Чистая квинта от ноты до диез

Квинта

Квинта (переводится, как пятая) — интервал равный 7 полутонам и 5 ступеням. Один из самых важных интервалов в музыке.

В теории музыки интервал квинты (чистой квинты) рассматривается, как соотношение двух звуков вида 3:2 в чистом строе и близкое к нему соотношение в темперированном строе.

Квинта имеет важнейшее значение в теории музыки, так как на основе нее выстраивается ряд тональностей, ключевых знаков и что немаловажно, вся диатоническая шкала современной музыки основана на квинтах. Именно движение по квинтам лежащее в основе обертонового ряда дает нам все 7 нот современной гаммы.

Также чистая квинта наряду с октавой является основой пифагорейского строя.

Чистая квинта (обозначается как Ч5) равна 7 полутонам и 5 ступеням, то есть 5 шагам от исходной ноты. Двигаясь на 7 полутонов от ноты C получим G. 6 полутонов дадут нам уменьшенную квинту, 8 полутонов увеличенную квинту. Также вы может просто назвать 5 нот подряд крайние ноты будут является квинтой (чистой или уменьшенной). Например, D (1) E (2) F (3) G (4) A (5) — квинта DA. Расстояние между DA равно 7 полутонам, значит это чистая квинта.

В натуральном звукоряде квинта образуется между 2 и 3 обертонами, то есть является первым интервалом, который возникает после октавы в ряду обертонов.

После октавы и унисона, квинта является третьим максимально консонантным интервалом и входит в состав мажорного и минорного трезвучия и аккордов на их основе, являясь важным маркером их звучания.

Мелодически квинта является ярко выраженным скачком, с характерным пустым звучанием. С квинты начинается известная мелодия My Favorite Things или припев песни До свидания Земфиры.

Волчья квинта

Термин чистая, подразумевает, что мы относим квинты к совершенным консонансам, которые, как известно получаются путем простого соотношения типа 2:1, 3:2, 4:3 и имеют максимальную согласованность в гармоническом виде.

При настройке инструмента в строе Пифагора — 12 звуков хроматической гаммы получаются путем умножения исходной частоты на 1,5 (то есть соотношение 3:2) до замыкания в октаву, однако последняя нота не замыкает октаву и создает звучание так называемой волчьей квинты.

Чтобы найти эту разницу нам нужно умножить частоту любого исходного звука до получения замыкания (B#) — для этого нам нужно пройти 7 октав.

Представим для удобства, что C равна 16Hz ( в темперированном строе 16,35) строим квинты до получения полной хроматики:

Сверху подписаны получившиеся частоты. Теперь переносим эти частоты в одну октаву путем простого деления или умножения на два (так как октавы равна 2:1). Например, в малую октаву. Получаем:

Как вы могли заметить из квинтового ряда невозможно получить ноту F путем движения вверх, поэтому здесь я выписал частоту для ноты E#, хотя конечно же проще построить квинту вниз от ноты F. Очевидно, что ноты полученные более долгим дроблением сильнее отстают по частотам от нот в нижнем диапазоне. Сравним например ноты D# и A#:

230.65/153.77 дает нам соотношение 1,4999756 эта разница между 1,5 и 1.49 и дает нам звучание волчьей квинты.

Квинты в тональности

Для построения квинты в тональности мы двигаемся от любой ступени на 4 ступени вверх. В мажоре 6 чистых квинты и одна уменьшенная (тритон) на 7 ступени мажора и 2 и 7 высокой ступени минора.

Увеличенная квинта строиться в гармонических видах мажора и минора:

Квинтовый круг

Графическая система для обозначения различных соотношений звуков в тональной системе. Квинтовый круг (а точнее спираль) обозначает систему соотношения тональностей, систему ключевых знаков, а также функциональные соотношения аккордов. Движение по квинтам заложено в природе тональности, о чем нам говорит расположение ключевых знаков (FCGDAEB есть ни что иное как движение по квинтам), а также система тональностей, в которое увеличение на одни ключевой знак связано со смещением тоники новой тональности на квинту относительно предыдущей. Например, C мажор 0 знаков, квинта вверх G dur 1 диез, квинта вниз 1 бемоль итд

Powerchord или пустые квинты

Со времен древней Греции квинтовый интервал использовался, как замена аккорду. Многие композиторы заканчивали свои произведения квинтовым интервалом, как бы позволяя слушателю домыслить звучание аккорда на основе обертонов.

