Чтение нот с листа фортепиано 2 3 4кл

Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей Детских школ искусств с начинающими пианистами

Разделы: Музыка

Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей детских школ искусств с начинающими пианистами (диагностика развития навыка чтения нот с листа, анализ нотного текста, подбор репертуара).

Целью первого начального этапа по формированию навыка чтения нот с листа у начинающего пианиста является определение исходного уровня развития данного навыка.

Игра с листа оценивается по следующим критериям:

  • зрительно-слуховой анализ нотного текста;
  • непрерывность исполнения;
  • точность расшифровки и воспроизведения авторского текста: звуковысотность, метроритм, фразировка, динамика, штрихи;
  • аппликатурные навыки;
  • топография: умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не
    глядя на руки;
  • выразительность исполнения: эмоциональная отзывчивость, осмысленность формы произведения, выявление жанровых особенностей.

Оценка выполнения каждого критерия, проводится по пятибалльной системе. Пять баллов выставляется за задание, выполненное полностью безукоризненно; четыре балла − выполненное, но с одной или двумя неточностями; три балла – выполненное наполовину; два балла − выполненное меньше, чем наполовину. В итоге подсчитывается общий бал.

Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является анализ нотного текста. Необходимо разработать план подготовки к чтению с листа (ученик должен принимать в этом деле активное участие):

  • определить тональность, ключевые и встречные знаки;
  • анализ структуры произведения: ритмические и мелодические
    повторы, части, разделы;
  • простучать ритм;
  • проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
  • продумать аппликатуру;
  • определить темп;
  • обратить внимание на штрихи, динамику.

Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте [8, с. 66].

Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того чтобы грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г. И. Шахов [8, с. 66], необходимо предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр — “Марш”, “Маленькая полька”, “Вальс”, “Ласковая просьба”, “Петрушка” и т.д.

Читайте также:  Старенький трамвай пиккардийская терция ноты

Формирование навыка чтения с листа является главным условием развития самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста. Для решения этой задачи необходимо подбирать яркий музыкальный материал, который мог бы вызвать интерес у учащегося.

Одна из основных и важнейших задач начального этапа музыкального обучения − привить ребенку любовь к музыкальной речи, научить его понимать содержание произведения и выразительность языка. Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения игре на любом инструменте. На образцах простейших народных детских песенок ученики постепенно осваивают принципы чтения нотного графика и под руководством преподавателя вырабатывают прочные первоначальные навыки интонирования голосом и на фортепиано по нотам − навыки, которые крайне необходимы для самостоятельной творческой работы по освоению музыкальной литературы.

Первоочередная задача − сделать занятия по чтению нот с листа увлекательными. Нетрудные переложения классических произведений, музыка из мультфильмов развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа.

Необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального произведения.

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов − от “простого к сложному”, от лёгких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.

Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее, необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.

Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых – аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика.

Следует читать с листа больше мелодий, пьес и ансамблей построенных на материале русских народных песен, песен советских композиторов, произведений классиков русской музыки и песен других народов. Сверх того, включать в репертуар ряд музыкальных произведений западноевропейских композиторов, музыку из детских мультфильмов, популярные и джазовые пьесы.

Подбор нотного материала необходимо осуществлять с установкой на многообразие, опорой на различные метры, ритмические обороты и лады. Желательно обеспечивать широкую “начитанность” в разных стилях фортепианной музыки и с другой стороны – развивать динамичное музыкальное мышление, воспитывать установку на всевозможные повороты и сюрпризы музыкального текста.

Успех работы зависит от следующих условий и факторов:
– регулярности и систематичности занятий по чтению с листа;
– хорошо подобранного (интересного и разнообразного) репертуара для чтения нот с листа, не превышающего по своей сложности уровень способностей и подготовленности данного ученика;
– хорошей теоретической подготовки ученика;
– развития внутренних слуховых представлений.

Эффективной формой работы является игра в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Это придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание.

Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы необходимо подбирать обширный репертуар, включающий — народные песни, классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную музыку.

Примерный репертуарный список.

