Тема 3.2. Методика чтения нот с листа
Продолжительность лекции: 2 академических часа.
Материальное обеспечение лекции: наглядные пособия, таблицы, схемы по развитию навыка чтения нот с листа.
Первый Чтение с листа как возможность освоения музыкальной литературы;
Вторая Основные методические принципы знакомства с нотным текстом;
Третья Методика быстрого чтения нотного текста;
Четвёртое Типичные ошибки при чтении с листа
Цель лекции: Усвоить алгоритм чтения нот с листа и познакомить с современными методиками развития быстрого чтения нотного текста.
Первый Чтение с листа как возможность освоения музыкальной литературе
Многие известные исполнители и преподаватели в нашей стране в за рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому ознакомлению с материалом. Это связано с тем, что чем более сознательно и быстро читает музыкант с листа, тем быстрее и легче формируется в его идеальный образ произведения и исполнительский план его интерпретации.
Чтение классических произведений отечественных и зарубежных композиторов, а также обработок и переводов образцов народной музыки — важнейший акт творческой деятельности исполнителя, связанный с его «начитанностью» и профессиональным интеллектом музыканта. Именно поэтому умение правильно и быстро читать с листа может рассматриваться как одно из средств повышения уровня профессиональной сознании музыканта.
Обычно в учебном процессе учащиеся демонстрируют чтение в медленном темпе, который не соответствует данному произведению и не обеспечивает полноценного восприятия отдельных художественных образов и содержания произведения в целом. Медленное чтение, как правило, связано с фиксацией внимания на отдельных нотах, мелодических рисунках и мотивам, их повторным воспроизведением и с большими энергетическими и временными потерями, снижением интереса к чтению нотного текста и утомление.
Под быстрым чтением понимается чтение в темпе, необходимом для создания звукового и художественного образов данного произведения.
К разработке методики быстрого чтения, формирования навыков чтения нот с листа обращались многие известные музыканты.Сегодня не без основания считается, что появление звукозаписывающей аппаратуры и снижение интереса к домашнему музицированию значительно снизила темпы и качество формирования навыка быстрого чтения нот с листа. Все реже встречаются музыканты, которые без напряжения читают нотные тексты любой сложности, как это делал, например, в конце XIX в. известный музыкант Ф.Блуменфельд. В мемуарной литературе встречаются воспоминания его современников, которые отмечают поразительно умение Блуменфельда читать из письма в темпе сложные партитуры, при том не только печатные, но и рукописные.
Нотная запись открывает для вдумчивого исполнители безмерную красоту и содержательность музыкального искусства. Именно нотный текст становится главным и неоспоримым источником знаний. Все остальное — знания о композиторе, его творчество, методические советы, исполнительские традиции — это только дополнение к тому, что воспринято с нотного текста. Чтение его — не перевод «видимого в подвижное», но всегда раскрытие внутреннего смысла через проникновение в значение каждого элемента ткани, каждой «музыкального события», через глубоко эмоциональное переживание его драматургии, содержания.
Ученик, который овладел техникой чтения нот с листа играя, как будто бы видит не ноты, а глазами «слышит» зашифрованы «в их звуковой образ. Нотные знаки воспринимаются не сами по себе, а звучат, оживают по мере того, как перед ними раскрывается богатый мир эмоциональных образов. Поэтому сформировать умение быстрого чтение — раскрытие ученику беспредельного мира музыки разных эпох и народов, музыки разных стилей и жанров, музыки, без которой невозможно представить полноценную жизнь.
Первый Основные методические принципы знакомства с нотным текстом
В исполнительской практике существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения — разбор и чтение с листа. Под разбором понимается медленное воспроизведение произведения, которое допускает прекращение для более детального и тщательного анализа текста. Под игрой с листа — выполнение незнакомого произведения в темпе и характере, близком к требуемого, без предварительного, даже фрагментарного воспроизведения на инструменте. Такое исполнение должно быть неразрывным: оно предполагает сознательную фразировки и выполнение тех авторских указаний, которые в наибольшей степени обусловливают характер выполняемой музыки.
При чтении с листа все действия музыканта вступают в неразрывную связь, объединятся в сложный динамический процесс, который протекает с высокой интенсивностью. Игра с листа требует в основном синтэзуючай деятельности, в то время, как в разбирательстве преобладает аналитический начало.
Взятый в последовательности процесс игры с листа представляет собой сложный цепь действий, которые можно условно разбить на три группы:
— Действия, которые предупреждают игру: определение по авторским ремарках названия, жанровой и стилевой основы, характера, темпа, основной лада, тональности и размера; быстрый просмотр текста с целью выделения господствующего метра ритмического рисунка (уже в этот момент рождается общая моторная установка поведения рук) .
