Черные ризы тихое пенье ноты

Из цикла «Великим постом» (Владимир Палей)

Из цикла «Великим постом»

Чёрные ризы… Тихое пенье…
Ласковый отблеск алых лампад…
Боже всесильный! Дай мне терпенья:
Борются в сердце небо и ад…

Шёпот молитвы… Строгие лики…
Звонких кадильниц дым голубой…
Дай мне растаять, Боже великий,
Ладаном синим перед Тобой!

Выйду из храма — снова нарушу
Святость обетов, данных Тебе, —
Боже, очисти грешную душу,
Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!

В цепких объятьях жизненных терний
Дай мне отвагу смелых речей.
Чёрные ризы… Сумрак вечерний…
Скорбные очи жёлтых свечей…

Как расцветает сад весеннею порою
И радует глаза безмолвною игрою
Теней лазоревых и солнечных лучей,
Как пробуждается под травами ручей,

Как песня соловья, над томностью сирени,
Витает, полная певучих повторений,
Как, трепетно горя ликующим огнём,
Небесная лазурь яснеет с каждым днём —

Пусть так же, Господи, в душе моей заснувшей
Отгонит вешний день следы тоски минувшей,
Пусть также расцветёт для непорочных дней
Сад опечаленный мятежности моей,

И глядя вновь на мир отрадными очами
Склонюсь я пред Тобой с покорными речами!

Благий Господь! Я немощен и грешен,
Звучит печаль в молениях моих…
В былые дни я песней был утешен
Меня пьянил безпечно-лёгкий стих,

Но мне теперь уже не шлёт забвенья
Мучительный огонь духовных сил —
В пенящемся напитке вдохновенья
Я горечи неведомой вкусил.

О, дай с порывом мне воспрянуть новым,
Дай в ближнем мне не видеть только ложь,
Дай мне любить и дай мне быть готовым,
Когда к Себе меня Ты позовёшь!

Источник

Черные ризы тихое пенье ноты

Живоносный источник любви

Духовные песни в совместном исполнении Ирины Скорик и сестер клиросного хора Воронежского Алексиево-Акатово женского монастыря

Старая церковь, старая церковь,
И покосившийся крест…
Сколько закатов, сколько рассветов,
Но время пока еще есть.
Где та тропинка,
Что к храму меня привела?
Жизни картинку как паутинку,
Она навсегда обвела.

Припев:
Старая церковь, старая церковь,
Тихо в тумане плывет,
Душу- конвертик, жизнь крутит- вертит,
А церковь, как матушка ждет…

Падают слезы, падают слезы,
Падают слезы в песок,
Белые розы, красные розы,
И наболевший висок.
В чаще тропинка, в чаще тропинка,
А где-то за ней старый храм,
Слезы росинки, жизни картинку;
Все это Бог дарит нам!

Припев:
Старая церковь, старая церковь,
Тихо в тумане плывет.
Сколько закатов, сколько рассветов,
А церковь, как матушка ждет…

Черные ризы…Тихое пенье…
Ласковый отблеск алых лампад…
Боже Всесильный! Дай мне терпенья:
Борются в сердце небо и ад…

Шепот молитвы…Строгие лики…
Звонких кадильниц дым голубой…
Дай мне растаять, Боже Великий,
Ладаном перед Тобой!

Выйду из храма – снова нарушу
Святость обетов, данных Тебе –
Боже, очисти грешную душу,
Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!

В цепких объятьях жизненных терний
Дай мне отвагу смелых речей.
Черные ризы…Сумрак вечерний…
Скорбные очи желтых свечей…

Научи меня Боже любить,
Всем умом моим всем помышлением,
Чтобы душу Тебе посвятить,
Чтобы душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердцем биением.

Научи Ты меня соблюдать,
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать,
Научи никогда не роптать,
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить,
Ты Своею пречистою кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью,
Бескорыстной, глубокой любовью,
Научи меня Боже любить.

Уйду в себя, закроюсь, затворюсь…
И ставни сердца от ненужных глаз прикрою.
Вновь тишиной спасительной напьюсь,
Святой молитвой душу успокою.

А за окном моим метет пурга,
Врываясь в душу сквозь дверные щели.
… Но, в доме тихо теплиться свеча,
Не замечая завывание метели.

И буду к Божьей милости взывать
Под стоны вьюг в молитвенной тиши…
И возвратиться покаяньем Благодать –
Росою слез измученной души.

БЪЕТ ПО КРЫШАМ СТУЧИТСЯ В ОКОШКО,
ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ДОЖДЬ В РОЖДЕСТВО.
ЗАМУРЛЫКАЛА, СПИТ СЛАДКО КОШКА,
ЕЙ НАВЕРНО У ПЕЧКИ ТЕПЛО.