I. Народные песни.

  1. Висла. Польская народная песня.
  2. Ехал казак. Украинская народная песня (ансамбль).
  3. Здравствуй, гостья зима. Русская народная песня (ансамбль).
  4. Каравай. Русская народная песня.
  5. Козлик. Русская народная песня.
  6. Пчела. Чешская народная песня.
  7. У Мэри был ягненок. Японская народная песня.
  1. Бетховен Л. Ода “К радости” (отрывок).
  2. Брамс И. Колыбельная.
  3. Брамс И. Петрушка.
  4. Глинка М. Марш Черномора (ансамбль, отрывок).
  5. Глинка. Ты, соловушка.
  6. Прокофьев С. Петя. Из симфонической сказки “Петя и волк” (ансамбль).
  7. Чайковский П. Отрывок из балета “Лебединое озеро”.
  8. Чайковский П. Колыбельная песнь в бурю (отрывок).
  1. Гедике А. На черных клавишах.
  2. Лемуан А. Вечный двигатель.
  3. Лефельд Я. Кошечка.
  4. Рамо Ж. Тамбурин.
  5. Сигмейстер Э. Прыг-скок.
  6. Слонов Ю. Матрешки.
  7. Тетцель Э. Прелюдия.
  8. Хватал Ф. Маленькие друзья.

IV. Детская музыка.

  1. Гладков Г. Песенка львёнка (ансамбль).
  2. Савельев Б. Две песенки кота Леопольда (ансамбль).
  3. Островский А. Спят игрушки.
  4. Уотт Д. Три поросёнка (ансамбль).
  5. Шаинский В. Кузнечик.

V. Популярная музыка.

  1. Дмитриевская П. Рождественский гимн (ансамбль).
  2. Легран М. Мелодия (ансамбль).
  3. Штраус Р. Вальс.

VI. Джазовые пьесы.

  1. Градески Э. Задиристые буги.
  2. Игнатьев В. Песенка-марш барбоса.
  3. Прима Л. Пой, пой (ансамбль).
  4. Роджерс Р. Голубая луна (ансамбль).
  5. Шеринг Д. Колыбельная.
  6. Шмитц М. Буги (ансамбль).

VII. Песни для голоса и фортепиано.

  1. Дунаевский М. 33 коровы.
  2. Калинников В. Кисонька.
  3. Кикта В. Я на скрипочке играю.
  4. Компанеец З. Весёлый поезд.
  5. Кочурбина М. Мишка с куклой.
  6. Красев М. Маленькой ёлочке.
  7. Крылатов Е. Это знает всякий.
  8. Эрнесакс Г. Едет, едет паровоз.
  1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А.Баренбойм – М.: Советский композитор, 1973. – 270 с.
  2. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / Т.Л. Беркман – М.: Просвещение, 1977. – 104 с.
  3. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская – М.: Музыка, 1971. – 56 с.
  4. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа [Текст] / Р.З. Верхолаз – М.: АПН РСФСР, 1960. – 45 с.
  5. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев — М.: Классика XXI , 2006. – 95 с.
  6. Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. – М.: Музыка, 1971. – С.68–76.
  7. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.
    Интенсивный курс [Текст] / Т.И. Смирнова – М.: ЦСДК, 1994. – 55 с.
  8. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в
    классе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов – М.: Музыка, 1996. – 189 с.
  9. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез. [Текст] / Т.Б. Юдовина – Гальперина – СПб: Союз художников, 1996. – 237 с.

Источник

Открытое занятие по теме: « Чтение с листа на уроке фортепиано в младших классах »

специалист в области арт-терапии

Открытое занятие по теме:

« Чтение с листа на уроке фортепиано в младших классах »

План учебного занятия (открытого урока)

Преподаватель : Моргунова Наталия Вячеславовна

Год обучения, класс : 2 класс

Тема : « Чтение с листа на уроке по фортепиано в младших классах »

Вид урока : комбинированный урок (формирование умений и навыков; взаимодействие с предметом «Сольфеджио»; использование игровых форм на уроке)

План учебного занятия :

1 этап: организационно-подготовительный – 5 минут

2 этап: основной – 30 минут

3 этап: итоговый -5 минут

Развитие навыков самостоятельного чтения нот с листа.

