Чтение нот с листа пособия ноты

В.Платонов Чтение нот с листа

пособие для баянистов pdf


В.Платонов
Чтение нот с листа

пособие для баянистов
«Советский композитор», 1970г.
номер с2515к

Чтение нот с листа является одним из основных видов работы по формированию музыканта-исполнителя.
Грамотное и беглое чтение с листа дает возможность учащемуся в короткий срок ознакомиться с большим количеством произведений, что расширяет музыкальный кругозор и повышает техническое мастерство.
Исполнение музыкальных произведений на баяне обладает своей спецификой. Читая ноты, баянист лишен возможности хоть «краем глаза» иногда контролировать положение рук на клавиатуре, поэтому первоочередное значение для исполнителя имеет ощущение клавиатуры. Тот учащийся, который привык постоянно смотреть на правую клавиатуру в процессе разбора или проигрывания произведения, развивает лишь зрительное представление клавиатуры, а не ощущение ее, и он не сможет прочитать простейшего музыкального произведения в едином темпе без остановок. Особенно необходимо твердое знание и уверенное ощущение левой клавиатуры баяна, так как левая рука баяниста выполняет две функции: она нажимает клавиши-кнопки, а также разжимает и сжимает мех баяна.

Но для успешного чтения с листа недостаточно только хорошо представлять правую и левую клавиатуры инструмента. Не менее важно развитие музыкально-слуховых представлений. Внутренний слух, то есть умение не только пропеть, но и мысленно воспроизвести мелодическую последовательность или гармоническое сочетание, является необходимым условием самоконтроля.
Кроме того, следует обратить внимание на метро-ритмическое развитие учащегося, воспитание чувства лада и формы.
Эта теоретическая и практическая подготовка будет способствовать осмысленному и грамотному чтению нот с листа.
Настоящий сборник составлен в помощь учащимся 2-х и 3-х классов детской музыкальной школы для чтения нот с листа как под руководством преподавателя, так и при самостоятельной домашней работе.

Весь материал разбит на разделы, которые предусматривают, помимо общего совершенствования, овладение различными элементами музыкальной грамоты и техники. Определив пробелы в подготовке ученика, преподаватель наметит пьесы для классной и домашней работы из соответствующих разделов, где материал расположен в порядке возрастающей трудности.
Во всех произведениях, кроме тех, что даны в последнем разделе, выставлена аппликатура. Последний же раздел — «Аппликатура» — рассчитан на самостоятельный подбор учащимися в процессе чтения нот с листа наиболее целесообразной аппликатуры.
Сборник содержит произведения советских, русских и зарубежных авторов, а также обработки народных песен и танцев.
Он может быть использован в качестве хрестоматии педагогического репертуара для учащихся начальных классов детских музыкальных школ, в музыкальных студиях и кружках.
В.Платонов

I. ДЛИТЕЛЬНОСТИ
1. Солнышко. Детская песенка
2. Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
3. Сенокосная. Украинская народная песня
4. Зима. Детская песенка
5. М. Магиденко. Петушок
6. А мы проса сеяли. Русская народная песня
7. На зеленом лугу. Украинская народная песня
8. На лодочке. Башкирская народная песня
9. Савка и Гришка. Белорусская народная песня
10. Голова болит. Русская народная песня.
11. Сын мой, сыночек. Чешская народная песня
12. А на горе мак. Белорусская народная песня
13. Птичья колядка. Польская народная песня
14. Козел-хвастун. Русская народная песня
15. Как у нас во садочке. Русская народная песня
16. В. Герчик. Дождик. Детская песенка
17. Сіяв мужик просо. Украинская народная песня
18. Полянка. Русская народная песня
19. Аннушка. Чешская народная песня. Обработка В. Ребикова
20. X. Глюк. Мелодия
21. Мне моя матушка говорила. Чешская народная песня
22. Деревянное колесо. Эстонский народный танец
23. К. Вебер. Колыбельная
24. І шумить, і гуде. Украинская народная песня
25. Я пойду ли, молоденька. Русская народная песня
26. Полька
27. А. Гедике. Заинька
28. Наш березник листоватый. Русская народная песня
29. Собирались красны девки. Русская народная песня. Обработка В. Платонова

Читайте также:  Гитара vision 787w bk

№№ 5, 9, 15 — переложение Г. Тышкевича;
б, 7 —переложение В. Никифорова; № 8 — переложение В. Горохова; № 16 —переложение А. Терешина; № 17 — переложение П. Говорушко; № 18 — переложение В. Платонова; №.25 —переложение А, Талакина; № 24 — гармонизация Аз. Иванова;
N° 28 — гармонизация В. Мотова.

