Четыре струны ноты для скрипки

Четыре струны ноты для скрипки

Автор: Б. Печерский
Год: 2011
Издательство: Москва: МГПУ
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 5,7 МВ
Язык: русский

Предлагаемый Вашему вниманию сборник пьес продолжает серию учебных пособий для студентов музыкальных вузов, училищ, а также школьников общеобразовательных и музыкальных школ. Данная универсальность сборника определяется тем, что пьесы целесообразны как для исполнения юными музыкантами, так и для уроков прослушивания музыки.
Успех предыдущих сборников «школьного репертуара» для фортепиано, фортепианных ансамблей, флейты и хоровых коллективов вдохновил меня на публикацию соответствующих по трудности сочинений для скрипки. Дефицит подобной музыкальной литературы не вызывает сомнений. Вполне ясен эпиграф сборника «В музыке этой страны всего четыре струны».
В название «Характеристические пьесы» я вкладываю смысл определенной ироничности, а иногда и шаржированности различных сюжетов и образов. В каждой пьесе я старался воплотить принцип концертности, т.к. яркой музыкальной образности, которая должна вызывать адекватный эмоциональный отклик как у исполнителя, так и у слушателя.

СОДЕРЖАНИЕ:

Посиделки
Зимние узоры
Сентиментальный марш
Тарантелла
Скучный урок
Венское рондо

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей

Перед преподавателями ДМШ часто встаёт целый ряд вопросов. Как привлечь детей в музыкальные школы, как заинтересовать своим инструментом, как вовлечь ребёнка в процесс обучения и, главное, как продлить эту заинтересованность на все школьные годы и даже на всю жизнь? Это предмет раздумий, многолетних экспериментов, творческих поисков и находок любого неравнодушного педагога.

В последнее время, с открытием в музыкальных школах отделений раннего эстетического развития, обучаться музыке приходят совсем маленькие дети. Буквально с 4-х лет малыши имеют возможность заниматься на музыкальном инструменте. Нужно учесть, что не у всех детей изначально хорошие музыкальные данные, хотя общеизвестно, что со временем при систематических занятиях слух, чувство ритма и память развиваются. Занятия с маленькими учениками имеют свою специфику и в силу особенностей возраста. Малыши, несмотря на свою энергию, быстро устают от однообразной деятельности, порой не могут сконцентрировать внимание на деталях, то есть не могут сделать того, чего бы мы потребовали от более старших учеников. Кроме того, обращаться с малышами нужно ласково, доброжелательно, вести урок в игровой форме, стараться установить доверительные отношения.

Меня, как преподавателя, процесс обучения малышей тоже не обошёл стороной. Первая моя ученица, начавшая обучение с 4,5 лет, поступила в подготовительный класс музыкально школы. Она имела неплохие музыкальные данные, хорошо училась в школе. У девочки был очень хороший слух, голос, она чисто интонировала, это существенно облегчало нам работу на уроках. Так как приходилось работать с совсем маленьким ребенком, мне хотелось внести в уроки игровые моменты, развлечь и позабавить ученицу. Приходилось фантазировать на ходу, придумывать разные игровые элементы в обучении.

Набор нотной литературы для начинающих скрипачей традиционен: Хрестоматия 1–2 класс, «Начальный курс игры на скрипке» В. Якубовской, «Я буду скрипачом» С. Шальмана, «Начальная школа игры на скрипке» А. Григоряна, «Школа игры на скрипке» К. Родионова и другие издания. Это очень хорошие пособия, и я часто ими пользуюсь, но время не стоит на месте, новые стандарты требуют от нас, преподавателей, инновационных подходов к обучению. Последние годы преподавателей выручает интернет. Мы находим там нотный материал, а также знакомимся с интересными разработками педагогов-новаторов. Так в нашем репертуаре появился сборник пьес для начинающих скрипачей с картинками для раскрашивания «Разноцветные песенки» С. Ю. Сосина и Т. И. Шевченко, а также «Скрипичный букварь» Е. Рыбкина и другие подобные интересные издания.