— Действия, которые принадлежат непосредственно к чтению и связано с работой зрения и слуха: зрительный обзор и умственная дешифровка ритмической и звуко высотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осмысление структурной логики и построение гипотезы о ее продолжении.
— Действия по реализации, «озвучивании» воспринятого текста, которая требует сложной координированной деятельности всего исполнительского аппарата.
Часть этих действий протекает автоматически и существует как будто бы вне тебя. Для этого музыкант должен уметь предвосхищающая ближайшее развертывание музыкального текста, на что обратил внимание еще И.Гофман, который говорил: «Чтение с листа в значительной мере сводится к прадугадвання, как вы можете впевницца, проанализировав чтение книг» [2] .
Возможность с той или иной вероятности предугадать вать продолжение нотного текста, предсказывать него зависит, в свою очередь, от двух взаимозависимых факторов: самого нотного текста (степени его сложности, степени упорядочения его элементов и т.д.) и уровня профессионального образования музыканта, г . е. степенью его «начитанности». По этому поводу И.Гофман писал: «. скорость успеха зависит от уровня вашего образования, чем оно шире, тем более легко предугадать логическое продолжение начатой фразы» [3] .
Говоря о предсказуемость мы имеем в виду не только зрительно-слуховое представление того, что произойдет в ближайших тактах, но и представление игровых движений. Отсутствие или неточность моторной двигательной готовности — весьма распространенная причина плохого чтения с листа.
Таким образом, основная задача методики сводится чтения с листа — максимально обеспечить субъективная сторона предсказуемости через освоение всевозможных «алгоритмов», «моделей», «формул», по которым строятся произведения разных жанров и стилевых направлений.
Третья Методика быстрого чтения нотного текста
Основной практический метод чтения с листа наиболее лаконично описан И.Гофманам, который под крэсливав: «Лучший способ научиться читать с листа — это как можно больше читать», — и продолжал, — «Много читать с листа, причем как можно скорее, хотя бы на первых парах и вкрались какие-то мелкие неточности. При быстром чтении будет развита способность зрения . «схватывает во», а это, в свою очередь, облегчит вам чтение деталей » [4] .
В исполнительской практике вырабатывается комплексность восприятия и комплексные ответные действия на них. Нотный рисунок перестает быть только зрительным восприятием. Графическое изображение нотной записи по мере выработки навыка чтения нот ассоциируется все больше с «топографическим» изображением музыки в звуко высотной пространстве: движение вверх — вниз, плавным или скачкообразно, быстрым чередованием многих звуков или медленной их последовательностью, движением линейным, единогласным, или шматгучным и т.д.
Именно так бывает, когда исполнитель читает с листа знаком произведение, язык и круг образов которого нам известно. По легкому намеку нотного рисунке музыкант на предвосхищающая содержание сложных аккордов, длинных пассажей. Достаточно схватить глазом контурную линию мелодии, почувствовать характерность ритма, особенности гармонии, поймать ход баса, чтобы почти создавать музыку вместе с композитором. «Плох тот музыкант, — говорил Р.Шуман, — который растеряться или остановиться, когда ему перевернуть страницу на половину такт позже, чем нужно» [5] .
Четвёртое Типичные ошибки при чтении с листа
Методический анализ процесса чтения с листа позволил определить ряд типичных ошибок, описание которых целесообразно с целью их профилактики. Сразу отметим, что наибольшую сложность представляет собой чтение с листа произведений, написанных для многоголосные инструментов и партитур.
Первый Одной из типичных ошибок является установка [6] музыканта исполнителя на максимальное сэнсорнае насыщение при зрительном восприятии текста. Наибольшая эффективность достигается при выработке установки на использование минимального количества сигналов, которые необходимы для раскрытия художественно-звукового образа произведения.
Вторая Вторая ошибка — установка на Поэлементный восприятие нотного текста, преодоление которой достигается формированием навыков апярэжваючага логического поиска («пре слыханне»).
Третья Третий и распространенной ошибкой является а установка на потом Доуни восприятие отдельных строк многострочного текста. Чтобы избавиться от этой ошибки, нужно развивать периферийных зрение.
Четвёртое Ошибочная установка на замедленное и повторное восприятие нотного текста. Необходимо, наоборот, в один миг воспринимать текст во время его восстановления и быстро переключаться на следующую дозу текста. Нужно избегать повторений, потому что из-за них теряется целостное восприятие музыкального произведения.
Пятый Неэффективная установка на корректировку звучания, на поиск зрением пальцев на клавиатуре. Необходимо уверенная ориентация рук, пальцев, всего исполнительского аппарата.
Избежание этих ошибок может рассматриваться как предпосылка к овладению умения быстрого чтения с листа музыкальных произведений.
— Развитое умение чтения нот с листа облегчает профессиональную работу музыканта, расширяет его музыкальный кругозор, позволяя ему самостоятельно знакомиться с исчерпывающими миром музыки.
