Чем различается фортепиано от рояля

Чем отличается пианино от фортепиано

Очень многие люди, недавно познакомившиеся с миром музыки, или вообще ничего о нем не знающие, часто интересуются у профессионалов, в чем разница между пианино и фортепиано, ведь вид у них совершенно одинаковый. Но есть небольшая оговорка, фортепиано — это название целой группы музыкальных инструментов, в число которых входит пианино, и туда же можно отнести рояль, а также пианолу. Разница фортепиановых — в строе, и громкости игры, даже слово piano переводится с итальянского тихо, а слово forte — громко. Но в прямом смысле фортепиано как отдельного музинструмента не существует, это нарицательное название всех клавишных, схожих по звучанию.

Ниже рассмотрим детально, каковы сходные и различные черты клавишных музинструментов, которые люди так часто путают по причине незнания называют неправильно.
В чем разница между пианино и фортепиано

В чем различие фортепиано и пианино? Учитывая все вышесказанное, на этот вопрос можно ответить очень просто: одно понятие более широкое, а второе – более конкретное. Определяющим признаком данной группы инструментов является способ того, как звуки из него извлекаются. Это наличие клавиш, струн, а также молоточков.

Читайте также:  Набор нот для аккордеона

В отличие от своих предшественников, у этой группы инструментов чем сильнее рука давит на клавишу, тем громче будет получаться звук. Также из-за особенностей конструкции играть на них можно более быстро, так как молоточки приходят в исходное положение автоматически и довольно быстро.

Теперь картина вырисовывается отчетливее, и стало понятно, как разграничить эти понятия.

Поэтому, если кто-нибудь спросит у вас, «фортепиано и пианино в чем разница», смело говорите, что данный вопрос даже по своей сути некорректен.

Отличия пианино фортепиано и рояля

В чем отличие у пианино и фортепиано, нам уже стало понятно, теперь перейдем к вопросу, чем отличается пианино от фортепиано и рояля по части звучания? Ответ очень прост, рояль имеет в своей конструкции несколько педалей, а точнее три, призванные образовывать эффект расщепленной игры клавиатуры, это придает большую мягкость звучанию. У пианино всего в наличии две педали, нажатие на которые позволяет найти золотую середину в интонации и изменять силу звучания.

Следующее отличие пианино от фортепиано и рояля – в габаритах самого инструмента. Если быть точным в данном вопросе, то следует заметить, что при изготовлении пианино главным образом ставилась единственная задача – компактность и возможность установки в разные помещения. Небольшой компактный размер, полностью закрытый корпус и маленький размер деки не позволяют ему в полной мере соперничать с роялем, звук его разительно отличается от звучания рояля, если брать за сравнение красоту звучания музыки.

Отличие этих музинструментов для человека, давно занимающегося музыкой, не является вопросом, он скажет, где какой, что называется «на голубом глазу».

Но вот для людей малознакомых с музыкальными инструментами, или вовсе людьми, недавно заинтересовавшихся музыкой, это проблема.

Но при первом взгляде даже самый непосвященный человек легко сможет заметить детальные отличия между этими с виду похожими, но совершенно разными инструментами. Отличие состоит в том, что пианино обладает формой в виде прямоугольника и имеет достаточно компактные размеры для музинструментов такого класса, рояль же, напротив, имеет неправильную геометрическую форму, чаще всего исполнен в виде крыла, и имеет достаточно внушительные размеры, а его длина зависит от того, для чего он предназначен, и исполнения. Она может быть от 150 см, и до 4 метров.

Еще отличия

Следующим отличием можно считать перпендикулярно расположенные клавиши, в рояле же струны крепятся на одной плоскости относительно расположения клавиш.

Есть ли еще иные различия пианино рояля фортепиано? На это можно дать ответ, если начать исходить из постановки вопроса о том, каким целям служат различные музыкальные инструменты, понять их предназначение, и их место в иерархии по предпочтению среди кругов творческой среды. Если взять на рассмотрение рояль, то нельзя не заметить, что его используют чаще в больших залах, или концертах, представлениях, его габариты, и форма более эстетичны, и в какой-то мере он выглядит более серьёзно. Пианино же скорее подойдет для начального обучения искусству игры на фортепианных инструментах.