ЗАТЕПЛЮ ПРЕД ИКОНОЙ ЛАМПАДОЧКУ,
А ДОЖДИНКИ СЕБЕ ПУСТЬ СТУЧАТ,
ВРЕМЯ ЗА ПОЛНОЧЬ, ВРЕМЯ ПУСТЬ ЗА ПОЛНОЧЬ.
И ЗОВЕТ НА МОЛИТВУ СВЕЧА.

ПОМОЛЮСЬ Я МОЛИТОВКОЙ ЧИСТОЮ,
ПОКЛОНЮСЬ Я СВЯТОМУ КРЕСТУ,
И ДВА АНГЕЛА, ДИВНО ЛУЧИСТЫЕ,
О ХРИСТЕ ВЕСТЬ С НЕБЕС ПРИНЕСЛИ.

ЗНАЕШЬ БАТЮШКА МОЖНО ТИХОНЕЧКО,
ИХ ЛЕГОНЬКО ПОТРОГАТЬ РУКОЙ,
ТО-ЛИ АНГЕЛЫ ТО ДВА ОБЛАЧКА,
А В ДУШЕ ТИШИНА И ПОКОЙ.

И ОКОШКИ ЗАКРЫТЫ БЫ, ВРОДЕ-БЫ,
ДОЖДЬ СТЕНОЙ КАМЫШОМ ЗАСТЕЛИЛ,
И ДВА АНГЕЛА С МИЛОЙ НАМ РОДИНЫ,
БЛАГОДАТЬ ОТ ХРИСТА ПРИНЕСЛИ.

ДОЖДЬ СТЕНОЙ ЗАНАВЕСИЛ ВСЕ НЕБУШКО,
ДОГОРАЮТ В ПЕЧУРКЕ ДРОВА,
ПОСЫЛАЕТ ГОСПОДЬ ПОКА ХЛЕБУШКА,
И ТЕСНЯТСЯ, ТЕСНЯТСЯ СЛОВА.

БЪЕТ ПО КРЫШАМ СТУЧИТСЯ В ОКОШКО,
ЗАБЛУДИВШИСЯ ДОЖДЬ В РОЖДЕСТВО.
ЗАМУРЛЫКАЛА, СПИТ СЛАДКО КОШКА,
ЕЙ НАВЕРНО У ПЕЧКИ ТЕПЛО.

Сколько горя, сколько боли за плечами,
Сколько скорби ожидает впереди,
Матерь Божья утоли моя печали,
От потери мою душу огради.

Что не день, то снова ближним огорченья,
Искушенья и обиды мы несем,
Матерь Божья злому сердцу умягченье,
Да растает наледь на сердце моем.

Ко- спасенью несчетные преграды,
Без тебя не одолею никогда,
Матерь Божья Нечаянная Радость,
Во -отчаянье погибнуть мне не даждь.

Ты прости свое нес мысленное чадо,
Вновь от дел благих душа моя пуста,
Матерь Божья утешенье и отрада,
Не остави, не остави, не оставь.

На душе легко и чисто словно в храме,
Солнца луч касается моей главы,
Матерь Божья, я же помню «Аз есть с Вами,
Аз есть с Вами, и никто, никто на Вы».

Не оставляй божественной молитвы, не оставляй,
Оно оружие нашей дольней битвы за Горний край, за светлый рай,
Она оружие нашей битвы за Отчий край, за светлый рай.

Её начало тесный путь, душе никак не отдохнуть,
Болезнь, труды, тревоги и страданья.
Смущенье вихрь, презренье порицанье.
Подвижника встречают, видит он,
Как скорби восстают со всех сторон.

Не оставляй божественной молитвы…

И он стоит исполненный сомнений,
Тревожных дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской,
Неведомы ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
как только от Спасителя Христа.

Не оставляй божественной молитвы…

А злобные враги кричат повсюду:
Уа! Да сниди со креста!»
Мой друг о Господе, дерзай!
Не прекращай великой тяжкой битвы,
И поле, бранное отнюдь не покидай,
не оставляй божественной молитвы!

Не оставляй божественной молитвы…

Пребуди в подвиге до смерти, до конца!
Победа ждет тебя духовного борца!
Не уловят тебя в свои силки,
Духовных помыслов несметные полки,
Всемощным именем Господним их рази,
Палимы Им Рассеются врази!

Не оставляй божественной молитвы…

Покрывшись мудрости исполненным смирением,
Непробиваемый бронёю Божества,
Невидимым врагам душевного спасенья,
Не доставляй победы торжества.