— овладение практическим навыкам чтения нот с листа;

— формирование внутреннего чувства ритма;

— формирование навыков внимательного восприятия нотного текста;

— обучение предварительному грамотному прочтению нотного текста глазами до его передачи на инструменте;

— закрепление практических и теоретических знаний

— развитие специфического зрительно-моторного навыка;

— развитие слухового контроля;

— развитие комплексного восприятия нотного текста;

— развитие навыка чтения с листа партий сразу обеих рук;

— развитие мышления и творческой инициативы

— воспитание интереса к определенным навыкам и умениям;

— воспитание внимания, сосредоточенности и усидчивости;

— вовлечение ученицы в активную творческо-игровую деятельность

Методы и технологии обучения:

Метод самоконтроля обучающегося.

Объяснительно — иллюстративный и игровой методы;

Метод опережающего чтения нотного текста (с бегунком);

Приемы, способствующие активизации слуха, обращению к музыкальному восприятию ученика;

Приемы, направленные на развитие умения продолжительно концентрировать внимание;

Прием ,.слепой игры.

Прием ,,фотографирования,, нотного текста.

Применение наглядно — игровых форм в работе.

Здоровьесберегающие технологии ( выполнение творческих заданий оптимизируют психическое состояние ученика)

I . Организационный этап.

1. Установление положительного контакта. Приветствие, психологический настрой учащегося, концентрация внимания.

2. Подготовка к занятию. Мотивация на дальнейшую деятельность.

3. Творческая практическая деятельность. Упражнение Ш. Ганона. Выполнение задания, корректировка деятельности.

II. Основная часть.

Объяснение учебного материала

Научиться свободно ориентироваться на клавиатуре. Игра «Живые нотки». Выполнение заданий, анализ деятельности, наблюдение, корректировка деятельности.

Научиться ориентироваться в октавах. Игра «Музыкальное лото». Выполнение заданий, анализ деятельности, самооценка деятельности.

Научиться предвидеть и читать с листа только мелодическую линию. Упражнения «змейки». Опрос и выполнение заданий, анализ деятельности, наблюдение и корректировка деятельности.

Научиться смотреть вперед играемого текста. Чтение с листа (с бегунком). Выполнение заданий, анализ деятельности, корректировка деятельности.

Развитие тактильного восприятия. Чтение с листа методом «слепой игры». Выполнение заданий, анализ деятельности, корректировка деятельности.

Выработать чувство внутренней пульсации. Работа с ритмом. Выполнение заданий, анализ деятельности, корректировка деятельности.

Анализ нотного текста. Чтение с листа. Выполнение заданий, анализ деятельности, корректировка деятельности.

Повторение и закрепление теоретического пройденного материала. Игра ,,Угадай-ка. Проверка знаний. Контроль. Сравнительный анализ терминов.

III. Заключительная часть

Актуализация. Подведение итогов. Проблемный вопрос, ситуация.

Подведение к теме и цели занятия. Самостоятельная формулировка темы урока. Рассуждения и ответы.

Рефлексия содержания учебного материала. Самостоятельная оценка своей работы на уроке. Домашнее задание.

В процессе овладения музыкальным инструментом — Фортепиано и приобретаемых навыков игры, пожалуй, одним из главных для ученика навыков остается Чтение нот с листа. Именно оно создает основу для быстрого освоения нотного материала, которое в свою очередь приводит к совершенствованию фортепианной игры, умению правильно интонационно и ритмически играть по нотам без остановок любое незнакомое произведение. Благодаря такому навыку, ученик может расширять свой кругозор, познавать и открывать для себя все новые и новые музыкальные произведения. Нужно отметить, что этот навык успешно развивается, благодаря совместному труду педагога и ученика, а также систематическим занятиям самого ученика дома. Педагогу необходимо постепенно знакомить ученика с основными принципами методики разбора и чтения с листа нотного текста, воспитывать осмысленное видение произведения, приучать видеть все авторские обозначения и слышать в них музыкальное содержание. Чтобы облегчить работу ученику, необходимо начинать работу над произведением с прочтения лишь ритмической записи. Затем обучать чтению нот целостными структурами( обороты, фразы, интервалы, аккордовые последовательности), а не отдельными нотными знаками. Прививать навык с забеганием смотреть вперед, а не на тот текст, который исполняется в данный момент. Выполнять анализ всего нотного текста, умея ориентироваться на клавиатуре, не глядя на руки. Начиная работу чтения с листа с элементарных заданий и последовательно совершенствуя навыки быстрого и осмысленного разучивания, ученик одновременно с этим развивается музыкально. Это выражается в растущей потребности слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии, координировать сочетание всех составляющих ее элементов, открывая путь к яркой ее выразительности. Все это повышает интерес ученика к самому процессу работы за музыкальным инструментом, наполняя его смыслом и содержанием. Умение свободно читать с листа благоприятно влияет на весь учебный процесс ученика, и, как итог, на конечный результат воспитания музыканта.

