Чем плохи советские гитары

Чем плохи советские гитары

Гитары в СССР

Желающим ознакомиться поподробней с этой необъятной темой рекомендую пройтись по ссылкам в конце статьи. А здесь будет лишь общий обзор с лирическими отступлениями.


Самая привычная картина, если заглянуть в дырку резонатора.

Как выглядит акустическая гитара («акустика», «классика», «дерево», «деревяшка», «фанера»), вы все прекрасно знаете. Нельзя сказать, что в СССР поголовно выпускались плохие акустики. Просто из всего того, что валялось на прилавках, мы помним лишь самые доступные 20-рублевые гитары конвейерной сборки. Да, это был настоящий кошмар, но не забывайте, что в Союзе была хорошая школа игры на классической гитаре. Качественная учебная «классика» тоже выпускалась на потоке, но стоила дороже, от 50 рублей. Чешская «Кремона» (Strunal) стоила в районе 70 рублей.

Надо сказать, что помимо классики есть куча разновидностей акустических гитар: джамбо, фламенко, дредноут, фолк, джазовый арктоп и т.д. Наша промышленность тоже их выпускала или пыталась выпускать, но на названиях это никак не отражалось, обычно всё скрывалось под сухим термином «артикул».

Еще в 60-х были попытки приделать к акустике звукосниматель. В детстве я думал, что это местные кулибины так стараются, но, как оказалось, в СССР выпускалось не менее трех разновидностей такого убожества:


Гитара «Самара», 1976-1986, 40 руб.

Но вернемся к самой популярной гитаре коммунистического мира того времени — 20-рублевой акустике. Ценовая линейка была в пределах 16-27 рублей, и нетрудно догадаться, что такие гитары становились первыми в жизни для большинства советских школьников.


Советская гитара, «уцененная» с 16 до 23 рублей.

Максимум, что на ней можно было сыграть без ущерба для психики, — это всенародный хит «Дембеля». Гитара не строила и часто «плыла», а постоянно проседающий гриф доводил до истерики. Ключей-бабочек для подтяжки грифа ни у кого не было, поэтому играли лишь на первых трех ладах, где не требовалось адских усилий, чтобы прижать струны, и где можно было компромиссным методом выдержать строй.

Если с акустикой дела обстояли более-менее, то есть при желании можно было достать неплохой инструмент, то с ЭМИ всё было не плохо, а очень плохо. Отечественная промышленность выпускала под сотню разновидностей электрогитар, но играть на них было невозможно.

К слову сказать, если вы сейчас возьмете в руки «Рикенбекер» Джона Леннона, вы тоже взвоете — как на таком хламе можно было играть! И тем не менее музыканты как-то умудрялись играть и на советском хламе. Уже за это им нужно поставить памятник!


Знаменитые свердловские «Уралы-650», созданные по мотивам YAMAHA SG 5.

Цена «Урала» — 185 руб.

Самой известной из всего советского гитаропрома была электрогитара «Урал». Она же была и самой распространенной, хотя это было скорее собирательным названием для всех советских электрогитар.

«Уралами» комплектовались советские школы, дома культуры и клубы. На грифах обычно ничего не писалось, поэтому многие даже не знали как выглядит настоящий «Урал» и называли его именем какую-нибудь «Аэлиту» или «Тонику». Правда, судя по звуку, оно того стоило.

Вот лишь несколько шуток про гитару «Урал», ходивших в то время:

  • Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
  • Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
  • Изящный гриф, стройный, как балерина, и прямой, как винт моторной лодки.
  • Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.

Ну и самая главная, жизненная шутка:

  • Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках!

О да, ручек и кнопок было до хера и больше, но самое досадное было в том, что при нажатии на эти кнопки ничего не происходило! Вернее, что-то всё-таки менялось, так как гитара начинала фонить, дребезжать и свистеть по-другому.

Находились умельцы, которые с помощью молотка и паяльника доводили эти «лопаты» до ума, но переделывать приходилось слишком много, не каждому такое под силу.



Гитары «Аэлита» разных моделей и заводов (вторая, белорусская — получше).

Вообще, изначальная установка на кнопочность была у всех советских гитар.

Поэтому и в мультфильмах их изображали с кучей модных в то время кнопок на шизофренических корпусах.

Если отталкиваться от того, что выпускалось, можно предположить, что Трубадур (единственный басист, кто нашел девушку) играл на гитаре «Тоника».



Гитары «Тоника». Цена 180-220 руб.

