- Классика на электрогитаре: этюд Карла Черни в рок-обработке
- Часть A
- Часть B
- Часть C
- Часть E
- Часть F
- Минусовки для занятия
- Гитарный Блог Нот Валерия Егорова
- Архивы рубрики ‘5. ЭТЮДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ’
- В.Егоров: Переменный этюд
- Новый этюд для гитары
- Ноты и табулатура этюда
- Некоторые указания по разучиванию этюда
- Классический этюд для гитары
- Этюд для классической гитары неизвестного автора
- Ноты и табулатура этюда
- Рекомендации по разучиванию этюда
- Пробуйте найти свой стиль
- Этюд Дорна для гитары До мажор.
- Этюд (C.J. Dorn).
- Ноты этюда.
- Как играть?
- Правая рука.
- Левая рука.
- Этюд ля минор арпеджио.
- Этюд с арпеджио.
- Ноты и табулатура этюда.
- О темпе этюда.
- Правая и левая руки.
- Выучим совсем простой этюд для гитары.
- Простой гитарный этюд.
- Ноты этюда:
- Рекомендации по разучиванию этюда.
- Правая рука.
- Левая рука.
- Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги
- Этюд Ф.Тарреги.
- Ноты и табулатура этюда.
- Как играется нисходящее арпеджио.
- Еще один вариант исполнения мелодического голоса с басом.
- Глиссандо.
- Гамма До мажор для гитары.
Классика на электрогитаре: этюд Карла Черни в рок-обработке
Технические этюды Schule der Gelufigkeit, ор. 299 (Школа беглости) австрийского композитора Карла Черни известны каждому пианисту. Они являются отличным пособием по развитию исполнительских навыков; причём не только на фортепиано, но и на гитаре.
Если вам нравится классика на электрогитаре, или вы хотите научиться быстро играть переменным штрихом, или просто желаете внести разнообразие в свои занятия по развитию медиаторной техники, то определённо этот материал для вас.
На этом уроке мы разберём Этюд №6 (видео – вариант в рок-обработке):
Сначала разберём ноты и табы (их можно скачать бесплатно ), а затем этюд можно будет поиграть под минусовку (треки mp3 в различных темпах приведены в конце статьи; вы также можете загрузить их на свой ПК).
Часть A
- 1т. (С) — каждая доля такта «отталкивается» от Соль (третья открытая струна) — опорного тона До мажора (V ступени).
- 2т. (G/B) и 3т. (G) — развитие идеи (педальный тон), начатой в 1т. Однако здесь, уже Соль является тоникой.
- 4т. (С) — повторение 1т.
- 5т. (D7/C) — схожая фигура с 4 долей первого такта, но на Ре мажор септаккорд. Фраза (ребро шестнадцатых) повторяется 4 раза: педальный тон — квинта A (ля) аккорда D7. Первые её два звука играйте P.M. (приглушивайте правой рукой), чтобы избавиться от лишних призвуков на межструнных скачках (1нота — ля на 5 струне, а 2 нота — ля на октаву выше, на 3 струне).
- 6 т. и 7 т. — такие же фигуры на G/B, Am/C, G/D, D7 (P.M. !)
- 8 т. (G) — переход на часть B. 2 и 3 доля играется свипом. Формула штриха выписана в нотах. В пассаже используется гамма Соль мажор с добавкой малой септимы (F — вторая нота в 4 группе шестнадцатых). Сочетание двух септим (F# и F) придаёт ему особенный колорит.
Ингви Мальмстин использует этот приём по отношению к минорному ладу. Например, в ля миноре он играет и G (м. 7), и G# (б. 7). В шутку гибридную гамму (эолийский + гармонический лад) Ингви прозвал «гармолийский» минор.
Часть B
- 9т. – 12т. — возвращение к последовательности аккордов из первых четырёх тактов части A (C, G/B, G, С). В 9 и 10 т. — фразы также построены от Соль (но на октаву выше).
