Ноты для хора — Хоры русских композиторов
Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
хоровые произведения
Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
выпуск 1
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13694
(pdf, 10.6 Мб)
Наследие русских композиторов в хоровой музыке богато и неисчислимо, оно высоко подняло значение национальной музыкальной культуры. Хоровое пение процветало на Руси с отдаленных времен. В течение почти шести веков (от XI до середины XVII) основным индом русского профессионального музыкального искусства было знаменное одноголосное пение без сопровождения. На смену ему в XVI—XVII веках приходит раннее многоголосие.
Ко второй половине XVII века относится возникновение в России кантов, куплетных песен трехголосного склада религиозной, а позднее и светской тематики (в первом выпуске был опубликован кант на заключение Ништадского мира неизвестного автора «Радуйся, Росско земле»).
Рубеж XVII—XVIII столетий — начало партесного пения (пения по партиям, по голосам). Его наивысшее выражение — хоровой концерт, состоящий из нескольких частей и отличающийся богатым мелодическим началом, серьезными музыкальными достоинствами (творчество этого периода представлено в первом выпуске концертами для хора М. Березовского и Д. Бортнянского). Таковы истоки русского классического хорового творчества.
От концертов М. Березовского и Д. Бортнянского до хоровых опусов русских авторов, созданных в начале XX века — эта линия развития композиторского творчества прослеживается в трех выпусках сборника «Хоры русских композиторов». Представленное в них творчество М. Глинки, А. Алябьева, А. Даргомыжского и др. (Вып. I); П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева и др. (Вып. 2); А. Гречанинова, Викт. Калинникова, С. Рахманинова, И. Стравинского и др. (Вып. 3) — объединено общими чертами: глубоким внутренним содержанием, подлинной красотой каждого отдельного голоса и гармонического сочетания в целом, законченностью и яркостью мелодических оборотов, разнообразием контрастов и красок, гибкой и в то же время строго выдержанной формой. Эти черты составляют суть русской классической композиторской школы. Они лежат и в основе русского хорового исполнительства с его яркой хоровой звучностью, широким дыханием, высоким эмоциональным началом. «Роспев, роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке», — отмечал А. Д. Кастальский.
Цель сборника «Хоры русских композиторов» — привлечь внимание профессиональных, учебных и любительских хоров, их дирижеров к прекрасным, но иногда, к сожалению, забытым страницам русской музыки, к богатой истории русской хоровой культуры, к произведениям, в основе которых лежит высокая художественная правда.
Б. Тевлин
- Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
- Неизвестный автор. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
- М. Березовский. Концерт для хора № 18. Слова А. Машистова
- Д. Бортнянский. Концерт для хора № 3. Слова Вс. Рождественского
- Концерт для хора № 32. Слова А. Машистова.
- Утро. Слова К. Алемасовой
- Вечер. Слова К. Алемасовой
- Славу поем. Слова К. Алемасовой
- Утренняя песня. Слова А. Годова
- М. Глинка. Москва (Патриотическая песня). Слова А. Машистова
- Вступление и фуга. Слова Д. Тонского
- Венецианская ночь. Переложение для хора М. Балакирева, слова И. Козлова
- Колыбельная песня. Переложение для хора М. Балакирева, слова Н. Кукольника
- А. Алябьев. Очи. Слова Д. Ознобишина
- Увы, зачем она блистает. Слова А. Пушкина.
- Соловей. Русская песня. Слова А. Дельвига.
- Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
- Застольная песнь. Слова А. Дельвига
- В танце. Слова А. Машистова
- В путь! Слова А. Машистова
- В. Одоевский. Пой в восторге, русский хор. Канон. Слова М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина.
- А. Даргомыжский. Семь хоров из цикла «Петербургские серенады
- Где наша роза?. Слова А. Пушкина
- Что смолкнул веселия глас?. Слова А. Пушкина
- На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
- По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
- Прекрасный день, счастливый день! Слова А.Дельвига
- Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
- Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
- А. Рубинштейн, Сосна. Слова Г. Гейне
- Ночью. Слова А. Копиша
- Н. Мельников. Туча. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Хоры русских композиторов
выпуск 2
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1987г.
номер 13239
- А. Бородин. Слава Кириллу и Мефодию. Слова А. Бородина
- Ц. Кюи. Сияет солнце. Слова Ф. Тютчева
- Ризой бледно-голубою. Слова Ф. Сологуба
- Сокрытая красота. Слова Ф. Сологуба
- Зой. Слова Ф. Сологуба
- Тишь. Слова Я. Полонского
- М. Балакирев. Вечерняя песня. Слова А. Машистова
- Гимн Нижнему Новгороду. Слова В. Половинкина.