А бременский Кот играл на чём-то вроде этого тихого ужаса:


Гитара «Турист». 85 руб.


Гитара «Тоника», Ленинград. 130 руб.

Или даже этого (опять белорусская гитара из Борисова):


Гитара «Форманта». 230 руб.

В некоторых клубах оставались еще неразворованные полуакустические гитары из эпохи 70-х.


Гитара «Ритм», изначально львовская. 185 руб.

Ну, не воровали их потому, что было и так понятно, что они безнадежно устарели. А вот культработникам было трудно объяснить, зачем нужна новая техника, ведь на балансе ДК уже есть целых две гитары. Красные, большие, деревянные!

Ужасы советского дизайна

Пугать детишек надо было не «Уралом», а вот этими двумя монстрами:


Двугрифовый «Крунк» из Армянской ССР, г. Ереван.


Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420. 55 руб.

Раньше никому не пришло бы в голову засмеяться при слове «ФУТУРАМА». А вот в Белоруссии выпускались аж три электрогитары с таким названием: просто «Футурама», «Футурама-2» и бас-гитара «Футурама». Копии чехословацкой JOLANA Star V.


Гитара «Футурама» Борисовского завода. Цена 130 руб.

Электрогитары из братских стран

В 80-х основная масса музыкантов среднего эшелона играла на гитарах из стран соцлагеря. Работали и мастера, делавшие приличный самопал, но в то время не было газет типа «Из рук в руки», проще было добыть относительно недорогую и более продвинутую социалистическую технику. Даже в некоторых клубах валялись болгарские «Орфеи» и ГДРовские «Музимы».

Самым востребованным брендом из стран соцлагеря был «Лид Стар». На закате 80-х восточные немцы приблизились по качеству к тайваньским и китайским подделкам «Фендеров». Знаю, звучит смешно, но это был огромный прорыв по тем временам. Азиаты делали копии «Фендера» на порядок лучше социалистических европейцев.


MUSIMA Lead Star I из ГДР — почти копия FENDER Stratocaster.


MUSIMA Lead Star III — как бы FENDER без пикгарда (белой накладки на деке).


Просто MUSIMA, бессмысленная и беспощадная.


JOLANA Star, ЧССР


Болгарский «ОРФЕЙ» ORFEUS Bass по кличке «Матрас».

Источник

Советские акустические

Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.


Бобровская фабрика.

Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт».

Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика.

Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки.

Источник

Чем плохи советские гитары

Утверждение 8. На совгитарах такой слой краски – просто жуть!

Ответ. Эти гитары покрывали шпатлёвкой и полиэфиром. Не жалея. Сохло весьма долго, но, высохнув, образовывало прочнейший панцирь, который трудно было покоцать. Чехи иногда делали какую-то адско крепкую смесь, о чём хвастливо сообщали в паспортах к гитаре. ГДРовцы делали всё красиво и добротно. Болгары покрывали инструменты тонким слоем лака, который быстро покрывался трещинами и сколами.

Утверждение 9. Они ТАКИЕ КРЕПКИЕ! Сцену проломить можно!

Ответ. Да, живучие палки. Рассчитано было на самые кривые руки учащегося ПТУ №13 города Зажопинска Мухосранской области, который будет её (гитару) ронять в лужу и отбивать летящие в его сторону тухлые яйца и помидоры, серпы и молоты… Если серьёзно – да, крепкие. Но сцену вряд ли пробьёт. Расколоть корпус – нереально, да. А гриф мог треснуть или отломиться как и на обычной гитаре. Гитары из соцлагеря в прочности уступали.

Утверждение 10. Колки советских гитар – полное говно.

Ответ. Гитарные, к сожалению, да. В СССР все колки имели серьёзные недостатки. Ураловские – неплохо работали, но были чертовски хрупкие (их лопасти делались методом литья), ростовские и питерские все изначально плохо работали, а уж когда они расшатывались… Ростовские более-менее терпимые были только одни – с металлическими квадратными лопастями. Их же ставили на «Форманту» и «Соло-2».
Басовые колки в СССР были все одинаковые. В принципе, неплохие даже. Но их надо обязательно смазывать.
Соцлагерь был на порядок лучше. Единственным слабым местом были пластиковые головки, которые иногда ломались.
Тут стоит сказать пару ласковых об отсутствии культуры общения с инструментом как таковой. Про то, что колки надо смазывать не знали как гитарАсты, так и, частенько, заводчане. В итоге, колки советских и соцлагерных гитар часто доживают до наших дней весьма источенными.