Не оставляй божественной молитвы…

Безропотно терпи обиды и гонения,
Не оставляй прискорбного пути.
Духовных благ священного залога,
Живи для вечной красоты для Бога,
Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Не оставляй божественной молитвы…

Отринув полные надежды и мечты,
Мужайся в подвиге суровом,
И узришь жизнь во- свете новом,
Незримая твоя умолкнет брань,-
Страстям невольная мучительная дань.

Не оставляй божественной молитвы…

И с легкостью ты поднимешь бремя
Напастей, бед, гонений и скорбей.
Душе твоей свободной от страстей,
Исчезнут тяжкие сомненья, и тревога,
И свет духовный воссияет в ней,
Наследнице небесного чертога.
Мир чудный водворится рай,
Молитву только ты, не оставляй!

Не оставляй божественной молитвы, не оставляй,
Оно оружие нашей дольней битвы за Горний край, за светлый рай,
Она оружие нашей битвы за Отчий край, за светлый рай!

Живоносный Источник Любви,
Жизни вечной – тихая гавань.
Прямо в душу смотришь мне ты,
Покрывая фатой, словно саван.
Дивный образ Святой Чистоты,
Цвет любви, тихий образ смиренья.
Под покровом небесной фаты,
Я живу — долготерпеньем.

Припадаю к Тебе всей душой,
И в молитвенном тайном молчании,
Пью росы благодатный покой,
Боль смывая слезой покаянья.

Живоносный Источник святой,
Мой родник, Жизни Вечной Спасенье,
Всей израненной, грешной душой,
Я прошу чистоты и смиренья.

Припадаю к Тебе всей душой,
И в молитвенном тайном молчании,
Пью росы благодатный покой,
Боль смывая, слезой покаянья.

Текст песни Акатов монастырь сл. и муз. И.Скорик Акатов монастырь
Сл. и муз. И.Скорик
Тишина, благодать, утешенье,
Тихо льется молитвы псалтырь,
И, в предутреннем свете нетленном
Над рекою стоит монастырь.

У престола незримым виденьем,
Тихо молиться Божия Мать…
Изливая в молитве смиренной —
Благодать, благодать, благодать.
А в тени под укрытою сенью,
Как виденье святой чистоты,
Проплывает в чуть слышном кружении,
Белый лебедь заветной мечты.

В храме слышится тихое пенье,
Легкий шепот, молитвы, мольбы,
Льет с иконы свой свет поднебесный,
Живоносный Источник Любви.

Над Воронежским небом окрестным,
Над обителью и над рекой,
Простирает покров поднебесный,
Митрофаний Святитель Святой.

С колоколенки древней слетает,
Тихий благовест — звон неземной…
И витает, витает, витает,
Над рекой, над рекой, над рекой…

Тишина, благодать, утешенье,
Спит Акатов святой монастырь,
И, в предутреннем свете нетленном,
Кто- то тихо читает псалтырь.

В поднебесье как птица несется,
Звуки чистой, молитвы святой…
Тихий свет над обителью льется,
Неземной, неземной, неземной…

Тихо в кельи, ласково гладит псалтырь,
Теплым светом свеча… Спит давно монастырь.
А монаху не спиться все молит отца,
Пощадить этот мир и душа вся в рубцах.
Им итак тяжело, и без света живут,
Ты оставь им тепло и любовь… и поймут.

Припев:
Две слезы мне в ладонь, ангел мой обронил,
Очищенья огонь мою душу полил,
И еще два цветка неземной красоты,
Их сквозь тьму и века передал Отче Ты.

Первый был весь из света, и был и не был,
И в любовь был одет он и ярко светил.
И сиял он прохладой и пение птиц
Доносилось из сада, я пал пред ним ниц.
И вдруг понял слезинки в ладонях моих,
От гвоздей тех кровинки Христовой любви.

Припев:
Две слезы мне в ладонь, ангел мой обронил,
Очищенья огонь мою душу полил,
И еще два цветка неземной красоты,
Их сквозь тьму и века передал Отче Ты.

Из второго цветка лился радуги свет,
Посылал сквозь века, Бог свой вечный завет,
Тихо в кельи падает в прошлое ночь,
Позабыта постель гонит сон монах прочь.
За спиной его Ангел Хранитель стоит
И пред Божьим лицом за него предстоит.

