Чертеж гитары fender jazz bass

Bass Guitar Service Diagrams

If you’re repairing or modifying your instrument or simply need some replacement part numbers, these lists and diagrams should help you get started. The model list is, for the most part, of instruments currently in production. This list is by no means comprehensive, and documentation for other models will be posted as it becomes available.

Note: Modifications to an existing Fender instrument currently under warranty, or service performed on a Fender instrument currently under warranty by any person other than authorized Fender service centers and technicians holding a certificate of warranty service authorization for the period during which the work was performed, will void the instrument warranty.

Note: Most of our older guitar parts lists, wiring diagrams and switching control function diagrams predate formatting which would allow us to make them available on this page as PDF files. If you do not find the list or diagram for your specific instrument on this page, we may still be able to furnish you with a «hard» copy from our archive.

You may check the availability of older material by contacting Fender’s Consumer Relations Department by phone at 800.856.9801 or by e-mail at consumerrelations@fender.com. If we have the document you seek, we’re happy to send you a copy. You may also drop us a line at:

CUSTOMER SERVICE
FENDER MUSICAL INSTRUMENTS, CORP
17600 N. Perimeter Drive, Suite 100
SCOTTSDALE, ARIZONA 85255, U.S.A.



The table below lists instruments by model name, part number and document revision date:

Note: All part numbers and specifications in each document are subject to revision, change or discontinuation without notice.

Источник

Бас-гитара


Предисловие

Данный раздел сайта магистра ДонНТУ является неотемлемой частью, позволяющей более полно раскрыть творческий потенциал магистра. Даёт более полное представление о личностных качествах магистра.

В этом разделе речь пойдет о таком музыкальном инструменте как бас-гитара. Основой для выбора данной тематики раздела стало значительное влияние, которое оказывает музыка на развитие современных молодежных субкультур, и роли вышеназванного инструмента в звучании музыкальных композиций.

ВВЕДЕНИЕ

Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в рок-музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.

История появления бас-гитары.

Первая бас-гитара, запущенная в массовое производство, была создана легендарным в гитарном мире человеком по имени Leo Fender. Изобретатель и инженер-самоучка, начавший свой путь инженера, как и многие другие – с починки радиол. По иронии судьбы, создатель самой известной в мире гитары не умел играть ни на гитаре, ни на басу. «Ни единой ноты». Fender Precision Bass был выпущен в продажу в 1951 году. Дизайн был прост, как и всё гениальное – ладовый гриф, один звукосниматель, и корпус самой обычной формы. Модель 1954 года имела немного обведённые края, для более удобной игры. Модель 1957 года претерпела смену звукоснимателя и головы грифа на более пригодные для собственно игры, и стала «старшей сестрой» всем известного Stratocaster’a. Эта модель была самой удачной, и большинство басов от Fender повторяют его конструкцию в той или иной степени. В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники. Эти модели до такой степени популярны в мире басистов, что типы звукоснимателей, используемых на них, называют P и J. Видя такой успех, подтянулись и другие компании; такие как Gibson, Danelectro. Некоторые позже стали ассоциироваться с определённым стилем музыки, например Rickenbacker 4000, на которой в своё время играл Paul McCartney. В 70-е Ernie Ball создал первую акустическую бас-гитару. Целью было добиться более естественного звука бас-гитары в созвучии с акустической гитарой. Идея опередила своё время почти на два десятилетия – акустический бас был принят в компанию других акустических инструментов в конце восьмидесятых с запуском в эфир программы MTV Unplugged. В 1971 году Alembic заложили основу high-end бас-гитар. Ключевыми элементами стали активная электроника, первосортные породы дерева, многослойная система neck-through-body. Так же, Alembic первыми создали бас с графитовым грифом, а так же пятиструнный бас (с нижней Си) в 1976. Fodera так же начала производство 5-струнных басов в середине 70-х, а так же вместе с Anthony Jackson разработали 6-струнный бас. Ранние электро-бас-гитары использовались вместе с контрабасами. К 1960, бас-гитара заменила контрабас в большинстве популярных музыкальных стилях – за исключением разве что джаза и кантри. Это так же произвело небольшую революцию – басисты вдруг перестали быть превязанными к одному месту, и их стало гораздо лучше слышно. Контрабас начал возвращать свои позиции в середине 80-х, когда вновь возрос интерес к ранним вариантам стилей рок и кантри. А возвращение рокабилли взлетевшими на вершины всех чартов Stray Cats снова сделали контрабасы популярными. В 1990-ые усовершенствованные звукосниматели и дизайн акустических басов и контрабасов позволили басистам добиться хорошего чистого звука от акустических инструментов. Многие группы решили вопрос низких частот при помощи контрабаса.

КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ

1- головка грифа; 2 — колковый механизм; 3- верхний порожек; 4 — лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 — ладовая планка; 6 — ладовые метки; 7 — струны; 8 — корпус; 9 — гриф; 10 — звукосниматели; 11 — потенциометры; 12 — машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 — гнездо для штекера.

Рисунок 2 — Устройство бас-гитары. (а- шестиструнный бас, б — четырёхструнный бас)

По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы:

— в первую группу входят бас-гитары с привинченным (bolt on neck) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа;

— ко второй группе относятся инструменты с вклеенным (glued neck) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента;

— третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус (neck-through). Преимуществом «сквозного» грифа является большая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента;

— четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.

До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шести­струнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верх­нем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной пози­ции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению не­которых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как пока­зывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.

АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ


Диапазон

Аккустика — наука о звуке. Звук — это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела — источника звука (натянутой струны, пластинки, мембраны, кожи, обтягивающей барабан, столба воздуха в духовом инструменте и др.). Упругое тело при своём колебании создает в окружающем воздухе звуковые волны, которые передают колебания барабанной перепонке нашего уха. В современной музыке используются звуки не только традиционных музыкальных инструментов, но и всевозможные шумы, существующие в природе, а также сопутствующие деятельности человека, однако музыкальными по традиции называют звуки, которые имеют чётко выраженную высоту. К музыкальным следует также отнести звуки всевозможных ударных инструментов, без которых трудно представить себе современную музыку. Большинство из этих звуков не имеют строго определённой высоты и являются шумовыми, т.е. картина их звукового спектра представляет собой наложение множества звуков различной частоты.

1) Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела, т.е. количеством колебаний, производимых в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний зависит от степени упругости звучащего тела, от его величины. Например, чем тоньше и короче струна и чем сильнее она натянута, тем производимый ею звук будет выше. Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 колебаний в секунду. Из них в музыке применяются звуки, имеющие основную частоту примерно от 16 до 4200 колебаний в секунду.

2) Тембром называется окраска звука, которая придаёт ему специфическое, индивидуальное для каждого инструмента или голоса характерное звучание и неповторимость. Любой музыкальный звук помимо основной частоты содержит одновременно и более слабые высокие призвуки (гармоники), благодаря которым мы и определяем, какой инструмент исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, а также узнаём голоса любимых исполнителей.

3) Длительность звука, время его звучания зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем длительнее будет звук.

4) Сила звука или его громкость определяется интенсивностью колебаний, их амплитудой. Чем сильнее колебательное движение, чем больше его амплитуда (размах), тем громче звук, и наоборот. Сила звука имеет существенное значение для передачи различных эмоциональных состояний и развития музыкальной драматургии. Например, кульминация произведения, момент наивысшего напряжения в развитии музыкального сюжета, как правило, связаны с максимальной громкостью исполнения.

Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Сравнивая между собой звуки звукоряда, можно легко убедиться, что каждому из них на определённом расстоянии выше и ниже соответствуют звуки, с которыми он сливается. Сливающиеся звуки имеют одинаковые названия. Расстояние между ближайшими сливающимися звуками называется октавой. В современной европейской музыке октава делится на двенадцать звуков, из которых только семь имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, b. Эти звуки называют основными ступенями звукоряда. Звуки до, ре, ми, и т. д. повторяются в звукоряде по несколько раз. Чтобы отличить звуки одинакового названия, но разной высоты, принято делить весь звукоряд на ряд октав, началом каждой из них считая звук до. Начиная с самой низкой октавы, в восходящем порядке, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (рис.3).[1]

Рисунок 3 — Диапазон музыкальных звуков. Диапазон бас-гитары

Струны

Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.

Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:

1. Коротко-мензурные — Short Scale (30 » , 762 mm ).

2. Средне-мензурные — Medium Scale (32 » , 812 mm ).

3. Длинно-мензурные — Long Scale (34 » , 864 mm ).

4. Экстра — Extra Long (36 » , 914 mm) .

5. Экстра плюс — Long Plus (38 » , 965 mm) .

Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём на­мотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис.4а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.

В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.4б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд. Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.

а) — с плоской навивкой; б) — с круглой навивкой; в) — с полукруглой навивкой.

Рисунок 4 — Различные типы навивки струн

Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.4в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.

Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:

Источник

Экранирование бас гитары на примере Squier by Fender Jazz Bass

Поделюсь первоначальными впечатлениями об инструменте. Для китайской копии Фендера — Скваер звучит неплохо, состояние дерева неплохое, бас выдает достаточно длинный сустейн, фурнитура тоже в неплохом состоянии. Но как и у любой китайской копии есть свои недостатки к сожалению)). Притом они в основном все упираются в электрическую часть бас гитары. Главная проблема — это высокий уровень фона на выходе. Это очень мешало, особенно при прописывания партий баса и послужило основной причиной по которой я взялся за доработку электрической части этого инструмента.

Единственным решением избавления от высокого уровня фона — это дополнительное экранирование. Это конечно частично понизит уровень фона исходящего от внешних наводок. На тепловой фон от потенциометров и фон другого происхождения это никак не может повлиять. Но я все же решил попробовать заэкранировать полости гитары с электроникой и сами звукосниматели чтобы хотя бы частично снизить уровень фона.

Помимо этого были еще 2 пиричины ревизии электрической части бас гитары:
— была необходима ревизия или замена одного потенциометра громкости (шумел при повороте ручки);
— качество пайки, провода в китайских гитарах обычно оставляют желать лучшего, хотелось перебрать и перепаять электронику заново своими силами.

Попытаюсь вкратце описать что делалось в процессе ревизии баса Squier by Fender Affinity Jazz Bass.

Вначале я разобрал бас: снял струны, открутил переднюю панель с электроникой, отпаял концы звукоснимателей от панели, открутил и вынул сами звукосниматели, снял бридж.

Дальше занялся экранированием внутренних полостей корпуса баса. Для экранирования бас гитары использовал обычную стандартную фольгу, которую используют для приготовления пищи. Раскроил все полости в корпусе. Чтобы приклеить фольгу к корпусу использовал двухсторонний скотч. Технология проклейки простая: одна сторона скотча приклеивается к фольге; по раскройке вырезаются все необходимые элементы; затем отрывается защитная пленка со второй стороны скотча и потом уже фольга склееная со скотчем приклеивается к корпусу баса.

Экранировка бриджа бас гитары

Следующий этап — экранировка бриджа бас гитары. Здесь все просто — необходимо соединить бридж проводом с общим экраном. Для этого на снятом бридже зачищаем поверхность и припаиваем провод, кот. пропускаем через корпус, этот провод и будет в дальнейшем припаян на общий экран. Бридж с припаеным проводом сразу крепим к корпусу саморезами. Есть другой вариант без пайки — хорошо прижать провод к бриджу при его креплении к корпусу, главное чтобы был хороший контакт между экранирующем проводом и бриджем. это несложно проверить, прозвонив мультиметром после крепления бриджа.

Экранируем полости под звукоснимателями бас гитары

Далее — экранируем сами звукосниматели на бас гитаре. Для этого звукосниматель разбираем, снимаем его вехнюю пластикувую крышку. С внутренней стороны крышки обкладываем фольгой всю поверхность (для большей прочности эту фольгу лучше обклеить двухсторонним скотчем), вставляем сам звукосниматель и намечаем отверстия под магнитопроводящие цилиндры звукоснимателя, вынимаем и прорезаем эти намеченные отверстия. Здесь есть одна хитрость — магнитопроводящие цилиндры для хорошей экранировки необходимо заэкранировать вместе. Для этого намеченные отверстия в фольге под сердечники нужно вырезать чуть меньшего диаметра, чтобы соединить корпуса каждого сердечника между собой электрически, проводником является фольга.

