Черная шаль с аккордами
ЧЕРНАЯ ШАЛЬ
Музыка А. Верстовского
Слова А. Пушкина
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил.
Прелестная дева ласкала меня;
Но скоро я дожил до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей.
«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…
В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву ласкал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал,
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!
С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.
Стихотворение написано в 1820 году, в 1823 году положено на музыку Верстовским. Это первый получивший широкую известность романс на стихи Пушкина. Его первый исполнитель — московский оперный певец Петр Булахов, отец композиторов Петра Булахова («Гори, гори, моя звезда», «Вот на пути село большое», «Колокольчики мои») и Павла Булахова («Тройка мчится, тройка скачет»).
Кроме того, романсы на стихотворение создали Иосиф Геништа (нотное приложение к «Дамскому журналу», 1823), Михаил Виельгорский (1828), М. Штуббе (1842) и другие.
Из кн.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005:
«Черная шаль» — самый известный романс Пушкина и пушкинского времени. Существует более двадцати «Черных шалей» композиторов XIX-XX веков, но необычайную популярность приобрела только одна из них, впервые прозвучавшая в 1823 году, — А. Н. Верстовского. И фольклоризировалась, проникла в народную среду тоже только одна – Пушкина – Верстовского, неоднократно записанная как народная песня-баллада. Народный вариант «Черной шали», как и «Казака», песни-баллады «Под вечер осенью ненастной…», «Узника», до сих пор бытует в живом исполнении.
АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро дожил я до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей.
«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его,
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…
В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву лобзал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь.
С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
«Сын отечества», 1821 г., апрель
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Александр Пушкин (1799-1837)
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- публицистика (2105)
- идеология (1116)
- политические деятели (1639)
- предательство и предатели (1431)
- «заклятые друзья» (497)
- лабиринты истории (486)
- актеры и актрисы голливуда (389)
- героизм (197)
- культура (174)
- революция в россии (123)
- революционные деятели (33)
- гражданская война (23)
- анархизм (9)
- загадки истории (82)
- донбасс (68)
- телевидение (27)
- сказки (5)
- в гостях у муслима магомаева (4)
- великая отечественная (829)
- герои (169)
- партизаны и партизанская война (5)
- великие композиторы (172)
- великие певцы (78)
- великие писатели и поэты россии (600)
- великие художники (512)
- города и страны (1272)
- декабристы (45)
- дети (332)
- доброта (71)
- драматурги (19)
- древняя русь (155)
- жзл (183)
- живопись (1340)
- портреты (233)
- акварели (113)
- картины и иллюстрации (88)
- история картин (88)
- живопись и поэзия (88)
- иллюстрации (84)
- история создания картин (170)
- картины великих художников (398)
- животные (557)
- забытые имена (550)
- зарубежные актеры кино (187)
- зарубежные актрисы кино (277)
- зарубежные писатели и поэты (298)
- звезды из прошлого (1549)
- звезды сцены (962)
- знаменитости (2495)
- известные личности (2187)
- интервью (264)
- интересно (328)
- интересные истории (1559)
- интересные факты (9857)
- искусство (256)
- истории (1659)
- истории любви (988)
- истории создания фильма (43)
- история монархов (620)
- история песни (46)
- история Европы (483)
- история Крыма (72)
- история России (2693)
- либералы и оппозия (505)
- «творческая интеллигенция» (255)
- экономика (169)
- история СССР (1394)
- катастрофы (126)
- киноактеры и киноактрисы (571)
- кинозал (156)
- композиторы (189)
- котики и кошечки с котятами (957)
- котоматрицы (337)
- кошки в живописи (63)
- кошки и фото (71)
- кошки и юмор (291)
- кумиры (850)
- звезды голливуда (176)
- любовь (204)
- ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5661)
- мир балета (177)
- история создания балета (6)
- мир кино (3291)
- интервью с актерами (64)
- прототипы героев фильмов (55)
- история создания фильма (542)
- музыка из кинофильмов (132)
- мультфильмы (99)
- размышления о фильме (258)
- рецензия на фильм (27)
- экранизации (80)
- мир театра (501)
- мир цирка (33)
- мифология (124)
- мои рамочки (19)
- мудрость (267)
- музыка (1555)
- авторы (352)
- исполнители (321)
- барды (50)
- история создания опер (23)
- джазовая музыка (49)
- дирижеры (7)
- история песни (272)
- история создания (121)
- классическая музыка (200)
- поп-музыка (102)
- ретро-музыка (560)
- романсы (405)
- танцевальная музыка (171)
- образование (112)
- отечественные актеры кино (849)
- отечественные актрисы кино (604)
- певицы (220)
- певцы (272)
- певцы и певицы бельканто (36)
- политика (2239)
- поэзия (372)
- праздники (177)
- притчи. (9)
- психология (1483)
- Пушкиниана (241)
- режиссеры (297)
- религия (147)
- русские писатели (141)
- русские поэты (155)
- русский язык (86)
- грамматика (27)
- садальский (146)
- сатира (109)
- сатирики (108)
- собаки (127)
- советские писатели (147)
- советские поэты (144)
- спорт (43)
- СССР (64)
- схемки (83)
- танцовщицы (91)
- танцоры (51)
- танцы. танцевальные номера (54)
- театр. театральные актеры и актрисы (460)
- Украина (358)
- фигурное катание (1)
- фото (467)
- художественная литература (440)
- прототипы героев книг (39)
- русские писатели (29)
- русские поэты (38)
- художники (550)
- цветы (30)
- цитаты (386)
- афоризмы (79)
- крылатые фразы (98)
- чтобы помнили (1394)
- актеры (98)
- актрисы (69)
- театральные актеры (47)
- юбилеи и дни рождения (542)
- юмор (631)
- юмор в живописи (9)
- юмористы (49)
—Фотоальбом
—Метки
—Цитатник
Захаров-Чеченец Пётр Захарович,1816-1846. Россия. Екатерина Аркадьевна Кочубей, ур. Сто.
