Чилеа плач федерико ноты

Нотный архив Бориса Тараканова

сборник «Арии, романсы и песни из репертуара Б. Джильи»

Содержание

Дж. Каччини. Амариллис. (Мадригал)

К. Монтеверди. Плач, Ариадны из оперы «Ариадна»

А. Страделла. Pietà, Signore.

А. Кальдара. Лес тенистый, подруги сосны. (Ария из пасторальной драмы «Постоянство в любви побеждает обман»)

Дж. Бонончини. Страсть в груди моей не гаснет. (Ария из оперы «Гризельда»)

A. Скарлатти. Уж солнце сверкает. (Канцонетта)

Т. Джордана. О милый мой. (Ария) .

Г. Гендель. Речитатив и ария Ксеркса из оперы «Ксеркс»

B. Моцарт. Фиалка

Ф. Шуберт. Ave, Maria!

Agnus Dei
Песня Надира из оперы «Искатели жемчуга»

Ария Эдгара из оперы «Лючия ди Ламмермур»
Каватина Неморино из оперы «Любовный напиток»

Ария Макдуфа из оперы «Макбет»
Песенка герцога из оперы «Риголетто»

A. Бойто. Ариозо Фауста из оперы «Мефистофель»

Дж. Пуччини. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» («Горели звезды. »)

Р. Леонкавалло. Речитатив и ариозо Канио из оперы «Паяцы»

Я. Масканьи. Прощание Туридду с матерью из оперы «Сельская честь»

Ф. Чилеа. Плач Федерико из оперы «Арлезиана»

Источник

Чилеа плач федерико ноты

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Плач Федерико. Очерк-концерт

Музыку, о которой я хочу рассказать и, – пользуясь возможностями современных технологий, – тут же предлагаю послушать, написал итальянский композитор Франческо Чилеа (1866-1950). Не упущу редкой возможности объявить себя его современником: композитор скончался в ноябре 1950 года, а я родился на четыре месяца раньше!

Думаю, что он прожил счастливую жизнь: до 84 лет занимался любимым делом, его музыка стала знаменитой при жизни автора, всю жизнь прожил в своей стране – Италии, избежав тягот эмиграции, выпавшей на долю многих. Преподавал и сочинял музыку, писал романсы, вокализы, произведения для фортепиано и шесть опер. Конечно, не всё им написанное вошло в золотой фонд, но достаточно «Адриены Лекуврёр» (1902), чтобы остаться в истории мировой оперы одним из выдающихся ее творцов.
До «Адриены» им было написано три оперы, но лишь об одной из них можно сказать, что она не полностью забыта до сих пор: «Арлезианка». Но тут надо быть внимательным и не перепутать: так получилось, что на сюжет рассказа Альфонса Доде «Арлезианка» было написано две оперы. Чилеа сочинил свою трехактную оперу в 1897 году, несмотря на то, что еще в 1872 году Жорж Бизе уже написал свою «Арлезианку» на тот же сюжет. Успеха она, однако, не имела. Потом Бизе написал на основе этой музыки сюиту, которую ждала чуть-чуть более счастливая судьба. Ну, а окончательная и теперь уже бессмертная слава пришла к тому фрагменту сюиты Бизе, которая была включена Родионом Щедриным в свою «Кармен-сюиту», но еще раньше стала известна как «Марш королей» или «Марш из «Арлезианки» и исполнялась во многих концертах и празднествах.

Но вернемся к «Арлезианке» Чилеа. В ней тоже оказался фрагмент, ставший одной из жемчужин мировой вокальной классики. Именно о нем я хочу рассказать. Это так называемый «Плач Федерико» (Lamento di Federico).

История, которую придумал Альфонс Доде, состоит в том, что где-то неподалеку от французского городка Арля, в деревне живет молодой крестьянин по имени Федерико. Влюбиться, однако, ему было суждено не в девушку из своего окружения, а в некую жительницу города Арля (то есть – арлезианку) на которой он даже собирается жениться. Но однажды проезжавший мимо перегонщик скота по имени Метифио всё испортил: рассказал, что эта самая девушка из Арля – его любовница. Федерико загрустил…

Когда эта история развернулась в опере Чилеа, Федерико, загрустив, поет арию, начинающуюся словами «E’ la solita storia del pastore…». С тех пор вот уже полтора столетия все теноры мира соревнуются в исполнении этого шедевра, называя его «Плач Федерико».

