Четыреста лет назад изобрели ноты сколько всего нот

Четыреста лет назад изобрели ноты сколько всего нот

Современную жизнь невозможно представить без музыки, но нотную грамоту знает не каждый. А в давние времена и само понятие «нота» было неизвестным. Сейчас мы уже знаем, что это название произошло от латинского слова «nota», что переводится как знак.

Однако чтобы такое понятие появилось в жизни, его должен был кто-нибудь открыть. Таким человеком стал итальянец Гвидо Аретинский, который совмещал служение старейшему католическому монашескому ордену с педагогикой и занятиями музыкальной теорией, что и причинило ему много неудобств в жизни. Точные даты рождения и смерти Гвидо д’Ареццо неизвестны. Его жизнь приходилась на 990-1050 годы. Не получив в своем новаторстве поддержки братьев-монахов, Гвидо был вынужден покинуть аббатство.

Во время руководства певческой школой, он применял изобретенную им систему, в соответствии с которой, ноты определялись учениками по суставам его левой руки. Данный метод получил большую популярность и использовался еще долгое время.

Постепенно Гвидо пришла мысль о необходимости перенесения нот на бумагу.

Конечно, выглядели они не совсем, как в нынешнее время. Начиная с того, что вместо кружков сначала использовались маленькие закрашенные квадраты, и заканчивая тем, что количество линий, на которых изображаются ноты, увеличилось с четырех – в его версии до пяти – в современном исполнении. Однако, все основополагающие понятия и правила, введенные бенедиктским монахом, актуальны и по сей день. Именно он определил расположение нот на линиях нотоносца в зависимости от высоты их звучания, а ткже количество нот, составляющих октаву.

Читайте также:  Какие струны лучше для укулеле металлические или нейлоновые

Пронаименовал ноты Гвидо в соответствии с начальными слогами древнего церковного гимна святому Иоану — ut, re, mi, fa, sol, la, si. Довольно символично, что он использовал восхваление святого для создания основ музыки. Как мы видим, название практически всех нот сохранилось до наших дней, за исключением первой ноты, поскольку, имея окончание на согласный звук она не способствовала ее пропеванию. Однако, даже переименование произошло в соответствии с принципом, по которому дал название остальным нотам сам Гвидо. Считается, что нота do происходит о латинского слова Dominus – господь.

Таким образом, можно сказать, что нынешнее название расшифровывается следующим образом:

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – материя;

Mi – miraculum – чудо;

Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – небеса.

Надо отметить, что изобретение нотной грамоты позволило Гвидо облегчить себе труд преподавания музыки, так как пропала нужда обучать собственными силами каждого ученика отдельно. Читая ноты, они могли изучать их все одновременно. В связи с этим сроки обучения также уменьшились с 10 лет до 2-х.

Справедливости ради, отметим, что и на Руси, и в Европе на то время также предпринимались попытки упорядочения звуков и переноса их на бумагу. Однако, выяснилось, что именно нотный стан Гвидо д’Ареццо является наиболее простым для понимания способом систематизации музыки.

Источник

Кто придумал ноты?

Музыка и ноты

Музыка всегда была с человеком. С древних времён женщины успокаивали своих детей тихими простыми мелодиями. Песни сопутствовали ритуалам, обрядам. Тембры звучания пытались передать не только человеческим голосом, но и стуком, скрипом, используя подручные материалы. Тихие напевы помогали «скрасить» будничные обязанности, а шумные песни возвещали о победах в сражениях, походах, охоте и празднествах.

С давних пор музыка именовалась высочайшей формой искусства. Древнегреческий философ Платон полагал, что музыка возбуждает в человеке все его лучшие качества, способствует развитию воображения и позволяет человеческой душе воспарить над бытом.

Итак, каждая мелодия состоит из нот. Но что это значит? Само слово «нота» (nōta) произошло из латинского языка и буквально означает «знак», «метка». Действительно, нота является графическим символом, знаком звука музыкального произведения. Кроме самих нот существуют дополнительные обозначения — диез и бемоль. С помощью них звук изменяется по высоте, звучанию и длительности.

Немецкая нотация

Хорошо известные нам ноты в других языках звучат и обозначаются совсем не так, как мы привыкли. Одна из самых распространённых буквенных нотаций — немецкая. В ней ноты записываются следующим образом: C, D, E, F, G, A, Н, где С соответственно «До», а Н — «Си».

Остальные символы также отличаются от привычных нам. Так, диез обозначается не отдельным знаком, а окончанием -is. Получается, повышение звука До на полтона будет выглядеть, как Сis.

Бемоль обозначается окончанием -еs. Соответственно, понижение звука для ноты До записывается, как Ces. Также существуют исключения. Например, по правилу нота А с понижением тона должна была бы записываться Aes, но лишнюю букву сократили и оставили As. То же произошло и с Ees = Es. А нота Си вообще поменяла букву: Нes = B.

