Чем отличаются ноты для гитары от пианино

Содержание
  1. Как читать ноты для пианино, для гитары? Как научиться читать ноты?
  2. Инструментарий
  3. Запись звуков на бумаге
  4. Продолжительность звука и длительность ноты
  5. Практика новичка
  6. Первые понятия о произведении
  7. Правила, которые едины для всех
  8. Что лучше, Пианино или гитара? Необычное сравнение
  9. Общие понимания плюсов и минусов инструментов
  10. Достоинства акустической или классической гитары
  11. Недостатки гитары
  12. Достоинство фортепиано
  13. Недостатки Пианино
  14. Модификации и вариации инструментов
  15. Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
  16. Буквенное обозначение нот. Общая информация
  17. Таблица буквенных обозначений нот
  18. Правила буквенного обозначения нот
  19. B и H – обозначение ноты Си
  20. Разница между диезом и бемолем
  21. Буквенное обозначение тональностей
  22. Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
  23. Обозначение аккордов

Как читать ноты для пианино, для гитары? Как научиться читать ноты?

Многие начинающие музыканты мечтают о виртуозном владении инструментом, большом репертуаре и свободе при исполнении программы. Одни поступают в музыкальное учреждение, чтобы осваивать классику, другие мечтают о карьере джазового музыканта, рок- или поп-исполнителя. Независимо от того, что вы хотите делать за инструментом и насколько серьезны ваши намерения, сперва придется узнать, как читать ноты.

Инструментарий

Наиболее самодостаточный инструмент — фортепиано. Это 88 белых и черных клавиш, нажатия на которые вызывают колебание струны и воспроизводят звук определенной высотности. Помимо акустического фортепиано и рояля для обучения и исполнения можно использовать синтезатор или электронный инструмент. Количество клавиш там может быть меньше, например 61, но это не меняет связи между клавишей и ее обозначением в нотах.

Важно упомянуть и гитару — струнный инструмент, который популярен и в музыкальных школах, и на эстраде. Здесь струны должны поддерживать определенное натяжение, которое регулируется подкручиванием колков. На грифе (узкой части) пальцами прижимаются определенные участки, меняется высотность звука, которая и является нотой в записи на бумаге. Здесь нужно будет запомнить местонахождение звуков и их эквивалент в теоретической системе. Выяснить, как читать ноты, несложно. Это увлекательный процесс, который обязательно вам полюбится.

Запись звуков на бумаге

Запись звуков нотами универсальна, так как и вокальная строчка, и партии в оркестре, и произведения для ансамблей записываются по одной системе. Различны лишь диапазоны инструментов и способ звукоизвлечения. Запись производится специальными знаками, а основой для них становится нотоносец — это пять линий, параллельных друг другу.

Ширина расстояния между ними может меняться, как и шрифт в текстовом документе, но оно всегда одинаково между первой и второй, второй и третьей. Эти линии образуют нотный стан, на котором могут быть записаны звуки любой высоты. Для их обозначения есть система условных знаков. В начале строчки вы увидите ключ — скрипичный или басовый. Этот значок подскажет, в какой части инструмента искать звуки — в низком регистре или в верхнем.

Каждый звук — это одна нота. Она записывается на нотоносце и представляет собой кружок или овал, который по размеру вписывается в расстояние между соседними линиями. Она может быть снабжена штилем — вертикальной чертой. Кружочек может остаться только обведенным, белым внутри, закрашенным.

Продолжительность звука и длительность ноты

Узнать, как читать ноты, можно только изучив значение всех черточек, точечек и других знаков на бумаге печатного издания. Как вы понимаете, музыка — искусство, развивающееся во времени, поэтому тут важно знать, сколько звук должен длиться. Для этого и существуют все дополнения к основному овалу нотки. Система счета кратна, то есть основой исчисления ритма почти всегда будет деление одной из длительностей на 2 или на 4. Это удобно и быстро осваивается на практике.

Нот всего семь, в дополнение к ним идут знаки альтерации, обозначающие повышение или понижение звука. Вы должны понимать, что вся система — продукт человеческого гения в области расчетов, поэтому базовые знания стоит просто принимать на веру и запоминать. Ноты — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — станут для вас ключом в мир музыки любой сложности.

Практика новичка

Как только вы научились опознавать «до» в письменном обозначении, сразу же тренируйте навык нахождения этой ноты на клавишах. Многие не знают, как читать ноты. Для пианино этот первоначальный этап наиболее прост. Распечатайте схему фортепианной клавиатуры, где подписаны названия нот, и, сверяясь с листком, находите ту, которая обозначена в вашем задании.

