Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной гитары

Какую гитару выбрать новичку – 6 или 7-струнную?

Автор: admin
Дата записи

Правильный подбор инструмента имеет первостепенное значение для начинающего музыканта, поскольку именно от этого фактора зависит темп обучения. В частности, многие новички сталкиваются с проблемой, связанной с выбором гитары в зависимости от количества струн, которых может быть 6 или 7. И перед тем, как делать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, нужно разобраться в разнице между шестистрункой и семистрункой, связанной с особенностями звучания этих музыкальных инструментов.

Разница между шестиструнной и семиструнной гитарами

Шестиструнная (классическая или испанская) гитара появилась примерно в конце XVIII веке в Испании, что ясно из ее названия. После этот музыкальный инструмент претерпел определенные конструктивные изменения, в результате чего его современный облик был окончательно сформирован к XIX веку. Инструмент с 6 струнами имеет квартовый строй (за исключением одной пары струн, которые настроены в терцию). Подобный строй позволяет и аккомпанировать, и исполнять песни, отличающиеся легкостью игры полифонических произведений.

Семиструнная (русская или цыганская) — это гитара с одной дополнительной струной, которая появилась именно на территории России. Вследствие появления 7 струны изменился строй этого музыкального инструмента — он стал терцовым (исключение составляют две пары струн, которые настроены в кварту). Это повлияло на технику игры — брать аккорды стало еще легче, а акцент сместился в сторону аккомпанемента (как правило, романсов). Помимо этого, особый строй позволяет извлекать необычные призвуки — обертоны, которые очень схожи с народной русской музыкой.

Какая гитара лучше подойдет начинающему музыканту

Можно выделить 3 главных аргумента в пользу выбора именно шестиструнной гитары для новичка:

  • Большинство аккордов для наиболее популярных песен, а также примерно 98% музыкальных композиций известных рок-групп и исполнителей написаны именно для 6 струн.
  • Покупать струны и прочие запчасти для шестиструнки гораздо легче, снова-таки, по причине ее большей распространенности.
  • При необходимости продать прежнюю гитару могут возникнуть серьезные проблемы, если речь идет о семиструнке — сейчас они используется очень небольшим количеством исполнителей.

А если вы уже определились в пользу выбора акустической гитары с 6 или 7 струнами, самое время подумать о форме обучения. Наиболее удобной являются видеоуроки от авторской школы игры на гитаре, записанные на диски. С их помощью освоить азы и поднять уровень владения этим музыкальным инструментом можно максимально быстро и просто.

Источник

В чём различия у 6ти и 7ми струнной гитары — окоромя количества струн?)

Семиструнные гитары делятся на две большие категории: одна из них — это так называемая «русская семиструнная гитара», настраиваемая совсем не так, как шестиструнка. Этот вид был чрезвычайно популярен в СССР, однако к настоящему моменту почти вымер. Гитарист, владеющий шестистрункой, на такой гитаре с ходу ничего сыграть не мог )

Другой тип — современные семиструнные электрогитары, фактически, просто расширяющие диапазон шестиструнки путем добавления еще одной «низкой» струны через кварту. Гитарист-шестиструнник может спокойно играть на такой гитаре, просто не задействуя одну из струн.

По-моему, любому играющему на гитаре человеку должно быть совершенно очевидно, что диапазон шести- или семиструнной гитары примерно равен диапазону человеческого голоса. Это позволяет без проблем исполнить любой аккомпанемент, для чего гитару и придумали. Первые прообразы лютни содержали 3-6 струн, видимо, трех явно не хватало, поэтому естественным путем пришли к современной гитаре. Русская семиструнка тоже не выжила, почему — это уже другой вопрос.
В тяжелых стилях музыки строй часто опускают ниже, чтобы еще больше утяжелить звук, поскольку «тяжесть» звучания связана с игрой именно на нижних струнах. А так как многие музыканты играют еще и соло, которые звучат высоко, то чтобы не опускать строй целиком, стали делать гитары с дополнительными седьмой и (реже) восьмой струной. Тем, кто соло не играет, хватает и четырех (Макс Кавалера, например) .