Повторяющиеся по 4 раза фигуры в 9-12 тактах могут послужить отличным подспорьем (художественным материалом) для создания вертушек. (Для тех, кто не знает: особые технические «фишки», часто используемые рок-гитаристами в импровизациях.)
- 13 т. (Am6) — «отправная точка» в тональность ми минор. И начало красивой секвенции на последовательность, которую относительно тонального центра Ми можно представить, как Am6 (IV — субдоминанта) — Em/B (I — тоника) — B7 (доминанта).
- 14 (Em/B) -15 (B7) т. — продолжение секвенции: 14т. — от звука Си; 15т. — от Ля.
в 13-15т. аппликатура построена по диагонали, вдоль грифа.
- 16 т. (Em) — мелодический Ми минор (1 – 2 – b3 – 4 – 5 – 6 – 7) В отличие от натурального минорного лада в нём вместо C играется C#, а вместо D — D#.
Часть C
- 17 т. (A7) — повторяющаяся фраза от C# — терции Ля доминантсептаккорда.
- 18 т. (Dm) — по аналогии от квинты минорного трезвучия (практически в такой же аппликатурной форме).
- 19 (G7) – 20 т. (C) — вариации, соответственно, с открытой 2 и 3 струной.
- 21-22 т. (F#) — обыгровка уменьшённого септаккорда.
- 23-24т. (G – G/F – C/E — Dm) — выход к тоническому трезвучию. Также в аппликатурах задействованы открытые струны (4 и 3).
- 25 – 28т. — продолжение вариаций от опорных тонов: в 25 т. (С) и 26 т. (G) — от соль (квинты и тоники, соответственно, по отношению к тональным центрам аккордов); в 27 т. (G) — от Си (терции соль мажора); 28 т. (С) — от Ми (терции До мажора).
Часть E
- 29 т. (A) — гармонический Ре минор (или фригийский мажорный лад от Ля). Ноты G (соль) и Bb (си бемоль) придают звучанию трезвучия окраску A7 b9 (мажорного доминантсептаккорда с пониженной ноной).
- 30т. (Dm) — 1 и 2 доля — гармонический ре минор; 3 и 4 доля — натуральный ре минор с добавлением Ab — пониженной квинты.
- 31т. (G7 – C/G – G7) — До мажорная гамма; в 1 и 4 долях, где играется аккорд Соль мажор, принимает окраску миксолидийского лада (от тоники G).
Часть F
- 32 т. (C) — финальный такт — ломанное арпеджио До мажора.
Минусовки для занятия
50 BMP
70 BMP
104 BMP (оригинальный темп)
120 BMP
140 BMP (в этом темпе этюд играется на электрогитаре в рок-обработке; смотрите видео)
Оригинальный трек (плюсовка)
Успехов вам в освоении этюда! Классика на электрогитаре с включенным OverDrive — это прекрасно!
Источник
Гитарный Блог Нот Валерия Егорова
Архивы рубрики ‘5. ЭТЮДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ’
В.Егоров: Переменный этюд
Новый этюд для гитары
После небольшого периода летнего остывания от трудов праведных дел и жаркого солнца где-нибудь на бережку, решил что-нибудь сочинить. Родился Переменный этюд и вот я его представляю моим посетителям. Он играется довольно живо и это можно почувствовать по МИДИ произведения.
Ноты и табулатура этюда
Разберите внимательно нотный текст Переменного этюда, особенно аппликатуру левой руки. Пальцы правой руки не обозначены, но здесь трудного ничего нет, так что разобраться будет нетрудно.
Некоторые указания по разучиванию этюда
Возможно, кому-то будет интересно, почему этот этюд назван “переменным”. Дело в том, что в нем все как-то получилось переменно.
Во-первых, меняются по ходу тональности. В0-вторых, меняются акценты с нижнего голоса на верхний. В-третьих, переменный ритмический рисунок этюда сбивает иногда ход мыслей.
