Чесноков альпы ноты для хора

Ноты для хора — Хоры русских композиторов

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
хоровые произведения


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 1
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13694
(pdf, 10.6 Мб)

Наследие русских композиторов в хоровой музыке богато и неисчислимо, оно высоко подняло значение национальной музыкальной культуры. Хоровое пение процветало на Руси с отдаленных времен. В течение почти шести веков (от XI до середины XVII) основным индом русского профессионального музыкального искусства было знаменное одноголосное пение без сопровождения. На смену ему в XVI—XVII веках приходит раннее многоголосие.
Ко второй половине XVII века относится возникновение в России кантов, куплетных песен трехголосного склада религиозной, а позднее и светской тематики (в первом выпуске был опубликован кант на заключение Ништадского мира неизвестного автора «Радуйся, Росско земле»).
Рубеж XVII—XVIII столетий — начало партесного пения (пения по партиям, по голосам). Его наивысшее выражение — хоровой концерт, состоящий из нескольких частей и отличающийся богатым мелодическим началом, серьезными музыкальными достоинствами (творчество этого периода представлено в первом выпуске концертами для хора М. Березовского и Д. Бортнянского). Таковы истоки русского классического хорового творчества.

От концертов М. Березовского и Д. Бортнянского до хоровых опусов русских авторов, созданных в начале XX века — эта линия развития композиторского творчества прослеживается в трех выпусках сборника «Хоры русских композиторов». Представленное в них творчество М. Глинки, А. Алябьева, А. Даргомыжского и др. (Вып. I); П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева и др. (Вып. 2); А. Гречанинова, Викт. Калинникова, С. Рахманинова, И. Стравинского и др. (Вып. 3) — объединено общими чертами: глубоким внутренним содержанием, подлинной красотой каждого отдельного голоса и гармонического сочетания в целом, законченностью и яркостью мелодических оборотов, разнообразием контрастов и красок, гибкой и в то же время строго выдержанной формой. Эти черты составляют суть русской классической композиторской школы. Они лежат и в основе русского хорового исполнительства с его яркой хоровой звучностью, широким дыханием, высоким эмоциональным началом. «Роспев, роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке», — отмечал А. Д. Кастальский.
Цель сборника «Хоры русских композиторов» — привлечь внимание профессиональных, учебных и любительских хоров, их дирижеров к прекрасным, но иногда, к сожалению, забытым страницам русской музыки, к богатой истории русской хоровой культуры, к произведениям, в основе которых лежит высокая художественная правда.
Б. Тевлин

  • Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
  • Неизвестный автор. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
  • М. Березовский. Концерт для хора № 18. Слова А. Машистова
  • Д. Бортнянский. Концерт для хора № 3. Слова Вс. Рождественского
    • Концерт для хора № 32. Слова А. Машистова.
    • Утро. Слова К. Алемасовой
    • Вечер. Слова К. Алемасовой
    • Славу поем. Слова К. Алемасовой
    • Утренняя песня. Слова А. Годова
  • М. Глинка. Москва (Патриотическая песня). Слова А. Машистова
    • Вступление и фуга. Слова Д. Тонского
    • Венецианская ночь. Переложение для хора М. Балакирева, слова И. Козлова
    • Колыбельная песня. Переложение для хора М. Балакирева, слова Н. Кукольника
  • А. Алябьев. Очи. Слова Д. Ознобишина
    • Увы, зачем она блистает. Слова А. Пушкина.
    • Соловей. Русская песня. Слова А. Дельвига.
    • Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
    • Застольная песнь. Слова А. Дельвига
    • В танце. Слова А. Машистова
    • В путь! Слова А. Машистова
  • В. Одоевский. Пой в восторге, русский хор. Канон. Слова М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина.
  • А. Даргомыжский. Семь хоров из цикла «Петербургские серенады
    1. Где наша роза?. Слова А. Пушкина
    2. Что смолкнул веселия глас?. Слова А. Пушкина
    3. На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
    4. По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
    5. Прекрасный день, счастливый день! Слова А.Дельвига
    6. Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
    7. Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн, Сосна. Слова Г. Гейне
    • Ночью. Слова А. Копиша
  • Н. Мельников. Туча. Слова А. Пушкина