Пользуясь этими нотами, я обратила внимание на то, с каким интересом дети рассматривают каждую картинку к песенке, фантазируют и с удовольствием включаются в работу. Стараясь сделать процесс обучения более занимательным, я решила попробовать внести свою лепту в общую копилку нотной литературы для малышей. Зная интерес детей к рисованию и учитывая фактор сохранения зрения, сочла важным «укрупнить» рисунок и нотные строчки с нотами, прибавить к каждой песенке стишок и разместить всё это в альбомном формате. Изначально ксерокопировалась картинка, сочинялась мелодия и коротенький стишок, подходящий к этой картинке, и от руки писались линеечки и ноты. В таком виде песенки преподносились на уроке ученикам. Все были счастливы. Дети от того, что им предстоит интересный, увлекательный и совсем не скучный урок, а я радовалась, что мне удалось заинтересовать ребёнка и подружиться с ним, и следующий урок он будет ждать с нетерпением. Материал накапливался в течение трёх лет и опробован в работе уже не одним ребёнком. И сейчас, продолжая им пользоваться, могу сказать, что он очень выручает.

Понятно, что первые уроки посвящены знакомству с инструментом и постановке. Одними из первых с музыкальной грамотой знакомят ребёнка преподаватели по специальности. Ставя на пюпитр первый нотный сборник, мы объясняем ребёнку, где пишутся ноты, как выглядит скрипичный ключ, и, конечно же, проходим основные длительности нот — целая, половинная четвертная, восьмая. С первоклассниками обычно проблем нет, они, как правило, знают счёт, и объяснить им всё традиционно, по схеме, не составит труда, но для младшего дошкольника это архисложно, поэтому 4–5-летним детям я объясняю, что четверть — это один шаг. Вместе за ручку мы идём по классу не спеша, ровным шагом. Также не спеша, «ровным шагом» играем ноты в песенках. Если ребёнок начинает торопить или замедлять темп, я подсказываю ему: «Ты побежал или отстаёшь». Далее объясняю, что ноты (длительности) бывают короткие и длинные .В «нашем случае» четверти — короткие, а половинные — длинные. При этом я отмечаю, что половинная нота в два раза длиннее четвертной, и длится она два удара. Мы «сидим на нотке и ждём», считаем два удара.

Хочется отметить один момент, касающийся проставления размера при ключе и деления пьес на такты. В рукописном варианте не было ни размера, ни тактовых черт, так как занятия проходили с совсем маленькими учениками, и на тот момент я считала нецелесообразным отвлекаться на что-либо, кроме нот. Кроме того, их отсутствие помогало работать с более продвинутыми и подготовленными учениками. У всех детей был свой экземпляр сборника, и мы, продвигаясь в изучении понятий длительность и размер, могли вместе с ребёнком проставлять и размер, и тактовые черты. По той же причине, чтобы не загружать малышей лишней и сложной для них информацией, при ключе не проставлены и знаки тональности. Но мелодия звучит «правильно», потому что при нотах всё-таки знаки альтерации стоят. Таким образом, я знакомлю ребёнка с диезом, бемолем и бекаром, объясняю их назначение и разбираю положение пальцев на грифе.

Условно, все песенки можно разделить на три раздела по уровню сложности.

Самые лёгкие — это песенки на открытых струнах. Для их исполнения достаточно знать названия струн и хорошо в них ориентироваться. Сначала обязательно читаем стихотворение, рассматриваем картинку, обсуждаем характер песенки (весёлая или грустная), давая понятия мажор и минор. Стихи, которые используются, запоминаются очень легко, достаточно повторить их 2–3 раза. Следующий этап — хлопаем в ладошки со словами. Один хлопок на один слог. Очень хорошо, если ребёнок умеет читать, и ещё лучше, если читает он по слогам, в этом случае дело пойдёт ещё быстрее. Слоги в словах бывают короткие и длинные (имеются в виду стихи), так получается, что на длинные слоги приходятся длинные половинные ноты. При хлопках мы на них задерживаемся, как бы удерживаем их в ладошках.

Изучить открытые струны на скрипке довольно легко, и дети быстро с этим справляются. Следующий этап — пропевание мелодии нотами с одновременной игрой щипком.

Понятно, что на каждом уроке идёт работа над постановкой, продолжается контроль за свободой рук, мышц спины, шеи, корректируется правильная игровая зона (ноги и руки смотрят в одну сторону). Делаем необходимые и всем известные упражнения (падение всех пальцев левой руки на гриф, затем на каждую струну; падение пальцев по очереди; скольжение по грифу и т.д; кроме того, и всевозможные упражнения для подготовки правой руки к игре смычком.)