Вот слова арии на итальянском, а потом и перевод на русский.

Ну да… Можно, конечно, подивиться изысканной лексике и образной палитре простого деревенского пастуха… Но это же опера! В опере может происходить что угодно и с кем угодно.

Музыка этой арии и печальная, и страстная, и грустная… Лирические тенора передают ее изысканную нежность, крепкие, «спинтовые» голоса охватывают весь диапазон чувств: их нежность – нежность сильного человека, их страсть – обжигающее пламя.

Голосовой диапазон, требующийся для исполнения этой арии не отнесешь к экстремальным: в современной нотации E3 — A4, в классической – от «ми» малой, до «ля» первой октавы. Но спеть ее на должном уровне не так уж и просто. Тем не менее, поскольку ария выигрышная, очень нравится публике, ее стараются включать в свой репертуар все концертирующие тенора. Попробуем составить концерт из доступных в интернете записей.

Оказалось, что очень непросто выбрать «лучшее» исполнение. В сети доступны записи и Джузеппе Ди Стефано, и Марио Дель Монако, и Марио Ланца, и Лучано Паваротти, и Тито Скипа, и Джона Викерса, и Беньямино Джильи, и Юсси Бьёрлина, и Хосе Каррераса, и Пласидо Доминго, и Альфреда Крауса, и Николая Гедды, и Йонаса Кауфмана, и Хосе Куры, и Романа Варгаса, и Роландо Вилазона, и… Ну, в общем – все-все-все!

Конечно, стоит прослушать доступные записи без исключения, и не по одному разу (что я, признаюсь, и проделал). Но для этого очерка-концерта я отберу лишь некоторые. Их тоже окажется немало.
Начну с одной из самых старых записей. Это фрагмент из итальянского кинофильма «Vivere!» («Жить!»), снятого в 1936 году, то есть в годы правления Муссолини. Кстати сказать, песня из этого кино, так и называвшаяся «Vivere» (муз.Ч.Биксио), стала популярной во всем мире, в том числе и у нас в стране, известная как «Весел я!» с русским текстом Эль-Регистана. В этом фильме роль оперного певца Тито Ди Лауро сыграл уже тогда бывший знаменитым и легендарным Тито Скипа (1889-1965). Во фрагменте, который мы посмотрим, интересно рассматривать и самого Тито и публику. Несмотря на несовершенство записи, не остаётся сомнений в искренности тех восторгов публики, которыми сопровождались выступления Тито Скипы на протяжении многих десятилетий.

Быть может единственным соперником Тито Скипы был великий Беньямино Джильи (1890-1957). Его завораживающий нежный тембр идеально подходил для арий «меланхолического» настроения. Запись, которую мы послушаем, была сделана в первой половине 1950-х годов. Хочу обратить внимание на особенность исполнения, которую придумал именно Джильи. В самом конце арии, после фразы «Fatale vision, mi lascia!», он вразрез с тем, что было написано у Чилеа, неожиданно берет на фермате верхнее «Си»! Это, несомненно, придаёт всей этой печальной истории особенно выразительную, страстную концовку. В своих воспоминаниях Джильи счел нужным «объясниться» с публикой в этой связи. Он пишет: «Некоторые критики упрекали меня за введение в заключительной фразе арии ноты «Си», которого они не могли найти в партитуре. Я сделал это с полного согласия Чилеа. В этом месте арии Федерико выражает всю переполняющую его печаль, я чувствовал, я был убежден, что здесь драматическая кульминация арии, а не просто лирическое затухание: «mi fai tanto male!– ahime!». Нет, я просто «не мог» позволить своему голосу приплестись к этому «ahime». Нота «Си» была тут совершенно естественной, её следовало спеть. Чилеа не только согласился с моей точкой зрения, но и сказал, что мой вариант понравился ему гораздо больше, чем то, что он написал сам. Публике тоже это понравилось, они неизменно требовали повторить «на бис». В предлагаемой записи это верхнее «си» звучит на интервале 3:48 – 3:53. После Джильи уже все теноры исполняли концовку арии именно в такой транскрипции.