Скачать ноты

Хоры русских композиторов
выпуск 2
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1987г.
номер 13239

  • А. Бородин. Слава Кириллу и Мефодию. Слова А. Бородина
  • Ц. Кюи. Сияет солнце. Слова Ф. Тютчева
    • Ризой бледно-голубою. Слова Ф. Сологуба
    • Сокрытая красота. Слова Ф. Сологуба
    • Зой. Слова Ф. Сологуба
    • Тишь. Слова Я. Полонского
  • М. Балакирев. Вечерняя песня. Слова А. Машистова
    • Гимн Нижнему Новгороду. Слова В. Половинкина.
  • Э. Направник. Москва. Слова А. Фета (из Кернера).
    • Ангел. Слова М. Лермонтова
    • М. Мусоргский. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка русской народной песни
    • Ах ты, воля, моя воля. Обработка русской народной песни
  • П. Чайковский. Ночевала тучка золотая. Слова М. Лермонтова.
    • Соловушко. Слова П. Чайковского
    • Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова
    • На сон грядущий. Слова Н. Огарева
    • Легенда. Слова А. Плещеева
  • Н. Римский-Корсаков. Старая песня. Слова А. Кольцова
    • Месяц плывет. Слова М. Лермонтова
    • Владыко дней моих. Слова А. Пушкина
    • Татарский полон. Слова народные.
  • А. Лядов. Весной девушки гуляли. Обработка русской народной песни
    • Ты не стой колодец. Обработка русской народной песни
    • Ехал пан. Обработка русской народной песни.
    • Выходили красны девицы. Обработка русской народной песни
  • С. Танеев. Восход солнца. Слова Ф. Тютчева
    • Вечер. Слова Я. Полонского
    • Развалину башни, жилище орла. Слова Я. Полонского
    • Посмотри, — какая мгла. Слова Я. Полонского
    • Звезды. Слова Я. Полонского
  • А. Аренский. Анчар. Слова А. Пушкина
    • Жемчуг и любовь. Слова Ек. Бекетовой
    • Устало все кругом. Слова А. Фета

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 3
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13970
(pdf, 12 Мб)

  • А. Кастальский. Русь («Под большим шатром.»). Слова И. Никитина
  • М. Ипполитов-Иванов. Сосна. Слова М. Лермонтова.
    • Ночь. Перевод с немецкого М. Михайлова.
  • Н. Ладухин. Дева и солнце. Слова А. Майкова
    • Острога секирой. Слова А. К- Толстого
  • А. Гречанинов. После грозы. Слова Л. Толстого
    • Осень. Слова А. Майкова
  • А. Глазунов. Любовь. Слова В. Жуковского
  • М. Анцев. Ива. Слова Ф. Тютчева
  • Ю Сахновский. Али-Бей. Слова Г. Гейне, перевод А. Майкова
  • М. Речкунов. Лес. Слова А. Кольцова
  • А. Корещенко. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
  • Викт. Калинников. Лес. Слова А. Кольцова
  • С. Василенко. Метель. Слова И. Бунина
  • Ф. Кенеман. Волны и люди. Слова М. Лермонтова.
  • С. Рахманинов. антелей-целитель. Слова А. К. Толстого
    • Чоботы. Обработка украинской народной песни.
  • А. Никольский. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
    • Катит весна, царица мира. Слова Г. Гейне
  • П. Чесноков. Эльфы. Слова И. В. Гете
    • Теплится зорька. Слова К- Гребенского
  • И. Стравинский
    • Ave Maria
    • Credo
    • Четыре русские народные песни (подблюдные).
  • Л. Крылов. Зорька. Слова К. Гребенского

