«Развитие навыка чтения нот с листа при обучении игре на гитаре»
Работа посвящена такому необходимому для каждого музыканта навыку — навыку чтения нот с листа. В данной работе описывается начальный этап обучения на классической гитаре и первые шаги на пути развития навыка чтения нот с листа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navyka_chteniya_not_s_lista.odt | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА
ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА «ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА»
Дундина Юлия Сергеевна
Навык «Чтения нот с листа»
Основным педагогическим принципом известного музыканта Л.А.Баренбойма была последовательность «человек—музыкант—исполнитель-пианист», согласно которой он строил вою педагогическую работу.
Действительно, прежде важно воспитание музыканта, а владение музыкальным инструментом — это совокупность тех качеств, которые дают возможность выразить исполняемую музыку. Поэтому педагог по специальности должен не только учить тому, как исполнять тот или иной прием, как добиваться качественного звучания инструмента, но и заботиться о формировании у обучающегося музыкального кругозора, слухового опыта, чувства музыкального вкуса.
Навыки и специфические знания о музыке формируются незаметно в процессе обучения, а на первый план выдвигается развитие таких способностей, которые создают возможность овладения этими навыками. Навык «чтения нот с листа» является одним из способов становления музыканта-исполнителя, а для музыканта-педагога главной задачей является развитие этого навыка у своих учеников. Умение хорошо и быстро «читать с листа» важно не только в процессе обучения, но и в дальнейшей, профессиональной деятельности музыканта: в педагогической — это необходимость сыграть пьесу или произведение заданное ученику, показать пример нужного исполнения, в исполнительской деятельности — это работа в ансамбле и оркестре.
«Чтение с листа» представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. «Чтение с листа» — это один из кратчайших путей к общему музыкальному развитию учащихся. Среди различных форм работы, используемых в классах по специальности, много таких, которые направлены на осуществление обучения искусству игре на инструменте, ставятся задачи для формирования профессионально-исполнительских навыков и умений. Однако, именно в процессе «чтения нот с листа» происходит собственно музыкальное развитие ученика. Хорошее владение этим навыком способствует увеличению объема используемого в обучении музыкального материала, а также к ускорению темпов его прохождения. Умение хорошо «читать с листа» возможно при хорошо развитых способностях и умениях. выработанных в период всей деятельности музыканта-исполнителя, такие как: развитый слух, чувство ритма, память, внимание, высокая исполнительская техника, способность предугадать развитие музыкальной ткани, развитое умение формировать музыкально — слуховые представления при восприятии и воспроизведении нотной записи.
Важно отметить, что при скоростной переработке информации, которая характерна в процессе «чтения с листа», необходимо хорошее развитие каждого из указанных выше компонентов, которые формируются с начального этапа обучения музыке и на протяжении всей деятельности музыканта — исполнителя.
Итак, что же такое «чтение с листа»? «Чтением нот с листа» является умение исполнять по нотам незнакомого произведения. Это исполнение должно быть художественным, то есть при первом же прочтении должно произойти постижение характера произведения, его структуры, эмоционального и образного плана. Исследования, в которых затрагиваются вопросы об «игре с листа», направлены на разработку методических положений и рекомендаций, либо внимание авторов направлено на психологический анализ этого процесса.
В диссертации Лали Ильиничны Горелашвили, преподавателя Тбилисской консерватории, процесс «игры с листа» рассматривался как способ приема и переработки информации. При этом внимание заостряется на том обстоятельстве, что в ходе этого процесса время приема и переработки информации строго ограничено темпом исполнения, поэтому может возникнуть ситуация дефицита времени по приему и переработке информации.
«Этот дефицит времени в процессе «игры с листа» предъявляет серьезные требования к скорости восприятия нотного текста, к скорости двигательной и моторной реакции, к умению оперативно переработать воспринятую информацию, немедленно сформировать музыкально-слуховое представление, принять решение о характере произведения и реализовать в звучании инструмента. Согласно этим требованиям строго ограниченное время приема и переработки информации стимулирует формирование специфических психологических приспособлений, обеспечивающие успешное протекание процесса «игры с листа».