Рояль более представительский инструмент, и имеет внушительный даже по нынешним меркам размер, хотя более 100 лет назад они были еще больше и массивнее своих современных собратьев. Пианино — более скромный вариант из семейства фортепиановых, и идеально подойдет для камерной игры, начального освоения азов музыкального искусства, что касается его размеров, то оно более компактное (если сравнивать с роялями). Таким образом, стало понятно, что похожие на первый взгляд вещи бывают диаметрально противоположными, и порой разительно отличаются друг от друга.

В общем, отличия пианино фортепиано и рояля довольно большие и только человек, занимающийся музыкой на начальном этапе, может спутать эти совершенно разные предметы.

Что в итоге

Давайте подведем итог и выпишем все отличия:

  • фортепиано — общее название клавишных инструментов;
  • вопрос различий в данном контексте некорректен.

В заключение стоит добавить, что новички всегда путают такие внешне похожие предметы искусства, и это естественно приводит к таким вопросам, как «в чем разница у рояля пианино и фортепиано?», «чем отличается пианино от фортепиано».

При глубоком увлечении музыкой у человека появится понимание, в чем состоят главные различия и сходства всех фортепиановых. Каждый человек руководствуется своими критериями и поэтому при выборе музинструмента необходимо руководствоваться не только внешними плюсами (а для некоторых людей те же самые перечисленные плюсы будут минусами, ведь предпочтения у всех различны), но также и «зовом души».

Поэтому не стоит ориентироваться на моду или чужое мнение, выбирайте то, что вам подходит.

Материалы по теме

Гамма ля минор на пианино

Ля-минор — базовая минорная гамма, с которой начинают знакомство с гаммами музыканты. В ней написано множество знаменитых лирических песен.

Сложно ли играть на пианино

Обучение музыке – длительный и очень кропотливый процесс.Это занятие требует от ученика терпения, усидчивости и, главное, неподдельного желания.

Как быстро научиться играть на пианино

Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.

Источник

Пианино, фортепиано, рояль — это одно и то же? В чем же разница между фортепиано и роялем

Очень часто люди, которые только-только вошли в мир музыки или совсем ничего о ней не знают, спрашивают, почему существуют разные названия для одного и того же с виду музыкального инструмента. Многие по виду не могут определить, какой именно клавишный инструмент перед ними.

А можете ли Вы ответить, какие клавишные инструменты изображены на рисунке выше и какая между ними разница?

  • «Это пианино!»
  • «А мне кажется, что это синтезатор!»
  • «Так это же орган!»
  • «Совсем нет, это клавесин».

Так что же это на самом деле?

В самом деле, клавиатура всех этих музыкальных инструментов кое в чем похожа. Однако звук, который они образуют и методы извлечения звуков чрезвычайно отличаются. А как же возникли и совершенствовались клавишные инструменты? Чтобы понять разницу между пианино, фортепиано и роялем давайте окунемся в историю развития клавишных инструментов, которая насчитывает много веков.

Фортепиано, пианино и рояль – в чем же разница между ними?

Фортепиано – это собирательное понятие струнно-клавишных музыкальных инструментов: пианино и рояля. Пианино, кстати, это разговорное название фортепиано. В классических музыкальных школах вас не похвалят, если так обзывать инструмент.

Разница же между роялем и фортепиано в расположении струн, деки (большой пластины, которая передает колебания звука от струн воздуху) и механической части – вертикально и горизонтально соответственно. Кроме того, рояль более громоздкий, однако звучит лучше и громче, чем пианино.

Фортепиано очень часто называют пианино

Откуда произошло название этого инструмента? Существует много противоречивых версий относительно того, кто его изобрел и когда, но известно, что в начале XVIII столетия над фортепиано работал итальянец Бартоломео Кристофори. Кристофори дал название инструмента gravicembalo col piano e forte (клавесин с тихим и громким). Название указывало на одно из преимуществ фортепиано перед клавесином, играя на котором музыкант не мог менять силу звука. Благодаря новому механизму молоточек поднимался и ударив по струнам, сразу возвращался на место. Сила звука зависела от силы удара по клавишам. Благодаря этому открылись большие возможности выражать чувства и добиваться желаемой силы звука, заставляя музыку звучать пиано (тихо) или форте (громко).