Скачать ноты


Репертуар хорового класса дмш
Хоры русских композиторов

выпуск первый
составитель В. Вахромеев
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м29169г
(pdf, 8.92 Мб)

  • На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
  • Зимний вечер. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Пушкина
  • Весеннее утро. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова
  • Гроза. Музыка Ц, Кюи, слова И. Белоусова
  • Май. Музыка М. Анцева, слова А. Толстого
  • Ночь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
  • В воздухе птичка поет. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жар весенних лучей. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жаворонок. Музыка Вик. Калинникова, слова В. Жуковского.
  • Весна. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
  • Рассвет. Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова.
  • Хор цветов из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Музыка П. Чайковского.
  • Стрекозы. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Толстого.
  • Сосна. Музыка С. Танеева, слова М, Лермонтова
  • Утро. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Пушкина.
  • Листья в саду шелестят. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Майкова
  • Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
  • Черемуха. Музыка А. Гречанинова, слова С. Есенина.
  • Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
  • Весна. Музыка Р. Глиара, слова Ю. Жадовской.
  • Лотос. Музыка П, Чеснокова, слова Г. Гейне.
  • Зеленый Шум, Музыка П. Чеснокова, слова Н. Некрасова.

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Л.Курганова
«Музыка», 1976г.
номер 9365
(pdf, 6.97 Мб)

  • В танце. Музыка А. Алябьева, слова А. Машистова.
  • Тарантелла. Музыка М. Глинки, слова И. Мятлева.
  • Никита Романович. Былина. Переложение для хора М. Балакирева
  • Венеция ночью. Музыка Э. Направника, слова А. Фета
  • Повеяло черемухой. Музыка А. Копылова, слова К. Р.
  • Черкесская песня. Музыка X. Гроздова, слова А. Пушкина
  • Серенада. Музыка А. Аренского, слова Н. Величкина
  • Сосны старые тихо шумят. Музыка И. Протопопова, слова Л. Андрусон
  • Приближение весны. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные
  • Ночь. Музыка А. Гречанинова, слова М. Липкина
  • На севере диком. Музыка П. Крылова, слова М. Лермонтова (из Гейне).

Скачать ноты

Хоровые песни из опер русских композиторов
для смешанного и женского хора с сопровождением фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1952г.
номер м22718г

  1. А. Верстовский. Две песни Торопа из оперы „Аскольдова могила»
    • а) Близко города Славянска
    • б) Скоро заходили чарочки
  2. А. Верстовский. Хор девушек из оперы „Аскольдова могила».
  3. П. Чайковский. Хор пастухов и пастушек из оперы „Пиковая дама».
  4. П. Чайковский. Финальная песня из музыки к „Снегурочке»
  5. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня „А мы просо сеяли» из оперы „Снегурочка»
  6. М. Мусоргский. Хор сандомирских девушек из оперы „Борис Годунов»
  7. Э. Направник. Хоровод из оперы „Нижегородцы» „Сторона ль, сторонка»

Скачать ноты


Серия хоров русских и иностранных композиторов Выпуск 3
Сборник хоров русских композиторов

под общей редакцией А.В.Свешникова
партитура
«МУЗГИЗ», 1935г.
номер м14044г

1. Н. Римский-Корсаков. Хор девушек из оперы-балета «Млада»
2. Н. Римский-Корсаков. Песня псковской вольницы из оперы «Псковитянка»
3. Н. Римский-Корсаков. Восточная песня
4. С. Танеев. Посмотри, какая мгла
5. С. Танеев. Вечер
6. В. Калинников. Кондор
7. В. Калинников. На старом кургане
8. С. Василенко. Метель.
9. М. Ипполитов-Иванов. Приближение весны

Скачать ноты

Источник

краткая аннотация Чесноков «Альпы» без нотных примеров

Хоровое произведение «Альпы» написано на стихи замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева ( 1803- 1873гг.). Родился в семье из старинного дворянского рода и детство провел в имении в Орловской губернии. Юные годы Тютчева прошли в Москве. Он рано проникся литературным интересом, стал следить за русской поэзией. Знание латыни и новых языков открыло ему широкий доступ к литературам древнего мира и новоевропейским.