В современной музыке, при игре на гитаре используются так называемые PowerChords — по сути, это не аккорды, а интервалы квинты или квинты плюс октавы. Но в сочетании с эффектом дисторшн они создают звучание неопределенного аккорда, который может быть идентифицирован как мажор или минор только в зависимости от ступеневого состава мелодии.

Популярность этих аккордов связана с тем, что квинта и кварта единственные интервалы, которые звучат максимально близко к натуральному строю на гитаре и не создают биений при игре с дисторшином. Также они просты в исполнении и не требуют владения навыками гармонизации для подбора интервалов к мелодии. Образно говоря любая квинта внутри лада, подойдет к любому движению в мелодии.

Квинтаккорды

Подобно квартам, квинты выступают в роли строительного материала для аккордов, однако основа это аккорд из 3 нот, так как аккорд из 4х нот расположенных по квинтам занимает диапазон почти 2 октавы и с трудом может быть использован для гармонизации. Однако 3х нотные квинтаккорды достаточно часто встречаются в современной музыке:

5 квинтаккордов на основе C ионийского

Источник

Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг – в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей. Принцип выстраивания всех тональностей по кругу основан на равномерном удалении их друг от друга по интервалам чистой квинты, чистой кварты и малой терции.

В музыке используются два основных лада – мажорный и минорный. Сегодня мы подробней рассмотрим квинтовый круг мажорных тональностей. Квинтовый круг мажорных тональностей создан для того, чтобы было легче разобраться в существующих 30 тональностях, мажорных из которых – 15. Эти 15 мажорных тональностей в свою очередь делятся на семь диезных и семь бемольных, одна тональность – нейтральная, в ней нет никаких ключевых знаков.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная. Для определения такой параллели необходимо от заданной ноты выбранного мажорного лада построить вниз интервал «малая терция». То есть отсчитать три ступени (полтора тона) от данной исходной точки в направлении понижения звуков.

Как пользоваться квинтовым кругом мажорных тональностей?

Этот схематический рисунок даёт представление об очерёдности гамм. Принцип его действия основан на постепенном добавлении знаков при ключе по мере прохождения этого круга. Следует запомнить ключевое слово «квинтовый». На этом интервале основаны построения в квинтовом круге мажорных тональностей.

Если двигаться по окружности слева направо, в направлении повышения звуков, то мы получим диезные тональности. Следуя, наоборот, справа налево по окружности, то есть в сторону понижения звуков (то есть если строить квинты вниз), мы получим бемольные тональности.

Берём за исходную точку ноту до. И далее от ноты до в сторону повышения звуку выстраиваем по квинтам ноты. Для построения интервала «чистая квинта» от исходной точки рассчитываем пять ступеней или 3,5 тона. Первая квинта: до-соль. Значит, соль мажор – это первая тональность, в которой должен появиться ключевой знак, естественно диез и естественно он будет один.

Дальше строим квинту от соль – соль-ре. Получается, что ре мажор – это вторая тональность от исходной точки в нашем круге и в ней уже два ключевых диеза. Аналогично вычисляем количество диезов во всех последующих тональностях.

Кстати, для того чтобы узнать, какие именно диезы появляются при ключе, достаточно один раз запомнить так называемый порядок диезов: 1-й – фа, 2-й – до, 3-й – соль, далее – ре, ля, ми и си – тоже всё по квинтам, только от ноты фа. Следовательно, если в тональности один диез, то это будет обязательно фа-диез, если два диеза – то фа-диез и до-диез.

Для получения бемольных тональностей аналогичным способом выстраиваем квинту, но следуя по окружности против часовой стрелки – справа налево, то есть в направлении понижения звуков. Примем за исходную тонику ноту до, ведь в до мажоре нет знаков. Итак, от до вниз или как бы против часовой стрелки строим первую квинту, получаем – до-фа. Значит, первая мажорная тональность с бемолем при ключе – это фа мажор. Дальше строим квинту от фа – получаем следующую тональность: это будет си-бемоль мажор, в котором уже два бемоля.

Порядок бемолей, что интересно, это тот же порядок диезов, но только прочитанный зеркально, то есть наоборот. Первый бемоль будет – си, а последний – фа.