Символом бекара стало обозначение нужной ноты со строчной буквы.

Английская нотация

В странах, где английский является государственным языком, принята английская нотация. Любопытным является то, что последовательность нот соответствует начальным буквам английского алфавита. Правда, «начинается» этот алфавит с ноты Ля (то есть Ля — А, Си — В, До — С и так далее до G). Дополнительное обозначение диеза воплотилось в sharp, бемоль стал flat, бекар — идентичная нота.

Что такое «нотный стан»?

Нотный стан представляет собой пять линий, где первая линия — нижняя. Ноты пишут слева направо. Если для записи более низкого или высокого звука не хватило пяти линий, то дополнительные линии дорисовывают самостоятельно.

Первый знак на нотном стане — скрипичный или басовый ключ. Он задаёт общую тональность музыкального произведения. Если есть дополнительные обозначения, действующие на определённые ноты на протяжении всего произведения (диез, бемоль, бекар), то они обозначаются после ключа. Далее рисуют ноты.

Ноты представляют собой овал — «пустой» или заштрихованный. Заполненность овала, а также дополнительные линии (штиль), дорисованные к ноте, обозначают её длительность. Например, пустой овал без штиля — это стандартная нота, исполняющаяся четыре полных счёта. Но как только к такой ноте добавляется штиль, целая нота превращается в половинную и играется уже два счёта. Теперь закрасим овал — наша нота стала четвертной. Если же ко всему перечисленному добавить флажок на штиле, нота превратится в 1/8 счёта. Добавляя флажки далее, мы продолжаем уменьшать длительность звучания ноты.

Что было до нот?

Ноты, какими мы их знаем, были записаны лишь в XI веке. До этого звуки обозначались буквами греческого или латинского алфавита. Однако подобная запись была неудовлетворительной — пропеть буквы было сложно, записать же несколько партий одновременно вообще не представлялось возможным.

Спустя некоторое время для записи нот в церковных хорах стали использовать невмы — особые крючки и завитушки. Ими отмечались общие положения произведения — повышение или понижение звучания. Однако такая запись не подходила для описания всех тонкостей песни, а запоминать хористам множество отдельных нюансов было почти невозможно.

Линейная нотация

Так как невмы не позволяли подробно описать реальную мелодию, в записи нот требовались изменения. К невмам стали добавлять буквы, отражающие тональность. Вследствие этого записи становились слишком запутанными, читать их становилось сложно.

Кардинально изменить вид записей музыкальной нотации смог итальянский теоретик музыки и педагог Гвидо д’Ареццо. Он заменил бесчисленное множество букв и крючков линиями. Сначала таких линий было две, затем четыре. Невмы стали записываться на них или между ними. Так как Гвидо был монахом, то и музыкальные нововведения предназначались, в основном, для хористов. Теперь во время службы исполнители понимали, какой диапазон нужен для конкретного произведения. С течением времени на смену невмам пришли квадратные аналоги, позднее превратившиеся в овалы.

Больше интересных материалов:

Гвидо д’Ареццо — автор нот

Точная дата рождения Гвидо Аретинского неизвестна, считается, что это 991 или 992 год. Будучи монахом, Гвидо сначала жил в аббатстве Помпоза и руководил там певческой школой. Затем он переехал в Ареццо и работал уже в кафедральном соборе. Именно там Гвидо и написал свои самые значимые работы, став музыкальным теоретиком — одним из крупнейших в Средние века.

Именно Гвидо д’Ареццо дал названия нотам. Своим вдохновением он был обязан акростиху молитвы Иоанну Крестителю. «Ut queant laxis» — гимн Иоанну Крестителю, написанный на латинском языке, автором музыки которого считается Гвидо. Начальные слоги каждой строки и стали названиями шести нот: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Сам гимн состоял из семи строк, и каждая строка первой строфы исполнялась на тон выше.

Несмотря на то что имена нотам дал Гвидо Аретинский, Ut на знакомое нам Do изменил не он. Существует множество версий появления названия этой ноты. Самая известная теория происхождения гласит о том, что Do появилось в честь Бога (лат. Dominus — Господь).

Седьмая нота также появилась позже. Своё имя она получила из начальных букв седьмой строки: Sancte Ioannes — Si (Святой Иоанн — Си).

Осторожно, подделка!

На просторах интернета существует множество необычных теорий о происхождении названий нот. Чаще всего, авторы статей (как и авторы нот) не указываются, зато материалы изобилуют невероятными вариантами. Подбираются латинские слова с нужными начальными буквами, чаще всего это случайный перечень красивых слов: материя (rem), чудо (signum), Солнце (sol) и т.п.

Однако только одна информация остаётся верной — именно Гвидо Аретинский изобрёл и дал названия нотам! И развитие «нотной грамоты» до Гвидо, и изменения уже после его «музыкальной революции» представляют собой запутанную, но весьма интересную историю. Чтобы осмыслить действительную необходимость трансформации нот до привычного нам вида, необходимо знать реального автора нот и смысл, что стоит за их названиями.

