Читаем с листа фортепиано

Как научиться читать с листа

Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!

Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .

Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!

Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.

Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:

  1. целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
  2. чисто попадая во все ноты,
  3. в нужном темпе и с правильным ритмом.

Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.

Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.

Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.

Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.

При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.

Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.

Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))

Источник

Чтение нот с листа в музыкальной школе

Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.

К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.

А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.

Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.

1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.

Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.

Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.

2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.

Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!

Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.

Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.

Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.

3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.

Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.

Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.

4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.

Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.

Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.

Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?

1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.

К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.

2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.

Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.

Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.

3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.

4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.

Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.

А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).

Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!

Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.

Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.

Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».

Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!

Источник

Формирование навыка чтения нот с листа в классе специального фортепиано

Разделы: Музыка

Одним из важнейших разделов предмета «Специальное фортепиано» является чтение с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося пианиста.

Теория и практика подготовки учащегося класса специального фортепиано свидетельствует о том, что способность к беглому чтению нотного текста является одним из важнейших факторов развития комплекса музыкальных способностей. Чтение нот с листа — это основной способ работы учащегося на этапе ознакомления с новым произведением. В силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей, чтение нот с листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей ДШИ. Оно считается наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности.

Как известно, процесс восприятия произведений музыкального искусства протекает гораздо активнее, если слушатель хорошо представляет себе, как рождается музыкальный образ. При обучению игре на фортепиано, привитию навыка чтения нотного текста нужно уделять много внимания, так как «.. основное значение умения прочитывать музыку в дальнейшем развитии музыканта- исполнителя сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса слуховых впечатлений исполнителя. Наряду с необходимым в развитии музыканта обогащением этого запаса путем слушания музыки, особенно действенным в процессе формирования исполнителя является сочетание в едином непосредственном акте эмоциональной восприимчивости с эмоциональной отзывчивостью, сочетание характерно именно для прочитывания музыки « с листа» **(Прокофьев Г.П. Формирование музыканта- исполнителя. М. 1956. С.294.)

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыков тщательного разбора (анализа) и навыков беглого чтения нот с листа. В результате создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося.

Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умения охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения. Систематическая работа в этом направлении позволит со временем потребовать от ученика самостоятельного осмысленного и тщательного разбора текста.

Параллельно с навыками разбора и на базе этих навыков необходимо развивать беглое чтение нот с листа, основанное на умении схватывать главное в музыкальной ткани, умение непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок.

Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентация на клавиатуре, аппликатурная находчивость являются непременным условием успешного овладения навыков чтения нот с листа.

Чтение с листа у ученика должно быть настолько беглым, чтобы была возможность исполнять без предварительной подготовки доступные ансамбли (симфонические и оперные переложения русской, зарубежной, современной музыки для фортепиано)

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов от простого к сложному: от легких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках нотного стана, усложняя ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т.д. Обычно репертуар для чтения нот с листа дается на один-два класса ниже, а в старших классах – и на три. Минимальное количество « прочитанных» произведений, необходимых для успешного усвоения этого навыка, составляет 3-5 пьес в неделю.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро, прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Для скорочтения мало знать название каждого звука — нужно мгновенно определять рисунок последовательностей (гаммаобразных, арпеджированных и др.), расстояние между звуками по вертикали (в интервалах, аккордах), осознавать их интонационно-смысловые связи (структуру, мотивов, фраз и т.п.), узнавать начальные и кадансовые обороты однородных построений, направлений мелодического движения. Ученику необходимо привыкнуть быстро и не глядя на клавиатуру находить на инструменте все увиденное в нотах. Выполнение этой задачи значительно упростит знание различных формул фортепианной фактуры, аппликатурных моделей. Педагог должен помнить, что, работая с учеником над материалом, он формирует не только навыки беглости пальцев, но и чтение с листа.

Проигрывание незнакомого нотного текста предполагает четкое разграничение структурных элементов музыкальной ткани как по горизонтали, так и по вертикали. Другими словами для учеников необходим определенный уровень теоретического образования. Понятно, что в младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь, собственно, чтение пьес и является целью обучения. Сам характер применяемых методов ознакомления с нотным текстом уже на начальном этапе может либо заложить фундамент для скорочтения, либо впоследствии стать тормозом для него. В основе перспективной методики занятий должен лежать принцип « вижу- слышу- исполняю». Он, прежде всего, диктует необходимость постоянного обогащения слухового опыта учащегося как на уроке, так и дома (аналогично внеклассному чтению в период изучения литературы и языка). Слушание музыки должно быть целенаправленным, т. е, служить задаче последовательного ознакомления ребенка с определенными музыкальными явлениями. В результате в осознании ученика закрепляются звуковые комплексы, которые несут в себе тот или иной смысл. Они запоминаются юным слушателям в качестве элементов музыкального содержания и впоследствии воспринимаются им как готовые « блоки», что ускоряет процесс чтения музыкального текста. При таком подходе к воспитанию навыков чтения нот с листа нужно заботиться о том, чтобы учащийся видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий момент. Развитию этого качества способствует тренировка, которую можно назвать « фотографированием». Проводить ее следует так: ученику на короткое время показывают какой-либо фрагмент сочинения и, затем предлагают сыграть его без нот. Постепенно у ребенка вырабатывается привычка опережающего чтения текста, необходимая для того, чтобы успеть представить себе записанное в виде музыкальной интонации, настроиться на правильные движения рук и воспроизвести звучание на инструменте «слепым способом».

