Чем отличаются сольфеджио от фортепиано

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?

Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.

Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота — это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.

Теория музыки и нотная грамота — это теория, в то время как сольфеджио — это практика.

Сольфеджио можно охарактеризовать как:

  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух.
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами.

В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию.

Источник

Нужно ли учить нотную грамоту или сольфеджио для игры на фортепиано?

Наверняка вам кажется, что разобраться в теории музыки и сольфеджио сможет только гений — ведь это так непросто. Так вот, вы заблуждаетесь! Самый обычный человек сможет овладеть основами нотной грамоты всего за пару месяцев. Главное — мотивация. Ведь вы же приняли осознанное решение научиться играть на фортепиано, а значит должны понимать, что без знания нотной грамоты, умения читать с листа, понимания законов гармонии трудно достичь профессиональных навыков. Если относиться к изучению музыкальной теории не как к занятиям «из-под палки», а как к достаточно увлекательному и интересному времяпрепровождению, то уже скоро можно с легкостью разбираться в нотах.

Чтобы разобраться в теории, в музыкальных школах и училищах на это нужно потратить несколько лет. Но с помощью курса «Обучение нотной грамоте с азов», опубликованного на сайте https://artvocal.ru, вы быстро освоите теорию и основные положения музыки.

Программа занятий рассчитана на начинающих взрослых и детей. Всего предусмотрено 10 уроков, длительность каждого — 60 минут.

Записавшись на курс Вы:

Узнаете как легко выучить ноты и даже их записывать; получите общее понимание понятия музыкальной грамотности.

Раз и навсегда уясните, что такое ритм и мелизмы и даже сможете простукивать ритмы разной сложности и петь их на 1-2 нотах.

Разберетесь с построением музыкальных интервалов.

Узнаете что такое гаммы и зачем они нужны, а также научитесь двухголосному пению.

Сможете самостоятельно строить аккорды и трезвучия.

Научитесь самостоятельно подбирать мелодии на слух и писать к ним простейшие гармонии. На уроке будут разобраны по аккордам некоторые известные песни.

Кроме того, для учащихся, с целью закрепления и обобщения пройденных материалов, предусмотрено посещение культурных мероприятий в театрах, музеях.

Даже, если Вам до сих пор кажется, что учить сольфеджио не обязательно, ведь мелодию можно подобрать на слух, подумайте, что со временем эта композиция (на подбор которой вы потратили столько сил!) обязательно забудется, особенно, если Вы перестанете ее исполнять. Другое дело, если вы сможете ее записать с помощью нотной грамоты! Кроме того, большинство красивых музыкальных произведений можно сыграть только, если знаешь ноты — не всегда есть обучающее видео, где показано как правильно играть.

Поэтому, если Вы серьезно захотели овладеть искусством игры на музыкальном инструменте, без азов теории музыки и нотной грамоты ничего не получится. Дерзайте! И обязательно запишитесь на курс обучения нотной грамоте для начинающих, чтобы раскрыть весь свой творческий потенциал.

Источник

Что такое сольфеджио? И чем оно отличается от вокала и фортепиано?

Сольфе́джио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — многозначный музыкальный термин, означающий:

* учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков) , музыкальный диктант, анализ на слух [1];
* сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух [источник не указан 133 дня] ;
* специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами [1];
* то же, что и сольмизация [2].

Сольфеджио — начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех тональностях мажорных и минорных и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ для развития слуха и способности скоро и верно читать всякого рода музыку

Источник

О чем не говорят в музыкальной школе родителям. Часть 2.

Моя жизнь тесно связана с музыкальной школой- я в ней училась, потом работала, сейчас в музыкальной школе учится моя дочь. Нигде нет бесед с родителями, памяток, в которых бы рассказали нюансы обучения, делюсь своими наблюдениями. Первую часть статьи можете прочитать здесь .

1. Сразу выбирайте – предпрофессиональная или общеразвивающая программа обучения. Общеразвивающая программа слабее, не предполагает поступления в музыкальные училища и ВУЗы, обучения «для себя». Это касается обучения на фортепиано, скрипке, флейте, хоровом отделении, иногда на народных инструментах. Многие родители, стремясь облегчить жизнь ребенку, сознательно выбирают общеразвивающую программу, предполагающую более короткий срок обучения. Исключение — отделение сольного пения, на этом отделении нет предпрофессиональной программы обучения.

Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.

2. Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.

3. Окончание музыкальной школы не гарантирует поступление в музыкальное училище или ВУЗ. Более того, даже окончание с красным дипломом музыкальной школы не всегда приближает к цели. Значение имеет лишь уровень подготовки ученика – музыкальные школы сильно отличаются друг от друга, есть так называемые «сильные» школы, выпускники которых наиболее часто поступают на бюджетные места. Это школы с традициями, именитыми педагогами и серьезными требованиями в обучении.

Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые музыкальные факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании музыкальной школы – это, например, отделение вокала, духовых и ударных инструментов.

4. О фортепиано . Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.

5. Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

Источник

Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I

Расскажу о базе, которую хорошо бы знать любому музыканту . Мы называем ее «сольфеджио».

Что такое сольфеджио?

Сольфеджио — это дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха . Она изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т. д.

С помощью музыкальных диктантов, подбора на слух и анализа можно сильно улучшить свои навыки вокалиста.

Всего нот семь, их условные обозначения придется выучить:

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней (6-ти тонов или соответственно, 12-ти полутонов)

Кстати — физическая частота колебаний верхней ноты в октаве ровно в 2 раза выше нижней! Поэтому 2 ноты октавы звучат так. похоже, хотя и отличаются по высоте.

Есть еще одно важное понятие — звукоряд . Так называют последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио.

Октавы на фортепиано

Всего октав на фортепиано «почти» восемь :

  • cубконтроктава (эта октава неполная, начинается с «ля» и имеет всего 3 ноты);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • первая октава;
  • вторая октава;
  • третья октава;
  • четвертая октава;
  • пятая октава (имеет всего одну ноту «до»).

У инструмента 88 клавиш: 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключи влияют на расположение нот на нотном стане . Если вы только начинаете погружаться в мир музыки, вам придется в основном иметь дело со скрипичным ключом (для мужчин — басовым).

  1. Скрипичный — там, где он начинается, находится нота «соль» первой октавы.
  2. Басовый — его начало на линейке, на которой пишут ноту «фа» малой октавы.
  3. Третий ключ менее популярен в музыке : Альтовый — он обозначает своим центром ноту «до» первой октавы.

Продолжение следует — а пока ставьте 👍🏻 лайк если было полезно!

Источник

Оцените статью