Чистая терция от всех нот

Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары

Интервалы в музыке. Общая информация

Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.

Что такое музыкальные интервалы

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как найти интервалы на гитаре

Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.

Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.

Самое простое расположение интервалов выглядит так.

Прима

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.

Малая секунда

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.

Большая секунда

То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.

Малая терция

Струна на пятом, соседняя выше на третьем.

Большая терция

То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу

Чистая к варта

Обе струны зажимаются на одном и том же ладу

Увеличенная кварта/уменьшенная квинта

Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.

Чистая квинта

5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.

Малая секста

То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу

Большая секста

То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.

Малая септима

5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.

Большая септима

То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.

Октава

То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.

Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.

Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.

Классификация

Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.

Простые

Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия , а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия .

Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».

Составные

Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.

К ним относятся:

  1. Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
  2. Децима – терция через октаву.
  3. Ундецима – кварта.
  4. Дуодецима – квинта.
  5. Трецдецима – секста.
  6. Квартдецима – септима.
  7. Квинтдецима – двойная октава от тоники.

Благозвучные

Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.

Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.

Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.

Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.

Неблагозвучные

Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.

Таблица интервалов в музыке

Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.

Простые интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Звучание
Прима 0 Чистая Плотное, нейтральное
Секунда 0,5; 1 Малая (0,5 тонов)

Большая (1 тон) Колючее, жалобное, напряженное Терция 1,5; 2 Малая (1,5 тонов)

Большая (2 тона) Малая – грустное, мягкое

Большая – мажорное, радостное, мягкое Кварта 2,5; 3 Чистая (2,5 тона)

Увеличенная (3 тона) Чистая – уверенное, торжественное

Увеличенная – диссонирующее, напряженное Квинта 3; 3,5 Уменьшенная (3 тона)

Чистая (3,5 тона) Уменьшенная – диссонирующее, напряженное

Чистая – пустое, нейтральное Секста 4; 4,5 Малая (4 тона)

Большая (4,5 тона) Малая – певучее, грустное, широкое

Большая – торжественное, веселое, размашистое Септима 5; 5,5 Малая (5 тонов)

Большая (5,5 тонов) Малая – напряженно, неблагозвучно

Большая – напряженное, кричащее Октава 6 Чистая Нейтральное, более плотное

Составные интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Как звучит
Нона 6,5; 7 Малая (6,5 тонов)

Большая (7 тонов) Почти аналогично секундам Децима 7,5; 8 Малая (7,5 тонов)

Большая (8 тонов) Почти аналогично терциям Ундецима 8,5; 9 Чистая (8,5 тонов)

Увеличенная (9 тонов) Почти аналогично квартам Дуодецима 9; 9,5 Уменьшенная (9 тонов)

Увеличенная (9,5 тонов) Почти аналогично квинтам Терцдецима 10; 10,5 Малая (10 тонов)

Большая (10,5 тонов) Почти аналогично секстам Квартдецима 11; 11,5 Малая (11 тонов)

Большая (11,5 тонов) Почти аналогично септимам Квинтдецима 12 Чистая Аналогично октавам

Как использовать музыкальные интервалы

В первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.

Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.

При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.

Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.

Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.

Обращение

Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.

Ниже приведена таблица обращений интервалов

Основной Обращенный
Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима
Нона Септима
Децима Секста
Ундецима Квинта
Дуодецима Кварта
Терцдецима Терция
Квартдецима Секунда
Квинтдецима Октава

Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.

Как научиться слышать интервалы

Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.

В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.

После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.

Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.

Источник

Малые, большие и чистые интервалы. Обращения интервалов.

В предыдущей статье я коротко рассказала вам об основных музыкальных интервалах и дала упражнения на развитие слуха с помощью интервалов.

В этой статье я дам вам новую информацию об интервалах и новые задания.

Я расскажу о малых, больших и чистых интервалах, а также об обращениях интервалов.

Малые и большие интервалы

В статье “Тональность” я писала о том, что расстояние между ступенями может быть равно и полутону, и тону. Например, до-ре – это две ступени; и до-ре бемоль – тоже две ступени. Различаются они тем, что в первом случае расстояние между ними в тон, а во втором – в полутон.

В связи с этим, некоторые интервалы могут быть большими и малыми. Большие обозначаются буквой “б”, малые – буквой “м”. Например, большая секунда обозначается “б2″.

Разберу конкретные интервалы:

Секунда может быть малой (заключающей в себе полутон) и большой (заключающей в себе тон). Например, до-ре, большая секунда; до-ре бемоль – малая.
Малая секунда звучит напряженно, колюче.
Большая секунда менее напряженная, более спокойная.