С 1819 – 1821гг. Тютчев обучался в Московском Университете , на словесном отделении. С 1822 года началась его служба в Министерстве иностранных дел.

Глубочайшие и лучшие силы личности Тютчева ушли в лирическую поэзию. Здесь он наедине с самим собою, без давления извне.

Он жил заодно с природой, сливался с нею, а через природу – с большим миром, с его стремлениями. В лирике своей Тютчев находит самого себя, и, что существенно, заодно он вступает в широкий мир исторической жизни, современный ему. Как человеческая личность он необыкновенно возвышается в своих лирических стихотворениях « Люблю грозу в начале мая …»(1828г.)

В стихотворениях Тютчева природа, словно живое существо, радуется и грустит , чувствует и дышит . Такое одушевление природы обычно в поззии. Но для Тютчева это не просто литературный прием: величие и красоту природы он « принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину»

Околдован лес стоит…

Судьба Тютчева как поэта не совсем обычна. С 15 лет он уже поэт, который печатается, но все же долгие годы остается без читателей.

Важным событием в литературной судьбе поэта стала публикация его произведений в пушкинском « Современнике» в 1836 году. 24 стихотворения под заголовком « Стихи, присланные из Германии» принесли Тютчеву известность.

В конце 40- х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. И.С.Тургенев и Н.П. Некрасов ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В «Современнике» опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а в одном из номеров статья Тургенева « Несколько о стихотворениях Тютчева», содержащая пророчество: «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Позже критики различных литературных направлений выскажут высокую оценку поззии Тютчева. Это означало, что к поэту пришла, хоть и поздняя, но подлинная слава.

В данном произведении используется стихотворение Тютчева «Альпы», написанное четырехстопным хореем.

Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные глядят;

Помертвелые их очи

Льдистым ужасом разят.

Властью некой обаянны,

До восшествия зари

Дремлют грозны и туманны,

Словно падшие цари…

Но восток лишь заалеет,

Чарам гибельным конец-

Первый в небе просветлеет

Брата старшего венец.

И с главы большого брата

На меньших бежит струя,

И блестит в венцах из злата

Вся воскресшая семья.

Тютчев в стихотворении описывает, как рождается в Альпах утро- после тяжкого распада, происходившего ночью, опять складывается светлый, блистающий альпийский пейзаж.

Чувство тревоги особенно обостряется ночью. Когда исчезает призраннная преграда- видимый мир – между человеком и «бездной» с её « страхами и мглами». У лишённого зрения ночью человека обостряется слух, то слышит он «гул непостижимый или вой ветра ночного», который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе.

О том как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишённое в отличие от других произведений на тему «дня и ночи» филосовского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:

Помертвелые ох очи

Льдистым ужасом разят.

В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, стремящуюся за видимым покровом угадать тайну природы.

В этой аннотации мы рассмотрим одно из светских произведений Павла Григорьевича Чеснокова – миниатюру « Альпы».

По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для музыки этого жанра характерны компактное изложение , лаконичность выразительных средств, использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей.

Хоровая миниатюра написана в двухчастной форме. Части контрастны по отношению друг к другу, что обусловлено содержанием литературного текста. Сочинение начинается в соль- миноре на динамике piano(тихо) – слова «Сквозь лазурный сумрак ночи» требуют от композитора именно такой трактовки художественного образа.

Невесомость, лёгкость звучания создаётся благодаря отсутствию басовой партии в общем балансе. С первых же тактов угадывается «чесноковская» необычная гармония. Темп – медленный. На слова «Альпы снежные глядят» в единое слитное звучание на динамике ppp «вливаются» басы – их низкие октавы будто высвечивают массивные горы, тускло мерцающие в ночи.

Фраза завершается на тонике , в которой отсутствует терцовый тон — таким образом, в музыку привносится пустота.