Источник

Промежуточная аттестация по музыке (тестирование). 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2

Промежуточная аттестация различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.

Тестовые задания позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности, способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания.

Основная цель тестирования состоит в проверке теоретических знаний учащихся, полученных на уроках музыки и определении итоговых результатов обучения на разном уровне.

Задачи:

  • обучение школьников приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
  • воспитание у учащихся таких качеств, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Предлагаемые тесты для 2 класса составлены в соответствии с действующими программами и охватывают тот необходимый минимум знаний и умений, которым должен обладать любой ученик 2 года обучения, а также позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Итоговый тест. 2 класс первое полугодие

1. Главная песня страны, музыкальный символ России:

2. Руководитель хора или оркестра.

3. Музыкальный спектакль, где все действующие лица поют .

4. Без кого не может возникнуть музыка? Найти лишнее.

5. Четвертая нота звукоряда?

6. Какой из этих инструментов относится к русским народным?

7. Назовите композитора.

1. С.Прокофьев

3. П.Чайковский

8. В каком сказочном балете П.И.Чайковского принц побеждает армию крыс?

1. “Лебединое озеро”

2. “Спящая красавица”

9. Что такое скорость в музыке?

10. Определите на слух жанры трех “китов” (слушание).

Таблица для внесения ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 3 1 3 2 2 2 3 1 1 Марш
Песня
Танец

Итоговый тест по музыке. 2 класс 1 полугодие

1. Самая главная песня о нашей Родине – это:

2. Отметьте, какая нота на клавиатуре под цифрой 6.

4. Си

3. Нотный стан открывает скрипичный ключ. Отметь, где изображен скрипичный ключ.

1 2 3 4

4. Отметьте народный инструмент.

5. Выберите верное утверждение.

1. Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

2. Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

3. Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

4. Исполнитель – это человек, который думает о музыке.

6. Найди соответствия между музыкальными терминами и их определениями. Впиши нужное слово.

1) Большой коллектив исполнителей — певцов Дирижёр
2) Один исполнитель Хор
3) Руководитель оркестра Балерина
4) Танцовщица балета Солист
5) Музыкальный спектакль, где все артисты поют и танцуют Балет
6) Музыкальный спектакль, где все артисты танцуют Опера
7) Ноты для инструментов симфонического оркестра Партитура

1)____ 2) _____ 3)______ 4)______ 5)______ 6)_____ 7)_____

7. Выбери автора симфонической сказки для детей “Петя и волк”

8. Какого героя нет в симфонической сказке “Петя и волк”

9. Назови имя композитора.

1. М.Глинка

3. И.Бах

10. Определи на слух название музыкального инструмента (слушание).

Таблица для внесения ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 2 4 4 2 2 Хор, солист, дирижер,балерина, опера, балет, партитура 1 3 2 фортепиано

Итоговый тест по музыке. 2 класс второе полугодие (годовой)

1. Назовите весенний русский народный праздник:

2. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Отметьте, где изображен хоровод.

1 2 3 4
все ответы верны

3. Вставь пропущенное слово:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Эти ноты все подряд образуют __________.

4. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?

5. Четыреста лет назад изобрели ноты. Сколько всего нот?

6. Как называется произведение, в котором соревнуются один музыкальный инструмент (ф-но) и симфонический оркестр?

7. Какая нота следует в гамме за нотой ЛЯ?

8. Назовите композитора симфонической сказки “Петя и волк”:

9. К какой опере-сказке подойдет данная иллюстрация?

1. “Волк и семеро козлят”

2. “Муха –цокотуха”

3. “Сказка о царе Салтане”

4. “Кошкин дом”

10. Определите – какой инструмент звучит (слушание мелодии ).

Таблица для внесения ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 3 1 2 1 3 1 2 2 2 скрипка

Итоговый тест по музыке. 2 класс. 2 полугодие (годовой)

1. Отметьте народный инструмент.

2. Отметьте народный инструмент, на котором играют музыканты.

1. гитара

4. бубен

3. Назовите одним словом.

Пианисты, скрипачи, баянисты, оркестр – это:

4. Установи соответствие между картинками и названиями. Укажи соответствия стрелочками.

Симфония Балет Опера

5. Соедини стрелкой музыкальный термин и его определение.

Большой коллектив певцов Балерина
Руководитель оркестра Солист
Танцовщица балета Дирижер
Один исполнитель Хор

6. Какая нота следует за нотой фа

7. Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используем?

8. Узнайте композитора

1. П.И. Чайковский

3. М.П. Мусоргский

9. Рассмотрите иллюстрацию. К какой опере-сказке подойдет данная декорация?

1. “Волк и семеро козлят”

3. “Сказка о царе Салтане”

4. “Кошкин дом”

10. Определите на слух жанры трех “китов”. (слушание).

Источник

Оцените статью