Источник

Владимир Палей

Палей Владимир Павлович, князь (1897–1918) – поэт, прозаик. Его отец, младший сын Александра II великий князь Павел Александрович в 1889 году женился на греческой принцессе Александре, мать которой, греческая королева Ольга, приходилась родной сестрой великому князю Константину Константиновичу – поэту К.Р. Но этот династический брак продлился недолго, в 1891 году великая княгиня Александра (Алике) умерла при родах второго ребенка. В 1902 году великий князь Павел Александрович вступил во второй брак, но не династический, а морганатический, тайно обвенчавшись за границей на «разводке» Ольге Пистолькорс (урожденной Карнович), имевшей от первого брака троих детей. Узнав об этом, старшая сестра, великая княгиня Мария Александровна, писала брату: «Как мог ты это сделать, как мог ты изменить данному слову из-за совершенно фальшивой идеи о чести, как мог ты бросить свое Отечество, службу и прежде всего своих бедных, бедных, теперь совсем осиротевших детей! Бросить для чего, главное для кого? Честь не в том состоит, мой милый, чтобы всем жертвовать для женщины; и ведь ты Великий князь, а не какой-нибудь господин Иванов или Петров, на которого никто не обращает внимания. Где твои прежние принципы, где твое чувство долга». Император Николай II подверг своего дядю, как считалось тогда, вполне заслуженной каре – увольнению со службы командира Гвардейского корпуса и запрета на возвращение в Россию. Что же касается его дочери Марии и сына Дмитрия, то сразу же после смерти Александры Греческой их взяла на воспитание великая княгиня Елизавета Федоровна. А великий князь Павел Александрович действительно пожертвовал всем для женщины, которую полюбил. Его брак, несмотря на опалу, оказался на редкость счастливым. Их сын Владимир преподнесет родителям стихотворение «Папе и маме», рефреном которого станут слова: «нам хорошо вдвоем»:

Нам хорошо вдвоем. Минувшего невзгоды,

Как тени беглые, теперь нам нипочем:

Недаром грустные и радостные годы

Мы вместе прожили. Нам хорошо вдвоем!

Мы долго пристани искали безмятежной,

Скрывались от людей, томились суетой

И создали, любя очаг заботы нежной,

Гнездо, влекущее спокойной красотой.

Нам хорошо вдвоем, с правдивыми сердцами!

В руке, в тяжелый час, не дрогнула рука –

Мы счастие, воспетое певцами,

У непонятного для многих родника.

Среди опасностей извилистой дороги

Мы в Бога верили и помнили о Нем,

Пускай еще порой стучатся к нам тревоги –

Мы дружны и сильны. Нам хорошо вдвоем!

Это стихотворение датировано 20 октября 1916 года. К этому времени император сменил гнев на милость: в 1912 году, после десятилетнего изгнания, сын Александра II смог вернуться на родину вместе с новой семьей, но Ольга Карнович-Пистолькорс приехала в Россию уже графиней Гогенфельзен. В 1904 году баварский король пожаловал ей и ее детям графский титул, а в 1915 году русский император возвел их всех в княжеское достоинство с фамилией угасшего рода Палей.

Так что Владимир, родившись и прожив шестнадцать лет во Франции, впервые приехал на родину баварским графом Гогенфельзеном, а на фронт отправился прапорщиком князем Палеем. Стихи он начал писать уже во Франции на двух языках, но в России его наставником в поэзии стал двоюродный дядя, великий князь Константин Константинович – поэт К.Р., сын которого, князь Олег Константинович, тоже писал стихи. Все пятеро сыновей К.Р. ушли на фронт. Двадцатидвухлетний Олег погиб 29 сентября 14 года. Его последними словами были: «Я счастлив, что кровь рода Романовых пролилась на этой войне». Князь Владимир Палей после окончания Пажеского корпуса служил в Гвардейском гусарском полку и получил боевое крещение вместе с сыном К. Р., князем Гавриилом Романовым. Его поэтическим дебютом стал перевод на французский язык стихотворной драмы К.Р. «Царь Иудейский». «Перевод, – вспоминал впоследствии его князь Гавриил, – превзошел все ожидания моего отца, он был в восторге и даже прослезился». Первые стихи на русском языке тоже создавались под влиянием как молитвенной, так и военной поэзии К.Р. Таковыми были его молитвы и стихотворение «Спите, солдатики, спите, соколики. », в котором он сохранил мелодическую основу песни на музыку Якова Пригожего «Умер, бедняга! В больнице военной. », получившей популярность в исполнении Надежды Плевицкой. В июне 1915 года свое новое стихотворение он посвятит памяти К.Р., тяжело переживавшему гибель сына:

Умолкла его вдохновенная лира,

Потух его любящий взор.

Вознесся он в тайну надзвездного мира,

В лазурный небесный простор.

Он понял осмысленность жизненной битвы,

Он понял природы красу

И думал: «Я людям святые молитвы

В весенних цветах принесу».