I. Организационный этап.

Сегодня наш урок будет посвящен полностью одному виду деятельности, очень важному, я не буду его специально называть, ты догадаешься потом сама и назовешь мне его. Просто скажу о нем то, что при регулярных занятиях как в классе, так и дома, у тебя не только будет расширяться музыкальный кругозор, развиваться музыкальный слух, мышление, но и улучшится пианистический аппарат, выработается быстрая ориентировка на клавиатуре, разовьются сложные двигательные навыки, а также сформируется база для аккомпаниаторской практики в дальнейшем, может быть и в игре ансамблем.

Но сначала, я предлагаю привести наши руки и пальцы в рабочее состояние, давай исполним Упражнения Ш. Ганона ( приложение 1), ученица исполняет, корректирую ошибки исполнения, постановку пальцев руки и всего пианистического аппарата в целом.

II. Основная часть.

Игра «Живые нотки»

Ученица выкладывает на Музыкальной лесенке пуговками- нотками на увеличенном нотном стане, который нарисован на альбомном листе, (приложение 2) четыре поговорки:

1. ,,В скрипичном ключе — ми, соль, си, ре, фа, ля — на линеечках сидят,, ;

2. В скрипичном ключе — ре, фа, ля, до, ми, соль — те, в окошечки глядят,, ;

3. В басовом ключе – там, где соль, си, ре, фа. Ля — то басовая земля,, ;

4. В басовом ключе – фа, ля, до, ми, соль, си — к ноте «до» скорей неси,, .

Игра поговорок за инструментом.

Задание: определить октаву ноты и саму ноту, найти на инструменте, сыграть и пропеть ее.

2. Игра «Музыкальное лото»

Ученица выбирает одну карточку , называет ноты на ней и отыскивает их на инструменте (приложение 3). Затем, ученица ставит себе оценку, следуя правилу: угадала три нотки – оценка «три», четыре нотки – оценка «четыре» и т. д.

Задание: прочитать ноты в скрипичном и басовом ключах и найти соответствующую клавишу.

Упражнения «Змейки» (целостные структуры – мелодические обороты)

В нотной тетради записываем «змейку» из нот-бусин, которую затем ученица испоняет на фортепиано. В этом задании важно определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии. Ученица играет как бы наощупь, не смотря на клавиатуру. В любой момент нужно уметь вовремя остановиться или повернуть обратно. Это упражнение развивает координацию, внимательность, ученица привыкает играть ноты подряд, одну за другой, если после ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между линейками, и наоборот, следует играть ноты через клавишу, если они расположены подряд либо на линейках, либо между линейками. Опрос домашнего задания : игра на фортепиано «змеек» (мелодического рисунка), которую ученица придумала и написала сама дома. Сначала «змейки» играются в скрипичном ключе, а потом ноты надо перевернуть «вверх ногами» и сыграть их «задом наперед» в басовом ключе.

Чтение с листа (с бегунком)

Вырезать из плотной бумаги любой формы бегунок, который необходим для того, чтобы приучить ученика постоянно смотреть немного вперед исполняемого текста. Во время чтения с листа и взятия учеником ноты, преподаватель закрывает ее бегунком, чтобы внимание переключалось на следующую ноту. Когда она берется, бегунок ее уже закрывает, и внимание ученика фиксируется на следующей ноте и т. д. Таким образом, бегунок перемещается чуть с опережением реальной игры.

Задание: чтение с листа маленьких пьес. ( Б. Е. Милич, учебное пособие. Форте пиано. Маленькому пианисту)

5. Чтение с листа приемом «Слепой игры»

Прием «слепой игры» на фортепиано – это прием, когда руки во время игры прикрываются листом бумаги. Ученица отвыкает постепенно от того, что переключает свое внимание с нот на клавиши и обратно. Благодаря этому приему у ученицы развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость визуального контроля за движениями рук.