Постепенно нотный материал усложняется, появляются песенки с 1-ым пальцем. Очень важно следить за тем, чтобы палец падал правильно и в одно и то же место. Необходимо изначально наглядно определить место его падения. Преподаватель должен объяснить, что палец падает легко и чётко, и также быстро и чётко поднимается (как бы обжигаясь), при этом не разгибаясь до конца. Разумеется, этому предшествуют упражнения на корпусе скрипки (верхней деке).

Далее в нотах используются 2-ой, 3-ий пальцы, расширяется звуковой, нотный запас маленького скрипача. Кроме того появляются знаки альтерации, как отмечалось ранее, при нотах они стоят с определённой целью: познакомить ученика с тоном и полутоном. Так как все песенки мы поём, то естественно ни один урок не обходится без фортепиано. Каждая мелодия сопровождается аккомпанементом. Ребёнок развивается гармонично, учится слышать свой голос и голос своей скрипочки в окружении гармонии. На уроках дети очень тянутся к клавишам фортепиано, и я стараюсь, чтобы они постепенно запоминали расположение нот в пределах одной октавы. Использование инструмента облегчает объяснение расстояний между двумя соседними нотами, имеется в виду тон-полутон, а это очень важно для чистой интонации на скрипке. Объясняю так: «Если клавиши находятся рядом, значит так же ставь и пальцы, если между клавишами расстояние — пальчики тоже ставь на расстоянии друг от друга. Всё очень просто». Я радуюсь, когда ученик делает это осознанно, а не по наитию.

Если ученик освоил игру смычком, эти же песенки можно играть arco, более того преподаватель может сам по желанию выбирать штрихи. Возможно, это будет деташе, легато или комбинированные штрихи. Важно учитывать характер пьесы и возможности ребёнка.

Таким образом, сборник решает, в основном, художественные задачи и служит лишь дополнительным пособием. Совокупность художественного и нотного материала развлекает ребёнка, делает образовательный процесс более интересным, развивает творческие способности, даёт образное представление об исполняемой песенке.

Хочется надеется, что мой скромный творческий опыт заинтересует молодых педагогов, и пособие «Весёлые нотки» станет им хорошим подспорьем в работе, внося в уроки по специальности атмосферу игры и развлечения.

Источник

Скордатура

Как все знают, обычно на скрипке всего четыре струны — Соль (G), Ре (D), Ля (A) и Ми (E). А это значит, что любая мелодия, даже самая прекрасная, должна вписываться в возможности скрипки. Мы не можем играть ниже, чем позволяет наша открытая струна Соль, или выше, чем самые высокие ноты на струне Ми.

Скрипачи-изобретатели, решившие подарить скрипке совсем уж невероятные возможности, еще давным-давно придумали хитрый прием — так называемую скордатуру. Это когда скрипач перестраивает одну или несколько струн. Так вместо, например, Соль получается еще более низкая струна — Фа. И возможностей играть на баске становится еще больше. И т.д.

В те старинные эпохи, когда все человечество играло еще на барочных скрипках, скордатура помогала изменить на время звучание инструмента — перестроенная скрипка звучала по-другому, более ярко.

«Звук таких скрипок был более слабым, чем теперь, при измененных шейке, пружине и подставке [речь о барочных скрипках — «с более короткой шейкой и утолщенной подставкой, что обуславливало гораздо меньший нажим струн на деку, чем на современных скрипках» — А.Б.], но более своеобразным из-за сильного резонирования верхних обертонов. Скордатура на таких скрипках приобретала совершенно иной характер, обеспечивая яркость звучности на открытых струнах определенного звукоряда и более сильного резонирования необходимых обертонов. На современных скрипках этот эффект совершенно теряется». (История скрипичного искусства. Л.Гинзбург, В.Григорьев. Вып.1)

(См. также: норвежская народная скрипка хардингфеле)

Подробнее — в статье про скордатуру из Муз. энциклопедии:

/ статья из Музыкальной энциклопедии /

СКОРДАТУРА (итал. scordatura, от scordare — расстраивать муз. инструмент, в противоположность accordare — настраивать; нем. Verstimmung, Umstimmung) — временная перестройка струнных муз. инструментов (настройка их струн, отличающаяся от обычной). С. позволяет исполнять нек-рые двойные ноты, аккорды и натуральные флажолеты, неисполнимые при обычном строе, и облегчает исполнение других. С. применяется и для расширения диапазона инструмента, а также для изменения его тембра и силы звучания. Перестройке может подвергаться одна или несколько струн. С. может выдерживаться на протяжении всего произв. (в этом случае строй инструмента обозначается в начале пьесы в виде аккорда или буквенным способом) или использоваться в отд. его эпизодах. Различают С, при к-рой автор ограничивается указанием на строй инструмента (в этом случае требуется особое иск-во исполнителя), и С. транспонированную, когда автор записывает пьесу в транспонированном, в соответствии со строем инструмента виде.

Впервые С. была использована в нач. 16 в. на лютне (обычно понижение ниж. струн на тон; отсюда итал. «bordone descordato», «а corde avalee», «а corde revalee», нем. «Abzug»), затем — на гитаре и на виолах. Ранний образец С. содержится в пьесе Pavana alla ferrarese in scordatura из лютневой табулатуры Дж. С. Дальца (Венеция, 1508). Вид С. обычно определяется тональностью пьесы. Напр., строй гитары е, a, d1, g1, h1, е2 при исполнении пьесы в E-dur видоизменялся на е, h, е1, gis1, h1, е2. С. на виолах встречается в соч. С. Ганасси (1543). Нередко изменялся строй надгрифных и резонирующих струн виоль д’амур, к-рые обычно настраивались по ступеням D-dur и d-moll. Примеры С. встречаются в сочинениях для виоль д’амур А. Вивальди, А. Ариости, К. Стамица. В музыке для гитары С. применяли композиторы последующих столетий, напр. Ф. Таррега, М. де Фалья, X. Турина.

Особенное распространение С. получила в скрипичной музыке. Впервые в ней к этому приёму обратился Б. Марини в сонате ор. 8 № 2 (Sonata seconda per il Violino d’Inventione, 1626, строй g, d1, a1, c2), Г. И. Ф. Бибер использовал разл. виды С. (напр., строи а, е1, а1, e2 и g, g1, d1, d2) почти во всех скрипичных сонатах из сб. «15 Mysterien aus dem Leben Mariae (1675), в двух из восьми сонат др. сборника (1681) и в шести из семи ансамблевых сюит «Harmonia artificiosa-ariosa diversi mode accordatа» (1712). В 17 в.

к С. обращались также И. П. Вестхоф, И. Я. Вальтер, Т. Бальцар и др. Примеры С. 18 в.— у Вивальди (концерты ор. 9 № 6 — а, е1, а1, е2 и № 12 — h, d1, a1, d2), Дж. Тартини (а, е1, а1, е2), П. Нардини (Sonata enigmatica — с1, f1, а1, е2), А. Лолли (d, d1, а1, е2), а также у П. Каструччи, И. Г. Пизенделя и др. скрипачей. Интересна С. в Sonate notturne для скрипки с сопровождением альта Б. Кампаньоли, предписывающая настройку скрипки a, d1, fis1, cis 2 для имитации тембра виоль д’амур. В менуэте (F-dur) из симфонии Й. Гайдна № 67 ниж. струна вто¬рых скрипок опускается на тон.

В 19 в. скрипичные С. встречаются в произв. Н. Паганини, Й. Славика, Г. В. Эрнста, П. М. Ф. Байо, Ж. Ф. Мазаса, Ш. Берио, Ф. Ю. Прюма и др. Л. Шпор использует С. в пьесах для скрипки и арфы. Особого эффекта достигает с помощью скордатуры Байо в одном из своих этюдов из «L’art du violon» (1834), когда во время игры поворотом колка настройка струны g понижается по полутонам до d. Перестройка струны е2 на es2 предписывается К. Сен-Сансом в партии солирующей скрипки в его симфонической поэме «Пляска смерти».

