Чем отличаются китайские ноты

Китайская нотная запись — Chinese musical notation

Системы нотной грамоты используются в Китае более двух тысяч лет. Для записи музыки для колоколов и струнного инструмента Guqin использовались разные системы . Совсем недавно использовалась система пронумерованных нот ( Цзяньпу ), похожая на западную нотацию.

СОДЕРЖАНИЕ

Древний

Самыми ранними известными примерами текстов, относящихся к музыке в Китае, являются надписи на музыкальных инструментах, найденные в гробнице маркиза И Цзэна (ум. 433 г. до н. Э.). Наборы из 41 каменного камня и 65 колоколов были снабжены длинными надписями, касающимися высоты звука, шкалы и транспозиции. Колокола по-прежнему издают те высоты, о которых говорят их надписи. Хотя нотных музыкальных композиций обнаружено не было, надписи указывают на то, что система была достаточно продвинутой, чтобы допускать нотную запись. Существовали две системы номенклатуры основного тона: одна для относительного звука, а другая — для абсолютного. Для относительного шага использовалась система солмизации .

Обозначения Guqin

Самая ранняя обнаруженная музыкальная нотация — это музыка гуциня по имени Цзеши Дяо Юлан (китайский язык: 碣石 調 · during) в течение 6 или 7 веков. Запись называется «Венцзи Пу», что означает «письменная запись».

Табулатура гуциня уникальна и сложна. Старая форма состоит из письменных слов, описывающих, как играть мелодию шаг за шагом, используя простой язык того времени, то есть описательную нотацию ( классический китайский ). Все ранние музыкальные произведения написаны словами, чтобы четко объяснить аппликатуру. Позже, чтобы упростить метод записи, в конце династии Тан Цао Роу (曹 柔), известный гуциньский игрок, придумал обозначение «Jianzi Pu», что означает «сокращенный иероглиф».

Читайте также:  Меню аккордеон для битрикс

Эта новая форма нотации гуцинь состоит из кусочков китайских иероглифов, объединенных для обозначения метода игры, и называется предписывающей нотацией . Ритм лишь смутно обозначен в терминах фразировки. Он используется для записи действий аппликатуры и последовательности струн без записи высоты звука и темпа, что упрощает внешний вид пьесы и дает игроку Guqin большую гибкость.

Табулатуры для цинь собраны в так называемом циньпу .

Обозначение гонче

В нотации гончэ , относящейся к династии Тан , в названиях весов использовались китайские иероглифы.

Позиции октав иногда показаны добавлением аффикса или маленькой отметки. Хроматическая гамма может быть получена из этого путем использования префиксов gao- ( «высокого») , чтобы поднять ноту, или xia- ( «низкий») , чтобы понизить его, на полтон; но после 11 века гао перестали использоваться.

Традиционно нотация гонче писалась вертикально справа налево, но в наши дни принято и горизонтально.

Кроме того, эта система также была введена в Корее , также известный как гонг jeok бо в древней музыки, а также Kunkunshi , в Ryukyuan нотной еще используется для Sanshin .

Цзяньпу (нумерованная музыкальная нотация)

Jianpu система использует номера для музыки нот. Это распространено в Восточной Азии, включая Мьянму (Бирму), Японию , материковый Китай и Тайвань .

Обозначения было изобретено Просвещением мыслителя Жана-Жак Руссо в 1742 Она получила широкое признание от 1900 г. Он использует подвижную Do систему, со шкалой степенью 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 , стоя для дел , ре , ми , фа , соль , ля , си . Точки над или под цифрой указывают октаву ноты, которую она представляет. Ключевые подписи, штриховые линии и размеры также используются. Также используются многие символы из западной стандартной нотации, такие как штриховые линии, размеры, случайные символы, галстук и пятно, а также обозначения выражений. Количество черточек, следующих за цифрой, представляет количество оборотов (четвертных нот), на которые простирается нота.

Примечание C D E F грамм А B
Сольфеджио делать повторно ми фа соль ля ти
Число 1 2 3 4 5 6 7

В таблице выше показано, как числа представляют банкноту соответственно. Цзяньпу использует точки над или под числом, чтобы показать его октаву . Они также представляют количество октав. Например, точка под цифрой «6» означает октаву ниже «6». Он также использует тире (-) для обозначения длины ноты.

Рекомендации

Эта статья о китайской музыке — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Источник

Чем отличаются китайские ноты

Итак, отложим ненадолго свои пескоструйные аппара. ээ, в смысле великие музыкальные инструменты, и немножко займемся теорией 🙂

Китайская нотная система Jianpu традиционно базируется на мажорном ладе. То есть это наша обычная гамма до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Первая нота лада называется тоникой. В данном случае тоникой будет нота до.