Кроме того, у фортепиано три педали. Правая обеспечивала свободную вибрацию струн, левая ослабляла звук, а средняя продолжала звучание определенных нот или аккордов.

В течение XVIII столетия в Европе продолжали совершенствовать и видоизменять фортепиано. В начале 1740-х годов появился меньший его вариант — квадратное пианино.

Что такое рояль

Концертное фортепиано, или рояль, занимало больше места, поскольку струны разной длины натягивались в нем горизонтально. В начале XIX века появилось пианино, которое популярно и сегодня.

Главное различие между фортепиано и роялем

Корреспонденты журнала » Пробудись!» спросили профессиональную пианистку о главной разнице между роялем и пианино. Она сказала: «Коротко говоря, это мощь, чистота и выразительность звука. Рояль имеет больший резонанс. Звук особенно чистый и сильный. А пианино тише. Это также обусловлено тем, что оно обычно стоит у стены, из-за чего дека не достаточно усиливает звук»»

История развития клавишных музыкальных инструментов — от гидравлоса до рояля

Чтобы детальнее понять в чем отличия фортепиано, пианино и рояля лучше всего окунуться в историю развития клавишных инструментов. Вы поразитесь, как все изменилось!

Гидравлос (гидравлис)?

Первый известный клавишный инструмент древности — гидравлос, или «водяной» орган. Считают, что его создал в первой половине третьего столетия до н. э. Ктезибий, механик из Александрии. Вот как работал гидравлос: воздух нагнетали. в дырявую посудину (пневс), которая находилась в большом резервуаре с водой. С пневса воздуха переходил ниже в [ряд] труб, причем вода удерживала воздух под постоянным давлением». Звук образовывался в трубах, когда несколько крупных клавиш приводили в действие тонкие деревянные пластины. Поскольку гидравлос звучал резко и громко, то очень подходил для цирка, ярмарок и мероприятий под открытым небом. Вершины популярности он достиг во времена Римской империи, говорили даже, что император Нерон умело на нем играл.

Пневматический орган

Водный компрессор заменили мехами для нагнетания воздуха, так началась эпоха пневматического органа. Теперь музыкант сидел за инструментом и ногами или руками руководил поставкой воздуха. Древнейшие находки пневматического органа датируются третьим столетием н. э. С того времени несколько сотен лет он пользовался большой популярностью. Мелодии тогда играли очень медленные, поскольку клавиатура оставалась примитивной. Размер клавиши был пропорционален соответствующей трубе органа. Чтобы добыть низкую ноту, музыканту приходилось давить на широкие клавиши всеми пальцами руки или кулаком.

В XIV столетии орган стал в Западной Европе почти исключительно церковным инструментом. Изобретение вращающегося механизма коренным образом изменило вид и функции клавиатуры. Благодаря этому трубы можно было разместить дальше от клавиатуры и сами клавиши стали более узкими. Вот теперь, музыкант мог грациозно и быстро исполнять музыкальные пассажи, ибо любую клавишу достаточно было нажимать одним пальцем. Орган очень нравился Моцарту и он даже назвал его королем инструментов.

Первые клавишные инструменты со струнами

В Библии первое упоминание о струнные инструменты находим в Бытие 4:21, кроме того, о них неоднократно упоминается в связи с народом Израиля. Однако лишь в XV веке н. э. произошло соединение клавиатуры и струнных инструментов (на них звуки добывались обычно с помощью щипков или ударов пальцами, или молоточками). Клавиатура в известном нам виде впервые появилась в инструменте, что называется клавикорд. Этот был простой, подобный сундуку инструмент с натянутыми горизонтально струнами. Когда музыкант ударял по клавишам, поднимались медные пластинки и ударяли снизу по струнам.