- Э. Направник. Москва. Слова А. Фета (из Кернера).
- Ангел. Слова М. Лермонтова
- М. Мусоргский. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка русской народной песни
- Ах ты, воля, моя воля. Обработка русской народной песни
- П. Чайковский. Ночевала тучка золотая. Слова М. Лермонтова.
- Соловушко. Слова П. Чайковского
- Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова
- На сон грядущий. Слова Н. Огарева
- Легенда. Слова А. Плещеева
- Н. Римский-Корсаков. Старая песня. Слова А. Кольцова
- Месяц плывет. Слова М. Лермонтова
- Владыко дней моих. Слова А. Пушкина
- Татарский полон. Слова народные.
- А. Лядов. Весной девушки гуляли. Обработка русской народной песни
- Ты не стой колодец. Обработка русской народной песни
- Ехал пан. Обработка русской народной песни.
- Выходили красны девицы. Обработка русской народной песни
- С. Танеев. Восход солнца. Слова Ф. Тютчева
- Вечер. Слова Я. Полонского
- Развалину башни, жилище орла. Слова Я. Полонского
- Посмотри, — какая мгла. Слова Я. Полонского
- Звезды. Слова Я. Полонского
- А. Аренский. Анчар. Слова А. Пушкина
- Жемчуг и любовь. Слова Ек. Бекетовой
- Устало все кругом. Слова А. Фета
Скачать ноты
Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
выпуск 3
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13970
(pdf, 12 Мб)
- А. Кастальский. Русь («Под большим шатром.»). Слова И. Никитина
- М. Ипполитов-Иванов. Сосна. Слова М. Лермонтова.
- Ночь. Перевод с немецкого М. Михайлова.
- Н. Ладухин. Дева и солнце. Слова А. Майкова
- Острога секирой. Слова А. К- Толстого
- А. Гречанинов. После грозы. Слова Л. Толстого
- Осень. Слова А. Майкова
- А. Глазунов. Любовь. Слова В. Жуковского
- М. Анцев. Ива. Слова Ф. Тютчева
- Ю Сахновский. Али-Бей. Слова Г. Гейне, перевод А. Майкова
- М. Речкунов. Лес. Слова А. Кольцова
- А. Корещенко. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
- Викт. Калинников. Лес. Слова А. Кольцова
- С. Василенко. Метель. Слова И. Бунина
- Ф. Кенеман. Волны и люди. Слова М. Лермонтова.
- С. Рахманинов. антелей-целитель. Слова А. К. Толстого
- Чоботы. Обработка украинской народной песни.
- А. Никольский. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
- Катит весна, царица мира. Слова Г. Гейне
- П. Чесноков. Эльфы. Слова И. В. Гете
- Теплится зорька. Слова К- Гребенского
- И. Стравинский
- Ave Maria
- Credo
- Четыре русские народные песни (подблюдные).
- Л. Крылов. Зорька. Слова К. Гребенского
Скачать ноты
Репертуар хорового класса дмш
Хоры русских композиторов
выпуск первый
составитель В. Вахромеев
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м29169г
(pdf, 8.92 Мб)
- На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
- Зимний вечер. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Пушкина
- Весеннее утро. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова
- Гроза. Музыка Ц, Кюи, слова И. Белоусова
- Май. Музыка М. Анцева, слова А. Толстого
- Ночь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
- В воздухе птичка поет. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
- Жар весенних лучей. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
- Жаворонок. Музыка Вик. Калинникова, слова В. Жуковского.
- Весна. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
- Рассвет. Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова.
- Хор цветов из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Музыка П. Чайковского.
- Стрекозы. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Толстого.
- Сосна. Музыка С. Танеева, слова М, Лермонтова
- Утро. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Пушкина.
- Листья в саду шелестят. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Майкова
- Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
- Черемуха. Музыка А. Гречанинова, слова С. Есенина.
- Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
- Весна. Музыка Р. Глиара, слова Ю. Жадовской.
- Лотос. Музыка П, Чеснокова, слова Г. Гейне.
- Зеленый Шум, Музыка П. Чеснокова, слова Н. Некрасова.
Скачать ноты
Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Л.Курганова
«Музыка», 1976г.
номер 9365
(pdf, 6.97 Мб)
- В танце. Музыка А. Алябьева, слова А. Машистова.
- Тарантелла. Музыка М. Глинки, слова И. Мятлева.
- Никита Романович. Былина. Переложение для хора М. Балакирева
- Венеция ночью. Музыка Э. Направника, слова А. Фета
- Повеяло черемухой. Музыка А. Копылова, слова К. Р.