Записываются ноты как 1-2-3-4-5-6-7-1(с точкой) и тд.

Разница между западной и китайской системой состоит в том, что единицей может быть любая нота, та, с которой начинается лад.

Например, у эрху самая низкая нота не до, а ре. Соответственно она и будет тоникой, то есть от нее будут отсчитываться остальные ноты.

звукоряд будет выглядеть так:

ре — ми — фа# — соль — ля — си — до# — ре

что в китайской табулатуре будет выглядеть так:

1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 1(с точкой)

Основная тональность у эрху — ре-мажор (D-key)

Ниже схематичный рисунок двух струн, на которых есть обозначения нот, их номера и позиции на струне.

Позиции пальцев.
Для удобства игры существуют позиции пальцев. Обычно они указаны сверху ноты в виде китайских иероглифов.

一 — указательный палец
二 — средний палец
三 — безымянный палец
四 — мизинец
0 — открытая струна (не прижатая пальцем)

Нулем обозначается открытая струна, то есть струна, не прижатая пальцем.

Основные позиции пальцев указаны на рисунке выше, справа от схемы струн.

Как легко запомнить номера первой позиции ключа D (внутренняя-внешняя струны):

открытые: 1 — 5 (0)
указательный палец: 2 — 6 (一)
средний: 3 — 7 (二)
безымянный: 4 — 1 (с точкой) (三)
мизинец: 5 — 2 (с точкой) (四)

Ниже упражнение для пальцев в основном ключе D. Тут дается сразу и западная и китайская нотация, что намного упрощает понимание 🙂

Знаки для смычка:

п — смычок вправо (pull)
v — смычок влево (push)
дуга, объединяющая несколько нот означает, что они играются за одно ведение смычка в одном направлении.

Обычно в нотах также указывается тональность в виде записи 1=D (тоника).

Зачем знать китайские ноты? Затем, что большинство китайских произведений для эрху, которые можно отыскать в интернете, пишутся именно в системе jianpu.
В нотации Jianpu всегда есть подсказки для пальцев и направления смычка, что сильно упрощает понимание техники.
Кроме того, в jianpu также отмечается так называемый “узор” — особые приемы игры, к которым относятся слайды, вибрато, трели, стаккато и прочие колоритные вкусности 🙂

Ниже — видеоролик по символам китайской нотации с примерами игры.

Источник

Китайская народная музыка: традиции сквозь тысячелетия

Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах.

Для жителей самой густонаселённой страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение. Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно.

Особенности и стилистика китайской музыки

Европейские народы издавна удивлялись культуре Востока, находя её дикой и непонятной. Такому мнению есть объяснение, ведь китайская традиционная музыка имеет яркие отличительные черты, среди которых:

  • ведение мелодии в унисон (то есть преимущественно одноголосное изложение, от которого Европа уже успела отвыкнуть);
  • деление всей музыки на два стиля – северный и южный (в первом случае главенствующая роль отводится ударным инструментам; во втором же тембр и эмоциональная окраска мелодии важнее ритма);
  • преобладание созерцательных настроений над изображением действия (европейцы же привыкли к драматизму в музыке);
  • особая ладовая организация: вместо привычных уху мажора и минора – пентатоника без полутонов; особым образом устроенная семиступенная гамма и, наконец, система «люй-люй» из 12 звуков;
  • вариативность ритма – частая смена четного и нечетного, использование сложных составных музыкальных размеров;
  • единство поэзии, мелодики и особенностей фонетики народной речи.

Героические настроения, четкий ритм, простота музыкального языка, характерны для северной традиционной музыки Китая. Южные же песни радикально отличались – произведения наполнялись лирикой, утонченностью исполнения, в них использовался пентатонический звукоряд.

В основе китайской философии лежит гилозоизм – учение, подразумевающее всеобщую одушевлённость материи. Это отражается и в музыке Китая, главная тема которой – единство человека и природы. Так, согласно представлениям конфуцианства, музыка являлась важным фактором воспитания людей и средством достижения общественной гармонии. Даосизм отводил искусству роль фактора, способствующего слиянию человека и природы, а буддизм выделял мистическое начало, помогающее духовно совершенствоваться личности и постигнуть сущность бытия.

Разновидности музыки Китая

За несколько тысячелетий развития восточного искусства сформировались следующие виды традиционной музыки Китая:

  • песни;
  • танцы;
  • китайская опера;
  • инструментальная произведения.

