Чем отличаются табы от нот

Особенности и отличия табулатуры от нот

Сольные исполните, которые творили несколько десятилетий назад, а также творческие коллективы, ставшие основателями движений и направлений, в настоящее время пользуются большой поддержкой не только у поколения, выросшего на их творчестве, но и молодого поколения. Кстати, именно молодое поколение пытается донести свое видение реальности с помощью музыки. В особенности это актуально для альтернативной рок музыки.

Рок музыка поддерживает идею протеста против устоявшихся ценностей или традиций, царящих в обществе. Именно поэтому этот стиль музыки привлекал большое число молодых поклонников, которые хотели изменений в лучшую сторону.

Одним из наиболее распространенных способов записи музыкального произведения, наряду с нотами, является табулатура. У не проинформированных людей может сразу возникнуть вопрос: каково отличие этого способа от нот?

Чтобы подробнее объяснить «принцип действия» табулатур, нужно привести пример записи музыкальной композиции для гитары, потому как данный инструмент может представить себе любой человек.

Табулатура, как и ноты, также имеет несколько горизонтальных линий. В отличие от нотного стана табулатура носит «буквальный» характер — линии соответствуют количеству и расположению струн на инструменте. Если гитара шестиструнная, то линий в табулатуре будет также шесть и так далее.

Так же, как и нотная запись, табулатура разделена вертикальными линиями на такты. В каждом такте на линиях прописываются не головки нот, а цифры. Каждая написанная цифра должна соответствовать номеру лада, на котором необходимо прижать струну.

Если провести сравнение табулатуры и нот, то можно выявить следующие различия:

Во-первых, музыкальное произведение, которое записано при помощи нот, знающему человеку можно сыграть практически на любом инструменте. Если же рассмотреть табулатуру, то она предназначена только для определенного (конкретного) вида музыкального инструмента и его разновидностей.

Во-вторых, запись в нотном стане дает немного больше свободы в плане способов и вариантов исполнения.

В-третьих, нотная запись по своим параметрам немного сложнее, чем табулатура и считается более совершенным средством записи музыкального произведения. Табулатура дается намного легче, особенно это важно для начинающих музыкантов и является более «легким путем» в изучении и записи музыки.

Источник

Что такое табулатура, или как играть на гитаре, не зная нот?

Топчешься на одном месте? Надоело играть на гитаре только аккордами? Хочется чего-нибудь новенького, например, играть интересную музыку, не зная нот? Уже давно мечтал сыграть вступление к «Nothing else matters» Металлики: ноты скачены, а вот разобраться в них все как-то времени нет?

Забудь о сложностях, ведь играть любимые мелодии можно и без нот – с помощью табулатуры. Сегодня мы как раз и поговорим о том, как играть на гитаре, не зная нот, и как в этом деле будут полезны табулатуры. Начнём с банального – вы уже знаете, что такое табулатура? Если пока нет, то самое время узнать об этом способе записи музыки!

Что такое табулатура, как она расшифровывается?

Табулатура – это одна из форм схематической записи игры на инструменте. Если говорить о гитарной табулатуре – то она представляет собой шесть линеек с проставленными цифрами.

Читать гитарную табулатуру проще простого – шесть линеек схемы означают шесть гитарных струн, причем нижняя линейка – это шестая (толстая) струна, а верхняя – это первая (тонкая). Цифры, проставленные по линейке, это не что иное, как пронумерованный от грифа лад, при этом цифра «0» означает соответствующую открытую струну.

Чтобы не запутаться в словах, стоит перейти к практической стороне расшифровки табулатуры. Просмотрите следующий пример известного «Романса» Гомеса. Итак, Мы видим, что общей чертой здесь объединены нотный стан и дублирующая схематическая запись нот, попросту – табулатура.

Первая линейка схемы, означающая первую струну, несет на себе цифру «7», что означает VII лад. Вместе с первой струной необходимо сыграть бас – шестую открытую струну (шестая линейка и цифра «0» соответственно). Далее поочередно предлагается дернуть две открытые струны (так как стоит «0») – вторую и третью. После, движения от первой к третей повторяются без баса.