Вообще, квинтовый круг мажорных тональностей не замыкается, устройство его скорее больше походит на спираль. С каждой новой квинтой происходит переход на новый виток, как в пружине и трансформации продолжаются. С каждым переходом на новый уровень спирали к очередным тональностям прибавляются знаки при ключе. Их количество растёт и в бемольном и диезном направлениях. Просто вместо обычных бемолей и диезов появляются дубль-знаки: дубль-диезы и дубль-бемоли.

Зная законы гармонии легче понимать музыку. Квинтовый круг мажорных тональностей ещё одно доказательство того, что многообразие ладов, нот, звуков – это чётко слаженный механизм. Кстати, строить именно круг совсем не обязательно. Есть и другие интересные схемы – например, градусник тональностей. Удачи!

Источник

Количественная и качественная величина интервала

Музыкальный интервал – это созвучие двух нот и промежуток, то есть расстояние между ними. Подробное знакомство с интервалами, их именами и принципами построения состоялось еще в прошлом выпуске. Если вам что-то нужно будет освежить в памяти, то ссылка на предыдущий материал будет дана ниже. Сегодня же мы продолжим изучение интервалов, а конкретно – рассмотрим два их очень важных свойства: количественную и качественную величины.

ПРОЧИТАТЬ ОБ ИНТЕРВАЛАХ МОЖНО ЗДЕСЬ

Так как интервал – это расстояние между звуками, то это расстояние должно как-то измеряться. У музыкального интервала таких измерений два – количественная и качественная величина. Что это такое? Давайте разбираться.

Количественная величина интервала

Количественная величина говорит о том, сколько интервал охватывает музыкальных ступеней . Поэтому ее еще иногда называют ступеневой величиной . С этим измерением интервала вы уже хорошо знакомо, оно выражается в числах от 1 до 8, с помощью которых интервалы обозначаются.

Давайте вспомним, что же значат эти числа ? Во-первых, они дают названия самим интервалам , так как имя интервала – это тоже число, только на латинском языке:

Во-вторых, эти числа показывают, как далеко друг от друга находятся два звука интервала – нижний и верхний (основание и вершина). Чем больше число, тем шире становится интервал, тем дальше друг от друга находятся составляющие его два звука:

  • Число 1 говорит о том, что два звука находятся на одной музыкальной ступени (то есть фактически прима – это повторение два раза одного и того же звука).
  • Число 2 значит, что нижний звук находится на первой ступени, а верхний – на второй (то есть на следующем, соседнем звуке музыкальной лестницы). Причем отсчет ступеней можно начинать от любого нужного нам звука (хоть от ДО, хоть от РЕ или от МИ и т.д.).
  • Число 3 значит, что основание интервала стоит на первой ступени, а вершина – на треть ей.
  • Число 4 передает, что расстояние между нотами – 4 ступени и т.д.

Принцип, который мы сейчас описали, проще понять на примере. Построим все восемь интервалов от звука РЕ, запишем их нотами. Видите: с возрастанием числа ступеней (то есть количественной величины), увеличивается и расстояние, промежуток между основанием РЕ и вторым, верхним звуком интервала.

Качественная величина

Качественная величина , а также тоновая величина (второе название) говорит о том, сколько в интервале тонов и полутонов . Чтобы это понять, нужно сначала вспомнить, что такое полутон и тон.

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Очень удобно для лучшего понимания и большей наглядности пользоваться фортепианной клавиатурой. На клавиатуре есть черные и белые клавиши, и если их играть без пропусков , то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон (по звучанию, конечно, а не по расположению).

Например, от ДО и до ДО-ДИЕЗА полутон (полутон, когда мы поднялись с белой клавиши на ближайшую черную), от ДО-ДИЕЗА до ноты РЕ тоже полутон (когда мы спустились с черной клавиши на ближайшую белую). Аналогично: от ФА до ФА-ДИЕЗА и с ФА-ДИЕЗА до СОЛЬ – все это примеры полутонов.

Есть на клавиатуре пианино полутона, которые образованы исключительно белыми клавишами. Их два: МИ-ФА СИ и ДО, и их нужно запомнить.