Стиль, манера и красота исполнения никогда не являлись главными аспектами китайских народных песен. Творчество отражало особенности регионов страны, образа жизни народа, а также удовлетворяло пропагандистские нужды правительства.

Танцы стали отдельным видом китайской культуры лишь в VII-XI веках, когда развитие получили театр и традиционная опера. Исполнялись они как ритуалы или спектакли, зачастую при императорском дворе.

Китайская традиционная скрипка эрху и фортепиано

Жанры китайских песен

Произведения, исполнявшиеся ещё до нашей эры, чаще всего воспевали природу, жизнь, окружающий мир. Многие китайские песни посвящались четырём животным – дракону, фениксу, цилиню (чудо-зверь, своего рода химера) и черепахе. Это отражается и в названиях произведений, дошедших до наших времён (например, «Сотни птиц поклоняются фениксу»).

Позже песен стало больше с точки зрения тематики. Они подразделялись на:

  • трудовые песни (сопровождавшие полевые работы, рыбацкую деятельность, ходьбу носильщиков);
  • протестные (разоблачающие взяточничество, жестокость помещиков);
  • любовные и семейные (об отношениях мужчин и женщин, их жизни; в новых песнях отражено изменение семейного уклада после революции);
  • игровые, шуточные (описываются забавные ситуации, радостные моменты);
  • лирические (описывает конкретное событие, делая его понятным всем слушателям; в лирических китайских песнях у героев отсутствуют имена).

Жанры китайских танцев

Классифицировать данный вид искусства сложнее всего, поскольку в Китае проживает порядка 60 этнических групп, каждая из которых имеет уникальные народные танцы.

Самыми ранними считаются «танец льва» и «танец дракона». Первый признан заимствованным, так как в Китае не водятся львы. Танцоры одеваются в костюм царя зверей. Второй обычно входил в ритуал призыва дождя.

Современные китайские народные танцы дракона исполняются десятками мужчин, что держат на палках облегченную конструкцию дракона. В Китае существует более 700 видов этого действа.

К интересным китайским танцевальным жанрам можно отнести ритуальные разновидности. Они делятся на три группы:

  1. танец йи, являвшийся частью конфуцианской церемонии;
  2. танец нуо, при помощи которого изгоняются злые духи;
  3. цам – танец из Тибета.

Интересно, что традиционный китайский танец используется в оздоровительных целях. Нередко он включает элементы восточных боевых искусств. Классическим примером является тайцзицюань, которым занимаются тысячи жителей Китая по утрам в парках.

Народные музыкальные инструменты

Музыка Древнего Китая насчитывала примерно тысячу различных инструментов, большая часть которых, увы, канула в лету. Классифицируются китайские музыкальные инструменты по виду звукоизвлечения:

  • струнные щипковые инструменты: саньсянь, гучжэн, кунхоу, люцинь, пипа с разным количеством струн;
  • струнные молоточковые инструменты: чжу – наподобие цимбал;
  • струнные инструменты со смычком: эрху, даху, лэйцинь, чжунху;
  • деревянные духовые инструменты: гуань (род гобоя), дицзы (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще – своеобразная губная гармошка);
  • ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавр).

Место народных музыкантов в культуре Китая

Исполнители, новившие в своем творчестве традиции народа, играли при дворе существенную роль. В летописях о Китае времен V-III веков до нашей эры музыканты изображались как носители личных добродетелей и политически грамотные мыслители.

В эпоху династии Хань до периода Южного и Северных царств культура пережила общий подъем, а музыка конфуцианских церемоний и светских увеселительных мероприятий стала ключевым видом придворного искусства. Учрежденная при дворе специальная палата Юэфу вела сбор народных песен.

С V века нашей эры развивалось оркестровое исполнение китайской традиционной музыки. Коллективы насчитывали от 300 до 700 исполнителей. Оркестровое творчество повлияло на дальнейшую эволюцию народных песен.

Начало правления династии Цинь (XVI век) сопровождалось общей демократизацией традиций. Внедрялась музыкальная драма. Позже в связи с осложнением внутренней политической обстановки наступил период упадка, придворные оркестры были распущены. Тем не менее, культурные традиции продолжают жить в трудах сотен выдающихся исполнителей народных песен.

Многогранность китайской традиционной музыки объясняется богатым культурным опытом, многонациональным составом населения. «Дикость и невежество» китайских композиций, как говорил Берлиоз, давно остались в прошлом. Современные китайские композиторы предлагают слушателю оценить всю многогранность творчества, ведь в этом многообразии даже самый привередливый слушатель найдет то, что ему по душе.

Китайский танец «Тысячерукая Гуаньинь»

Источник

Оцените статью