Чесноков тебе необоримую стену ноты для

Чесноков тебе необоримую стену ноты для

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ запись закреплена

МУЗЫКА
#music #Чесноков #thebibleart #музыка
ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ (1877–1944)

ЦИКЛ «ВО ДНИ БРАНИ.»

Цикл хоровых концертов «Во дни брани» был написан П. Г. Чесноковым в 1915 году. С одной стороны это отклик на происходящие в то время в России военно-революционные события, а с другой — отображение тяжелого внутреннего состояния человека, обуреваемого недугами, болезнями и напастями и взывающего о «скором заступлении» и помощи.
Циклн включает в себя шесть хоровых произведений для смешанного хора a cappella на церковные тексты. Хоры объединены тематикой – молитвенное прошение, обращённое ко Христу и Богородице о заступлении от врагов, от болезни и голода, и о помощи в борьбе с противником. Чесноков использовал для написания хорового цикла канонические церковные тексты: из молитвослова и церковных богослужений («На одре болезни…», «О, пресладкий и всещедрый Иисусе…», «Тебе, необоримую стену…», «Скоро предвари…», «Мати Божия», «Тя Едину…»).

Источник

Чесноков тебе необоримую стену ноты для

Доброе Утро запись закреплена

(молимся о мире в мире?)
Яко Ты еси, Богородице,
Яко Ты упование наше

то есть примерный перевод:

тебя о стене спасения молим,
дева-богородица, тебя молим
уничтожь объединения наших врагов,
преврати печаль своих людей в радость
город свой защити, помоги императору
молим о мире
ты, богородица, наша надежда

получается это молитва о защите в войну — богородица, спаси нас от врагов.

Во. Нашла наконец перевод. Ну, частично я правильно смысл поняла.

Тебя, неприступную стену
и спасительную твердыню,
Богородица Дева, молим:
Показать полностью.
замыслы противников расстрой,
печаль народа Твоего в радость обрати,
град Твой огради,
благочестивых христиан укрепи,
о мире мира моли,
ибо Ты, Богородица, – надежда наша.

Источник

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Аннотация на произведение П.Г. Чеснокова

«Тебе, необоримую стену»

из цикла «Во дни брани»

Содержание:

2. История написания………………………………………………….5

3. Музыкально-теоретический анализ………………………………6

4. Вокально-хоровой анализ…………………………………………..9

5. Исполнительский анализ…………………………………………..10

6. Список литературы…………………………………………………11

Биография.

Чесноков Павел Григорьевич (1877-1944) — русский советский хоровой дирижер, композитор, педагог. Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им». Во время войны Чесноков, оставаясь регентом, не поехав в эвакуацию с профессорами консерватории и лишившись хлебных карточек, голодал и умер в начале 1944 г.

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятой Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Стиль хорового письма Чеснокова неподражаем и всегда узнаваем. Изысканность и красота гармоний, эмоциональная глубина и чистота, открытость в выражении религиозного чувства, великий мелодический дар делают Чеснокова крупнейшим духовным композитором XX в. Несмотря на прекрасное знание голосов и законов хоровой фактуры, хоры Чеснокова (а тем более сольные мелодии, например «Ангел вопияше», «Да исправится» и т.д.) весьма сложны и «рискованы» для церковного исполнения: их нужно петь или очень хорошо и строго, или не петь вообще, — малейший эмоциональный «нажим» может превратить тончайшие гармонии в недопустимую «слащавость» и сентиментальность.

История написания.

Цикл хоровых концертов «Во дни брани» был написан П. Г. Чесноковым в 1915 г как отклик на происходящие в то время в России военно-революционные события. Он включает в себя шесть хоровых произведений для смешанного хора a cappella на церковные тексты. Хоры объединены тематикой – молитвенное прошение, обращённое ко Христу и Богородице о заступлении от врагов, от болезни и голода, и о помощи в борьбе с противником. Чесноков исрользовал для написания хорового цикла канонические церковные тексты: из молитвослова и церковных богослужений («На одре болезни…», «О, пресладкий и всещедрый Иисусе…», «Тебе, необоримую стену…», «Скоро предвари…», «Мати Божия», «Тя Едину…»).

Текст.

Тебе, необоримую стену спасения утверждение,

Богородице Дево молим, Тебе молим:

Сопротивных советы разори,

Людей же Твоих печаль на радость,

Град Твой огради, Императору спобори,

О мире мира моли: Яко ты еси, Богородице Упование наше.

