Чести антонио орантейя гитара зиганшина

Сергей Ходнев о «Злоключениях Амура» Антонио Чести

Многие, вероятно, помнят сцену из формановского «Амадея»: когда юный Моцарт возмущается тем, что в операх принято выводить героев и богов, терпеливый барон ван Свитен втолковывает ему, что, мол, старые божества — символы самого высокого и благородного в человеке. Вооружившись подобными объяснениями, и приходится смотреть на десятки старинных опер, где боги не просто внезапно являются «из машины» в подходящий момент, но и оказываются главными персонажами. Только вот не всегда эти умные слова про благородство и самое высокое себя оправдывают. В «Злоключениях Амура», опере Антонио Чести (1623-1669), божества чего только не выделывают, откровенно напоминая при этом заурядное неблагополучное семейство, зарисованное на агрессивном фоне коммунального быта.

Божеств, правда, всего трое — Венера, ее сын Амур и ее муж Вулкан. Завязка уже понятна: Венера недовольна, что ей приходится жить с грязным, уродливым, вонючим супругом, который вечно пропадает в кузнице и притом не оставляет ей никакой надежды на вдовство; Вулкан не остается в долгу, и, когда пару пытается примирить пролетающий мимо Амур, ему тоже достается. Венера пытается отшлепать сынка его собственным луком, тот кусает Вулкана за ухо. На этой драматической ноте неприличная склока прерывается, и слушатель начинает понимать, что ему все-таки демонстрируют не карикатуру на нравы языческих богов.

Амур и преследующие его родители сталкиваются по ходу дела с пестрой группой аллегорических персонажей — Обманом, Лестью, Жадностью и Дружбой, к которым прибавляются еще и человеческие типы — Влюбленный и Придворный. Чтобы слушателю не было неприятно есть всухомятку напрашивающиеся морализаторские выводы, Чести и его либреттист продолжают заворачивать мораль в комическую обертку. Так, Жадность держит гостиницу, где бессовестно обдирает всех проходящих, а в музыке для нее припасены те приемы, с помощью которых в венецианской опере XVII века обычно изображались комические старухи.

Читайте также:  Стульчик для пианино оригами

Cesti: «Le disgrazie d`Amore»

На самом деле, как выясняется, опера не столько мифологическая, сколько сатирическая, причем с назидательным оттенком; задевая любовные сумасбродства и общечеловеческие пороки, она заканчивается аллегоричным хеппи-эндом: Венера и Вулкан примиряются не с помощью шкодливого Амура, а с помощью благородной Дружбы. Это, впрочем, нисколько не мешает и помимо высокоморального содержания смеяться тем шуткам, которые рассеяны по либретто, а также, разумеется, получать чистое удовольствие от самой музыки. Ее основную часть по манере тех времен составляют речитативы, которые достаточно искусно написаны и не менее искусно исполнены в этом случае, чтобы не навевать скуку даже на непривычного слушателя, только стоит ознакомиться с исполняемым текстом, чтобы понимать соль происходящего. Но в опере хватает и приятных, иногда прямо-таки цепляющих мелодий, прибереженных для небольших арий и ансамблей; музыка для вставных балетов — танца циклопов и танца обезьян позаимствована в этом исполнении у Иоганна Шмельцера, австрийского композитора того же времени. Чести написал эту оперу для Вены, где он в последние годы жизни работал императорским капельмейстером и где он создал знаменитую оперу «Золотое яблоко», постановка которой, растянувшаяся на два вечера, стала одним из самых грандиозных и роскошных оперных спектаклей за всю историю жанра. «Злоключения Амура», вряд ли рассчитанные на такое экстраординарное великолепие, в этой записи звучат в компактном, но умелом и красочном исполнении ансамбля Auser Musici и удачно подобравшегося состава певцов, среди которых выделяются Мария Грация Скьяво (Венера), Элена Чекки Феди (Дружба) и Паоло Лопес (Амур).