Второй такт начинается, так же как и первый, а вот во второй тройке нот происходят изменения – на первой струне нам необходимо прижать сначала V, а потом и III лад.

Немного о длительностях и пальцах

Наверняка суть чтения нот по табулатуре вам уже понятна. Теперь же остановимся на длительностях – здесь все же необходимо хотя бы их базовое знание, ведь в табулатуре длительности обозначаются, как и в нотоносце – штилями.

Еще один нюанс – это пальцы, то есть аппликатура. О ней можно говорить долго, и все же попытаемся привести основные тезисы, чтобы игра по табулатуре не доставляла вам больших неудобств:

  1. За бас (чаще всего 6, 5 и 4 струны) отвечает большой палец; за мелодию – указательный, средний и безымянный.
  2. Если мелодия представляет собой обычное или ломаное арпеджио (то есть поочередную игру по нескольким струнам), то имейте в виду, что за первую струну будет отвечать безымянный палец, а за вторую и третью – средний и указательный палец соответственно.
  3. Если мелодия идет по одной струне, следует чередовать указательный и средний палец.
  4. Не играйте несколько раз подряд одним пальцем (это действие разрешено только большому пальчику).

Кстати, представляем вашему вниманию отличный видео-урок по чтению гитарных табулатур. Это действительно очень просто – смотрите сами!

Гитарные редакторы табулатуры: Guitar Pro, Power Tab, онлайн-проигрыватели табулатур

Существуют неплохие нотные редакторы, в которых можно не только просмотреть ноты и табулатуру, но и прослушать, как пьеса должна звучать. Рассмотрим самые популярные из них.

Power Tab Считается простейшим редактором именно табулатур, хотя в нем можно записывать и ноты. Программа совершенно бесплатная, а поэтому и довольно популярная среди гитаристов.

Хоть интерфейс здесь на английском языке, управление программой довольно простое и осуществляется на интуитивном уровне. В программе есть все для работы над записью и просмотром нот: изменение тональностей, проставление аккордов, изменение метроритма, проставление основных приемов игры и многое другое.

Возможность прослушивания мелодии позволит понять, правильно ли вы разобрались с табулатурой, в частности с длительностями. Power Tab читает файлы форматом ptb, кроме этого программа содержит справочник по аккордам.

Guitar Pro. Пожалуй, лучший гитарный редактор, важной особенностью которого является создание партитуры с партиями для струнных, духовых, клавишных и ударных инструментов – это делает Guitar Pro полноценным нотным редактором, сравнимым с Final. Здесь есть все для удобной работы над музыкальными файлами: определитель аккордов, большое количество музыкальных инструментов, метроном, добавление текста под вокальной партией и многое другое.

В гитарном редакторе существует возможность включения (выключения) виртуальной клавиатуры и грифа гитары – это интересная функция помогает пользователю как можно лучше понять, как именно выглядит игра данной мелодии на инструменте.

В программе Guitar Pro не зная нот можно записать мелодию при помощи табулатуры или виртуальной клавиатуры (грифа) – это делает редактор еще более привлекательным для использования. После записи мелодии экспортируйте файл в midi или ptb, теперь вы можете открыть его в любом нотном редакторе.

Исключительное преимущество этой программы в том, что она имеет множество звучаний самых различных инструментов, гитарных примочек и эффектов – это позволяет прослушать мелодию целиком, в звуке максимально приближенном к оригиналу.

Как можно увидеть из рисунка, интерфейс программы выполнен на русском, управление очень просто и выполняется интуитивно. Меню программы легко подстроить под свои нужды – вывести на экран необходимые вам инструменты или убрать ненужные.

Guitar Pro читает форматы gp, кроме этого есть возможность импорта файла midi, ascII, ptb, tef. Программа является платной, но, всё же, скачать и найти ключи на неё – не проблема. Имейте в виду, что новейшая версия Guitar Pro 6 обладает особой степенью защиты, если вы желаете работать именно с ней, то готовьтесь к тому, что вам придется купить ее полную версию.

Онлайн-проигрыватели табулатур

Во Всемирной сети можно с легкостью найти сайты, предлагающие онлайн проигрывание и просмотр табулатур. Они поддерживают небольшое количество гитарных примочек и эффектов; некоторые из них не имеют функции прокрутки пьесы в нужное место. И все же это хорошая альтернатива программам-редакторам – нет необходимости устанавливать дополнительный софт на ваш компьютер.