Еще одним из многих исполнителей этой арии, которого просто нельзя не вспомнить, был, конечно Марио Ланца (1921-1959), в репертуаре которого «Плач Федерико» занимал, пожалуй, «фирменную» позицию. В интернете доступны многие варианты записей его исполнения, сделанные в разные годы. Быть может, одно из наиболее удачных (среди доступных в интернете), это исполнение в Альберт-холле в 1958 году, его можно посмотреть на Youtub’e ( http://www.youtube.com/watch?v=K1ASbO4LLb4 ). Но здесь я хочу предложить другую запись, вероятно, самую известную, поскольку это фрагмент очень популярного голливудского кинофильма «Серенада». Запись сделана в 1955 году, а на следующий год фильм вышел на экраны. Костюм, да и декорации, конечно, довольно странные, но для Голливуда историческая правда никогда не была чем-то очень уж важным.

Думаю, что эта красивая ария исполнялась и в дореволюционной России, но отыскать запись или хотя бы указание на наличие её в репертуаре, скажем, Леонида Собинова, Николая Фигнера или Ивана Ершова, мне не удалось. А вот в СССР «Плач Федерико» встречается в концертном репертуаре многих теноров. Упомяну о доступности в интернете записей «Плача Федерико» в исполнении Зураба Анджапаридзе, Константина Огневого, Зиновия Бабия, Анатолия Соловьяненко, однако качество этих записей, к огорчению, невысокое.

Предложу послушать Артура Айдиняна, чей голос в 50-е и 60-е годы звучал и в концертных залах, и по радио, и во многих домах, поскольку грампластинки с его записями были весьма популярны. Артур Айдинян, родившийся в 1924 году в греческом городе Салоники, оказался в Советском Союзе с волной армян-репатриантов после Великой Отечественной войны. За плечами совсем еще юного человека была героическая борьба с немецкой оккупацией в составе партизанского отряда, арест, концлагерь, пытки и избиения, после которых он почти потерял зрение. Но ещё до войны Артур начал брать уроки у итальянского учителя Доменико Росси, стал выступать на местном радио, и продолжил свои выступления после освобождения Греции от нацистов в 1944 году. Переехав в Армению в 1947 году, он поступил в Музыкальное училище, а потом окончил и консерваторию в Ереване. Впоследствии его карьера развивалась весьма успешно, он много выступал на концертных площадках по всей стране и за рубежом. Кстати сказать, упомянутая песенка Ч.Биксио «Весел я» была записана на пластинку именно Айдиняном и получила известность в его исполнении. Несколько слов стоит сказать о второй, не музыкальной линии жизни Артура Айдиняна, связавшей его с великим офтальмологом В.П.Филатовым, приехавшим в 1948 году в Ереван, чтобы обвенчаться со своей супругой в Эчмиадзине – древнем центре христианства. Сын Айдиняна – Станислав – так описывает это событие из жизни отца: «Филатов побывал в клинике Мелик-Мусьяна, осмотрел нескольких больных, среди которых был Артур. Так состоялось их первое знакомство. Филатов увидел, что молодой больной нуждается в повторной операции на правом глазу и пригласил его в Одессу» [1] .
На следующий год Артур на пароходе прибыл в Одессу и с тех пор этот город стал для него близким. Здесь он часто бывал и на гастролях, и просто на отдыхе, подружившись с семьей Филатовых, а потом построил рядом ними на Французском бульваре собственный дом, где и скончался в сентябре 1997 года. Упомяну ещё один эпизод, непосредственно связанный с темой. В 1957 году Артур Айдинян стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В рамках фестиваля проходил конкурс вокалистов, на котором председательствовал сам великий Тито Скипа! Их встреча состоялась! Артур Айдинян был отмечен серебряной медалью. Так что можно, в какой-то мере, говорить и о преемственности. Мне не удалось найти видеозапись исполнения Артуром Айдиняном «Плача Федерико», пришлось самому из аудиозаписи сделать видеофайл со слайдами:

Теперь предлагаю послушать исполнение замечательного советского и российского тенора Константина Плужникова, включенное в фильм-концерт «Любовь мелодия» 1974 года. Константин Ильич Плужников (род.1941 г.), чья карьера продолжается и сегодня, всю жизнь проработал солистом Мариинского (Кировского) театра в Петербурге, а в последние годы возглавляет при нём же «Академию молодых певцов». Отбирая для своего очерка только выдающиеся исполнения, я без всяких скидок отнес к таковым эту потрясающую работу.