Алгоритм действий: увидел знак на нотоносце, вспомнил, какая это нота, нашел ее на фортепиано, пользуясь дополнительными пособиями. Сперва этот процесс будет занимать длительное время, около 30 секунд, но уже после недели занятий вы сможете делать все почти мгновенно. Эта рекомендация о том, как читать ноты, для начинающих.

Первые понятия о произведении

После нескольких недель знакомства с клавиатурой стоит перейти на новый этап для тех, кто понял, как научиться. Читать ноты теперь нужно в большем объеме, к тому же запоминая их очередность относительно друг друга и соизмеряя время, которое проходит с одного нажатия до другого.

Тут стоит узнать о размере. Это условное обозначение, которое сродни минуте или секунде, только разница в том, что его продолжительность может меняться. Например, 4/4 — это указание рядом с ключом на нотном стане, которое говорит нам о том, что музыкальное произведение будет делиться для нашего удобства на маленькие кусочки, каждый из которых отгорожен вертикальной чертой.

Пространство от одного такого раздела линией до другого называется тактом. Указание 4/4 означает, что в одном таком музыкальном отсеке умещается 4 доли, их для простоты понимания можно заменить хлопками. То есть ваш такт — это четыре удара в ладоши, и неважно, будут ли они медленнее или быстрее, главное — равномерность относительно друг друга. Вся музыка будет вписываться в этот каркас, будто плющ, который обвивает причудливым орнаментом грубую кованую решетку.

Правила, которые едины для всех

Вопрос о том, как читать ноты для пианино, был в общих чертах раскрыт. Вы опознаете знак и воплощаете его в жизнь, нажимая вовремя и на нужную клавишу инструмента. Схема проста, но почему же не все понимают, как читать ноты, даже после нескольких месяцев занятий? Секрет в усердии и умении понимать логику развития. Если успехов в обучении нет, скорее всего, вы не вникаете в систему настолько, чтобы запомнить все нужное и применять знания на практике.

Если вас больше интересует, как читать ноты для гитары, найдите схему, на которой обозначено расположение нот на струнах. Традиционная шестиструнная версия поможет сыграть произведение в диапазоне скрипичного ключа. Так как этот инструмент настраивается, здесь можно запомнить расстояние между нотами, которые соответствуют белым клавишам фортепиано. В связи с единством системы интерес к тому, как читать ноты для гитары и фортепиано, можно развивать параллельно, осваивая оба инструмента.

Источник

Что лучше, Пианино или гитара? Необычное сравнение

Пианино или гитара? Что выбрать для изучения начинающему музыканту? Не редкий вопрос, который мне задавали не раз. Но сравнивать их так же не логично как сравнивать сметану и борщ. Оба инструмента хороши, они прекрасно дополняют друг-друга, На этих инструментах играли самые потрясающие произведения прошлого и настоящего времени. Но не смотря на это, сравнить их можно, но не с целью определить что лучше или хуже, а с целью того, чтобы понять что лучше для того, кто собрался изучать музыку.

Общие понимания плюсов и минусов инструментов

Начнем пожалуй с общего сравнения инструментов в традиционном, классическом (акустическом) варианте. А далее рассмотрим и электронные версии инструментов. и так приступим.

Достоинства акустической или классической гитары

  1. Удобство перемещения. Первое, и одно из самых важных и очевидных достоинств гитары – портативность и легкость в транспортировке. Для многих это может быть решающим фактором в выборе инструмента. Ведь если Вы проводите много времени в разъездах, гитара – самый лучший вариант.
  2. Цена. Стоимость гитары для начинающего в десятки раз ниже чем стоимость фортепиано, ведь даже самая простая версия обойдется в приличную сумму (2000-5000 долларов) а покупать советское пианино за дешево не очень хорошая идея, так как оно уже может не строить, а детали и механизмы могли сильно износится.
  3. Простота настройки и обслуживания. Настроить гитару, выровнять прогиб грифа или же поменять струны – сможет любой начинающий музыкант. В то время как на пианино для элементарной настройки требуется мастер, который к тому-же берет не малые деньги за хорошую отстройку и профилактику инструмента.
  4. Громкость инструмента. Звук от акустической гитары тише чем от пианино, да и с помощью обычного куска паралона или губки для мытья посуды подложенного под струны у бриджа можно существенно снизить уровень шума. Что позволяет заниматься никому при этом не мешая

Недостатки гитары

Самый важный недостаток гитары – это хрупкость ее конструкции. Гитара может легко выйти из строя как при механических повреждениях, так и от того, что Вы оставили ее на длительное время около огня, на солнце, около батареи, в сыром подвале или забыли в мороз в машине. Все это может привести к серьезным последствиям, вплоть до того, что гитару придется утилизировать и покупать новую.