существовали самые разные варианты гитар и гитароподобных инструментов, видимо, прижился тип, наиболее простой в освоении.

Четырехструнная гитара (4-х струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырехструнные гитары — это бас-гитары, либо теноровые гитары.
*

Шестиструнная гитара (6-ти струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространенная разновидность гитар.
*

Семиструнная гитара (7-ми струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн.

В нынешнее время получила распространение американская семиструнная гитара, которая отличается от обыкновенной шестиструнной гитары добавленной басовой (седьмой) струной настроенной в Си контроктавы. Такие гитары используются в тяжелых коллективах, расширяя возможности звука, за счет увеличенного диапазона инструмента.

Однако существовала и русская семиструнная гитара, которая отличалась более узким и меньшим корпусом, а также терцовым строем, что придавало произведениям, играемым на ней, определенный звуковой колорит. Применялась русская семиструнная гитара для исполнения русских романсов.
*

Двенадцатиструнная гитара (12-ти струнная гитара) — ритм-гитара, которая состоит из 12 спаренных по 2 струн. То есть на такой гитаре натянуто 6 пар по две струны.

По технике игры двенадцатиструнные гитары ничем не отличаются от 6-струнных, разве что на них удобнее играть боем. Такие гитары обычно дорогие, так как натяжение от струн большое и нужно хорошее дерево. Звук этой гитары более насыщенный, богатый, но возможности её ограничены спецификой звукоизвлечения.
*

Прочие — существуют также менее распространенные промежуточные и гибридные формы гитар.

Примерами могут быть 9-ти струнная гитара, с тремя одиночными и тремя сдвоенными струнами (применяет известный блюзовый гитарист российского происхождения Юрий Наумов) , или 12-ти струнная бас-гитара с четырьмя строенными струнами, или 18-ти струнная гитара с двумя грифами, на 12 и 6 струн (применял гитарист группы «Лед Зеппелин» Джимми Пейдж) и т. д.

Кстати насчет насчет домры инструменты сделанные народом намного лучше.

и у меня такой случай в детстве в энгельсе цыганам не хватало 5 рублей на поезд они мне продали гитару я еще не умея играть и настраивать такие песни закатывал вот это был звук никто не верил что не умею играть !

позже научившись пошел в ансамбль и проблемы сколько струн не было так как применялись 6 струнки.

Источник

Царица праздника семиструнная гитара

Известная каждому семиструнная гитара становится лучшим гостем на любом празднике. На этом музыкальном инструменте с почти равным успехом играет новичок и виртуоз. Русская семиструнная гитара известна жителям нашей страны минимум с конца XVIII века. С тех пор музыка под перебор семи струн, романсы и народные песни радуют слух наших соотечественников и любителей музыки всего мира. Сегодня игру на семиструнной гитаре считают народной.

Происхождение семиструнной гитары

По легендам инструмент был изобретен нашим соотечественником Андреем Осиповичем Сихрой. Считается, что он сам написал для нее более 1000 музыкальных произведений. Под аккомпанемент семиструнки десятилетиями звучали русские романсы. В XIX веке старинный инструмент оценили цыгане, которые привезли аксессуар в Южную Америку, подарив второе наименование – «цыганская». Очевидные отличия шестиструнной гитары от семиструнной заключаются в увеличении числа струн на одну нижнюю басовую. Это сокращает варианты исполняемых произведений, но позволяет воспроизводить камерные народные произведения и сложные композиции. Она словно специально создана для русских народных песен.

Впервые на публике перебор струн инструмента произошел в 1793 году. Небольшой концерт состоялся в городе Вильно. Чуть позже Сихра перебрался в Москву, куда он привез и свое произведение.

Другая точка зрения приписывает создание семиструнки уроженцу Чехии Игнацу фон Гельду. Он работал в те же года, что и Сихра в Санкт-Петербурге, Москве. Именно чешский музыкант, преподаватель написал учебное пособие по семиструнной гитаре, преподнеся свой труд Императрице Елизавете Алексеевне.

Инструмент стал очень популярным и известным. На нем мог играть как простой мастеровой, так и дворянин.

