Особенности и отличия табулатуры от нот
Сольные исполните, которые творили несколько десятилетий назад, а также творческие коллективы, ставшие основателями движений и направлений, в настоящее время пользуются большой поддержкой не только у поколения, выросшего на их творчестве, но и молодого поколения. Кстати, именно молодое поколение пытается донести свое видение реальности с помощью музыки. В особенности это актуально для альтернативной рок музыки.
Рок музыка поддерживает идею протеста против устоявшихся ценностей или традиций, царящих в обществе. Именно поэтому этот стиль музыки привлекал большое число молодых поклонников, которые хотели изменений в лучшую сторону.
Одним из наиболее распространенных способов записи музыкального произведения, наряду с нотами, является табулатура. У не проинформированных людей может сразу возникнуть вопрос: каково отличие этого способа от нот?
Чтобы подробнее объяснить «принцип действия» табулатур, нужно привести пример записи музыкальной композиции для гитары, потому как данный инструмент может представить себе любой человек.
Табулатура, как и ноты, также имеет несколько горизонтальных линий. В отличие от нотного стана табулатура носит «буквальный» характер — линии соответствуют количеству и расположению струн на инструменте. Если гитара шестиструнная, то линий в табулатуре будет также шесть и так далее.
Так же, как и нотная запись, табулатура разделена вертикальными линиями на такты. В каждом такте на линиях прописываются не головки нот, а цифры. Каждая написанная цифра должна соответствовать номеру лада, на котором необходимо прижать струну.
Если провести сравнение табулатуры и нот, то можно выявить следующие различия:
Во-первых, музыкальное произведение, которое записано при помощи нот, знающему человеку можно сыграть практически на любом инструменте. Если же рассмотреть табулатуру, то она предназначена только для определенного (конкретного) вида музыкального инструмента и его разновидностей.
Во-вторых, запись в нотном стане дает немного больше свободы в плане способов и вариантов исполнения.
В-третьих, нотная запись по своим параметрам немного сложнее, чем табулатура и считается более совершенным средством записи музыкального произведения. Табулатура дается намного легче, особенно это важно для начинающих музыкантов и является более «легким путем» в изучении и записи музыки.
Источник
чем табулатуры отличаются от аккордов?
Таблатура (tablature или tabulature) — это альтернативный способ записи музыки: каждая линия обозначает не высоту ноты, а струну гитары. Верхняя линия соответсвует первой струне ми. Если используется нестандартная настройка, звук открытой струны пишется перед соответсвующей линией.
В отличие от нормальной нотной записи, в таблатурах редко проставляют длительности. Вместо этого между нотами оставляют свободное пространство примерно соответсвующее времени их звучания.
Вместо длительности ноты на обычном нотоносце, в таблатуре пишется цифра, показывающая на каком ладу прижать струну.
Одним словом, позитива конечно много. Табулатуры активно используются в музыкальном мире. Более того, не возможно представить современную музыку без табулатур. Так что учитесь.. .
При помощи табулатур можно изображать и аккорды, правда в отличие от таблиц аккордов, нельзя указать палец, которым следует зажимать струну.
Источник
чем отличается табулатура от аккордов. можно ли играть на электро гитаре не умея читать табулатуру
Табулатуры или сокращённо «табы» (eng. «tablature») — это ноты применительные для определённого инструмента. Как правило пишутся для струнных инструментов
Табы намного ПРОЩЕ писать и читать, чем обычные ноты.
Объяснение на примере классической 6 струнной гитары. Вы видите перед собой шесть горизонтальных полосок, символизирующие 6 струн гитары (всё равно что вы смотрите на гитарный гриф, вверху более высокие [тонкие] струны, внизу более низкие [толстые]) .
А дальше цифрами отмечаются лады, например:
Вначале вы извлекаете ноту на третьей струне втором ладу, затем на второй струне пятом ладу, потом обе ноты одновременно. Для этого вам даже не обязательно быть снакомым с нотной грамотностью и вам по идее всёравно какая это конкретно нота. Всё просто и наглядно.
Но при этом для таблатур не существует единого стиля написания. Поэтому разные авторы используют разные обозначения. Внимательно читайте комментарии, находящиеся в файлах таблатур — это поможет вам разобраться что к чему.
Источник
Используют ли профессиональные гитаристы табы?
Что лучше, удобнее, «прогрессивнее» для гитары — ноты или табы? Послушаем два противоположных мнения.
На гитаре нота может быть взята в нескольких местах на грифе. Аккорды могут быть сыграны на грифе так же в разных формах. Выбор того, где играть ноты и какую форму аккорда использовать, зависит от контекста: какие ноты или аккорды были до этого, а какие будут после.
Опытный гитарист постарается сделать так, чтобы количество движений на грифе было минимальным. Джазовые гитаристы используют формы аккордов, которые находятся в пределах нескольких ладов друг от друга, и редко используют все шесть струн для взятия аккорда.