Далее, постоянно изменяется вид арпеджио: прямое смешанное – на восходящее, и обратно, прямое смешанное – на обратное смешанное и смешение в одном такте различных видов арпеджио. Арпеджио здесь – главная польза этюда и поэтому к правой руке следует отнестись наиболее серьезно.
Даже темп и тот переменный (его замедление в последнем такте к последней доле). Обратите внимание на то, что арпеджио на всем протяжении этюда состоит из триольных шестнадцатых нот.
Следует особо указать на отмеченные в тексте акцентируемые звуки. Нужно обязательно выделять именно то, что имеет знак акцента. Если играть без выделения, то не получится совершенно тот музыкальный смысл, что задумывался.
Классический этюд для гитары
Этюд для классической гитары неизвестного автора
К сожалению, я не знаю автора следующего этюда, но что-то мне подсказывает, что этот классический этюд – гитарный. То есть, оригинальный (или лютневый). Признаюсь, будет стыдно, если он окажется творением хорошо известного гитариста прошлого. Например, Сора или Агуадо. Но я не встречал его ранее и потому не знаю!
Ноты и табулатура этюда
Тем не менее, мы его разучим. Хорошая тренировка такого типа упражнений на координацию и синхронность действий пальцев правой и левой рук.
Рекомендации по разучиванию этюда
Чем хорош этюд, так это своим сменяющимся темпом, который вы можете почувствовать, послушав МИДИ ЭТЮДА . Правда, смена темпа любого музыкального произведения – чисто вкус исполнителей, каждый из которых может по-своему чувствовать и понимать музыку. Но справедливо одно: музыку играть механически, как написано в нотах, бездушно нельзя! И не зависит, что вы играете – большую пьесу или маленькое упражнение. Нужно учиться понимать музыкальную мысль, а иначе слушать никто не будет. Ищите и утверждайте свою точку зрения, готовя любое музыкальное произведение.
Пробуйте найти свой стиль
Вот вам и карты в руки. Именно на этом этюде и пробуйте себя, как исполнителя. Начинайте учить его в медленном темпе, обязательно выделяйте (знаки акцента в тексте нот) мелодическую линию и замедляйте (или ускоряйте) темп, когда почувствуете, что это необходимо. Представьте себя на сцене. Делайте это не потом, когда выучите текст наизусть (распространенная ошибка начинающих), а в процессе разучивания.
Этюд Дорна для гитары До мажор.
Этюд (C.J. Dorn).
Новое имя для вас – C.J.Dorn – и его этюд для гитары До мажор. Dorn известен своими сочинениями для акустической и классической гитаре и многие знают его по множеству выпущенных гитарных альбомов.
Ноты этюда.
Очень интересный этюд (у Дорна, правда, это сочинение носит другое название, но это не так важно).
Как играть?
Правая рука.
Посмотрите на обозначение пальцев правой руки в начале этюда. Старайтесь и далее подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы ни разу не повторялись по соседству (красными кружочками отмечены места, ради которых подбиралась аппликатура с самого начала сочинения). Лучше пожертвовать не слишком логичной на первый взгляд последовательностью пальцев, чем допустить совершенно недопустимое – повторение одного и того же пальца два раза подряд в постоянном движении мелодии (без длинных нот и пауз, после которых допускается начинать с того пальца, которым закончил предыдущую фразу или звук).
Звукоизвлечение – смешанное: в первой половине тактов первой части (до репризы) в основном апояндо, а вторая половина с повторениями одного и того проходящего звука – тирандо.
Во второй части (после репризы) бас играется, кроме случаев с многозвучием, с опорой на соседнюю струну (если это не четвертая струна). Также и те звуки, которые без баса, нужно играть апояндо. То есть, где возможно, играйте апояндо.
Левая рука.