- Черкесская песня. Музыка X. Гроздова, слова А. Пушкина
- Серенада. Музыка А. Аренского, слова Н. Величкина
- Сосны старые тихо шумят. Музыка И. Протопопова, слова Л. Андрусон
- Приближение весны. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные
- Ночь. Музыка А. Гречанинова, слова М. Липкина
- На севере диком. Музыка П. Крылова, слова М. Лермонтова (из Гейне).
Скачать ноты
Хоровые песни из опер русских композиторов
для смешанного и женского хора с сопровождением фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1952г.
номер м22718г
- А. Верстовский. Две песни Торопа из оперы „Аскольдова могила»
- а) Близко города Славянска
- б) Скоро заходили чарочки
- А. Верстовский. Хор девушек из оперы „Аскольдова могила».
- П. Чайковский. Хор пастухов и пастушек из оперы „Пиковая дама».
- П. Чайковский. Финальная песня из музыки к „Снегурочке»
- Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня „А мы просо сеяли» из оперы „Снегурочка»
- М. Мусоргский. Хор сандомирских девушек из оперы „Борис Годунов»
- Э. Направник. Хоровод из оперы „Нижегородцы» „Сторона ль, сторонка»
Скачать ноты
Серия хоров русских и иностранных композиторов Выпуск 3
Сборник хоров русских композиторов
под общей редакцией А.В.Свешникова
партитура
«МУЗГИЗ», 1935г.
номер м14044г
1. Н. Римский-Корсаков. Хор девушек из оперы-балета «Млада»
2. Н. Римский-Корсаков. Песня псковской вольницы из оперы «Псковитянка»
3. Н. Римский-Корсаков. Восточная песня
4. С. Танеев. Посмотри, какая мгла
5. С. Танеев. Вечер
6. В. Калинников. Кондор
7. В. Калинников. На старом кургане
8. С. Василенко. Метель.
9. М. Ипполитов-Иванов. Приближение весны
Скачать ноты
Источник
краткая аннотация Чесноков «Альпы» без нотных примеров
Хоровое произведение «Альпы» написано на стихи замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева ( 1803- 1873гг.). Родился в семье из старинного дворянского рода и детство провел в имении в Орловской губернии. Юные годы Тютчева прошли в Москве. Он рано проникся литературным интересом, стал следить за русской поэзией. Знание латыни и новых языков открыло ему широкий доступ к литературам древнего мира и новоевропейским.
С 1819 – 1821гг. Тютчев обучался в Московском Университете , на словесном отделении. С 1822 года началась его служба в Министерстве иностранных дел.
Глубочайшие и лучшие силы личности Тютчева ушли в лирическую поэзию. Здесь он наедине с самим собою, без давления извне.
Он жил заодно с природой, сливался с нею, а через природу – с большим миром, с его стремлениями. В лирике своей Тютчев находит самого себя, и, что существенно, заодно он вступает в широкий мир исторической жизни, современный ему. Как человеческая личность он необыкновенно возвышается в своих лирических стихотворениях « Люблю грозу в начале мая …»(1828г.)
В стихотворениях Тютчева природа, словно живое существо, радуется и грустит , чувствует и дышит . Такое одушевление природы обычно в поззии. Но для Тютчева это не просто литературный прием: величие и красоту природы он « принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину»
Околдован лес стоит…
Судьба Тютчева как поэта не совсем обычна. С 15 лет он уже поэт, который печатается, но все же долгие годы остается без читателей.
Важным событием в литературной судьбе поэта стала публикация его произведений в пушкинском « Современнике» в 1836 году. 24 стихотворения под заголовком « Стихи, присланные из Германии» принесли Тютчеву известность.
В конце 40- х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. И.С.Тургенев и Н.П. Некрасов ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В «Современнике» опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а в одном из номеров статья Тургенева « Несколько о стихотворениях Тютчева», содержащая пророчество: «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Позже критики различных литературных направлений выскажут высокую оценку поззии Тютчева. Это означало, что к поэту пришла, хоть и поздняя, но подлинная слава.
В данном произведении используется стихотворение Тютчева «Альпы», написанное четырехстопным хореем.
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия зари
Дремлют грозны и туманны,
Словно падшие цари…
Но восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец-
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья.
Тютчев в стихотворении описывает, как рождается в Альпах утро- после тяжкого распада, происходившего ночью, опять складывается светлый, блистающий альпийский пейзаж.
Чувство тревоги особенно обостряется ночью. Когда исчезает призраннная преграда- видимый мир – между человеком и «бездной» с её « страхами и мглами». У лишённого зрения ночью человека обостряется слух, то слышит он «гул непостижимый или вой ветра ночного», который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе.