II. ТОНАЛЬНОСТИ
До мажор
1. Тирольская песня
2. В. А. Моцарт. Песенка
3. Добрый мельник. Литовская народная песня
4. А. Гедике. Плясовая
5. И. Гуммель. Экосез
Ля минор
6. Вальс из сборника А. Бюхнера «Гусельки»
7. Трансвааль, Трансвааль, страна моя.
8. Ой, не ходи, Грицю. Украинская народная песня
9. їхав козак за Дунай. Украинская народная песня
10. Во саду ли. в огороде. Русская народная песня
Соль мажор
11. Солнце низенько. Украинская народная песня
12. Ж. Бизе. Фрагмент из оперы «Искатели жемчуга»
13. Лявониха. Белорусская народная песня
14. Светит месяц. Русская народная песня.
15. В. Платонов. Мазурка
Ми минор
16. Д. Васильев-Буглай. Осенняя песенка
17. Ивушка. Русская народная песня
18. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь.
19. А. Гурилев. Песня ямщика
20. М. Блантер. Катюша
Фа мажор
21. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
22. Сама садик я садила. Русская народная песня
23. Н. Потоловский. Метель.
24. Кукушечка. Польская народная песня.
25. Перевоз Дуня держала. Русская народная песня
Ре минор
26. Птичка. Из сборника «Детские песни» под редакцией
П. Чайковского
27. А. Островский. Песенка молодых соседей
28. А. Филиппенко. На мосточке
29. М. Глинка. Полька.
Ре мажор
30. Старинный танец. Н. Финдейзен. «Очерки по истории музыки», т. II
31. Аллеманда. Старинный танец. Н. Финдейзен. «Очерки по истории музыки», т. II
32. По улице мостовой. Русская народная песня
Си минор
33. Ой ти, дівчино зарученая. Украинская народная песня
34. Н. Любарский. Пастушок
35. А. Варламов. Метелица. Русская народная песня
Си-бемоль мажор
36. Степь да степь кругом. Русская народная песня
37. В. А. Моцарт. Вальс.
38. С. Гулак-Артемовский. Песня Карася из оперы «Запорожец за Дунаем»
39. В. Оякяр. В прибрежном колхозе.
Соль минор
40. Ах, зачем же было. Русская народная песня
41. Старинная французская песня
42. Я на камушке сижу. Русская народная песня
43. Сиротинушка. Русская народная песня.
Ля мажор
44. Куманечек. Русская народная песня.
45. Метелки. Русская народная песня
46. Н. Чайкин. Танец
Фа-диез минор
47. Ніч яка місячна, зоряна ясная. Украинская народная песня
48. Позарастали стежки-дорожки. Русская народная песня
49′. Белолица, круглолица. Русская народная песня
Ми-бемоль мажор
50. Я вечор в лужках гуляла. Русская народная песня
51. Маленький краковяк. Польский народный танец
52. Л. Бетховен. Экосез
До минор
53. Про щегленка. Украинская народная песня
54. С. Сабадаш. Маричка
55. М. Глинка. Гуде вітер вельми в полі. Украинская песня
Ми мажор
56. Французская народная песня
57. Уругвайская народная песня. Обработка А. Фриденталя
58. Куда пропал мой щенок? Детская английская песня
До-диез минор
59. Т. Хренников. Колыбельная.
60. Родина. Русская народная песня
61. У ворот, ворот. Русская народная песня
Ля-бемоль мажор
62. Ну-ка, кони. Чешская песня
63. Кася. Польская народная песня.
64. Анко. Финская полька
Фа минор
65. Мой костер. Русская народная песня
66. На улице скрипка играет. Украинская народная песня
67. Б. Щербачев. Мелодия. Из кинофильма «Гроза»

Читайте также:  Ариэль рамирес паломничество ноты

Си мажор
68. Тирольский вальс
69. Ф. Шуберт. Лендлер
70. Ф. Шуберт. Экосез

Соль-диез минор
1. Плещут холодные волны. Русская народная песня. Обработка П. Говорушко
72. Как пошли наши подружки. Русская народная песня
73. Болгарская песня
Ре-бемоль мажор
74. Ой. дівчино, шумить гай. Украинская народная песня
75. Веселый сапожник. Польская народная песня
76. Не слышно шума городского. Русская народная песня
Си-бемоль минор
77. Цвели, цвели цветики. Русская народная песня
78. Ой, есть в лесу калина. Украинская народная песня
79. Метелица. Украинский народный танец.
Фа-диез мажор
80. Заиграй, моя волынка. Русская народная песня
81. Песня о прялке. Эстонская народная песня
82. Гуси-гусочки. Словацкая народная песня
Ми-бемоль минор
83. Дівчина кохана. Украинская народная песня
84. Тонкая рябина. Русская народная песня
85. Лебедушка. Русская народная песня. Обработка В. Платонова.
№ 1 — переложение А. Бойцова;
№№ 3, 23 — переложение А. Шашина:
№№ 5, 18, 20. 24, 29, 34 — переложение Г. Тышкевича;
№ 6 — переложение А. Онегина:
N9 12, 39 — переложение В. Никифорова:
№№ 16 — переложение П. Шашкина:
№ 17 — переложение А. Кирюхина;
№№ 19. 38, 47, 67, 70, 7Г> — переложение /7. Говорушко; № 27 — переложение А. Шклябина:
№№ 32, 35, 44, 69. 74, 76, 79. 84 — переложение В. Платнова
№№ 39, 59 — переложение И. Речменского;
Л

Источник

Чтение нот с листа в музыкальной школе

Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.

К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.

А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.

Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.

1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.

Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.

Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.

2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.

Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!

Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.

Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.

Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.

3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.

Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.

Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.

4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.

Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.

Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.

Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?

1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.

К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.

2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.

Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.

Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.

3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.

4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.

Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.

А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).

Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!

Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.

Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.

Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».

Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!

Источник

Оцените статью