Скачать ноты с табулатурной расшифровкой совсем просто – практически на любом сайте гитарных нот можно найти несколько сборников со схемами. Ну, а файлы gp и ptb лежат в совершенно свободном доступе – у вас есть возможность скачать как по одному произведению, так и целыми архивами, включающими в себя пьесы одной группы или стиля.

Все файлы выкладывают обычные люди, а поэтому будьте внимательны, не каждый музыкальный файл сделан с особой тщательностью. Скачайте несколько вариантов и из них выберете тот, в котором меньше ошибок и который намного больше походит на оригинальную песню.

В заключение хотим вам продемонстировать ещё один видео-урок, из которого вы узнаете, как читать табулатуры на практике. В уроке разбирается знаменитая мелодия “Цыганочки”:

Источник

Почему гитаристы так любят табы и так не любят ноты?

На это есть как объективные, так и субъективные причины. Послушаем пару мнений.

Martin Turner , «гитарист с 1979 года».

Много гитарной музыки создано путём импровизации, поэтому она вообще не записана. По этой причине блюзовые, рок и фолк-гитаристы могут добиваться больших результатов без необходимости учиться читать ноты.

Если вы не можете прочитать ноты, вы не сможете и записать их. На гитаре вы даже не сможете записать их более или менее прилично, используя миди-преобразование, потому что оно всегда гораздо более приблизительное и неопределённое, чем с помощью миди-клавиатуры.

Однако, когда вы захотите начать общаться с другими музыкантами, внезапно станет очень полезным иметь возможность сделать нотную запись для напарников. Вы можете дать клавишнику набор аккордов, но если у вас есть более конкретные пожелания, вам придётся дать ему ноты.

Точно так же вы можете дать другому гитаристу набор табов, но всегда более конкретно и лучше дать напарнику ноты, если он может их прочитать. И наконец, когда вы захотите начать аранжировать для струнных и духовых, штатная нотация станет обязательной.

Daniel Yarritu , «классический, акустический и электрогитарист с 1995 года».

Многие гитаристы используют стандартную нотную запись. Подавляющая часть репертуара классической гитары записана только в этом стандартном формате.

Быстрое чтение с листа, однако, сложно для гитаристов, даже для тех, кто имеет систематическое образование. Гитара — это «нелинейный» инструмент (в отличие от фортепиано). У гитары шесть струн, и между каждой парой соседних струн есть интервал, который зависит от настройки. В итоге получается некая «матрица».

Большинство струнных инструментов используют симметричные настройки, где интервалы между струнами совпадают, но стандартная настройка гитары асимметрична — все струны настраиваются по квартам, кроме струн соль и си, интервал между которыми составляет большую терцию. Это необходимо для обеспечения удобного баланса между игрой аккордов и мелодий (при этом играть мелодии немного сложнее).

Симметричная настройка позволила бы гитаристу использовать одни и те же комбинации пальцев, но при асимметричной настройке мы должны выучить много разных аппликатур.

Кроме того, мы имеем несколько мест для воспроизведения одной и той же ноты, в отличие от фортепиано, у которого есть только одно такое место. Таким образом, в нижнем регистре лады I — IV на шестой струне дают единственное место для воспроизведения этих нот. Как только я добрался до Ля на пятом ладу, у меня уже есть два места, чтобы сыграть эту ноту, потому что следующая пятая струна настроена в Ля.

У меня есть три места, чтобы сыграть следующую Ре, четыре места, чтобы сыграть следующую Соль, пять — для Си, а с некоторыми трюками я могу сыграть свою первую струну Ми в семи разных местах! Когда вы доберётесь до более высокого регистра, вариантов будет меньше. В середине их больше всего.

Если ваша музыка имеет тенденцию быть одноголосной, всё может быть не так уж и плохо, но нас часто просят сыграть аккорды или несколько партий одновременно, а это означает, что вам необходимо рассчитать положение каждой ноты относительно друг друга и убедиться, что вы выбрали правильную аппликатуру, иначе вы можете оказаться в тупике — выбор неправильной аппликатуры может сделать следующий пассаж невозможным или слишком трудным.