В 20 в. перестройку скрипичной струны g на f применил Э. Изаи в «Элегической поэме». В финале «Контрастов» Бартока скрипка настраивается на gis, dl, a1, es2 (два тритона). В «Болгарской рапсодии» Владигерова скрипач во время игры постепенно понижает настройку ниж. струны с g на f, затем на е и снова повышает её (через fis) до g. В скрипичной транскрип-

ции Й. Сигети виолончельной пьесы «Песнь странствующего рыцаря» Гнесина настройка ниж. струны понижается на полтона. Тот же вид С.— в симф. поэме «Жизнь героя» Р. Штрауса. К редкому виду скрипичной С. (перестройка верх. струны на тон вниз) прибегает в сюите «Жар-птица» И. Ф. Стравинский, что даёт возможность первой скрипке исполнить глиссандо красочный пассаж, состоящий из натуральных флажолетов в D-dur.

Скрипичная С. применяется и в произв. сов. композиторов, напр. в пьесе для двух скрипок «Moz-Art» Шнитке (во время игры настройка струны g 2-й скрипки поступенно понижается до des; при этом на звуке es поворотами колка исполняется трель), в финале скрипичной сонаты С. М. Слонимского (струна g пере¬страивается на fis) и в финале («Пляска с бубном») его же «Экзотической сюиты» для двух скрипок, двух электрогитар, саксофона и ударных (настройка струны g 2-й скрипки понижается до е).

Лишь условно можно назвать С. повышение настройки всех струн скрипки на полтона или на тон для достижения большей яркости и силы звучания в то время, когда камертон был значительно ниже современного, а струны жильными. Такую перестройку мы встречаем в 1-м концерте Н. Паганини. То же относится и к перестройке струны g на b в вариациях на одной струне Паганини на тему из оперы «Моисей» Россини и к повышению струны g на h в вариациях (также на одной струне) Славика на тему из оперы «Пират» Беллини. На тон повышает настройку всех струн солирующей скрипки Г. Малер в скерцо 4-й симфонии.

Перестройку альта на полтона вверх ради увеличения интенсивности звучания применяет В. А. Моцарт в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром (K.-V. 364). В партии солирующего альта из симф. поэмы «Дон Кихот» Р. Штрауса (в 3-й вариации) настройка ниж. струны альта понижается на полтона. Тот же приём использует Ф. С. Дружинин в альтовой транскрипции фп. пьесы «Вечер в горах» Грига.

Классич. образец виолончельной С. содержится в 5-й сюите для виолончели соло И. С. Баха, где настройка струны а понижается на тон; при исполнении

соч. на виолончели с обычным строем приходится изменять нек-рые аккорды. Чаще всего встречается перестройка струны С. на полтона вниз, напр. в ноктюрне ор. 41 № 3 Давыдова, в Элегическом концерте Юрьяна, в последней из 6 пьес для струн. квартета и арфы Леденёва. В Andante cantabile из фп. квартета ор. 47 Шумана струна С перестраивается на тон вниз. Ниж. струна опускается на тон также в финале струн. квартета ор. 10 Хиндемита. Две ниж. струны перестраиваются на полтона вниз в сонате для виолончели соло Кодая. В пьесе для виолончели соло «Nomos

alpha» Ксенакиса настройка струны С. в трёх местах понижается на октаву, а в одном — на уменьшенную терцию.

С. на контрабасе применяется ради расширения диапазона инструмента путём понижения настройки ниж. струны, напр. в симфониях Бетховена (при игре на четырёхструнном контрабасе), в операх «Тристан и Изольда» и «Золото Рейна» Вагнера, в III части «Немецкого реквиема» Брамса, в 5-й симфонии и «Раймонде» Глазунова, 1-й симфонии Щедрина. Редкий случай понижения (на .полтона) настройки верхней струны солирующего контрабаса встречается в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова. Не менее редкой является перестройка средних струн контрабаса во время исполнения IV (А на As) и XV (D на Е) прелюдий из 2-й симфонии Щедрина.

Лит.: Moser A., Die Violin-Scordatur, «AfMw», 1918/19, Jahrg. 1, S. 573 ff; Laurencie L. de la, L’ecole francaise de violon, de Lully a Viotti, t. 1—3, P., 1922—24; Lesser E., Zur Scordatura der Streichinstrumente, «Acta musicologica», 1932, v. 4, Ns 3—4; Russell Th., The violin scordatura, «MQ», 1938, v. 24, № 1. Л. С. Гинзбург.

/ Музыкальная энциклопедия, с. 54-57, т. 5, М., изд-во «Советская энциклопедия», 1981 /

Источник

Читайте также:  Не надо больнее гитара
Оцените статью