ВАЖНО! Полутона можно складывать. И, например, если сложить два полутона (две половинки), то получится один целый тон (одно целое). Например, полутона ДО с ДО-ДИЕЗОМ и между ДО-ДИЕЗОМ и РЕ в сумме дают целый тон между ДО и РЕ.

Чтобы было проще складывать тона, запомните простые правила:

  1. Правило белых тонов. Если между двумя соседними белыми клавишами есть черная клавиша, то расстояние между ними – 1 целый тон. Если черной клавиши нет, то тогда – полутон. То есть, получается: ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, а МИ-ФА, СИ-ДО – это полутона.
  2. Правило черных тонов. Если две соседние черные клавиши разделяет только одна белая (только одна, а не две!), то расстояние между ними тоже 1 целый тон. Например: ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ-БЕМОЛЬ И СИ-БЕМОЛЬ и т.д.
  3. Правило черно-белых тонов. В больших промежутках между черными клавишами действует правило креста или правило черно-белых тонов. Так, МИ и ФА-ДИЕЗ, а также МИ-БЕМОЛЬ и ФА – это целые тона. Точно также целыми тонами являются СИ с ДО-ДИЕЗОМ и СИ-БЕМОЛЬ с обычной ДО.

Для вас сейчас самое главное – научиться складывать тона, и научиться определять, сколько тонов или полутонов умещается от одного звука до другого. Давайте потренируемся.

Например, нам нужно определить, сколько тонов между звуками сексты ДО-ЛЯ. Оба звука – и до, и ля, входят в счет. Считаем: до-ре – это 1 тон, дальше ре-ми – это еще 1 тон, получилось уже 2. Далее: ми-фа – это полутон, половинка, прибавляем ее к имеющимся 2 тонам, получаем уже 2 с половиной тона. Следующие звуки – фа и соль: еще один тон, в сумме уже 3 с половиной. И последнее – соль и ля, тоже тон. Вот мы добрались до ноты ля, и итого получили, что от ДО до ЛЯ всего 4 с половиной тона.

А теперь давайте сами! Вот вам задания для тренировки. Посчитать, сколько тонов:

  • в терции ДО-МИ
  • в кварте ФА-СИ
  • в сексте МИ-ДО
  • в октаве ДО-ДО
  • в квинте РЕ-ЛЯ
  • в приме МИ-МИ

Ну как? Справились? Правильные ответы такие: ДО-МИ – 2 тона, ФА-СИ – 3 тона, МИ-ДО – 4 тона, ДО-ДО- 6 тонов, РЕ-ЛЯ – 3 с половиной тона, МИ-МИ – ноль тонов. Прима – это такой интервал, в котором мы не уходим от начального звука, поэтому в ней нет фактического расстояния и, соответственно, ноль тонов.

Что дает качественная величина?

Качественная величина дает новые разновидности интервалов. В зависимости от нее различают такие виды интервалов:

  1. Чистые , их четыре – это прима, кварта, квинта и октава . Чистые интервалы обозначаются маленькой буквой «ч», которая ставится перед числом интервала. То есть чистую приму сокращенно можно записать как ч1, чистую кварту – ч4, квинту – ч5, чистую октаву – ч8.
  2. Малые , их тоже четыре – это секунды, терции, сексты и септимы . Малые интервалы обозначают маленькой буквой «м» (например: м2, м3, м6, м7).
  3. Большие – ими могут быть те же, что и малые, то есть секунда, терция, секста и септима . Большие интервалы обозначают маленькой буквой «б» (б2, б3, б6, б7).
  4. Уменьшенные – ими могут стать любые интервалы, кроме примы . Уменьшенной примы не существует, так как в чистой приме 0 тонов и ее просто некуда уменьшать (отрицательных значений качественная величина не имеет). Уменьшенные интервалы сокращенно обозначаются как «ум» (ум2, ум3, ум4 и т.д.).
  5. Увеличенные – увеличивать можно все интервалы без исключения. Обозначение – «ув» (ув1, ув2, ув3 и т.д.).