Cesti: «Le disgrazie d`Amore» (2 CD)
Auser Musici, C.Ipata (Hyperion)

«Via Crucis»

L`Arpeggiata, C. Pluhar (Virgin Classics)

Ансамбль L`Arpeggiata в особом представлении не нуждается: уже скоро десять лет, как французско-итальянская группа музыкантов под руководством арфистки Кристины Плюар прочно занимает свою, как оказалось, востребованную нишу. Кредо «Арпеджаты» состоит, говоря коротко, в том, что старая музыка, даже вроде бы высоколобая, все равно не разрывала связей с этникой, с фольклором. Отсюда любовь к импровизации, к почвенному драйву, к лихим аранжировкам (хотя и с использованием исключительно старинных инструментов), к приемам, которые выглядят заимствованием из джазовой практики. Приложение такого подхода к какому-нибудь итальянскому XVII веку кажется чуть ли что не святотатством, но это только вчуже. Каждый, кто слышал, как в таком исполнении звучит музыка от анонимных тарантелл до Ланди и Монтеверди, знает, что на самом деле перед ее обаянием устоять невозможно: слишком уж много энергии, слишком уж красивый звук, слишком чуткое и живое отношение к исполнительской культуре. Новый альбом «Арпеджаты», по существу, сводит воедино чуть ли не все затронутые в прошлых записях темы — близкое сопоставление аутентично-фольклорных номеров и авторской музыки XVII века, обилие остинатно-басовых стандартов (по аналогии с джазом), тонкие и необычные прочтения музыки известных раннебарочных композиторов (Джованни Феличе Санчес, Тарквинио Мерула). Только на сей раз все это подчинено необычному тематическому принципу: как подсказывает заголовок альбома, собранная музыка так или иначе посвящается страстям Христовым. Вернее сказать, их восприятию в народном благочестии старинного Средиземноморья. Условно говоря, это та музыка, которая могла бы звучать на Страстной неделе в каких-нибудь южноитальянских городках — в церквях, в приватных капеллах, во время уличных процессий. Получается иногда несколько натянуто; так, довольно много танцев, которые в программу попали скорее за компанию, для оживления общей картины. Но в целом диск получился завораживающе интересный, не в последнюю очередь из-за сочетания изысканных вокальных миниатюр духовного содержания и вещей простоватых, немного наивных, но искренних и в любом случае любопытных, как, например, «Плач Иисуса» на мотив испанской фолии. Этому сочетанию отвечает и неординарный подбор исполнителей. В качестве певцов с «Арпеджатой» здесь выступают не только сопрано Нурия Реаль и контратенор Филипп Ярусски, но и корсиканский хоровой ансамбль Barbara Furtuna, чьи шероховатые, как бы необработанные голоса и экзотическая манера пения на удивление органично подходят духу альбома.

Читайте также:  Ноты для пианино фасоль

Vivaldi: «Argippo» (2 CD)

Hofmusici, O. Macek (Dynamic)

Письма умирающего в Вене старого Вивальди, в которых он апеллирует к своей славе создателя многочисленных опер, вплоть до середины прошлого века рассматривались чуть ли не как бред нищего маразматика, приписывающего себе несуществующие успехи. Так было, пока якобы бесследно сгинувшие оперы великого венецианца не начали обнаруживаться в самых неожиданных местах,— собственно, эта эпоха поисков и открытий продолжается и сейчас. Для примера, «Аргипп» — опера, написанная и лично поставленная композитором для дворцового театра богемского смутьяна графа фон Шпорка, считалась вовсе утраченной, пока клавесинист и дирижер Ондржей Мацек не обнаружил ноты половины ее арий в регенсбургском семейном архиве князей Турн-унд-Таксис. Этот торс (если говорить об останках «Аргиппа» как об изуродованной временем античной скульптуре) господин Мацек дополнил в соответствии с практикой Вивальди, собственной музыкой последнего, подобранной по принципу предельно тонкого метрического и образного соответствия тексту либретто. Каковое, говоря начистоту, насмешит любого неофита: батюшки, какой-то двор Великого Могола, какие-то династически-любовные козни, какая-то Индия в итальянской барочной обертке. На самом деле из этого сочетания забытых раритетов и ведомых специалистам нотных рукописей появился вполне интересный результат — что-то вроде богатого путеводителя по оперному Вивальди его пусть не самого оригинального, но зато самого эффектного, в смысле оперных конструкций, периода. Многие из использованных здесь арий так или иначе обнародованы за последние годы, но тут у них есть та выгода, что они использованы в одном оперном действе, и использованы вполне адекватно. Другое дело исполнение. Автор этих строк, заставший мировую премьеру этого обновленного «Аргиппа», может поручиться, что тогда опера звучала с большей точностью и с большим ощущением подъема, чем в случае этой записи, запечатлевшей энное исполнение оперы (слишком явно усталое) в венецианском Театре Гольдони. Впрочем, настоящих ценителей Вивальди, так и не успевшего прояснить для потомства свой истинный лик — то ли талантливый всеядный импресарио, то ли композитор, заботившийся о «месседже» своих изысканных театральных фресок, от этого релиза не стоит отпугивать: так уж получилось, что вновь открываемое оперное наследие Вивальди нам достается в основном в виде таких вот рекорд-экспериментов.