О том как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишённое в отличие от других произведений на тему «дня и ночи» филосовского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:
Помертвелые ох очи
Льдистым ужасом разят.
В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, стремящуюся за видимым покровом угадать тайну природы.
В этой аннотации мы рассмотрим одно из светских произведений Павла Григорьевича Чеснокова – миниатюру « Альпы».
По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для музыки этого жанра характерны компактное изложение , лаконичность выразительных средств, использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей.
Хоровая миниатюра написана в двухчастной форме. Части контрастны по отношению друг к другу, что обусловлено содержанием литературного текста. Сочинение начинается в соль- миноре на динамике piano(тихо) – слова «Сквозь лазурный сумрак ночи» требуют от композитора именно такой трактовки художественного образа.
Невесомость, лёгкость звучания создаётся благодаря отсутствию басовой партии в общем балансе. С первых же тактов угадывается «чесноковская» необычная гармония. Темп – медленный. На слова «Альпы снежные глядят» в единое слитное звучание на динамике ppp «вливаются» басы – их низкие октавы будто высвечивают массивные горы, тускло мерцающие в ночи.
Фраза завершается на тонике , в которой отсутствует терцовый тон — таким образом, в музыку привносится пустота.
Следующая фраза – «Помертвелые их очи льдистым ужасом разят» начинается с октавного вступления в басах, которым и отдана мелодия. Остальные голоса лишены мелодической подвижности, они звучат на тоническом органном пункте ; лишь ближе к концу построения – на слова «ужасом разят»- у альтов появляются хроматизмы. Первое предложение 1 части носит повествовательный характер и заканчивается на доминанте.
Второе предложение -«Властью некой обаянны…»начинается с полифонического развития в тональности D – dur. Композитор использует элементы подголосочной полифонии , тем самым создавая образ начала рассвета.Органный пункт в басу ( «ре» большой октавы) с изменчивой гармонией остальных голосов подготавливают тихую кульминацию первой части – весь хор , кроме сопрано , повторяет « словно падшие цари» на динамике ppp. Ре- мажорный аккорд в низкой тесситуре передаёт образ застывших гор и одновременно подготавливает начало второй части, являясь доминантой к соль- мажору, который будет тональностью следующего раздела.
Контрастность второй части проявляется не только в тональном, но и в метроритмическом плане- этому способствует новый темп ( «Оживлённо»).Тональные краски – важный фактор эмоциональной выразительности в музыке Чеснокова. Динамизируя вторую часть , композитор насыщает её отклонениями. Вторая часть звучит в одноименной тональности – G – dur. Композитор не случайно выбрал смену тональности в одноименный мажор. Это наиболее ярко изображает картину смены дня и ночи.
Затактовое вступление, элементы имитации в теноровой партии привносят в музыку торжественность и внутреннюю устремлённость. Общехоровое crescendo начинается на слова «первый в небе..» и на динамике mf торжественно вступают басы ( ход на квинту вниз на слова «брата старшего венец»). К этому моменту завершается модуляция, целью которой стало появление новой тональности A – dur , которая насыщает гармонию 2 части яркими, торжествующими красками возрождающейся жизни.
На forte начинается второе предложение – « И с главы большого брата». Чесноков опять использует приём полифонической имитации( канона), которая способствует подходу к кульминации всего произведения в целом.
Поэтическая кульминация соответствует кульминации в музыке. Кульминация всего произведения в целом приходится на слова «И блестит в венцах из злата вся воскресшая семья», где плотно насыщенная аккордовая фактура, яркая динамика, тесситурное повышение и доминантовый органный пункт в каденции создают величественный образ каменных исполинов.
Произведение заканчивается на ля- мажорном аккорде.
Мелодический рисунок в этом произведении подчиняется тенденциям романтической эпохи. Мелодия в разное время звучит в разных голосах- преимущественно, у сопрано и тенора; остальные хоровые партии в это время создают гармоническое заполнение аккордов. В мелодии нет особых скачков, она развивается плавно и поступенно. Наибольшей экспрессией обладает мелодический рисунок кульминации второй части, где развитие темы, происходящее за счёт скачков, подчёркивается сменой гармонических функций.
Трёхдольный размер(3/4) помогает создать таинственный и в то же время торжественный образ. Оживлённый темп 2 части придаёт музыке танцевальность , но это не вальс, это скорее менуэт, лёгкий и изящный, часто подчёркивается вторая доля.
Фактура произведения – смешанная, так как все голоса связаны между собой чёткими гармоническими вертикалями( аккордовая фактура изложения); за исключением имитационных фрагментов ( полифоническая фактура изложения).