В первую очередь нужно разобраться с чистыми, малыми и большими интервалами – они основные. А увеличенные и уменьшенные – подключатся к вам после. Чтобы построить большой или малый интервал, нужно совершенно точно знать, сколько в нем тонов. Эти значения нужно просто запомнить (на первых порах можно выписать на шпаргалку и постоянно туда заглядывать, но лучше сразу выучить). Итак:

Чистая прима = 0 тонов
Малая секунда = 0,5 тонов (половина тона)
Большая секунда = 1 тон
Малая терция = 1,5 тонов (полтора тона)
Большая терция = 2 тона
Чистая кварта = 2,5 тона (два с половиной)
Чистая квинта = 3,5 тона (три с половиной)
Малая секста = 4 тона
Большая секста = 4, 5 тона (четыре с половиной)
Малая септима = 5 тонов
Большая септима = 5,5 тонов (пять с половиной)
Чистая октава = 6 тонов

Чтобы понять разницу между малыми и большими интервалами, посмотрите и поиграйте (попойте) интервалы, построенные от звука ДО:

Давайте теперь применять новые знания на практике. Для примера построим все перечисленные интервалы от звука РЕ.

  • Чистая прима от РЕ – это РЕ-РЕ. С примой мы вообще никогда не должны беспокоиться, это всегда обыкновенное повторение звука.
  • Секунды бывают большие и малые. Секунда от РЕ, это вообще звуки РЕ-МИ (2 ступени). В малой секунде должно быть всего полтона, а в большой – 1 целый тон. Смотрим на клавиатуру, проверяем, сколько тонов от РЕ до МИ: 1 тон, это значит, что построенная секунда – большая. Чтобы получить малую, нам нужно расстояние на полтона уменьшить. Как это сделать? Просто верхний звук понижаем на полтона с помощью бемоля. Получаем: РЕ и МИ-БЕМОЛЬ.
  • Терции также бывают двух видов. Вообще терция от РЕ – это звуки РЕ-ФА. От РЕ до ФА – полтора тона. О чем это говорит? О том, что данная терция – малая. Чтобы получить большую, нам нужно теперь, наоборот, прибавить полтона. Прибавляем так: верхний звук повышаем с помощью диеза. Получаем: РЕ и ФА-ДИЕЗ – это большая терция.
  • Чистая кварта (ч4). Отсчитываем четыре ступеньки от РЕ, получаем РЕ-СОЛЬ. Проверяем, сколько тонов. Должно быть два с половиной. Так и есть! Значит, в этой кварте – все нормально, ничего менять не нужно, не нужно прибавлять никаких диезов и бемолей.
  • Чистая квинта. Вспоминаем обозначение – ч5. Значит, отсчитать от РЕ нужно пять ступеней. Это будут звуки РЕ и ЛЯ. Между ними три с половиной тона. Именно столько, сколько должно быть в нормальной чистой квинте. Значит, и тут тоже все нормально, и никаких лишних знаков ставить не требуется.
  • Сексты бывают малые (м6) и большие (б6). Шесть ступеней от РЕ – это РЕ-СИ. Посчитали тона? От РЕ до СИ – 4 с половиной тона, следовательно, РЕ-СИ – секста большая. Делаем малую – понижаем верхний звук с помощью бемоля, убирая, таким образом, лишний полутон. Теперь секста стала малой – РЕ и СИ-БЕМОЛЬ.
  • Септимы – семерки, бывают тоже двух видов. Септима от РЕ – это звуки РЕ-ДО. Тонов между ними – пять, то есть септиму мы получили малую. А чтобы была большая – нужно еще добавить. Помните, как? С помощью диеза повышаем верхний звук, добавляем еще полтона, чтобы было пять с половиной. Звуки большой септимы – РЕ и ДО-ДИЕЗ.
  • Чистая октава – еще один интервал, с которым нет проблем. Повторили РЕ наверху, вот и получилась октава. Можете проверить – она чистая, в ней 6 тонов.

Выпишем все, что у нас получилось на один нотный стан:

Вот для примера еще вам интервалы, построенные от звука МИ, а уж от остальных нот – будьте добры, попробуйте построить самостоятельно. Нужно же вам потренироваться? Не все ж готовые ответы по сольфеджио списывать?

А, между прочим, интервалы можно строить не только вверх, но и вниз. Просто в этом случае нам нужно будет манипулировать все время нижним звуком – его в случае надобности повышать или понижать. Как понять, когда повышать, а когда понижать? Смотрите на клавиатуру и анализируйте, что происходит: увеличивается расстояние или уменьшается? Расширяется интервал или сужается? Ну и в соответствии со своими наблюдениями принимайте нужное решение.