Задание: чтение с листа маленьких пьес. ( Б. Е. Милич, учебное пособие. Форте пиано. Маленькому пианисту)

Работа с ритмом

Особое место на уроке уделяется формированию внутреннего чувства ритма, развитию слухового контроля. Ученице предлагается задание с ритмическими упражнениями: простучать ритм на столе: левая рука – пульс, правая рука – ритм, а затем прохлопать ритм под произношение вслух счета.

Цель этих упражнений – выработка ощущения чувства внутренней пульсации.

Задание в игровой форме: преподаватель играет две пьесы, а ученица должна узнать мелодию по ее ритмической записи на карточке.( Шуман ,,Марш,, и ,,Аннушка ,, Чешская народная песня,.).

Непосредственное чтение нот с листа начинается с просмотра и анализа произведения. Анализируются размер, ладотональность, строение произведения (мелодия, аккомпанемент, голосов между отдельными руками). Ученица приучается к предварительному прочтению нотного текста глазами до его передачи на инструменте. При этом развивается комплексное восприятие нотного текста, развивается навык чтения с листа партий сразу обеих рук, снимается психологический зажим перед чтением с листа, занятие становится увлекательным. Подобно дорожным знакам, перед многими пьесами выставлены «предупреждающие» знаки, которые облегчают анализ пьесы перед исполнением. Их цель – обратить внимание ученицы на «ловушки», которые могут быть в нотном тексте. Более быстрому восприятию нотного текста по горизонтали служит умение быстро расчленять текст на музыкальные единицы — это паузы, ритмические остановки, паузы, построения с динамическими контрастами и вопросо-ответными. При чтении с листа используем прием ,,фотографирования,, нотного текста. Ученица смотрит на начальную фразу музыкального произведения, старается запомнить, мысленно ее представляет в звучании, а затем исполняет ее. В сам момент исполнения уже читает и запоминает следующую фразу. Очень важно умение смотреть вперед нотного текста. Вначале такая читка с листа выполняется с остановками, но постепенно, усовершенствуя навык чтения с листа, скорость восприятия и объем запоминания увеличиваются.

Задание: чтение с листа программных пьес, игра в ансамбле своей партии. (А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. ,, Вальс собачек,, ,,Вальс петушков,,)

8. Игра ,,Угадай-ка ,, (термины, динамические оттенки, знаки)

Музыкальные термины и динамические оттенки выписаны на настенной доске.

Музыкальные термины : andante, moderato, alleqretto, ritenuto

Штрихи : legato, non legato, staccato

Динамические оттенки : f, mf, p, mp

Знаки : диез , бемоль , бекар , фермата , реприза , вольта , creshendo, diminuendo.

Задание: ученице следует прочитать термины, штрихи, динамические оттенки и дать им перевод

III. Заключительная часть

-Давай подведем итог нашему с тобой занятию: что нового ты узнала для себя и что тебе было уже известно, и ты лишь вспомнила и закрепила эти навыки? Предлагаю дать самооценку своей деятельности на уроке. Ты догадалась о каком виде музыкальной деятельности мы сегодня говорили на уроке и подробно им занимались? Правильно — это чтение с листа!

Итоги рефлексии, предполагаемые результаты:

Личностные: обладает первичными умениями оценки своей деятельности и ответов на основе критериев.

Регулятивные: оценивает свою работу на занятии, адекватно воспринимает вы педагога, носящие оценочный характер.

Коммуникативные: умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

1) повторять и выкладывать на Музыкальной лесенке пуговками — нотками четыре поговорки;

2) играть в музыкальное лото;

3) прохлопывать ритмические упражнения (карточки);

4) самостоятельное систематическое чтение с листа 2-5 маленьких пьес каждый день.

Используемый нотный материал и учебные пособия:

Ш. Ганон Упражнения.

,.Аннушка,. чешская народная песня

А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие, издание шестое» Советский композитор», 1992г.

Б. Милич. Фортепиано. Маленькому пианисту. Издательство: Кифара,2008.

Т. Камаева и А. Камаев Чтение с листа. Игровой курс. Издательство: Классика ХХ I , 2007.

Источник

Оцените статью