«В проблеме зрительного восприятия нотного текста при «чтении нот с листа» особое место занимает вопрос о методе «забегание глазами вперед». Эта возможность опережения взглядом озвучиваемого текста опирается на работу оперативной памяти».
Но существуют два способа исполнения по нотам незнакомого произведения — это «чтение с листа» и разбор. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, при котором допускается остановка движения для более тщательного и точного изучения нотного текста. А под «чтением с листа», о котором уже много сказано, предусматривается исполнение незнакомой пьесы в нужном темпе и характере, без предварительного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает выполнение авторских указаний, осмысленную фразировку.
При «чтении с листа» все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь. Игра «с листа» требует напряженной синтезирующей деятельности, где взаимно связываются: мышление, анализ, в то время, как в разборе преобладает только аналитическое начало. «Игра с листа» представляет собой процесс, в котором осуществляется цепь сложных действий.
Первое, что должен сделать «читающий» перед самой «игрой с листа»: 1. Определить характер, темп произведения, лад, тональность и размер.
2. Беглый просмотр текста, чтобы выявить господствующий тип изложения и основной ритмический рисунок (предварительная моторная установка рук).
Второе — это действие, которое связано с работой зрения и слуха, то есть «зрительный охват». Эта работа заключается в том, что слух вынужден обрабатывать одновременно два различных фрагмента текста: тот, который исполняется в данный момент и тот, который еще предстоит сыграть, при этом формируется приблизительный звуковой образ.
Третье — это озвучивание воспринимаемого текста, его реализация. Это действие представляет собой сложную скоординированную деятельность всего двигательного аппарата.
Как пишет Ф. Брянская: «музыкант, свободно играющий с листа, подобно тренированному стрелку, видит перед собой цель — художественное исполнение. Прежде всего, музыкант должен владеть умением предвосхищать развертывание музыкального текста. Зрительное восприятие должно непосредственно вызывать соответственные движения («вижу — слышу — совершаю движения»)».
При развитом навыке «игры нот с листа» для работы оперативной памяти характерно непрерывное запоминание фрагментов «читаемого» нотного текста. Музыкант, «забегая глазами вперед», воспринимает больше информации, чем он может запомнить в своей оперативной памяти до момента воспроизведения. Одним из способов увеличения объема оперативной памяти в процессе «чтения нот с листа» является запоминание крупных смысловых фрагментов нотного текста на основе их ускоренного восприятия. Развитию оперативной памяти способствует разучивание гамм и арпеджио в различных тональностях, а также различные упражнения для развития техники правой руки. Существуют целые комплексы упражнений, в которые входит не только исполнение гамм, но и игра этих же гамм разными приемами (терциями, секстами, октавами), игра аккордов и арпеджио, а так же такого приема, как флажолеты.
Таким образом, при «чтении с листа» будут опознаваться уже знакомые, освоенные ранее обозначения нотной графики, фрагменты, что облегчает само чтение. Если проанализировать весь процесс визуального восприятия нот при «чтении с листа», то становится понятным, что это сложная психологическая деятельность, сочетающая ознакомительные и опознавательные действия. Ознакомительные действия в процессе зрительного восприятия нот представляют собой усваивание тех новшеств, которые находятся в контексте данного произведения, а опознавательные действия являются «узнаванием» уже знакомых обозначений.
На первом этапе «чтения нот» происходит опознание единиц нотной графики: интервал, аккорды, построения по гамме, скачки, ритмические формулы и так далее. На втором этапе происходит опознание сложных структур музыкальной ткани, синтетических единиц: мотивов, фраз, предложений.
Итак, быстро принимать и перерабатывать информацию в процессе «чтения нот с листа» требует развития специфических механизмов: оперативного мышления, оперативной памяти, ускоренного восприятия нотного текста, овладения навыком «забегание глазами вперед», выработки умения один и тот же отрезок времени иметь в обработке несколько последовательных структурных единиц нотного текста. А так же оперативности моторной и аппликатурной приспособляемости, умения исполнять пьесу, не глядя на гриф инструмента.
Как сказал Л. Маккиннон: «запоминание — это осмысливание, и ни один
хороший музыкант не может обойтись без этого».