Достоинство фортепиано

  1. Самый большой диапазон звучания среди всех инструментов. Пианино обладает потрясающим звуком.
  2. На пианино можно играть в четыре руки
  3. Рояль – считается королевским инструментом. Этот факт будет приятен тем кто считает что пианино “круче” гитары
  4. “Лиричность” звучания. Как не крути но пианино звучит более мягко, плавно. Но это субъективные ощущения

Недостатки Пианино

Если подумать о переезде и транспортировке фортепиано то становится жутковато. Оно нереально тяжелое! И громоздкое, и не всегда вписывается в интерьер, и занимает места много…А помимо этого, чтобы его настроить надо вызывать мастера, а с ними бывают проблемы в небольших городках. Да и стоимость настройки не дешевая, в среднем 30-80 долларов. Также пианино очень громкий инструмент. Некоторые тешат иллюзии по поводу третьей педали, которая должна приглушать звук, но даже при нажатие ее пианино все равно очень громкий инструмент и ничего тут не сделаешь.

Модификации и вариации инструментов

Гитара и пианино – это то что имеет самое большое количество модификаций. Не будем углубляться во все направления а возьмем лишь самые частые – Электропианино и электрогитара. Оба эти модификации имеют ряд достоинств и недостатков перед своими прородителями, хотя электропианино имеет только ряд достоинств, кроме разве что “не живого” звучания.

Этот пост предполагается дополнять и расширять отталкиваясь от ваших вопросов, критики и комментариев. Это не обычная запись в которой пользователь ничего не может подкорректировать или изменить. Это интерактивная статья с вашим участием. Так что уважаемый читатель выбирай какой инструмент тебе больше нравится и пиши почему именно он и чем этот инструмент лучше!

Вы не можете так утверждать, “просто, потому что так хочу”. Попытайтесь хотя бы аргументировать своё утверждение

Солидарен! Мы не стараемся принизить какой-либо инструмент, а скорее понять, почему кому-то нравиться пианино, а кому-то гитара. Так что нужны аргументы.

Чем пианино лучше? Обоснуй!

А сейчас я объясню (при том, что я то сам на гитаре играю).
Гитара музыкально гораздо сильней ограничена, чем пианино.
На пианино вы можете одной рукой играть аккорды (или просто басовую партию), а в это же время, на других октавах, другой рукой играть солирующую партию и на выходе получить вполне себе полноценное произведение. На гитаре, по настоящему, вы играете либо только аккорды (двумя руками), либо только соляк двумя руками.
Чтобы по настоящему получить то, что вы можете сделать на пианино один, вам потребуется две гитары и два гитариста.
Гитаристы (мы) в желании услышать солирующую/лидирующую партию на аккордах используют фингер стайл, но по сравнению с пианино – это сурогат и жалкое подобие, так как фингерстайл очень сильно ограничен. Вам приходится скидывать аккорд на резонатор, вырывать из звучания аккорда какую то из нот (как правило дублирующую), чтобы на ней отыграть кусочек соло партии, и заводить аккорд, но во первых всю партию вы все равно не отыграете на одной струне, а вырывать без потерь в аккорде не выйдет, во вторых во время заведения аккорда, вы не можете отыгрывать соло, поэтому по итогу и соло партия ограниченная, и аккорды не полнозвучные. И в случае с трезвучиями ещё полдела, но с септаккордом (4 звука), вы сразу ограничиваетесь ещё круче. Я уже не говорю про аппликатурные заморочки при всём этом.
Поэтому там где на пианино школьник честно играет две полноценные партии одновременно, на гитаре вы (мы) либо отдыхаете, либо . при великом мастерстве . делаете только половину (ли?) от той музыкальной задачи, что выполянет пианино.

И чтобы совсем расставить точки над i – на пианино вы можете играть даже обе партии многозвучиями. На гитаре это в принципе невозможно и близко, даже в ограниченном варианте. Как-то так.

На пианино будет сложнее учиться и гораздо дольше. Нужно каждый день репетировать хотя бы по 5 часов чтобы отработать технику, не терять навыки и многое другое. Чтобы полностью изучить пианино и играть в удовольствие нужно отдать на это 5 -7 а то и 10 лет своей жизни. Лично я если не играю месяц то садясь за инструмент начинаю промахиваться либо теряется динамика, спасает только мышечная память. Если короткие пальцы то лучше выбрать гитару или то к чему душа лежит. Когда я пробовал изучать песню на гитаре у меня за несколько дней подушечки пальцев стали твердыми как камень, потом было очень не привычно играть на пианино, не мог ощутить инструмент полностью, у меня руки очень нежные, мне нужно чувствовать каждое нажатие клавиши, играть аккорды едва касаясь чтобы получить тот звук в котором хочется утонуть и слышать снова.

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Оцените статью