Источник

Чести, Антонио

Флоренция, Великое герцогство Тосканское

Биография

Родился в Ареццо. Учился музыке у разных музыкантов. В 1637 вступил во Францисканский орден. Во время пребывания в Вольтерре обратился к светской музыке, возможно, под патронатом семьи Медичи. Там же встретился с Сальваторе Роза написавшего либретто к кантатам Чести. К 1650 его монашеские обеты вступили в конфликт с желанием писать светскую музыку. В 1652 Чести стал служить при дворе Князя Фердинанда Карла в Иннсбруке. Затем Чести занимал пост руководителя капеллой где-то во Флоренции. Поступил на службу в папскую капеллу в 1660. В 1666 стал вице-капельмейстером в Вене. Умер во Флоренции в 1669.

Оперы

  • Orontea (Венеция 1649, в изменённом виде Иннстбрук 1656, либретто Джачинто Андреа Чиконини под редакцией Филиппо Аполлони)
  • Alessandro vincitor di se stesso (Венеция 1654, либретто Франческо Сбарра)
  • Cesare Amante (Венеция 1651, либретто Варотари)
  • Cleopatra (Инсбрук 1654, либретто Варотари)
  • Argia (Инсбрук 1655, либретто Аполлони)
  • Venere cacciatrice (Инсбрук 1659, либретто Сбарра, утеряна)
  • Dori (Иннстбрук 1657, либретто Аполлони)
  • La Magnanimità d’Alessandro (Инсбрук 1662, либретто Сбарра)
  • Tito (Венеция 1666 либретто Николо Береган)
  • Semirami (Вена 1667, либретто Монилья)
  • Il pomo d’oro (Вена 1668, либретто Сбарра)

Кантаты

  • Alme sol vive
  • Alpi nevoese (I вариант)
  • Alpi nevoese (II вариант)
  • Amante gigante
  • Amanti, io vi disfido
  • Aspettate (сомнительно)
  • Bella Clori
  • Cara e dolce libertà (I вариант)
  • Cara e dolce libertà (II вариант)
  • Cara e dolce libertà (III вариант)
  • Chi d’Amor non sa
  • Chi del ciel
  • Chino la fronte (Disperazione) (текст Дж. Лотти)
  • Chi non prova
  • Chi si fida
  • Cor amante
  • Del famoso oriente (La madre ebrea)
  • Disperato morirò
  • E che ne pensi
  • E qual misero
  • Era l’alba vicina (La corte di Roma) (текст Сальватора Роза или Джованни Филиппо Аполлони)
  • Era la notte, e l’orme (La strega) (текст С. Роза)
  • Era la notte e muto (I вариант)
  • Era la notte e muto (II вариант)
  • Hor son pur solo (текст Сальватора Роза)
  • Il servir
  • Insegnatemi
  • Io non so
  • Io son la primavera (серенада для пяти голосов и четырёх инструментов, 1662; сомнительно)
  • Licrime mie
  • La dove ode
  • L’amoroso veleno (диалог для двух голосов)
  • Lunguia già l’alba
  • Lasciatemi in pace
  • Lasciatemi qui solo
  • Lasciate pur
  • Lungi dal core
  • Mia tiranna
  • Misero cor
  • Nel ricercar
  • Non disperi
  • Non si parli (I вариант)
  • Non si parli (II вариант)
  • O barbara sorte
  • O dell’anima mia
  • O questo (I вариант)
  • O questo (II вариант)
  • Partitevi respiri
  • Per l’ampio mar
  • Per sentier (Disperato avveduto)
  • Piangete un dì (Lamento d’amante) (I вариант; текст Аполлони)
  • Piangete un dì (Lamento d’amante) (II вариант; текст Аполлони)
  • Potrebb’essere
  • Pose in fronte
  • Pria ch’adori (I вариант; любовная и моральная канцонетта, текст Дж. Лотти)
  • Pria ch’adori (II вариант; любовная и моральная канцонетта, текст Дж. Лотти)
  • Pria ch’adori (III вариант; любовная и моральная канцонетта, текст Дж. Лотти)
  • Quante volte
  • Quanto è dolce
  • Ricordati mio core (сомнительно)
  • Rimbombava d’intorno (Lamento di Niobe) (I вариант; текст Аполлони)
  • Rimbombava d’intorno (Lamento di Niobe) (II вариант; текст Аполлони)
  • Rimbombava d’intorno (Lamento di Niobe) (III вариант; текст Аполлони)
  • Sensi voi (I вариант; текст С. Роза)
  • Sensi voi (II вариант; текст С. Роза)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Чести, Антонио» в других словарях:

Чести Антонио — (Cesti) (1623 1669), итальянский композитор. Монах францисканец. С 1666 придворный музыкант императора Леопольда I в Вене. Наряду с Ф. Кавалли главный представитель оперной венецианской школы в период её расцвета (вторая половина XVII в.). Среди… … Энциклопедический словарь

Чести, Антонио — ЧЕСТИ (Cesti) Антонио (1623 69), итальянский композитор, главный (наряду с Ф. Кавалли) представитель оперной венецианской школы. Постановочная роскошь в стиле барокко особенно проявилась в опере “Золотое яблоко” (1667). Среди других опер: “Дори”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Чести — Чести, Антонио Антонио Чести итал. Antonio Cesti Дата рождения 1623 год(1623) Место рождения Ареццо, Великое герцогство Тосканское … Википедия

ЧЕСТИ (Chesti) Антонио — (1623 69) итальянский композитор. Наряду с Ф. Кавалли главный представитель оперной венецианской школы в период ее расцвета (2 я пол. 17 в.). Среди опер (св. 100) особенно выделилась Золотое яблоко пышностью постановки (1667) в духе итальянского… … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕСТИ — (Cesti) Антонио (1623 69), итальянский композитор, главный (наряду с Ф. Кавалли) представитель оперной венецианской школы. Постановочная роскошь в стиле барокко особенно проявилась в опере Золотое яблоко (1667). Среди других опер: Дори (1661),… … Современная энциклопедия

Чести М. А. — (Cesti) Марк Антонио (наст. имя Пьетро) (крещён 5 VIII 1623, Ареццо 14 X 1669, Флоренция) итал. композитор, певец и капельмейстер. С детства пел в церквах (с 1633 в соборе, в 1635 37 в церкви Пьеве ди Санта Мария в Ареццо). В 1637 вступил … Музыкальная энциклопедия

Чести (Cesti) Антонио — (1623—1669), итальянский композитор. Монах францисканец. С 1666 придворный музыкант императора Леопольда I в Вене. Наряду с Ф. Кавалли главный представитель оперной венецианской школы в период её расцвета (2 я половина XVII в.). Среди опер… … Большой Энциклопедический словарь

Чести — (Марк Антонио Cesti) францисканский монах (1620 1669), один из лучших оперных композиторов XVII столетия. Первая его опера, Orontea , была поставлена в 1649 г. в Венеции. В своих операх, отличающихся оригинальностью, Ч. старался дать своеобразный … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чести А. — ЧÉСТИ (Cesti) Антонио (1623–69), итал. композитор. Монах францисканец. С 1666 придворный музыкант имп. Леопольда I в Вене. Наряду с Ф. Кавалли гл. представитель оперной венецианской школы в период её расцвета (2 я пол. 17 в.). Среди опер (св … Биографический словарь

ЧЕСТИ — (Cesti), Марк Антонио, род. ок. 1620 в Ареццо, ум. 1669 в Венеции; ученик Кариссими в Риме, 1646 церковный капельмейстер во Флоренции, 1660 тенор папской капеллы, 1666–69 вице капельмейстер императора Леопольда I в Вене, один из наиболее… … Музыкальный словарь Римана

Источник

Оцените статью
Антонио Чести
итал. Antonio Cesti
Дата рождения