Музыкальная память связывает в единстве различные виды памяти. Например: музыкант — исполнитель опирается своей практической деятельностью на образно — слуховую, эмоциональную, зрительную, оперативную, логическую и моторную («пальцевую») память. В самом действии этого важного навыка необходимы такие нужные звенья, как техника ускоренного чтения нотной графики (что можно сравнивать с умением хорошо и быстро, без запинок читать словесный текст), умение свободно ориентироваться на грифе инструмента, не глядя на руки, быстро выбрать удобную аппликатуру.
Одно из главных условий, обеспечивающих правильное протекание процесса «чтения с листа», заключается, как уже было сказано, в зрительном и мысленном опережении «читающим» того, что непосредственно играется в данный момент (умение «смотреть вперед»).
Современники Ф. Листа свидетельствовали, что великий пианист, исполняя незнакомое произведение, «пробегал глазами» нотный текст за восемь тактов вперед. Нечто подобное имело место у С.В.Рохманинова.
Еще одним из условий является ориентация исполнителя в нотном тексте незнакомого произведения, то есть, какова стратегия поиска наиболее важных фрагментов нотной записи, и также какова характеристика движения глаз при восприятии нотной записи.
Л. И. Горелашвили пишет: «маршрут движения глаз слагается из последовательности фиксаций и скачков. Основное направление движения глаз-это перемещение взгляда вдоль строки справа налево. Во время фиксации воспринимается информация, которая содержится в соответствующем фиксационном поле. Это поле включает нотную запись двух нотоносцев одной и той же строки по вертикали. По горизонтали величина фиксационного поля колеблется в пределах, охватывающих фрагмент нотного текста длительностью от одной четвертой до трех четвертных, причем не в зависимости от количества элементов нотного текста в диапазоне этих длительностей, а в зависимости от их схематической значимости».
Переработка информации, воспринятой во время фиксаций, продолжается во время скачка, то, есть, регистрируется «забегание глазами вперед».
Видя ноты, исполнитель при помощи внутреннего слуха превращает их в звуковую картину, затем воплощает эту картину в цепи соответствующих движений, то есть, воспроизводит нотный текст, так расшифровывается формула «вижу — слышу — играю».
«У лиц с высоко — развитым внутренним слухом», — пишет Б. М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей», — «имеет место быть непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно — слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом. Иначе говоря, внутренний слух музыканта характеризуется не просто яркостью музыкально — слуховых представлений, но своеобразным «сплавом» этих представлений со зрительным образом нотного текста. И тогда такой «сплав» образовался, человек приобретает способность «слышать» читаемые глазами ноты».
В процессе чтения нот «с листа» имеет место еще одно существенное значение, которое выражается в том, что «играющий с листа» не должен отрывать взгляд от нотного текста (но это следует понимать буквально). «Неотрывность» взгляда от текста «читаемой музыки» тесно связана с умением играть, не глядя на гриф (то есть на руки). Если музыкант не умеет хорошо ориентироваться на грифе инструмента, то это ведет к тому, что, отыскивая пальцами, нужные комбинации и сочетания звуков нужной аппликатурой, «читающему» приходится постоянно обращать внимание на руки и на гриф. Отрывая взгляд от нотного текста, музыкант легко теряет нужный фрагмент, исполняемый в данный момент. Следовательно, теряется зрительно — слуховой контроль над музыкальным материалом, отсюда — задержки и запинки.
Прежде чем «читать с листа» непосредственно за инструментом, желательно ознакомиться с текстом произведения посредством мысленного прочтения, то есть «проиграть в уме». При этом, «читающий с листа» на время освобождается от реальных игровых действий, ему дается возможность сконцентрироваться на содержании музыки, форме и строении, ее интонационных, гармонических и ритмических свойствах. Это способствует выработке внутренних музыкально — слуховых представлений.
Еще Шуман в своих «Советах молодым музыкантам» выдвигал этот вопрос на одно из первых мест. «Ты должен», — писал он, — «дойти до того, чтобы понимать всякую музыку на бумаге. Если перед тобой положат сочинение, чтобы ты его сыграл, прочти его предварительно глазами. Если ты можешь на инструменте связать несколько маленьких мелодий вместе, то это уже хорошо; но если они приходят к тебе сами без помощи инструмента, радуйся еще больше: это значит, в тебе проснулся внутренний слух».