— Игра с листа представляет собой сложный цепь действий, которые объединятся в три группы: предварительный просмотр текста и авторских ремарок; зрительный обзор, дешифровка нотной графики и прадугадванне дальнейшего; озвучивание воспринято текста.
— Предсказуемость нотного текста зависит от степени его сложности и степени упарадкаванняи его элементов, а также от уровня профессионального образования музыканта.
Ключевые понятия: чтение с листа, быстрое чтение, нотный текст, нотная графика.
Вопросы для самопроверки:
Первый Охарактеризуйте, в чем принципиальная разница между разбором незнакомого текста и чтением с листа.
Вторая В чем заключается предсказуемость, как необходимый навык при чтении с листа?
Третья Перечислите типичные ошибки, встречающиеся при чтении нот с листа.
Первый Брянск Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа д. Первые годы Обучение пианиста. — М. : Классика, 2005 — 68 с.
Вторая Брянск Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. Пособие по чтения но т с листа: В 2 ч. Ч.1. — Л., 1963, 1964; ч.2. — Л., 1969.
Третья Бюзен Т. Учебник быстрого чтения. — М.: Попурри, 2001. — 255 с.
Четвёртое Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. — М.: Госмузиздат, 1960. —
Пятый Гофман И.. Чтения с листа / / Гофман И.. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госмузиздат, 1961. — С.176 — сто семьдесят седьмой
Шестой Жилины В. Занимательные игры для чтения с листа (для любого инструменты). — М.: Музыка, 2005. — 56 с.
Седьмой Серебровский И. К вопросы О развитии навыков чтения нот с листа / / Труды ин-та культуры им. Н.К, Крупской. Т.13. — Л., 1963. — С.161 — сто шестьдесят восьмой
Восьмой Часов В. психологические принципе быстрого чтения. — Л.: Знание, 1978. — 29 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Чтение с листа. Пособие для юного пианиста
Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. Ред. — составители О. А. Курнавина, А.Г. Румянцев
Умение читать с листа — загадочное качество, которое присуще далеко не каждому музыканту. Ошибочно подразумевается, что способность эта приобретается как бы сама собой за годы обучения в музыкальной школе. Однако опытные преподаватели знают, что это далеко не так.
Невзирая на предмет «Чтение с листа», который предусмотрительные методисты уже довольно давно ввели в учебную сетку, умение читать с листа за эти годы не улучшилось, а, скорее, ухудшилось у среднего ученика ДМШ.
Опытные преподаватели зачастую опускают руки, не понимая, почему один ученик к 9-ти годам свободно разбирает пьесы, а с другим, 14-летним учеником приходится на уроке такт за тактом разбирать выпускную программу. Грозные требования педагога «смотреть в ноты» отнюдь не способствуют выработке умения читать с листа.
Не следует забывать, что навык этот совсем не обязательно соответствует умению хорошо разбирать пьесы. Сплошь и рядом ученик, приносящий на урок прекрасный разбор, на экзамене по читке получает низкие баллы, так как не умеет бегло охватить фразу, выявить главное, услышать интонацию. И наоборот: тот, кто весьма осмысленно и бегло читает ноты, приносит неряшливый разбор репертуара.
Для преподавателя весьма сложно бывает свести воедино эти два умения—читать ноты и разбирать их.
Вероятно, вопрос, почему так происходит, может быть предметом изучения психологов и методистов. Однако наряду со сложными психологическими и прочими причинами есть одно, как мне представляется, весьма существенное обстоятельство, которое часто недооценивается. Это — непродуманное, последовательное и постепенное усложнение задач при освоении знаков музыкального текста.
Вряд ли начинающий ученик в первые музыкальные уроки получит этюд на сложные длинные линии или двойные ноты. А ведь легкие в техническом отношении пьесы зачастую содержат знаковые трудности (например, знаки альтерации, басовый ключ, широкий . диапазон и пр.).
Усложнение технических и пианистических трудностей не всеща содержит адекватное постепенное усложнение знаковых трудностей. А если усложнение репертуара в техническом отношении будет соответствовать постепенному усложнению нотной грамоты, то развитие ученика на первых порах будет проходить очень медленно, что снизит его интерес к занятиям. Именно поэтому оправдана помощь ученику на раннем этапе обучения в разборе и так называемая «игра с рук».
Однако когда ученик имеет в руках определенное количество пьес, педагогу необходимо вернуться к началу освоения нотной грамоты и последовательно провести ученика через трудности, возникающие на пути.
Авторы данного пособия, основываясь на опыте 30-летней работы, постарались выполнить эту задачу — помочь ученику постепенно, незаметно для себя самого, овладеть трудностями читки с листа и научиться получать удовольствие от этого процесса.
Пособие снабжено педагогическими комментариями к ряду примеров.
Рекомендуем:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Источник