Табы предписывают вам играть ноту только в одном месте на грифе. Они сообщают вам и то, какую форму использовать для взятия аккорда. Это нормально, но многому из этого не научишься. Многие табы, которые вы найдете в Интернете, неточны. Некоторые просто ошибочны. Даже лучшие из них — лишь чья-то интерпретация того, что играет другой гитарист. Всё, что вы когда-либо получаете из табов — это способ скопировать то, как кто-то думает, как играет третий гитарист. Вы становитесь копией чужой копии .
Еще одна слабость табов заключается в том, что часто они плохо сообщают вам ритмическую организацию музыки. Часто автор советует вам послушать запись, чтобы узнать ритм. ИМХО, если вы собираетесь послушать запись, чтобы узнать ритм, вы также можете и послушать её, чтобы узнать реальные ноты. Так вы узнаете намного больше о музыке. Это будет обучением на слух.
Чего вы никогда не получите, полагаясь только на табы или обучаясь только на слух — это то, что это за ноты. Это до-диез или ля-бемоль? Вы не узнаете структуру аккордов, разницу между мажорным и минорным трезвучием, септаккордом и так далее. Вы можете понять разницу между музыкой в размерах 3/4 и 4/4, но в первый раз, когда вы столкнётесь с размером 6/8 или 7/4, вы будете сбиты с толку.
Профессиональный музыкант должен уметь переносить музыкальное произведение в разные тональности, чтобы соответствовать высоте голоса певца. Профессиональный гитарист должен быть, прежде всего, профессиональным музыкантом вообще, и только затем гитаристом.
Традиционные ноты подскажут, какие ноты играть, как долго их играть, играть ли их быстро, отрывисто или связно. Ноты также сообщат вам, в какой тональности песня и каков её точный ритм.
Каждый гитарист со временем разовьёт свой собственный стиль. Это происходит естественным образом в течение многих лет. Я бы сказал, что лучше, если вы сами научитесь делать выбор, где сыграть какую ноту, чем будете всегда просить кого-то объяснять вам, где её играть.
Тратить слишком много времени на овладение навыком чтения табов — пустая трата времени . Лучше научиться читать ноты и узнать, где они находятся на грифе. Это включает в себя знание всех положений каждой ноты на грифе.
Даже если вы не хотите учиться бегло читать с листа, стоит изучить теорию музыки. Как минимум, вы получите понимание того, как строятся гаммы и аккорды, и как это влияет на их формы на грифе.
Что касается того, как поступают и чем пользуются профессиональные гитаристы — это индивидуально . Но, если вы хотите работать профессионально, лучше всё-таки научитесь читать ноты.
Стандартная музыкальная нотация похожа на монополию Microsoft в нетехнической офисной среде. Да, она широко распространена среди профессионалов. Но это не значит, что это «лучшая» система. Это просто то, что сейчас преобладает.
Все современные компьютерные системы набора табов (например, Guitar Pro) также могут выводить и стандартную нотацию. Табы чрезвычайно информативны. Для игры замысловатых пьес, где важна точная природа исполнения, табы превосходны.
Например, когда я разучиваю пьесу Баха по стандартной нотации, я сразу же начинаю покрывать её собственными заметками. Стандартная нотация Баха для меня совершенно бесполезна. Мне нужно придумать собственные способы фразировки, что иногда может означать скольжение вверх на 15 ладов вместо того, чтобы оставаться в позиции, и так далее. Чтение стандартной нотации с указаниями пальцев и римскими цифрами для позиций — это фарс.
Для меня выбор стандартной нотации в качестве собственной системы был бы подобен предпочтению версии красивого изображения с уменьшенным разрешением, когда у меня есть возможность сохранить в формате RAW без потерь. В наши дни размеры файлов и пространство для печати не являются ограничивающими факторами. И если дирижер или продюсер работают для коллектива, то у исполнителей должна быть возможность выбора любого формата, который они пожелают.
Табы прекрасны. Они добавляют информацию о грифе и геометрии аппликатур. Если вы действительно хорошо знаете гриф, вы можете смотреть на табы с записанным ритмом и очень легко играть то, что находится перед вашими глазами, что само по себе является формой чтения с листа.
Подумайте об этом — кого волнует, как ваш мозг узнает, что какая-то нота является до первой октавы? Гитара всё равно транспонирующий инструмент (все ноты на нотоносце перемещены). Было бы быстрее, если бы я увидел табы, указывающие на лад и струну.
Я знаю гриф от и до. То же самое и с аккордами. Если я вижу что-то вроде 3–5–3–3–3–5, мой мозг уже знает, что это Gm9. Для меня эти числа сразу передают информацию о звуках G D F Bb D A. Представление стандартной нотации об этом чем-то «лучше»?
Возвращаясь к геометрии и визуализации, паттерны из 3 нот на струне действительно соответствуют физическим свойствам наших рук и инструмента. Аккорды и арпеджио также имеют вполне определённую геометрию на грифе. Почему бы мне не записать музыку таким образом, чтобы сразу передать визуализацию, геометрию грифа, ритм и сами ноты? Кроме того, как только вы попадаете в музыку, которая охватывает широкий диапазон, вы сразу же получаете раздражающе отметки типа «8va».