Текст относительно новый, свободный по отношению к древнейшим каноническим тестам. Текст духовного содержания и требует некоторых пояснений: «Необоримая стена» – преграда, через которую враг не может переступить; «Сопротивных советы разори» – вражеское нападение помоги одолеть; «Людей же твоих печаль на радость преложи» – печаль людей притвори в радость; «Град твой огради» – в данном случае Град используется как отечество, охрани отечество; императору помоги в борьбе, о скорейшем мире моли.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Жанр – хоровой концерт, исполняется на литургии перед причастием.

Произведение написано в строфической форме. Первая строфа с 1 по 10 такты, вторая – с 11 по 18 такты, третья строфа с 19 по 25 такты, четвёртая строфа с 26 по 40 такты.

Основная тональность – h-moll. В третьей строфе с 19 по 22 такты сменяется тональность на G-dur.

Фактура гомофонно-гармоническая. В первой строфе партия сопрано и альтов ведут мелодию, а тенора и басы вступают как аккомпанемент. Во второй и третьей строфах фактура аккордовая. В четвёртой строфе с 26 по 30 такты в то время как партия сопрано ведёт основную мелодию, все остальные партии исполняют аккорды как аккомпанемент. С 31 такта до конца произведения – аккордовая фактура.

Мелодика произведения волнообразная.

Первая строфа начинается с плавного заполнения квинты партиями сопрано и альтов, в то время как партия теноров и басов выполняют функцию аккомпанемента на динамике f. В 5 такте у женских голосов появляется скачок на ч.4 вверх, далее скачок на ч.5 вверх и вниз, с помощью чего делается акцент на текст, т.к. идёт обращение к Богородице.

Вторую строфу начинают альты и басы поступенным движением вверх с основного тона на динамике mf. Их подхватывают с третьей доли 11 такта сопрано и тенора тоже с поступенным движением вверх только с IV ступени. Основную мелодию ведёт партия сопрано.

В третьей строфе с 19 по 22 такты основную мелодию ведёт партия басов на динамике f. На слова «Град твой огради» поступенное движение вверх и вниз. Далее скачок на ч.4, который сменяется поступенным движением вверх от основного звука к терцовому. Далее основная мелодия снова переходит к партии сопрано до конца произведения.

В четвертой строфе партии альтов, теноров и басов снова выполняют функцию аккомпанемента, в то время как сопрано плавно ведет мелодию до 26 такта, после чего в мелодике появляются скачки на ч.4, в связи развитием кульминационного момента произведения на динамике ff. Далее постепенное успокоение, выраженное постепенным движением вниз, к терцовому тону.

В произведении присутствует полиритмия: в первой строфе и с 26 по 29 такты в четвёртой строфе. Например, 6 и 8 такты:

Темп произведения = 54, largo am non troppo – медленно, но не очень.

Источник

“Тебе, необоримую стену”. Тропарь

“Тебе, необоримую стену”. Тропарь Богородице

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Во дни брани (войны) Святая Церковь, а с нею и весь народ православный, возносили особые молитвы ко Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Христовым о помощи и укреплении свыше.

Сейчас мы живем в сложное и жестокое время, можно сказать – военное. Соблазны мира сего идут в наступление, и наши дети/внуки (а порой и мы сами), нуждаемся в укреплении веры и утверждении в спасительном шествии к Вечной Жизни!

Посему так важно чаще возносить домашнюю молитву, и ежевоскресно посещать храм Божий, где священнослужители совершают Божественную Литургию в сопровождении церковного хора, и общее моление прихожан фимиамом возносится к Престолу Господа Бога!

Ниже мы прилагаем аудиозапись пения удивительной молитвы-тропаря Пресвятой Богородицы в исполнии богодухновенного хора храма святителя Николая (город Сортавала, республика Калерия).

Тебе, необоримую стену

Спасения утверждение,

Источник

«Тебе необоримую стену» — Чесноков Павел Григорьевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Текст.

Тебе, необоримую стену спасения утверждение,

Богородице Дево молим, Тебе молим:

Сопротивных советы разори,

Людей же Твоих печаль на радость преложи,

Град Твой огради, Императору спобори,

О мире мира моли: Яко ты еси, Богородице Упование наше.

Описание произведения.

«Тебе необоримую стену» — духовное произведение П.Г.Чеснокова для смешанного хора. Сочинение предназначалось для концертного исполнения, но также может исполняться в храме, после причастного стиха. Композитор написал гимн — молитву ко Пресвятой Богородице в дни тяжелых испытаний для Российской Империи. Текстом для произведения послужил тропарь (краткая молитва), в которой присутствуют прошения о помощи Императору в победе над врагами. Среди чудотворных икон Матери Божией есть образ «Нерушимая стена», к которому христиане прибегают в крайней нужде, прося помощи и защиты – именно этот образ вдохновил композитора на написание сочинения.