Произведение исполняется смешанным хором a capella ( сопрано, альт, тенор, бас с divizi в каждом голосе). Смешанный хор выбран композитором не случайно – разнообразные тембры мужских и женских голосов способны донести до слушателя гамму художественных образов, заложенную в этом сочинении.
Диапазон хоровых партий:
Общий диапазон хора :C –a (почти 4 октавы)
Как видим, у всех голосов приблизительно одинаковый ширины диапазон( от септимы до квартдецимы).
Наиболее удобная тесситура в партии альтов, так как мелодия движется плавно по секундам и терциям.
Партия сопрано , в основном, поют в средней тесситуре. Голосоведение плавное , за исключением нескольких скачков на Ч4 и Ч5, которые необходимо интонировать устойчиво.
В партии теноров встречаются неудобства в начале произведения – довольно высокие тесситурные условия. Таким образом , их звучание должно быть «прикрытым» и динамически тише остальных голосов, чтобы их «специфический» тембр не выделялся.
Партия насыщена различными хроматизмами, исполнение которых требует высокой вокальной подготовки певцов.
Партия басов – фундамент всего хора, поэтому она очень важна для интонирования, низкая нота «до» контроктавы предназначена для басов- октавистов, что придаёт хору богатое звучание.
В партии басов используется часто divizi( временное разделение партии) и октавные удвоения, что придаёт музыке ощущение пространства, широты и высоты гор.
Следует обратить внимание на такие трудности ,как: «опевание» звуков, движение мелодии по полутонам( хроматизмы), секвенция – всё это передаёт интонацию грусти, печали.
Гармонический язык красочен, разнообразен и довольно сложен. Композитор использует трезвучия и септаккорды основной и побочной ступени и их обращения, а также альтерированные аккорды S и D группы. Например, в первой части встречается доминантсептаккорд, в котором основной тон интонируется устойчиво, терцовый как минорный- низко,квинтовый – устойчиво, а септимовый- высоко.
Для более полного отражения поэтического текста в музыке композитором выбрано два вида темпа – медленный и оживлённый, что представляет собой контрастное соотношение 2-х частей и смену характера.
Ритмический рисунок непостоянный. Характерно преобладание четверти с точкой на сильных долях такта. Мелодическая линия партий хора в целом несколько раз прерывается , но не более чем на восьмую или четвертную паузу( в партиях более значительное паузирование). Остановки эти естественны, они ассоциируются с кратковременным отдыхом во время неторопливого лирического высказывания. Их можно сравнить со своеобразным прослушиванием тишины природы, уместным в данном произведении.
В хоровом произведении « Альпы» используется дыхание на паузах( имитации) , по фразам, цепное дыхание в первой части(медленно) , требующее вокальной подготовки певцов.
Звуковедение legato(связно) в первой части и non legato во второй( оживлённо). Связность во многом зависит от дикции.
Текст, слово является неотъемлемой частью любого хорового произведения. Необходимо следить за чётким произношением слогов в долю, а также присоединениям согласных к последующим гласным, что достигается посредством максимального протяжения гласных и максимально коротких согласных.
Особое внимание следует уделить согласным , особенно где есть скопление ; произносить их следует чётко, даже немного утрируя: восшествие, струя.
Следует также обратить внимание на редуцирование безударных гласных: о[а]баянны, ве[и]нец, ко[а]нец, во[а]сток.
Немаловажно чёткое произношение точно в долю шипящих согласных, произносить их следует коротко: словно, чарам, воскресшая, падшие, восшествие.
Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: лазурный сумрак, помертвелые, разят, заря, грозны, цари и т.д.
Необходимо сделать небольшую цезуру между гласными: помертвелые их очи, грозны и туманны, из злата.
В целом, текст сложен в исполнении и требует предельно чёткого произношения.
Дирижёру очень трудно сделать эту миниатюру цельным произведением- единым, законченным, глубоким по содержанию. Хоровая миниатюра должна звучать как самостоятельное произведение, а не отрывок; за короткий отрывок времени слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил в этот хор композитор. Вообще, любая миниатюра сложна для исполнения именно в плане цельности формы, глубины. А для этого дирижёру необходимо продумать и техническую, и художественную стороны произведения.
Основными трудностями является чистота интонирования, правильное и чёткое произношение- дикция, наличие хроматизмов, исполнение точных имитаций. Всё это требует высокой вокальной подготовки певцов, гибкости голосов, чуткого, тонкого исполнительского мастерства, поэтому хор П.Г.Чеснокова «Альпы» может исполняться только профессиональными коллективами.
Источник