Для записи правильной стандартной нотации требуется опыт, а в стандартной нотации есть много чего, что является не очевидным. И напротив — выяснить, как работает табулатура, можно почти без объяснений.

Табулатура, однако, является средством, которое действительно работает только для инструмента с грифом, тогда как то, что записано в стандартной нотации, сможет понять любой обученный музыкант (не гитарист).

Таким образом, учитывая популярность гитары и подготовку, необходимую для чтения нот, вышесказанное означает, что большинство гитаристов не читают ноты или не читают их хорошо. Гитарная педагогика в целом также не настолько совершенна, как, например, для скрипки или фортепиано. Например, можно ожидать, что любой образованный пианист будет читать ноты очень хорошо.

Итак, почему же большинство гитаристов не читают стандартную нотную запись? Факторы такие:

  • Гитара не является оркестровым инструментом, а в роке, блюзе поп-музыке и фольклоре запоминание является нормой — чтение с листа не требуется.
  • Гитара — дешёвый инструмент, который поэтому используют множество любителей, не имеющих образования, а музыкальные программы не являются обязательными в обычных школах.
  • На гитаре читать ноты с листа объективно труднее, чем на некоторых других инструментах.

Источник

Используют ли профессиональные гитаристы табы?

Что лучше, удобнее, «прогрессивнее» для гитары — ноты или табы? Послушаем два противоположных мнения.

На гитаре нота может быть взята в нескольких местах на грифе. Аккорды могут быть сыграны на грифе так же в разных формах. Выбор того, где играть ноты и какую форму аккорда использовать, зависит от контекста: какие ноты или аккорды были до этого, а какие будут после.

Опытный гитарист постарается сделать так, чтобы количество движений на грифе было минимальным. Джазовые гитаристы используют формы аккордов, которые находятся в пределах нескольких ладов друг от друга, и редко используют все шесть струн для взятия аккорда.

Табы предписывают вам играть ноту только в одном месте на грифе. Они сообщают вам и то, какую форму использовать для взятия аккорда. Это нормально, но многому из этого не научишься. Многие табы, которые вы найдете в Интернете, неточны. Некоторые просто ошибочны. Даже лучшие из них — лишь чья-то интерпретация того, что играет другой гитарист. Всё, что вы когда-либо получаете из табов — это способ скопировать то, как кто-то думает, как играет третий гитарист. Вы становитесь копией чужой копии .

Еще одна слабость табов заключается в том, что часто они плохо сообщают вам ритмическую организацию музыки. Часто автор советует вам послушать запись, чтобы узнать ритм. ИМХО, если вы собираетесь послушать запись, чтобы узнать ритм, вы также можете и послушать её, чтобы узнать реальные ноты. Так вы узнаете намного больше о музыке. Это будет обучением на слух.

Чего вы никогда не получите, полагаясь только на табы или обучаясь только на слух — это то, что это за ноты. Это до-диез или ля-бемоль? Вы не узнаете структуру аккордов, разницу между мажорным и минорным трезвучием, септаккордом и так далее. Вы можете понять разницу между музыкой в размерах ​​3/4 и 4/4, но в первый раз, когда вы столкнётесь с размером 6/8 или 7/4, вы будете сбиты с толку.

Профессиональный музыкант должен уметь переносить музыкальное произведение в разные тональности, чтобы соответствовать высоте голоса певца. Профессиональный гитарист должен быть, прежде всего, профессиональным музыкантом вообще, и только затем гитаристом.

Традиционные ноты подскажут, какие ноты играть, как долго их играть, играть ли их быстро, отрывисто или связно. Ноты также сообщат вам, в какой тональности песня и каков её точный ритм.

Каждый гитарист со временем разовьёт свой собственный стиль. Это происходит естественным образом в течение многих лет. Я бы сказал, что лучше, если вы сами научитесь делать выбор, где сыграть какую ноту, чем будете всегда просить кого-то объяснять вам, где её играть.