На первых порах нужно предварительно продумывать всю сумму действий, что предполагает определение:

  1. тональности произведения
  2. размера
  3. особенности фактуры
  4. ритмического рисунка
  5. специфики звуковысотной организации материала
  6. характера музыки
  7. исполнительских приемов (динамики, артикуляции, темпа, педализации)
  8. действие рук (аппликатуры, степени опоры, активности пальцев).

В процессе исполнения пьесы нужно соблюдать указанный темпоритм. Только в этом случае у ребенка развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, пианистические навыки, способность осознавать смысловые связи музыкальных звуков.

Начинать обучение целесообразно с облегченной задачи- с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые ребенку песни с текстом. Затем можно перейти к исполнению мелодий на инструменте. Следует помнить, что звуковысотные соотношения усваиваются учащимися лучше, если их изучение связано с активными действиями (пением, игрой на инструменте, движением под музыку, записью нот, сочинением).

Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях нужно постепенно. Необходимо обращать внимание ребенка на графические контуры различных фактурных формул в нотах. Наиболее легкой из них будет гаммаобразная, но и знакомство с арпеджированными пассажами не следует откладывать на долгий срок. Сопоставление типов последовательностей только ускорит закрепление знаний ученика. Встретив в нотном тексте знакомый мелодический рисунок, пианист должен отметить в сознании лишь первые звуки и начинающий аппликатурную формулу палец (определение названия каждой исполняемой ноты задерживает чтение музыки так же, как и привычка беззвучного проговаривания слов при чтении книг).

Нужно приучать ребенка соотносить свои действия во время чтения с листа со звуковым образом, т. е, направлять усилия, прежде всего на выразительное воспроизведение музыки. Не следует долго избегать чтение нот со знаками альтерации, в обоих ключах и с расположением звуков на двух нотных станах. Продолжать обучение можно на пьесах однородной фактуры, для которых характерны:

  • монодический склад, антифонное изложение либо параллельное движение голосов в октаву;
  • гомофонно-гармонический склад, постоянство ритмических фигураций, сходство синтаксических структур. Далее задачи усложняются по нескольким направлениям:
  • чтение пьес с изложением музыкальной мысли параллельными секстами, децимами, произведений гомофонного склада с выдержанным звуком (интервалом, аккордом) в левой руке, со вкраплениями полифонической фактуры (подголосочной, имитационной), увлечением количества голосов.
  • Переход от проигрывания поступенных мелодий к скачкообразным, с усложненной ладогармонической структурой, альтерированными звуками;
  • Комплексное прочтение аккордов и гармонических фигураций с постепенным увеличением количества позиционных перемещений, включением негармонических звуковых сочетаний;
  • Изучение различных аппликатурных принципов;
  • Чтение пьес со все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания (от простой смены образных характеристик до совмещения контрастных пластов фактуры);
  • Усвоение различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений.

На первых порах преподавателю следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с учеником, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменения фактуры и т.д.

Впоследствии анализ проигрываемого материала можно поручать самому ребенку.

Для развития необходимых навыков чтения с листа есть ряд упражнений:

  1. Игра в «слепую»- постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.
  2. «Фотографирование»- стимулирование ускоренного восприятия нотного текста.
  3. Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов и др.
  4. Тренировка быстрого определения пространственных расстояний в музыкальном тексте (для концентрации внимания ученика на отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающий «экран»
  5. Мысленное представление будущего действия.
  6. отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.
  7. Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником (аппликатура).
  8. Составление таблицы трех -, а затем и четырехзвучных аккордов (аппликатура)
  9. Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение)
  10. Исполнение фигураций аккордами (сжатие).

Большую помощь в развитии музыкального мышления учащегося оказывает транспонирование. В практике начинающего музыканта раньше других видов появляется транспонирование по слуху. Этот навык облегчает усвоение ладотональных закономерностей музыки, способствует воспитанию свободы ориентирования на клавиатуре. Для его формирования можно использовать помещенные в сборнике пьесы, предложив ученику предварительно выучить их наизусть.

Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра учащегося в ансамбле с педагогом, а по достижении определенного пианистического уровня и с товарищем. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

Перечень учебно-методической литературы

  1. Грач Б.С Фортепианная музыка для детей. 1-2 классы ДМШ 1980. С.98
  2. Брянская Ф.Д. Навык игры с листа и принципы его формирования./ Ребенок за роялем. Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике.- М.: 1981
  3. Баренбойм Л.А Путь к музицированию.-Л.: 1973
  4. Кончевский Н.С. Натансон, В.Г. Современный пианист/ М., 1976. –С.132.

Источник

Оцените статью