Потом появились клавесин, спинет и верджинел (Верджинел известен с XV века. В нем было 32 металлические струны. Формой он напоминал клавикорд, а звучанием — клавесин. Спинет-это малый клавесин.). Эти инструменты, а особенно клавесин, стали в XVI— XVII столетиях главными клавишными инструментами. Конструкция клавесина отличалась от других механизмов, существовавших до того. Его струны защипываются гусиными перьями, а не тангентами [металлическими пластинками], как в клавикорде. На конце каждой клавиши был рычаг, то есть маленький прямой брусок дерева, к которому крепилось маленькое гусиное перо или кожаный язычок. Когда ударяли по клавише, рычаг подпрыгивал, перышко трогало струну, а затем, благодаря специальному механизму, рычаг возвращался на свое место и уже не трогал струны.

Новый механизм придавал клавесину характерное звучание. Одна пианистка, выступавшая когда-то с концертами, так описала различие звучания клавесина и современного пианино: «У клавесина тонкое металлическое звучание и короткие звуки».

Конструкция клавесина на протяжении лет претерпевала большие изменения. Первые инструменты имели один ряд клавиатуры и по одной струне к каждой клавише. Впоследствии в более сложных образцах стало две клавиатуры, клавиши со многими струнами и другие приспособления, благодаря которым добывались звуки разных тонов. Выдающиеся композиторы того времени, например Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Доменико Скарлатти (1685-1757), в полной мере использовали звуковые и технические возможности клавесина и пополнили музыкальную сокровищницу своими произведениями, многие из которых исполняются до сих пор.

В начале XIX века изобрели аккордеон. В XX веке особенно распространился аккордеон с клавиатурой фортепианного типа. Этот инструмент одновременно клавишный и духовой, ибо его мех, нагнетая воздух, заставляет колебаться язычки. Современный аккордеон имеет семь рядов кнопок, которые образуют до 140 низких звуков, а его клавиатура включает в себя две — четыре октавы.

Электроинструменты — синтезатор и тельгармония

В XX веке началась эпоха электрических клавишных инструментов. Старейшим из таких инструментов считают тельгармонию, которую изобрел в 1906 году Тадеус Кагил. В 30-х годах XX столетия появился электроорган, а вскоре после него — электрические клавесин и фортепиано. Электроорган имеет совсем другой механизм работы, чем гидравлос. При нажатии клавиш электрооргана, электрический сигнал образует звук, который изменяется и усиливается.

Сегодня наиболее распространенный электронный клавишный инструмент — это синтезатор, который начали разрабатывать в 1940-х годах. С тех пор он стал любимым инструментом многих современных ансамблей и групп. Синтезатор может воспроизвести любой звук — от лая собаки до симфонии в исполнении оркестра.

Конечно, в современной музыке значительное место занимает компьютер. Синтезаторы часто оборудованы компьютером, который используют как генератор звука, поэтому его можно назвать настоящим музыкальным инструментом. Хотя компьютером обычно оперируют с помощью клавиатуры музыкального инструмента, современные музыканты также могут запрограммировать его на управление мышкой или обычной компьютерной клавиатурой. «Теперь почти каждая студия звукозаписи имеет множество аппаратуры, подсоединенной к компьютерам. Музыку записывают в цифровой форме на жесткий диск и затем, прежде чем окончательная версия будет записана на цифровую аудиопленку, работают над ней на микшере с использованием сложного программного обеспечения» («Музыкальная энциклопедия»).

Означает ли современное развитие музыкальных инструментов то, что клавишные инструменты отжили свой век? Вряд ли, стоит лишь вспомнить такие мелодичные и эмоциональные произведения, как «К Элизе», «Лунная соната» Бетховена, или «Лунный свет» Дебюсси. Оглядываясь на многовековую историю музыки для клавишных инструментов и влияние, которое она оказывала на жизнь множества людей, следует признать, что клавишные инструменты обогатили сокровищницу музыки и духовно — эмоциональный мир человека.

В течение последней четверти XVIII века клавесин уступил свое место и любимым клавишным инструментом стало фортепиано, которое обычно называют пианино. Но о пианино, фортепиано и рояле и о том, чем они отличаются мы уже писали в начале статьи.

Источник

Оцените статью