Следующим «номером нашей программы» станет великий-величайший, самый «попсовый» классический вокалист нашей эпохи – Лучано Паваротти (1935-2007). В интернете доступно множество выступлений Паваротти с этой арией в концертах разных лет. Вот одно из них, в Буэнос-Айресе, 1987 год.

Нельзя не включить в наш очерк-концерт великого Пласидо Доминго (род.1941 г.). Слушая его исполнение 1991 года на концерте в Сеуле, и сравнивая его с только что прозвучавшим Паваротти, прежде всего, скажу, что они не уступают друг другу ни в каких аспектах. Необыкновенный, идеальный лирический тенор Паваротти и феноменальный лирико-драматический тенор Доминго при безупречной музыкальности и вокальной технике обоих вокалистов демонстрируют то тонкое различие между этими типами голосов, которое не всегда просто заметить. И, конечно, это две разных грусти, две разных тоски и две разных страсти.

Поскольку нельзя объять необъятное, я оставляю за пределами очерка многих не просто хороших, а выдающихся и знаменитых теноров, оставивших великолепные записи интерпретаций этой арии. Сказать, что это справедливо, я не могу, поэтому просто напомню, что в интернете доступны записи и Хосе Каррераса, и Альфреда Крауса, и Николая Гедды, и Юсси Бьёрлинга, и Роландо Виллазона.
Но я предлагаю послушать «под занавес» двух других замечательных современников. Их имена: Роберто Аланья и Йонас Кауфман. Начнем «по старшинству».

Роберто Аланья (род. 1963). Французский певец итальянского происхождения. Запись, вероятно, 1995 года. Слушая это выдающееся исполнение, соглашаешься с Лучано Паваротти, который на конкурсе своего имени в Филадельфии еще в 1988 году предрек молодому Роберто великое будущее.

И, наконец – Йонас Кауфман (род.1969). Завершая свой очерк-концерт, обращу внимание на то чудо, каким является настоящий драматический, «спинтовый» тенор. Этому голосу подвластно всё!

Странно, всё-таки устроен человек: парень (Федерико) рыдает, у него настоящее горе, – а мы глядим, слушаем и получаем от этого удовольствие.
Таково загадочное и великое оперное искусство!

Источник

Тема: ЧИЛЕА А.- опера «Арлезианка»- минусовки арий/ансамблей — ищем/предлагаем

Опции темы

Оркестровые минуса для ТЕНОРА часть 3

ПРИВЕТ ТЕНОРИКИ ! ПЛАЧ ФЕДЕРИКО (оркестр) — ДЛЯ ВАС

Последний раз редактировалось Дягилев, 18.03.2011 в 02:04

Эти пользователи поблагодарили cristina за это сообщение:

АРЛЕЗИАНКА (L’Arlesiana) — опера итальянского композитора Ф. Чилеа (1897, Милан), в 3 д. Либретто Л. Маренко по драме А. Доде.

Главные персонажи:
Федерико (тенор),
Роза Мамай (меццо-сопрано),
Виветта (сопрано),
Метифио (баритон).

Краткое содержание:
19 век. Сын Розы Федерико влюблен в девушку из Арля. Его мать не одобряет этого, ей больше по душе крестная Федерико Виветта. Роза и Виветта пишут Федерико анонимное письмо, что его девушка — любовница богача Метифио. Юноша решает забыть свою возлюбленную и жениться на Виветте, но терзаемый ревностью, в отчаянии решает свести счеты с жизнью.
После «Адрианы Лекуврёр» это наиболее значительная из опер композитора. На мировой премьере оперы в Милане (т-р «Лирико») партию Федерико пел Карузо. В концертах звучит знаменитый «Плач Федерико» (E la solita storia) из 2 д. (например, в репертуаре Паваротти, Каррераса). В настоящее время сочинение исполняется редко.
Дискография: CD — Quintana Дир. Розекранс, Федерико (Келен), Роза Мамай (Цилио), Виветта (Спаканья).

ПРЕДЛАГАЮ ЕЩЁ ОДИН ВАРИАНТ ОРКЕСТРОВОГО АККОМПАНИМЕНТА ПЛАЧА ФЕДЕРИКО — «E’la solita storia del pastore»

Источник

Оцените статью