Следующая фраза – «Помертвелые их очи льдистым ужасом разят» начинается с октавного вступления в басах, которым и отдана мелодия. Остальные голоса лишены мелодической подвижности, они звучат на тоническом органном пункте ; лишь ближе к концу построения – на слова «ужасом разят»- у альтов появляются хроматизмы. Первое предложение 1 части носит повествовательный характер и заканчивается на доминанте.

Второе предложение -«Властью некой обаянны…»начинается с полифонического развития в тональности D – dur. Композитор использует элементы подголосочной полифонии , тем самым создавая образ начала рассвета.Органный пункт в басу ( «ре» большой октавы) с изменчивой гармонией остальных голосов подготавливают тихую кульминацию первой части – весь хор , кроме сопрано , повторяет « словно падшие цари» на динамике ppp. Ре- мажорный аккорд в низкой тесситуре передаёт образ застывших гор и одновременно подготавливает начало второй части, являясь доминантой к соль- мажору, который будет тональностью следующего раздела.

Контрастность второй части проявляется не только в тональном, но и в метроритмическом плане- этому способствует новый темп ( «Оживлённо»).Тональные краски – важный фактор эмоциональной выразительности в музыке Чеснокова. Динамизируя вторую часть , композитор насыщает её отклонениями. Вторая часть звучит в одноименной тональности – G – dur. Композитор не случайно выбрал смену тональности в одноименный мажор. Это наиболее ярко изображает картину смены дня и ночи.

Затактовое вступление, элементы имитации в теноровой партии привносят в музыку торжественность и внутреннюю устремлённость. Общехоровое crescendo начинается на слова «первый в небе..» и на динамике mf торжественно вступают басы ( ход на квинту вниз на слова «брата старшего венец»). К этому моменту завершается модуляция, целью которой стало появление новой тональности A – dur , которая насыщает гармонию 2 части яркими, торжествующими красками возрождающейся жизни.

На forte начинается второе предложение – « И с главы большого брата». Чесноков опять использует приём полифонической имитации( канона), которая способствует подходу к кульминации всего произведения в целом.

Поэтическая кульминация соответствует кульминации в музыке. Кульминация всего произведения в целом приходится на слова «И блестит в венцах из злата вся воскресшая семья», где плотно насыщенная аккордовая фактура, яркая динамика, тесситурное повышение и доминантовый органный пункт в каденции создают величественный образ каменных исполинов.

Произведение заканчивается на ля- мажорном аккорде.

Мелодический рисунок в этом произведении подчиняется тенденциям романтической эпохи. Мелодия в разное время звучит в разных голосах- преимущественно, у сопрано и тенора; остальные хоровые партии в это время создают гармоническое заполнение аккордов. В мелодии нет особых скачков, она развивается плавно и поступенно. Наибольшей экспрессией обладает мелодический рисунок кульминации второй части, где развитие темы, происходящее за счёт скачков, подчёркивается сменой гармонических функций.

Трёхдольный размер(3/4) помогает создать таинственный и в то же время торжественный образ. Оживлённый темп 2 части придаёт музыке танцевальность , но это не вальс, это скорее менуэт, лёгкий и изящный, часто подчёркивается вторая доля.

Фактура произведения – смешанная, так как все голоса связаны между собой чёткими гармоническими вертикалями( аккордовая фактура изложения); за исключением имитационных фрагментов ( полифоническая фактура изложения).

Произведение исполняется смешанным хором a capella ( сопрано, альт, тенор, бас с divizi в каждом голосе). Смешанный хор выбран композитором не случайно – разнообразные тембры мужских и женских голосов способны донести до слушателя гамму художественных образов, заложенную в этом сочинении.

Диапазон хоровых партий:

Общий диапазон хора :C –a (почти 4 октавы)

Как видим, у всех голосов приблизительно одинаковый ширины диапазон( от септимы до квартдецимы).

Наиболее удобная тесситура в партии альтов, так как мелодия движется плавно по секундам и терциям.