Орхидеи акварельные (Aquarelles Originale) https://i.yapx.ru/Maq6L.jpg 01 https.
«Королева Голливуда» Элизабет Тейлор (Dame Elizabeth Taylor) | Национальная портретная галерея (Лонд.
Эдвин Генри Ландсир (Edwin Henry Landseer),1802-1873гг. Англия.Животные. .
Как люблю я цветы луговые, что на воле весной расцвели. Юрий Николаевич Панцырев БукетноПо.
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
РЕТРО-МУЗЫКА. СТАРИННЫЙ РОМАНС «ЧЁРНАЯ ШАЛЬ»
Понедельник, 26 Декабря 2016 г. 09:05 + в цитатник
Музыка А. Верстовского
Слова А. Пушкина
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил.
Прелестная дева ласкала меня;
Но скоро я дожил до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей.
«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…
В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву ласкал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал,
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!
С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Иван Козловский. Редкая запись
Стихотворение написано в 1820 году, в 1823 году положено на музыку Верстовским. Это первый получивший широкую известность романс на стихи Пушкина.
Его первый исполнитель — московский оперный певец Петр Булахов, отец композиторов Петра Булахова и Павла Булахова
«Черная шаль»- самый известный романс Пушкина и пушкинского времени. Существует более двадцати композиторов Х1Х-ХХ веков, но необычайную популярность приобрела только одна из версий, впервые прозвучавшая в 1823 году- А.Н.Верстовского.
В исполнении Виталия Шаповалова- роль Ноздрёва в постановке «Мертвые души»
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕРСТОВСКИЙ (1799—1862) — русский композитор и театральный деятель.
Автор преимущественно музыкально-сценических произведений —опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер .Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов.
Написал более 30 опер-водевилей — «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и другие.
Он также прославился романсами — «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа). В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр —балладу. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль» (на стихи А.С.Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В.А.Жуковского) и другие.
Отправленный в ссылку Пушкин приехал в Молдавию. 21 сентября 1820 года он прибыл в Кишинев.
Для творчества Пушкина это был период романтизма.
Через месяц по прибытию в Кишинев, в октябре 1820 года, появился черновой вариант нового, хронологически второго кишиневского стихотворения — «Чёрная шаль». 14 ноября 1820 года Пушкин пишет окончательный беловой автограф с названием «Молдавская песня» (он был найден и опубликован более, чем через сто лет, в 1936 году).
Поет Лариса Селиверстова
Пушкинская «Черная шаль» — произведение тоже романтическое. При этом в нем уже наметились реалистические тенденции, Белинский определил его как переходное. Поэт обращается к сильным чувствам, к экзотическим народностям (Молдавия считалась чем-то далеким от светского чиновного Петербурга с его шикарными балами, театрами, литературными кружками и всем атрибутом столичного времяпрепровождения), к народным простым характерам, полным дикой силы, страстей и энергии. Согласно оценке В. П. Горчакова, «Черная шаль» — это «драматическая песня, выражение самой знойной страсти».
И вместе с тем в пушкинских строках предстает драматическая картина столкновения вполне реалистических человеческих характеров, поданных в развитии, в динамике; так главный лирический герой предстает в созданных 32 строках проживающим жизнь — от горячего юноши до умудренного старца.
Литературовед М. В. Строганов придерживается мнения, что это стихотворение явилось откликом на баллады Жуковского. Однако существуют и иные предположения, полностью отвергающие это мнение.
В стихотворении в воспоминаниях героя рассказывалось о горячей страстной любви и коварной измене любимой-гречанки с разлучником-армянином.
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро дожил я до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей.
«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его,
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…
В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву лобзал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь.
С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Рубрики: | музыка/романсы музыка/ретро-музыка музыка/история создания музыка/авторы |
Метки: романс черная шаль
Процитировано 11 раз
Понравилось: 18 пользователям
Источник