Тут все просто – стандартные аккорды и первая позиция, в которой, я думаю, будет нетрудно разобраться. Следите за точностью прижатия струн и чистотой всех звуков.
Этюд ля минор арпеджио.
Этюд с арпеджио.
Этюд ля минор на этой странице разнообразен по видам арпеджио: в основном, используется ломанное арпеджио на 4/4 шестнадцатыми нотами, встречаются арпеджио с мелодической линией в верхнем голосе (начальные такты) и в басе.
Этюд не сложный для исполнения, но обязательно нужно акцентировать те ноты, которые указаны в нотном тексте, иначе музыкальный смысл сочинения изменится до неузнаваемости и, возможно, до бессмыслицы (не пробовал играть без выделений мелодии).
Ноты и табулатура этюда.
О темпе этюда.
Обратите внимание на изменение темпа в некоторых местах сочинения.
Этюд можно играть как в указанном темпе, так медленнее (используйте это при разучивании) или быстрее (попробуйте быстрый темп после того, как этюд будет полностью освоен).
Правая и левая руки.
Арпеджио исполняется приемом тирандо (без опоры пальцев на соседние струны, кроме баса, если только он не на четвертой струне).
В левой руке старайтесь держать звуки арпеджио (аккорды) до последнего, снимая пальцы с прижатых струн только в момент постановки следующего аккорда. Не обязательно ставить аккорды полностью, если в этом нет необходимости (например, первый аккорд этюда – ля минор, но достаточно прижать первым пальцем вторую струну на I ладу, а вторым пальцем – третью струну на II ладу).
Прослушайте перед разучиванием Миди этюда .
Выучим совсем простой этюд для гитары.
Простой гитарный этюд.
Предлагаю разучить совсем простой этюд для гитары.
Я его совершенно случайно обнаружил среди своего нотного архива. Не помню, чтобы он когда-то встречался мне в моей практике, как учебной, так и педагогической. Является чисто гитарным этюдом, так как написан гитаристом и педагогом гитары Д. Агуадо.
Этюд особенно интересен для начинающих гитаристов. Давайте посмотрим ноты.
Ноты этюда:
Рекомендации по разучиванию этюда.
Правая рука.
Отличный пример использования приема апояндо в басовых и мелодических звуках! Этюд полностью исполняется с опорой пальцев на соседнюю струну. Играют три пальца: Р-m-a в различных вариантах.
Рекомендую большой палец после извлечения звуков на басовых струнах (в основном, двух подряд на протяжении всего примера) сразу ставить – для опоры кисти правой руки и удобства исполнения мелодических звуков на тонких струнах – на шестую струну. Иначе исполнение мелодических звуков будет для вас затруднительным.
Например, в такте №1 вы извлекаете два первых звука большим пальцем правой руки на четвертой струне. И обязательно после каждого звука опираетесь на третью струну. После этого нужно извлечь два звука на второй струне пальцами m-i последовательно, причем, одновременно с извлечением первого из этих звуков вы переносите большой палец с третьей струны на шестую для опоры кисти.
В этом случае вам легко и просто извлечь приемом апояндо оба звука на второй струне. Если же оставить большой палец на третьей струне, то это выполнить будет невероятно неудобно.
Левая рука.
Здесь никаких проблем – следуйте обозначениям в нотах и у вас не возникнет никаких затруднений с правой рукой. Весь этюд исполняется в первой позиции.
Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги
Этюд Ф.Тарреги.
Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги, который приводится на этой странице – не что иное, как нисходящее арпеджио, причем три звука арпеджио приходится на один счет и является триольной группой восьмых нот. Считать такой этюд нужно восьмыми долями на “раз-два–три” в каждой группе арпеджио.
Далее, каждая первая восьмая нота в триольной группе – мелодический звук, и поэтому его нужно акцентировать (выделять). Звукоизвлечение – полностью апояндо (с опорой на соседнюю струну, и даже в случае, когда мелодический голос в начале каждого такта извлекается одновременно с басом). Правда, бас при этом нужно сыграть без опоры, иначе ничего хорошего не получится.