Сегодня этот струнный инструмент на профессиональной сцене используется достаточно редко. Его применяют барды, исполняя баллады, песенные композиции. Семиструнную гитару выбирали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Пол Маккартни. Она солирует при исполнении произведений русских композиторов. Звуковой ряд нот отличается романтичностью, мелодикой.

В наше время появилась семиструнная электрогитара. Дополнительная басовая струна извлекает глубокий, яркий звук, формирует оригинальные обновленные аккорды. Они отличаются измененной аппликатурой, служат основой уникального и непривычного для классических видов звучания. Приспособление популярно среди экстремально тяжелых видов музыкальных произведений: экспериментальный метал, джент, различные коры.

Разновидности

За десятилетия развития производители предлагали музыкантам различные разновидности «семиструнки». Всего выпускается три вида гитары.

Большая

Особенность – стандартный размер, характерный для классических моделей. Размер звучащей части струны (мензуры) составляет 650 мм.

Терц-гитара

Имеет несколько меньший размер. Мензура в такой модели – 585 мм, что обеспечивает си-бемоль-мажорное звучание. Относится к списку транспонирующих инструментов, строится ниже на малую терцию. Нотный ряд отображается на тон ниже стандартного. Разница при записи тональности До-мажор в перекладке для терц гитары в Ля-мажор.

Кварт-гитара

Имеет малые размеры. Длина мензуры составляет только 550 мм.

Устройство и комплектация

Русская семиструнка отличается устройством конструкции. В этом музыкальном инструменте используются только металлические струны.

Барабан: материал, компоненты

Корпус или барабан выполняется предпочтительно из натуральной древесины. Томный, глубокий звук формирует полый корпус. Внутри устанавливаются деревянные деки. Они размещаются в соответствии с системой Шерцера, которая предполагает параллельное крепление, создавая ребра жесткости.

Корпус изготавливается из двух деревянных дек, соединенных боковыми обечайками. В центре размещается круглое отверстие, называемое розеткой. Прямо под ней устанавливаются кнопки и струны. Верхняя дека выполняется полностью ровной. Нижняя имеет немного выпуклую поверхность.

Гриф: материал, компоненты, крепление

Отличительной характеристикой русской 7-ки считается способ изготовления и крепления грифа. С барабаном его соединяют винтовые элементы. Путем подкрутки винтов на разный уровень порожек натяжения струн устанавливается на разной высоте, формируя оригинальный звуковой ряд. Чем выше установлен порожек, тем большие усилия требуются при переборе. За счет регулировки высоты удобно настроить семиструнную гитару в зависимости от предпочтений исполнителя. На ладах часто устанавливаются кружочки из перламутра или кости, которых может быть в пределах 19-24.

Как подобрать струны

Национальный русский инструмент оборудован только металлическими элементами. В зависимости от толщины, встречаются следующие наименования:

  • самая тонкая – квинта;
  • секунда – средней толщины;
  • с максимальной толщиной – терция.

На последующих выполняется шелковая обмотка. Поверх нее наматывается металлическая канитель. Каждая последующая струна отличается более низким тоном. Строй и звучание проверяют, играя на струне. Изменение тональности проводится при подкрутке колков. Помочь в настройке может камертон.

Альтернативой раньше были жильные струны. Чаще всего натягивались на дорогие модели ручной работы. В последнее время металл иногда заменяется нейлоном. Это не очень сильно влияет на качество звука.

Музыкальные свойства

Дополнительная нижняя басовая струна формирует оригинальную тональность музыки. Формируется камерное бархатистое звучание, подчеркивающее мелодику песенных композиций.

Строй

За счет введения или русским, или чешским музыкантом дополнительной струны формируется оригинальный строй – на октаву ниже традиционного звучания шестиструнной классики (от Ре первой октавы до Ре большой октавы для большой модели). Кварто-терцевый строй формируется в тональности, выполняемой в мажорном звучании, относится к типу смешанных. Диапазон звуковых высот располагается от части большой октавы, через малую, первую и до части второй. Всего охватывает три полных октавы.