Практикой доказано, что вслед за зрительным обзором произведения, за инструментом оно «читается» значительно легче и точнее: проигрывание становится уверенным, уменьшается число ошибок и запинок.
Формирование навыка чтения с листа
Это предварительный слуховой или «донотный» метод обучения начинающих музыкантов. Сейчас он уже не является новшеством, но к этому методу обращаются многие педагоги. В течении нескольких недель ученик знакомится с инструментом. Задача педагога рассказать ученику историю инструмента, показать на личном примере звучание инструмента. Ученик начинает усваивать первоначальные навыки звукоизвлечения. И только после этого можно приступить к извлечению нот. Предполагается, что к этому времени ученик приобрел необходимый запас музыкальных впечатлений. Научился различать основные градации громкостной динамики, темпа: громко — тихо; быстро — медленно, некоторые жанры: марш, вальс и др. Педагогу следует показать ученику звучание инструмента на собственном примере. Чтобы его заинтересовать, вызвать стремление и желание научиться играть на инструменте так же, как педагог. И все же, донотный период необходим, но он мало сказывается на развитии навыка «чтения нот с листа». То есть, накопленный запас слуховых впечатлений в этого период «не работает» на технику чтения. А дело в том, что, когда ученик переходит к игре по нотам, работа над развитием слуха в классе специальности ослабевает, а не редко и прекращается.
Чтобы подготовить ученика к «чтению нот с листа», требуется действия, при помощи которых тренируются различные стороны формируемого навыка — это работа зрения, слуха и моторики.
Эти действия должны проходить в форме игры. Развивающие действия могут быть направлены на формирование и развитие одного умения. Например, работа со «звучащим словом». Это ритмизированное произношение считалок, собственных имен, стихотворений. К декламации затем присоединяются хлопки или постукивания, то есть движения, которые потом потребуются при игре на инструменте.
Формировать и развивать можно одновременно ритм и моторику. Ф. Брянская предлагает игру в «дирижера», где активизируется ритмическое чувство, то есть дается возможность ученику ощутить и «двигательно» пережить равномерную пульсацию музыки.
Запись простейшей мелодии из нескольких тактов содержит как минимум три взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия, осознания и выполнения. Это ритмический рисунок, соотношение звуков по высоте и синтаксис музыкальной речи (разделение на мотивы и фразы).
С самого начала нотный текст должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот, которые обладают выразительным значением.
Перед тем, как преступить к изучению нотной графики, следует изначально освоить ритмическую графику.
Итак, внимание ученика фиксируется на ритмической структуре пьес, которые он слушает и поет в классе с педагогом. И первым элементом нотной графики становится запись ритмического рисунка этих пьес.
Как предлагает Ф. Брянская, можно пользоваться условными знаками,
линиями, различающимися по временной протяженности (четверть_______, восьмая __).
___ __ __ ___ __ __
выгляни в окошко
__ __ __ __ ___ ___
Потом длинные линии «становятся на ноги», а короткие «переворачиваются друг к другу и берутся за руки». Получаются длительности.
Так можно задавать ученику домашнее задание: записать ритм стихов или песенок.
Для закрепления и развития зрительно — слуховых связей вводится дополнительные знаки — звуковые символы. Это могут быть слоги «та» (это четверть) и «ти» (это восьмая), а позже «тири» (это шестнадцатые).
К подобным звуковым символам ритмических длительностей обращались в разное время педагоги Франции, Англии, Германии, а так же музыкальные деятели России — А. Доргомыжский, А. Серов, Н. Рубинштейн и другие.
Музыкально — ритмическое воспитание — один из самых важных моментов в развитии ребенка.
И только потом следует переходить к ознакомлению нотной графики. При работе с детьми более раннего возраста, как предлагает Т. Б. Юдовина — Гальперина в своей книге «За роялем без слез», можно использовать следующий метод изучения нот. У каждой ноты может быть свой цвет .Из истории музыки известно, что многие композиторы обладали «цветным слухом» (например Скрябин), но также известно, что цвета воспринимаются учениками неодинаково, то есть можно ориентироваться на индивидуальные предпочтения ученика.