Ноты и табулатура этюда.
Мы с учебной целью приводим только отрывок этого этюда, но для начинающих это во благо, пока что нам достаточно 8 его тактов.
Как играется нисходящее арпеджио.
Я думаю, вы знаете, что нисходящее арпеджио можно играть приемом апояндо, так как предыдущие звуки при этом не глушатся: например, палец с первой струны (первый звук арпеджио) соскальзывает на вторую, из которой потом извлекается следующий звук арпеджио и так далее. В результате все предыдущие звуки продолжают звучать, то есть, выполняется условие арпеджирования (разложение аккорда на отдельные звуки, в совокупности своей образующих звучание полного аккорда).
Все остальные виды арпеджио (восходящее, смешанное, ломанное) играются приемом тирандо.
Еще один вариант исполнения мелодического голоса с басом.
Попробуйте еще один красивый вариант звукоизвлечения баса с мелодическим голосом. Этот способ, возможно, покажется вам легче первого, хотя кому как…
Для разбора возьмем первый такт, в котором нам нужно бас открытой шестой струны сыграть со звуком открытой первой струны:
Вариант 1 на этом рисунке – это одновременное извлечение баса и звука мелодии, рекомендованный выше (бас приемом звукоизвлечения без опоры, а мелодический звук – апояндо).
Послушать здесь , как это звучит.
Вариант 2 выполняется так: бас с небольшим опережением извлекается раньше звука мелодии (арпеджиато). Получается эффектно.
Как это звучит, можно послушать здесь .
Глиссандо.
Черта, соединяющая два звука мелодии в такте №3 с надписью “глисс.” означает скольжение пальца по струне от одной до другой ноты, не отрываясь, лишь слегка ослабляя нажим на струну, чтобы не были слышны промежуточные звуки. Называется такой прием “глиссандо” (извлекается пальцами правой руки как первая, так и вторая нота).
Гамма До мажор для гитары.
Разучиваем необычный этюд для гитары под названием “гамма До мажор“. Вроде, “гамма”, но и этюд одновременно (“гамма в форме этюда” – так будет правильней назвать это сочинение).
Гаммы в чистом виде мы будем разучивать в разделе “ Упражнения для гитары “. И только те из них, которые интересны и очень полезны в развитии пальцев левой руки (приобретение уверенности, независимости, беглости и растяжки).
Данный этюд имеет своими целями, во-первых, развитие слухового аппарата начинающего гитариста, так как верхний голос – не что иное, как поступенчатое движение звуков гаммы До мажор в восходящем и нисходящем порядке (как и положено в игре гамм), во-вторых, одновременное совершенствование техники игры арпеджио (аккомпанирующий голос) и, в-третьих, отработку постановки баррэ и полубаррэ.
Также в этюде присутствуют элементы растяжки между пальцами и такие приемы игры на инструменте, как смена позиций, в том числе и посредством скольжения пальцев по струнам (глиссандо, или слайд).
В общем, этюд полностью выполняет свою функцию упражнения на отработку некоторых техник игры на гитаре и содержит какие-то смысловые (в данном случае мелодическую и гармоническую) идеи.
Ноты и табулатура этюда с указанной аппликатурой правой и левой рук (пальцы левой руки обозначены под табулатурной сеткой цифрами в кружочках):
Два аккорда в последних двух тактах этюда сыграйте приемом арпеджиато. И обязательно в этих же тактах играйте с постепенным замедлением, как и указано в нотах (rall—).
Выделяйте (акцентируйте звуки гаммы, то есть, верхний голос). Бас также можно играть с акцентом. Средние же голоса попробуйте сыграть значительно тише (совсем не громко), чем мелодию и бас.
Не забывайте о правилах звукоизвлечения (звуки гаммы – апояндо, сопровождение – тирандо).
Источник