Терция бывает малая и большая.”м3″ состоит из тона+полутон. “б3″ состоит из тон+тон. Например, до-ми бемоль – малая терция, до-ми – большая.
Терции звучат спокойно, лирически. Малая терция более печальная, грустная. Большая терция более светлая, радостная.

Секста также бывает малая и большая. “м6″ состоит из 4х тонов, “б6″ состоит из 4 тонов + полутона. Например, до-ля бемоль – малая секста, до-ля – большая.
У сексты звучание похоже на звучание терции. Позже вы поймете, почему.

Септима тоже может быть малой и большой. “м7″ состоит из 5 тонов, “б7″ – из 5 тонов + полутона. Например, до-си бемоль – малая септима, до-си – большая.
Малая септима звучит призывно, но в то же время мягко, ненапряженно. Большая септима напряженная, колючая, резкая.

Чистые интервалы

К чистым интервалам относятся прима, октава, кварта и квинта. Они не могут быть малыми и большими.

Чистые интервала обозначаются буквой “ч”. Например, чистая квинта записывается так: “ч5″.

Теперь остановлюсь более подробно на каждом чистом интервале:

Чистая прима (ч1) – состоит из двух звуков одинаковой высоты, звучит в унисон. Например, до-до (в одной октаве).

Чистая кварта (ч4) – состоит из 2 тонов + полутона. Например, до-фа. Звучит призывно, активно.

Чистая квинта (ч5) – состоит из 3 тогов + полутона. Например, до-соль. Звучит умиротворенно, созерцательно.

Чистая октава (ч8) – состоит из 6 тонов. Например, до-до (верхняя “до” – в другой октаве). Звучит похоже с примой, ясно, чисто.

Также бывают уменьшенные и увеличенные интервалы. Это тема отдельной статьи. Новичкам пока она не нужна. В музыкальной школе уменьшенные и увеличенные интервалы изучают гораздо позже, чем большие и малые.

Что такое обращения интервалов?

Обращение интервалов – это видоизменение интервала путем переноса одного его звука на октаву вверх или вниз.

После обращения получается новый интервал.

Например, возьмем интервал большую терцию “до-ми”. Сделаем его обращение, перенеся нижний звук “до” на октаву вверх. Получается новый интервал “ми-до”. Это уже малая секста.

Помните, я писала выше, что терция и секста звучат похоже по характеру? Это связано с тем, что они являются обращением друг друга. С секундой и септимой немного по-другому, так как расстояние между ними большое, это влияет на характер звучания.

Теперь попробуем для примера сделать обращение чистой кварты “до-фа”. Только теперь для разнообразия перенесем верхний звук “фа” на октаву вниз. У нас получится интервал “фа-до” – это чистая квинта.

И теперь сделаем обращение малой секунды “ми-фа”. Перенесем верхний звук “фа” на октаву вниз. Получается “фа-ми” – большая септима.

Итак, подытожу информацию об обращении интервалов.

Малые интервалы всегда обращаются в большие, большие – в малые. Секунда обращается в септиму, терция – в сексту, секста – в терцию, септима – в секунду.

Чистая кварта обращается в чистую квинту, чистая квинта – в кварту. Октава обращается в приму, прима – в октаву.

Очень важно уметь различать на слух большие, малые и чистые интервалы. Если вы немного попрактикуетесь, поиграете их на пианино и послушаете, у вас будет легко это получаться. Каждый интервал имеет свое звучание, свой характер.

Для тренировки дам вам несколько практических заданий. Старайтесь выполнять задания регулярно, по возможности каждый день. Так у вас быстрее получиться наработать слуховой навык.

Задание

1. Постройте на нотном листе письменно все малые, все большие и все чистые интервалы от звуков ми, соль, ля.

2. Поиграйте на пианино, внимательно послушайте большие и малые интервалы попарно, например, большие и малые секунды, большие и малые терции и т.д. Сравните их звучание.

3. Это задание похоже на предыдущее. Только теперь попробуйте их петь голосом одновременно с игрой. Старайтесь петь в унисон со звучанием инструмента.

4. Попросите кого-нибудь поиграть интервалы на пианино, а вы поугадывайте их на слух.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, как у вас получается узнавать интервалы на слух. В зависимости от этого, я буду думать, усложнять следующие задания или пока не надо.

На этом у меня все. В следующей статье я расскажу еще кое-что интересненькое об интервалах.

Источник

Оцените статью