«Дети, — пишет Т. Ю. Юдовина — Гальперина, — с легкостью запоминают и усваивают, что до-зеленый, ре-желтый, ми—синий, соль—красный, си—белый , фа—оранжевого, ля—может быть фиолетового, розового, но дети лучше всего реагируют на коричневый цвет».
Формирование двигательных умений необходимых
для «чтения с листа».
Точность и быстрота действий рук («игрового аппарата») в ответ на «символы» нотного текста требуют тщательного, направленного развития. Прежде всего, должна быть сформирована свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на грифе инструмента.
Формирование такого умения, как ориентирование на грифе, начинается с исполнения различных гамм и упражнений. Ребенок должен выучить одну гамму, затем пробовать исполнять ее, не глядя на руки. Так же важную роль выполняют все возможные технические упражнения в одной позиции. А на начальном этапе, еще в «донотный» период, можно играть упражнения в одной позиции, с той же самой аппликатурой, но с разных ладов, чтобы научиться ориентироваться пальцами на грифе инструмента. Теплов также пишет, — «в музыкальной педагогике процесс игры на инструменте вполне может осуществляться без всякого участия слуховых представлений. Поэтому приступать к планомерному обучению игре на музыкальном инструменте следует не раньше, чем заложены основы «внутреннего слуха», не раньше, чем игра «по слуховым представлениям» перестанет быть для ученика «путем наибольшего сопротивления» в сравнении с игрой по нотным знакам или по двигательной памяти!».
При переходе к игре по нотам — ориентировка рук без помощи глаз облегчается, так как ведущую роль выполняет слух. Быстрота и точность моторной реакции на читаемый и одновременно исполняемый текст зависит от аппликативной техники, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Такие аппликатурные упражнения вводятся в период изучения ритмической графики.
Таких упражнений может быть множество. Далее следуют гаммы и этюды.
Уровень развития навыка «чтения нот с листа» проверяется на технических зачетах, в которые вводится задание по прочтению с листа» определенного нотного фрагмента или целого произведения.
«Чтение с листа» представляет собой возможность для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыкальное произведение «с листа», начинающий музыкант имеет дело с сочинением, которое не обязательно в дальнейшем разучивать, совершенствовать в техническом отношении.
«Чтение с листа» является перспективным путем, ведущим в направлении обще — музыкального развития. Это увеличение объема музыкального материала, который используется в классе в процессе обучения, а так же быстрое разучивание этого материала. «Чтение нот с листа» очень важно на первом этапе работы над музыкальным произведением, то есть на этапе разбора пьесы. Разбор — это медленное проигрывание пьесы с допуском остановок, а педагоги зачастую задают ученикам разобрать и выучить какой-то отдельный фрагмент пьесы, или определенное количество тактов. Конечно же, пьеса должна проигрываться целиком, чтобы понять ее содержание. А вот сама работа может проходить фрагментарно: заучивать наизусть по «кусочкам», отрабатывать различные технические приемы.
«Чтению с листа» необходимо уделять небольшую часть от урока по специальности, чтобы ученику интересно было заниматься этим. На первом году обучения можно использовать для «чтения» пьесы, состоящие из небольшого количества тактов, диапазон которых не выходит за пределы одной позиции левой руки на грифе. Можно читать те пьесы, которые ему хотелось бы сыграть. Которые он слышал в исполнении других учащихся, а также те произведения, которые знакомы на слух. «Читать с листа» на инструменте можно и в ансамбле. Так этот навык превратиться в интересную и полную форму работы.
Возраст 7—12лет является периодом обучения детей основным навыкам. Поэтому развивать такой навык, «как чтение нот с листа» необходимо с раннего возраста.
1. Ф.Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». Методические материалы. Москва 1971 год.
2. Л.И.Горелашвили « Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста при игре с листа» Автореферат Тбилиси 1978 год. Стр.4,9,15,16,18,21.
3. Т.Б.Юдовина-Гальперина «За роялем без слез». Издательство «Союз художников». Санкт- Петербург 2002 год. Стр.97, 116.
4. Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано». Москва. Просвещение. 1984 год. Стр.148-152.
5. Б.М.Теплов «Психология музыкальных способностей». Москва . Ленинград. 1947 год. Стр. 226, 259.
Источник