Музыка произведения наполнена тревогой за Родину и надеждой на милость Богородицы. Скорбно и сурово звучат прошения гимна, ведь уже многие потеряли на войне родных и близких, и это стало одним большим общим горем.

История создания.

Духовный гимн «Тебе необоримую стену» был написан П.Г.Чесноковым в рамках хорового цикла «Во дни брани» и с 1915 года активно исполнялся, как концертное сочинение. Великий русский композитор не мог остаться в стороне от общих переживаний за судьбы Родины и его тревоги вылились в дивной красоты молитву. В настоящее время произведение исполняется в несколько измененном виде – в тексте прошение об Императоре «…Императору спобори» заменили на прошение «…православным спобори», что отчетливо слышно в записях.

Отношение автора к вере.

Павел Григорьевич Чесноков родился в православной семье церковного регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Вся жизнь семьи Чесноковых строилась вокруг церковного богослужебного круга и Павел, вместе со своими братьями, не мыслил жизни вне церковного пения. Благочестивые традиции семьи он перенес на годы учебы в Синодальном училище, а впоследствии и на свою практическую деятельность в качестве церковного композитора. Получение светского музыкального образования по классам композиции и дирижирования позволило Павлу воплотить в жизнь самые смелые идеи – он написал оперу на библейскую тему «Потоп».

Как церковный дирижер, обладая обширными практическими и теоретическими познаниями, Павел Григорьевич создал бесценный труд – книгу «Хор и управление им». Можно сказать без преувеличения, что это сокровище, подаренное миру величайшим профессионалом, способно вывести русское хоровое пение, а особенно церковное на качественно новый уровень. Управление лучшими московскими церковными хорами, которые в то время поражали иностранцев звучностью, идеальным строем и тончайшими нюансами, сочинение церковных песнопений, которые и сегодня записываются лучшими коллективами мира, вера в русское хоровое пение и служение Богу до последнего вздоха – таким был великий дирижер и христианин Павел Григорьевич Чесноков.

Биография.

П.Г.Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе недалеко от Воскресенска Московской области (сегодня г. Истра). С раннего детства начал петь в церковном хоре, а впоследствии, как и четверо братьев учился в Московском Синодальном училище, которое окончил в 1895 году с отличием. Одаренный юноша стремился приумножить знания, чтобы послужить Богу, и он решает брать уроки композиции у великих композиторов С.И. Танеева и М.М. Ипполитова – Иванова. В это время Павел вел активную преподавательскую деятельность в разных московских училищах и школах.

Почти десять лет с 1895 года по 1904 Павел Григорьевич был преподавателем московского Синодального училища. В это время он пробует свои силы в композиции и готовится к поступлению в Московскую консерваторию. С 1901 года по 1904 Чесноков служит помощником регента Синодального хора. Духовные произведения композитора приобретают широкую известность, и его в качестве регента на длительный период приглашает известный московский храм Троицы на Грязех, а Русское хоровое общество с 1916 по 1917 предложило Чеснокову пост директора капеллы.

Получив диплом Московской консерватории в 1917 году сразу по двум классам – композиции и дирижирования Павел Григорьевич принимает должность регента храма Василия Неокесарийского на Тверской, а еще через три года становится преподавателем дирижирования и хороведения в Московской консерватории – этот курс был основан им самим. И если должность регента он вынужден был оставить в 1928 году, то свои знания и опыт передавал будущим специалистам вплоть до преставления ко Господу. В военный 1944 год 14 марта у Павла Григорьевича случился обширный инфаркт в результате общего истощения организма и в этот же день он умер.

Как композитор Павел Григорьевич Чесноков создал более четырехсот духовных хоров (богослужебных и концертных) – великолепные переложения древних напевов, богатые «русскостью», а также более ста светских хоровых сочинений – переложения русских народных песен, хоры в сопровождении фортепиано для женского, мужского и смешанных составов и др. Он руководил хором Большого театра и известными московскими коллективами, но всегда печалился о судьбе Церкви – после 1928 года и затем уничтожения Храма Христа Спасителя, в котором он был регентом композитор не смог больше писать духовную музыку.

П.Г.Чесноков сделал для Русской Православной Церкви и мировой музыкальной культуры необычайно много – его хоровые сочинения занимают одно из первых мест в мире по самобытности, мелодичности и индивидуальному стилю. Чесноков был строг к себе и с особым усердием готовился к богослужению – подбор профессиональных голосов и многочасовые репетиции позволили ему выйти на самый высокий уровень церковного пения. В настоящее время лучшие мировые коллективы считают за честь исполнять произведения композитора – часть из них есть в записи.

Лучшим послесловием жизнеописания П.Г.Чеснокова можно считать этот отрывок из некролога опубликованного в журнале московской Патриархии: ««. П. Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго.»

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Источник

Оцените статью