Настройка

При настройке оценивается звучание струны по сравнению с двумя, расположенными рядом. Одна из соседних остается при настройке открытой. Вторая зажимается, устанавливается на определенный выбранный лад. Опорной становится первая. С нее и начинается регулировка.

Важно! Каждый лад на грифе должен быть на полтона ниже соседнего.

Также настройка может выполняться по тюнеру.

Тональность

Учитывая основную задачу семиструнки (исполнять русскую национальную музыку), изначально основной тональностью стала мажорная. Самая легкая в этом ряду – мажорная Соль. Субдоминантой и доминантой являются мажорные До и Ре. Также используются в минорном ряду от Ми до До. Остальные тональности для русской семиструнной гитары сложны.

Отличия семиструнной гитары от шестиструнной

Русская или цыганская гитара сегодня не очень сильно отличается от своего прообраза – модели с 6 струнами. Ключевой особенностью, как уже упоминалось, является введение дополнительного баса в нижнем ряду, который настраивается в Си контроктаве.

У приспособлений принципиально разный вариант строя:

  1. Шестиструнка укладывает следующим порядком: ми, си, соль, ре, ля, ми. Что является квартовым строем.
  2. У семиструнки используются иной уклад: ре, си, соль, ре, си, соль, ре. Такой вариант строя называется терцевым. Для настройки применяется камертон Ля. Если камертона нет, при регулировке применяется фортепианный звук Ре. Может использоваться баян.

Внимание! Большая часть современных композиций написана для шестиструнки.

Существенные отличия наблюдаются у электрогитар с 6 и 7 струнами на грифе. Нижний бас особенно ценится исполнителями тяжелого металла. В этом случае путем подключения усилителя аккорды для семиструнной гитары становятся яркими, глубокими, насыщенными.

Игра на семиструнной гитаре

Первый урок игры на семиструнной гитаре начинается с получения базовых навыков. Большую роль играет правильная посадка музыканта, как он размещает руки, умеет ли правильно выполнять настройку музыкального ряда.

Техника игры

Играть удобно только сидя. Рекомендуется обязательно подбирать правильно стул, высота которого должна соответствовать росту музыканта. При укладке на ногу верхнее полотно несильно упирается в грудь, располагается на уровне плеча. Играющая рука, обычно правая, упирается в широкую часть корпуса.

П оложение тела должно быть устойчивым. Для повышения уровня этой характеристики под ногу, на которую укладывается приспособление, подставляется невысокая скамейка. Для правшей она устанавливается под левую ногу. Левшам удобно ставить под правую. Вторая нога немного отставляется в сторону.

При исполнении на басовые струны размещается большой палец. Остальные пальцы, кроме мизинца, не принимающего участия в игре, движутся по направлению к ладони. Большой палец, не попадая на них, движется навстречу. Чаще всего извлечение звука происходит у нижней части розетки.

Упражнения

При выполнении упражнений на начальном этапе игра ведется на открытых струнах. Такой метод помогает освоить извлечение звуков ударом большого пальца по струнам. Левая рука первое время остается опущенной вдоль тела. Тренировка направлена на развитие навыков активно играющей руки. Ее большой палец устанавливается на 7 струну. Указательный располагается на третьей, средний – на второй, а безымянный – на первой. Чтобы начать играть, потребуется слегка нажимать на струну. Тем временем большой палец соскальзывает вниз, перемещаясь на струну ниже. Одновременно извлекают звуки из «своих» струн остальные пальцы.

Упражнения повторяют, перемещая большой палец до 4 струны. Рекомендуется отрабатывать навыки до тех пор, пока пальцы не запомнят порядок движений.

Аккорды для семиструнной гитары

Начинающие музыканты при обучении могут использовать следующие аккорды:

  1. С, при котором большой палец размещается на второй струне первого ряда. Трезвучие, которое извлекается при использовании баррэ, располагается на первом ладу.
  2. При аккорде G играется со свободной левой рукой по пустым струнам.
  3. Большой палец зажимает 6 басовую струну, когда исполнитель берет аккорд Е.

Могут использоваться Am, Dm, F и H. Расположение пальцев при выполнении указывается в таблице, с которой можно ознакомиться в любых музыкальных учебниках.

Источник

Оцените статью