И с верой он пел на земле о небесном.

Теперь же, познавши покой,

Витая в полете своем безтелесном,

Скорбит он над злобой людской.

Смерть спасла поэта К.Р. от той злобы людской, с которой ровно через три года придется столкнуться трем его сыновьям, поэтическому крестнику князю Владимиру Палею и всем, в ком текла царская кровь Романовых.

Война застала князя Палея в Крыму. С сентября 1915 года он вместе со своим полком – на фронте. «Родная мамочка! – писал он в первом фронтовом письме. – На прошлой неделе у нас была присяга новобранцев и – довольно, я скажу неожиданная – наша офицерская. Все эскадроны собрались в колоссальном манеже. Была дивная, торжественная минута, когда эти сотни рук поднялись, когда сотни молодых голосов выговаривали слова присяги и когда все эти руки снова опускались в воцарившемся гробовом молчании. Ах! Как я люблю такие минуты, когда чувствуешь мощь вооруженного войска, когда что-то святое и ненарушимое загорается во всех глазах, словно отблеск простой и верной до гроба своему Царю души. Мамочка! Я в херувимском настроении после говения и придумал массу стихов. Как- то лучше пишешь после церкви. Я это совсем искренно говорю – все мысли, все строчки полны кротостью тихого блеска восковых свечей и невольно от стихов веет вековым покоем икон. »

В феврале 1916, в девятнадцать лет, он награжден боевым орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

Об остальном можно судить по стихам–довоенным, военным и послевоенным, в которых он предстает достойным учеником К.Р. После Февральской революции, 21 июня 1917 года, запишет в дневнике:

«..Забавно, что все люди остались, в сущности, верны себе: подлецы показали себя подлецами, трусы – трусами, храбрые – храбрыми. Растет, развивается хамство. Как поганое дерево, оно уже протягивает в разные стороны зловонные ветви и цепляется за все окружающее. Самая гуманная душа должна теперь признаться, что Россия без палки жить не может. Ей именно нужен городовой, а не свобода. Участок, а не права. Революция себя погубила – она уже смешна. Если будет царь, он будет крайне жесток».

После октября 1917 года, вызванный в петроградское ЧК, Владимир Палей отказался от предложения Урицкого подписать отречение от арестованного отца. Он не был носителем фамилии Романовых и вполне мог покинуть Россию как Палей. 13 марта 1918 года вместе с тремя сыновьями К.Р. и великим князем Сергеем Михайловичем он был сослан в Вятку. 20 апреля ссыльных отправили в Екатеринбург, 20 мая – в Алапаевск, куда привезли великую княгиню Елизавету Федоровну. 13 июня 1918 года в Перми был убит великий князь Михаил Александрович. В ночь с 16 на 17 июня в Екатеринбурге убили царскую семью и четырех приближенных. В ночь с 17 на 18 июня в восемнадцати километрах от Алапаевска были сброшены в шахту и взорваны великая княгиня Елизавета Федоровна, великий князь Сергей Михайлович, три сына К.Р.: князья царской крови Иван Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович и князь Владимир Палей. В 1919 году в Петропавловской крепости был расстрелян последний сын Царя-Освободителя, погибшего от пули террориста. У великого князя Павла Александровича была возможность побега, но он, будучи боевым генералом, отказался от свободы ради чести так же, как это сделал его сын, не отрекшийся от отца.

По свидетельствам очевидцев, все они собирались перед казнью в комнате Елизаветы Федоровны, принявшей монашеский постриг после гибели в 1905 году от бомбы террориста своего мужа, великого князя Сергея Александровича. Монахиня Елизавета читала молитвы, ее сменяли великий Великий князь Иоанн и младший брат детей, для которых она стала второй матерью, князь Владимир Палей. Во время казни прозвучали ее слова: «Прости им, Господи, не ведают, что творят». Из шахты доносилось пение молитв, заглушенное лишь взрывами гранат. В 1981 году Елизавета Федоровна причислена к лику святых Русской Православной Церковью за рубежом, в 1992 году – Русской Православной Церковью в России. В 1981 году князь Владимир Палей канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в сонме новомучеников Российских вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и тремя сыновьями выдающегося русского религиозного поэта К.Р. До 1955 года дожил только один из его сыновей – фронтовой друг Палея Гавриил Романов.

В 1916 и 1918 годах в Петрограде вышло два стихотворных сборника Владимира Палея. Наиболее полные издания последних лет: Князь Владимир Палей. Поэзия. Проза. Дневники. М., 1996; Князь Вл. Палей. Биография. Стихи. СПб., 1997.

Источник

Оцените статью