Утверждение 11. Струнодержатели советских гитар дрянь…

Ответ. Не все. И не при всех условиях. У «Урала» и «Тоники» машинка работает плоховато и поскрипывает. Но её можно смазать – и она заработает весьма сносно. У «Стеллы» машинка скопирована с «Джазмастера» — и нормально работает. То же у «Элгавы-В». А вот «Аэлита» подкачала. Тремоло крепится только за счёт натяжения струн за очень узкий зацеп. А пружина тугая. В итоге одно слишком сильное движение рычага – и машинка срывается с зацепа. И попасть в полтона с ней ну очень трудно… На «Аэлите» и «Тонике» ещё этот самый рычаг стоит весьма высоко, его ещё надо во время игры ловить – какие тут быстрые вибрато, так – длинный аккорд покачать… Получше у «Урала» и «Стелы», также у «Форманты». Рычаг не слишком высоко.
Порожки были выполнены грубовато, но задачу свою выполняли.
Я уже устал «отдельно» упоминать белорусов – а приходится. Их порожек был вообще ужасен. Конструктивно он был заимствован у «Иоланы Диамант» — с подстройкой не только мензуры и высоты, но и межструнного расстояния. Получилось: на «Форманте» струны шли от машинки весьма высоко, порожек пересекали почти без излома, в итоге – почти не прижимали ролики. А ролики эти были сделаны ну очень большими. Разумеется, в этих условиях они радостно дребезжали и жрали весь сустейн, закусывая обертонами. На «Соло-2» не было машинки, и струны шли с нормальным изломом, исключая дребезг. Но – сустейн, прощай…
Страны советского блока же выпускали гитары с весьма действенными вибраторами. А не изобретали велосипеда. Их машинки просты и надёжны. Исключение составляют некоторые творения болгар – порожки из оргстекла или вибрато их собственных конструкций, не превышающее качеством советского.

Утверждение 12. У совгитар не хватает регулировки мензуры.

Ответ. Увы, в СССР это была вечная проблема. Её лишён только «Урал» и белорусские гитары. Почти у всех остальных не хватает регулировок, особенно это чувствуется в отношении 5 и 6 струны. Порожек необходимо сдвигать на пару миллиметров от грифа.
Чехи, болгары и немцы делали инструменты не в пример аккуратнее.

Утверждение 13. У этих инструментов очень плохое качество сборки.

Ответ. Это так. Качество на заводах в СССР почти не проверялось. Расстояние от грифа до струн могло быть до 8-10 мм, гитара могла не строить, мог не работать звукосниматель. В конечном итоге, совгитары могли быть и неплохо задуманы и спроектированы, но сборка губила ВСЁ. Судя по всему, какие-то проверки всё же проводились, так как среди не убитых экземпляров, доставшихся некоторым чуть ли не в заводской таре, попадаются с отрегулированной мензурой, шлифованными ладами, мало шумящие. Могли, когда хотели. Заполучить такой – везение.
Немцы расслабились по качеству только к году этак 90-му. И то играть было можно.
Чехи уверенно держали марку, правда, раньше, по свидетельствам заставших, (года до 70-го) делали ещё лучше.
Болгары делали хуже чехов, но явно получше СССР. Были играбельны при минимальной доводке.

Утверждение 14. На совгитары шло плохое дерево.

Ответ. В общем, да. В СССР на гитару шло ВСЁ. От берёзы и яблони до граба. Корпус из 5 досок – там мог быть набор из трёх пород, причём в одном корпусе могли соседствовать клён, граб, а меж ними сиротливо ютился иногда даже брус красняка. Такой «сэндвич» с двух сторон покрывался трёхслойной фанерой. Зачем – осталось в загадках. Грифы делались в основном буковые. Почему – неизвестно. На накладку шло вообще всё, что угодно. У «Урала», к примеру, на накладку шло что-то светлое, но фанеровалось (!) тёмным шпоном. Или не фанеровалось – как повезёт.
Остальной Соцлагерь придерживался более традиционных взглядов на древесину. Склейка также была из пяти (редко – трёх) досок, но без идиотской фанеры с двух сторон.
Питерцы отметились изготовлением линейки полуакустических гитар из полистирола. Смех и грех…
Отдельно не повезло в СССР акустике. Никакой гитаре не пожелаешь быть сделанной из мебельной фанеры…

Источник

Оцените статью