Партия сопрано , в основном, поют в средней тесситуре. Голосоведение плавное , за исключением нескольких скачков на Ч4 и Ч5, которые необходимо интонировать устойчиво.

В партии теноров встречаются неудобства в начале произведения – довольно высокие тесситурные условия. Таким образом , их звучание должно быть «прикрытым» и динамически тише остальных голосов, чтобы их «специфический» тембр не выделялся.

Партия насыщена различными хроматизмами, исполнение которых требует высокой вокальной подготовки певцов.

Партия басов – фундамент всего хора, поэтому она очень важна для интонирования, низкая нота «до» контроктавы предназначена для басов- октавистов, что придаёт хору богатое звучание.

В партии басов используется часто divizi( временное разделение партии) и октавные удвоения, что придаёт музыке ощущение пространства, широты и высоты гор.

Следует обратить внимание на такие трудности ,как: «опевание» звуков, движение мелодии по полутонам( хроматизмы), секвенция – всё это передаёт интонацию грусти, печали.

Гармонический язык красочен, разнообразен и довольно сложен. Композитор использует трезвучия и септаккорды основной и побочной ступени и их обращения, а также альтерированные аккорды S и D группы. Например, в первой части встречается доминантсептаккорд, в котором основной тон интонируется устойчиво, терцовый как минорный- низко,квинтовый – устойчиво, а септимовый- высоко.

Для более полного отражения поэтического текста в музыке композитором выбрано два вида темпа – медленный и оживлённый, что представляет собой контрастное соотношение 2-х частей и смену характера.

Ритмический рисунок непостоянный. Характерно преобладание четверти с точкой на сильных долях такта. Мелодическая линия партий хора в целом несколько раз прерывается , но не более чем на восьмую или четвертную паузу( в партиях более значительное паузирование). Остановки эти естественны, они ассоциируются с кратковременным отдыхом во время неторопливого лирического высказывания. Их можно сравнить со своеобразным прослушиванием тишины природы, уместным в данном произведении.

В хоровом произведении « Альпы» используется дыхание на паузах( имитации) , по фразам, цепное дыхание в первой части(медленно) , требующее вокальной подготовки певцов.

Звуковедение legato(связно) в первой части и non legato во второй( оживлённо). Связность во многом зависит от дикции.

Текст, слово является неотъемлемой частью любого хорового произведения. Необходимо следить за чётким произношением слогов в долю, а также присоединениям согласных к последующим гласным, что достигается посредством максимального протяжения гласных и максимально коротких согласных.

Особое внимание следует уделить согласным , особенно где есть скопление ; произносить их следует чётко, даже немного утрируя: восшествие, струя.

Следует также обратить внимание на редуцирование безударных гласных: о[а]баянны, ве[и]нец, ко[а]нец, во[а]сток.

Немаловажно чёткое произношение точно в долю шипящих согласных, произносить их следует коротко: словно, чарам, воскресшая, падшие, восшествие.

Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: лазурный сумрак, помертвелые, разят, заря, грозны, цари и т.д.

Необходимо сделать небольшую цезуру между гласными: помертвелые их очи, грозны и туманны, из злата.

В целом, текст сложен в исполнении и требует предельно чёткого произношения.

Дирижёру очень трудно сделать эту миниатюру цельным произведением- единым, законченным, глубоким по содержанию. Хоровая миниатюра должна звучать как самостоятельное произведение, а не отрывок; за короткий отрывок времени слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил в этот хор композитор. Вообще, любая миниатюра сложна для исполнения именно в плане цельности формы, глубины. А для этого дирижёру необходимо продумать и техническую, и художественную стороны произведения.

Основными трудностями является чистота интонирования, правильное и чёткое произношение- дикция, наличие хроматизмов, исполнение точных имитаций. Всё это требует высокой вокальной подготовки певцов, гибкости голосов, чуткого, тонкого исполнительского мастерства, поэтому хор П.Г.Чеснокова «Альпы» может исполняться только профессиональными коллективами.

Источник

Оцените статью