Тратить слишком много времени на овладение навыком чтения табов — пустая трата времени . Лучше научиться читать ноты и узнать, где они находятся на грифе. Это включает в себя знание всех положений каждой ноты на грифе.

Даже если вы не хотите учиться бегло читать с листа, стоит изучить теорию музыки. Как минимум, вы получите понимание того, как строятся гаммы и аккорды, и как это влияет на их формы на грифе.

Что касается того, как поступают и чем пользуются профессиональные гитаристы — это индивидуально . Но, если вы хотите работать профессионально, лучше всё-таки научитесь читать ноты.

Стандартная музыкальная нотация похожа на монополию Microsoft в нетехнической офисной среде. Да, она широко распространена среди профессионалов. Но это не значит, что это «лучшая» система. Это просто то, что сейчас преобладает.

Все современные компьютерные системы набора табов (например, Guitar Pro) также могут выводить и стандартную нотацию. Табы чрезвычайно информативны. Для игры замысловатых пьес, где важна точная природа исполнения, табы превосходны.

Например, когда я разучиваю пьесу Баха по стандартной нотации, я сразу же начинаю покрывать её собственными заметками. Стандартная нотация Баха для меня совершенно бесполезна. Мне нужно придумать собственные способы фразировки, что иногда может означать скольжение вверх на 15 ладов вместо того, чтобы оставаться в позиции, и так далее. Чтение стандартной нотации с указаниями пальцев и римскими цифрами для позиций — это фарс.

Для меня выбор стандартной нотации в качестве собственной системы был бы подобен предпочтению версии красивого изображения с уменьшенным разрешением, когда у меня есть возможность сохранить в формате RAW без потерь. В наши дни размеры файлов и пространство для печати не являются ограничивающими факторами. И если дирижер или продюсер работают для коллектива, то у исполнителей должна быть возможность выбора любого формата, который они пожелают.

Табы прекрасны. Они добавляют информацию о грифе и геометрии аппликатур. Если вы действительно хорошо знаете гриф, вы можете смотреть на табы с записанным ритмом и очень легко играть то, что находится перед вашими глазами, что само по себе является формой чтения с листа.

Подумайте об этом — кого волнует, как ваш мозг узнает, что какая-то нота является до первой октавы? Гитара всё равно транспонирующий инструмент (все ноты на нотоносце перемещены). Было бы быстрее, если бы я увидел табы, указывающие на лад и струну.

Я знаю гриф от и до. То же самое и с аккордами. Если я вижу что-то вроде 3–5–3–3–3–5, мой мозг уже знает, что это Gm9. Для меня эти числа сразу передают информацию о звуках G D F Bb D A. Представление стандартной нотации об этом чем-то «лучше»?

Возвращаясь к геометрии и визуализации, паттерны из 3 нот на струне действительно соответствуют физическим свойствам наших рук и инструмента. Аккорды и арпеджио также имеют вполне определённую геометрию на грифе. Почему бы мне не записать музыку таким образом, чтобы сразу передать визуализацию, геометрию грифа, ритм и сами ноты? Кроме того, как только вы попадаете в музыку, которая охватывает широкий диапазон, вы сразу же получаете раздражающе отметки типа «8va».

Настойчивое требование музыкального сообщества придерживаться стандартной нотации для гитаристов похоже на несчастные древние армии, которые считали, что новые технологии бесполезны. Это как из ностальгии отдавать предпочтение химическому процессу проявления плёнки. Мир не стоит на месте.

Стандартная нотация просто более распространена. Табы, вероятно, будут больше и больше проникать в сообщество профессиональных аранжировщиков, и именно поэтому такие программы, как Finale, постепенно добавляют всё больше и больше поддержки табов. И наоборот, программы нотации табов, такие как Guitar Pro, постепенно добавляют улучшенную поддержку средств аранжировки.

В идеале стандартная нотация может быть отправной точкой для гитариста, получающего музыку от аранжировщика, но табы были бы желаемым конечным состоянием. В тех случаях, когда аранжировщик обладает знаниями игры на гитаре и стремится к определённому тембру, фразировке, возможно, звучанию открытых струн и так далее, можно сразу перейти к табам.

Стандартная нотация представляет прошлое, а нотация с использованием табов — будущее.

Источник

Оцените статью