латинскими буквами — «c d e f g a b» — «до рэ ми фа соль ля си», соответственно. В классической музыке нота «си» обозначается как «h», а «си-бемоль» как «b». Классическими обозначениями в этом курсе мы не пользуемся.
Ниже также приведены обозначения интервалов, которыми мы будем пользоваться.
На этом уроке мы рассмотрим необходимую музыкально-теоретическую базу для импровизации. Мы будем пользоваться только самой современной и актуальной информацией. Вы готовы? Тогда вперед!
Аккорд — это созвучие из 3-х и более звуков которые можно расположить по терциям. Из определения следует, что аккорды строятся путем добавления звуков на терцию выше предыдущего.
Цифро-буквенное обозначение аккордов — упрощённый вариант записи аккордов. Например: D7, Cm, G-7b5, Do7, A7#9b13, Ema7#11/F#
Аккордов бывает очень много, но в данной части курса импровизации будут использоваться только простые аккорды из 3х и 4х звуков — трезвучия и септаккорды соответственно.
Если вы новичок во всех этих построениях аккордов, то у меня есть для вас небольшая подсказка. Нужно запомнить ноты через одну, просто проговаривайте как скороговорку — c e g b d f a c e g b d f a c e g … и т.д. Это поможет быстро надстраивать аккорды, останется только разобраться со знаками.
За всю многовековую историю музыки появилось очень много различных подходов к обозначению и очень много тонкостей. Чтобы мы с вами разговаривали на одном языке, нам нужно определиться с обозначением аккордов и процессом их построения. Поэтому будьте внимательны!
1. Все аккорды строятся снизу-вверх от тоники аккорда. Тоника обозначается заглавной латинской буквой (C D E F G A B) + добавляется диез или бемоль если требуется.
2. Следующий шаг — достраиваем терцию вверх от тоники и получаем терцию аккорда. Терция может быть двух видов — большая и малая. Если терция малая, аккорд будет минорным и к обозначению аккорда прибавляют знак «-» или букву «m». Если терция большая, будущий аккорд становится мажорным и это никак специально не отражается в обозначении.
3. Следующий звук на терцию выше позволит нам получить трезвучие и этот звук — квинта аккорда. Квинта в отличии от терции может быть 3-х видов: чистая, увеличенная (повышенная) и уменьшенная (пониженная). Если квинта по отношению к тонике аккорда — чистая, то это никак не отражается в обозначении аккорда. Таким образом, трезвучие обозначается просто заглавной латинской буквой!
Если с квинтой что-либо произошло, то это непременно указывается в обозначении. Понижение квинты обозначается как «b5». Повышение квинты, как «#5».
Отдельные частные случаи. Обозначение «С+» говорит нам о мажорном трезвучии с повышенной квинтой (об увеличенном трезвучии); обозначение «Co» указывает на минорное трезвучие с пониженной квинтой (уменьшенное трезвучие).
4. И последний необходимый нам шаг — получение септаккорда. Добавляем еще одну ноту на терцию выше — септиму аккорда. Септима, как и терция аккорда, бывает двух видов. Если септима большая, то септаккорд становиться большим (большой септаккорд) и в названии это отражается присоединением одного из следующих обозначений: «ma7», «M7», «∆». Если септима малая — то септаккорд малый (малый септаккорд) и к названию прибавляется «7».
Аналогично трезвучиям, прибавления «+» и «о» к обозначению, сообщают нам об увеличенном и уменьшенном трезвучии в основании септаккорда соответственно.
В данном случае все примеры от ноты До. Обратите внимание на то, как комбинируются все предыдущие пункты в построении септаккордов.
5. Септаккорд исключение. Уменьшенный септаккорд Со7 имеет в обозначении «7», но септима у него не малая, она уменьшенная!
Ниже, к этому уроку прикреплена таблица с различными обозначениями аккордов, встречающимися в музыкальных ресурсах.
Давайте для примера построим Db7b5.
- Шаг 1: Строим аккорд начиная от баса. Смотрим на заглавную латинскую букву и понимаем, что это Db, значит аккорд строится от ноты «рэ бемоль».
- Шаг 2: Воспользуемся подсказкой, пока без знаков альтерации и вспомним ноты через одну c e g b d f a c e g b d f a и т.д. Тогда, начиная от «d» мы сможем узнать какие звуки входят в аккорд. «d f a» — получили трезвучие, «d f a c» — получили септаккорд.
- Шаг 3: Вспоминаем про знаки альтерации и проверяем. В обозначении аккорда отсутствует указание малой терции (отсутствует «-» или «m»), это означает, что аккорд мажорный. Смотрим на терцию: от «db до f» — большая терция, все сошлось это большая терция.
- Шаг 4: В обозначении аккорда присутствует указание об альтерации квинты — «b5». Проверяем квинту «db — a», она оказывается увеличенной, значит мы должны понизить ее дважды, чтобы получить уменьшенную квинту. Получаем «db — g». Все различные дубль бемоли и дубль диезы мы не используем на практике.
- Шаг 5: Остался последний звук — «7». Это указание на малую септиму в аккорде — значит это малый септаккорд. У нас есть «db — c», это большая септима, но нам нужна малая. Значит, мы должны понизить ее и получить «cb». И снова это не очень популярный звук, гораздо удобней пользоваться энгармонически равным «b».
Таким образом мы построили с вами малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой.
На этом первый урок закончен, вы знаете достаточно, чтобы выполнить первое домашнее задание по построению и обозначению аккордов! Если у вас что-либо не получается, не беда, в этом уроке было намного больше материала по гармонии, чем мы будем использовать в течении курса.
Домашнее задание.
1. Постройте и играйте следующие аккорды: B, Fm, Ao, G+, D7, G-7, F#ma7, Bb7+, Eb-7b5, Ab7b5.
2. Дайте название следующим аккордам:
Ниже прикреплен файл с распространенными обозначениями аккордов:
Источник