Если мы строим интервалы вниз, то повышение нижнего звука приводит к сужению интервала, уменьшению количества тонов-полутонов. А понижение – наоборот, интервал расширяет, величина качественная возрастает.

Посмотрите, мы тут построили интервалы вниз от нот ДО и РЕ, чтоб вы посмотрели. Попробуйте разберитесь:

А от МИ вниз давайте вместе построим, с пояснениями.

  • Чистая прима от МИ – МИ-МИ без комментариев. Чистую приму вообще ни вниз, ни вверх не построишь, потому что она на месте топчется: ни туда, ни сюда, все время одинаковая.
  • Секунды: от МИ – МИ-РЕ, если вниз строить. Расстояние – 1 тон, значит, секунда большая. Как сделать малую? Нужно интервал сузить, один полутон убрать, а для этого нужно нижний звук (верхний-то менять нельзя) подтянуть немного вверх, то есть повысить с помощью диеза. Получим: МИ и РЕ-ДИЕЗ – малая секунда вниз.
  • Терции. Отложили три ступеньки вниз (МИ-ДО), получили большую терцию (2 тона). Подтянули нижний звук на полтона вверх (ДО-ДИЕЗ), получили полтора тона – малую терцию.
  • Чистая кварта и чистая квинта здесь, честно говоря, нормальные: МИ-СИ, МИ-ЛЯ. Хотите – проверьте, посчитайте тона.
  • Сексты от МИ: МИ-СОЛЬ – это большая, так ведь? Потому что 4 с половиной тона в ней. Чтобы стала малой нужно взять СОЛЬ-ДИЕЗ (что-то одни диезы да диезы, ни одного бемоля – как-то неинтересно даже).
  • Септима МИ-ФА – большая, а малая МИ и ФА-ДИЕЗ (тьфу ты, опять диез!). И последнее, самое трудное – чистая октава: МИ-МИ (ни за что не построишь).

Взглянем, что получилось. Одни диезы сплошные, ни одного бемоля. Хорошо хоть, что так не всегда. Если построить от других нот, то там и бемоли могут встретиться.

Кстати, если вы забыли, что такое диез, бемоль и бекар. Ну, бывает, иногда такое… То повторить можно на ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.

Для того чтобы строить и находить интервалы, считать тона, часто нам требуется фортепианная клавиатура перед глазами. Для удобства вы можете распечатать нарисованную клавиатуру, вырезать ее и вложить в свою рабочую тетрадочку. А скачать заготовку для печати вы можете у нас.

ЗАГОТОВКА КЛАВИАТУРЫ ПИАНИНО – СКАЧАТЬ

Таблица интервалов и их величин

Весь материал этой большой статьи можно свести к одной маленькой табличке, которую мы сейчас вам покажем. Вы эту шпаргалку по сольфеджио также можете перерисовать к себе в тетрадь, куда-нибудь на видное место, чтобы она у вас всегда была перед глазами.

В таблице будет четыре графы: полное название интервала, его краткое обозначение, количественная величина (то есть, сколько в нем ступеней) и качественная величина (сколько тонов). Не запутаетесь? Для удобства можете сделать себе сокращенный вариант (только вторая и последняя колонки).

Название
интервала
Обозначение
интервала
Сколько
ступеней
Сколько
тонов
чистая прима ч1 1 ст. 0 т.
малая секунда м2 2 ст. 0,5 т.
большая секунда б2 2 ст. 1 т.
малая терция м3 3 ст. 1,5 т.
большая терция б3 3 ст. 2 т.
чистая кварта ч4 4 ст. 2,5 т.
чистая квинта ч5 5 ст. 3,5 т.
малая секста м6 6 ст. 4 т.
большая секста б6 6 ст. 4,5 т.
малая септима м7 7 ст. 5 т.
большая септима б7 7 ст. 5,5 т.
чистая октава ч8 8 ст. 6 т.

На этом – пока все. В следующих выпусках вас ждет продолжение темы «Интервалы», вы узнаете о том, как делать их обращения, как получить увеличенные и уменьшенные интервалы, а также о том, что такое тритоны и почему они живут в нотной тетрадке, а не в океане. До новых встреч!

Источник

Оцените статью