Меняем провода до звукоснимателей в бас гитаре

Дальше меняем провода отходящие от звукоснимателей. На проводах китайцы тоже как обычно сэкономили: от звучка отходят два обычных провода по умолчанию. Меняем эти провода на провода с экраном однозначно? Я использовал для этой цели экранированный провод с одной жилой. Экран провода сажал вместо прежнего черного провода, жилу — вместо белого одинаково на каждом звучке. Здесь суть с фазировкой включения двух звукоснимателей — они должны быть включены в противофазе.

Следующий этап — ревизия потенциометра громкости. Потенциометр шумит при повороте ручки регулятора. Для этого выпаиваем его, разбираем сняв нижнюю крышку, смазываем дорожку по которой вращается ползунок графитовой смазкой. Все! Потенциометр как новый.

Теперь уже можно собирать полностью электрическую часть и соединить экранированные поверхности с общим экраном. Вначале звучки соединим общим экраном с полостью в кот. они будут установлены. Это можно сделать соединив кусочком огаленного провода или же небольшим кусочком фольги экран звучка и экран полости в корпусе баса. Также необходимо соединить экран отводящего провода от звучка с экраном полости и самого звучка вместе опять же кусочком провода. После всех необходимых соединений экрана вставляем звучки в полости, пропускаем отводящий от них экранированные провода в отверстия и прикручиваем сами звучки к корпусу бас гитары.

Проверяем соединение всех экранов прозвонкой (самого звукоснимателя, полости, экрана отводящего провода), сопротивление между соединениями должно быть как можно меньше. Теперь припаиваем эти выводы от звучков и провод от бриджа к панели с потенциометрами и R-C фильтром. Вначале возвращаем восстановленный потенциометр громкости обратно и паяем к нему все прежние соединения. Экраны выводов от звучков и провод от бриджа припаиваем к общему экрану; остальные соединения паяем согласно схеме ниже — это стандартная схема распайки синглов для джаз-баса.

Саму электрическую схему темброблока бас гитары оставил без изменений. При особом желании можно изменить параметры RC-фильтра: поменяв конденстор 47 нФ на конденсатор большей емкости (тогда частота среза будет ниже) или наоборот меньшей емкости (частота среза выше). Как вариант можно вообще поставить вместо регулятора «tone» поворотный переключатель с набором разных емкостей для регулирования частоты среза. Мне не было такой необходимости, регулятор «tone» на бас-гитаре всегда выкручен до максимума и практически не используется.

Последний штрих: соединяем общий экран с экраном полости к которой крепится накладная панелька с регуляторами. Для этого к панели припаиваем провод и сажаем его на экранированную полость с другой стороны. После всех выполненных соединений крепим панель на саморезы. Вот и все.

Далее этап проверки. После подключения баса уже с установленными струнами к комбо поразило на сколько сильно снизился фон на выходе. Такого результата даже я и не ожидал. Труды были не напрасны и это радует. Фон на бас гитаре уменьшился в разы!

В заключение поделюсь несколькими своими наблюдениями по результатам экранирования бас гитары:

— основной уровень шумов от наводок исходит от датчиков баса (синглов), поэтому их нужно экранировать в первую очередь или делать их замену на другие с меньшим уровнем шумов;

— экранирование бриджа при заводской сборке оставляет желать лучшего (при прозвонке бриджа с общим экраном до ревизии показало очень высокое сопративление, первоначально был плохой контакт);

— экранирование полости к кот. устанавливается накладка с регуляторами влияет на уровень шумов незначительно, сказывается то что сама накладка является неплохим экраном (сделана из металла);

— основное слабое место бас гитары — это неэкранированные отводящие провода от датчиков, их нужно в любом случае заменить на провода с экраном, даже в том случае если вы надумали взамен поставить другие датчики.

Пожалуй на этом и все. Желаю удачи в экранировании вашей бас гитары.

Источник

Оцените статью