Настойчивое требование музыкального сообщества придерживаться стандартной нотации для гитаристов похоже на несчастные древние армии, которые считали, что новые технологии бесполезны. Это как из ностальгии отдавать предпочтение химическому процессу проявления плёнки. Мир не стоит на месте.
Стандартная нотация просто более распространена. Табы, вероятно, будут больше и больше проникать в сообщество профессиональных аранжировщиков, и именно поэтому такие программы, как Finale, постепенно добавляют всё больше и больше поддержки табов. И наоборот, программы нотации табов, такие как Guitar Pro, постепенно добавляют улучшенную поддержку средств аранжировки.
В идеале стандартная нотация может быть отправной точкой для гитариста, получающего музыку от аранжировщика, но табы были бы желаемым конечным состоянием. В тех случаях, когда аранжировщик обладает знаниями игры на гитаре и стремится к определённому тембру, фразировке, возможно, звучанию открытых струн и так далее, можно сразу перейти к табам.
Стандартная нотация представляет прошлое, а нотация с использованием табов — будущее.
Источник
Нужно ли зубрить ноты и аккорды?
При первом беглом взгляде на «геометрию» нот и аккордов на грифе гитары может показаться, что это огромный пласт информации, который нужно формально заучивать в течение длительного времени, и это навевает тоску.
Однако, не всё так плохо, как кажется. Послушаем несколько советов.
Martin Turner , «гитарист с 1979 года».
Основных аккордов — несколько десятков. Как только вы узнаете эти аккорды, освоите некоторую часть теории музыки и выучите некоторые гаммы, вы сможете самостоятельно сконструировать практически любой аккорд из «строительных блоков», которые окажутся в вашем распоряжении (в результате только что сказанного).
Основные аккорды — это мажорные и минорные трезвучия в «открытой позиции», а также универсальные аппликатуры трезвучий и септаккордов, которые можно передвигать по грифу, в частности, аккорды с баррэ.
Кроме этого, например, лично у меня есть несколько аккордов, которые я считаю своей «визитной карточкой» и называю «wide open chords» (что-то вроде «широко открытых аккордов»), которые берутся далеко на грифе, но с использованием некоторых открытых струн.
Самый простой способ научиться находить нужные басовые ноты для уже выученных универсальных аппликатур (а значит, находить фактически сами эти аккорды) — попрактиковаться в гаммах, то есть выучить ноты на грифе. Играть гаммы, глядя в ноты, проговаривая и пропевая ноты.
В джазе есть много «расширенных» аккордов (аккордов с надстройками), но они становятся достаточно простыми для понимания, когда вы знаете, как прочитать их буквенно-цифровую запись. Она в большинстве случаев просто сообщает вам, какие дополнительные тона нужно добавить к уже известному простому аккорду.
Самые «сложные» аккорды часто могут быть очень простыми для прижатия. Например, Em13 — это то, что вы получаете, если просто извлекаете все открытые струны.
James Martin , «басист, композитор»
Аккорды, которые вы используете, чаще всего впитываются мышечной памятью через довольно короткое время. Вы можете почувствовать аппликатуру своими руками, вместо того, чтобы много думать об отдельных нотах. То же самое для гамм.
Для меня, многих басистов и гитаристов, это аппликатуры — взаимосвязанные узоры, которые соединяются друг с другом вверх и вниз по грифу. Интервалы — тоже аппликатуры. Например, большая и малая терции имеют разную визуальную форму.
Чтение стандартной нотации — несколько другое. Я никогда не добивался большого прогресса в этом и читаю музыку так же, как читаю по-французски — медленно и часто обращаясь к справочным материалам.
Когда я был ребёнком в школе и учился играть на трубе, я был хорошим чтецом. Но когда я переключился на бас, а позже и на гитару — я учился на слух и, в основном, на грифовых формах. По сути, я перешёл от классического музыкального образования к некоей версии гаражной рок-группы.
Композиционно джазовая традиция немного проще классической. Большинство джазовых музыкантов играют по «lead sheet» — это то, что вы видите в различных «fake books» и «real books». Мелодия там записана нотами, а названия аккордов подписаны выше как буквы и символы.
Это прекрасно работает, когда я знаю мелодию песни и могу играть аккорды, основываясь на их названиях. И я знаю, какие простые замены аккордов я могу сделать (например, Am9 вместо Am7), чтобы добавить немного красок к гармонии.
Что касается гитарных аккордов, то мне помогло проанализировать, как формы слегка изменяются, скажем, при переходе между аккордами «7», «9» и «13». Это ведь на самом деле один аккорд — функционально и с точки зрения музыкальной формы — но с тремя тонкими различиями.
Группировка аккордов по свойствам очень поможет вам в их использовании. А когда вы после этого найдёте песни, которые их используют — это навсегда выжжет их в вашей памяти.
Источник