Что без чего не бывает ноты

Что без чего не бывает ноты

ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСЕНКА
Из кинофильма «Сердца четырех»

Музыка Ю. Милютина
Слова Е. Долматовского

1. Все стало вокруг голубым и зеленым,
В ручьях забурлила, запела вода.
Вся жизнь потекла по весенним законам,
Теперь от любви не уйти никуда,
Не уйти никуда, никуда.

Любовь от себя никого не отпустит.
Над каждым окошком поют соловьи.
Любовь никогда не бывает без грусти,
А это приятней, чем грусть без любви.

2. И встречи редки, и длинны ожиданья,
И взгляды тревожны, и сбивчива речь.
Хотелось бы мне отменить расставанья,
Но без расставанья ведь не было б встреч,
Ах, ведь не было б встреч никогда.

Говорите мне о любви: Песенник. Песни и романсы. Для голоса и гитары (фортепиано, синтезатора). – СПб.: Композитор, 2005.

Аккомпанемент:


От мелодии к мелодии. Популярные песни прошлых лет. Для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары). Выпуск 3. Сост. Геннадий Левкодимов. – М.: Музыка, 1990.

АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Все стало вокруг голубым и зеленым

Все стало вокруг голубым и зеленым,
В ручьях забурлила, запела вода.
Вся жизнь потекла по весенним законам,
Теперь от любви не уйти никуда.

Любовь от себя никого не отпустит,
Над каждым окошком поют соловьи.
Любовь никогда не бывает без грусти,
Но это приятней, чем грусть без любви.

И встречи редки, и длинны ожиданья,
И взгляды тревожны и сбивчива речь.
Хотелось бы мне отменить расставанья,
Но без расставанья ведь не было б встреч.

Любовь от себя никого не отпустит,
Над каждым окошком поют соловьи.
Любовь никогда не бывает без грусти,
Но это приятней, чем грусть без любви.

Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977

Источник

М.Пляцковский. Что без чего не бывает

Знайте, не бывает лодки без реки,

Праздника — без песни, хлеба – … (без муки),

Дождика – без тучки, розы – … (без шипов).

Сказок – без начала, леса – … (без грибов).

Знайте, не бывает моря без волны,

Шутки – без улыбки, марта – … (без весны),

Летчиков – без неба, армий – … (без полков),

Школ – без переменок, драк – … (без синяков).

Знайте, не бывает дружбы без друзей,

Лестниц – без ступенек, дома – … (без дверей),

Утра – без рассвета, дыма – … (без огня)…

В общем продолжайте дальше без меня.

С. Маршак. Мяч

Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой, не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.

И. Демьянов. Скакалочка

Очень любит Галочка быструю скакалочку.

Скок да скок. Скок да скок. Галочке не жалко ног,

А бывает жалко быструю скакалку.

— Отдохни, скакалочка! — еле шепчет Галочка.

Друг весёлый — мячик мой! Я куклу Наташу катаю в коляске,

Всюду-всюду он со мной! Спать уложу — и закроются глазки.

Раз, два, три, четыре, пять! Как быстро её ветерок убаюкал!

Хорошо с мячом играть! Кататься в коляске полезно для

И. Гамазкова. Мы рисуем. Краски

Мы сидим за столом и рисуем ёлочку, Землянику нарисую

Рядом с ёлочкой — дом, И раскрашу красным цветом.

Рядом с домом — тёлочку. Собирал её в лесу я

Вот летает птица, вот бежит лисица. Прошлым летом.

У лисицы — рыжий мех. Нарисую нашу речку

Чей рисунок лучше всех? И раскрашу синим цветом:

Знал я рыбное местечко

Чёрной ночью чёрный кот Прошлым летом.

Прыгнул в чёрный дымоход. Дуб рисую на опушке,

В дымоходе чернота. Крашу дуб зелёным цветом.

Отыщи-ка там кота! Я добрался до верхушки

Если красный помидор, то поспел он, ясно.

Если красный светофор, то идти опасно.

Ну, а если красный нос — значит, на дворе мороз.

Жёлтый лимон на цыплёнка похож,

Только вот ног у него не найдёшь.

Жёлтый цыплёнок похож на лимон,

Только растёт не на дереве он.

Нравятся Насте голубые краски:

Голубые платья, голубые глазки,

Голубика в лесах, дали голубые,

Голубые чудеса — выбирай любые.

Очень кислый — цвет лимонный.

Очень белый — цвет акаций.

Очень грустный — цвет оконный

В час, когда начнёт смеркаться.

Синей речки цвет прохладный

В жаркий полдень среди лета.

Мой любимый — шоколадный,

Просто нет вкуснее цвета!

М А С Т Е Р А М С К О Р О Г О В О Р К И

Алеша Ульяне сигнал подает,

Ульяна услышит – Алешу найдет.

Жили-были я ли, ты ли, между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли и не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз помирить сумеет нас?

Играл Егорка с Игорьком –

Скатился с горки кувырком.

Дал Макар Роману карамель,

А Роман Макару карандаш.

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Есть у Ляли кукла Леля.

Леля сделана из льна –

Ляле нравится она.

Лара у Вали играет на рояле.

Леня лез по лесенке, срывал Леня персики.

С песенками, с персиками скатился Леня с лесенки!

С Ч И Т А Л К И

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят, эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра. А для волка … кожура.

Он сердит на нас – беда. Разбегайтесь кто куда.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си! Едет кошка на такси.

А котята прицепились и бесплатно прокатились!

Ежик-ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать, нам водилку выбирать!

Жили-были я ли, ты ли, между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли и не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз помирить сумеет нас?

Завтра с неба прилетит синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди, а не веришь – выходи!

Крутим прыгалки быстрее – выбегаем веселее.

Ты прыжки свои считай, зацепился – вылетай!

Начинается считалка: на дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец. И считалочке конец.

Солнце – в небе, соль – на хлебе,

Вишня – в саду, а ты – на виду:

Как ни прячься – я найду! Я уже иду!

Т-7

ЛЮБИМЫЕ КНИГИ

Георгий Ладонщиков. Лучший друг

Если купишь книгу – не бросай на полку –

От нее не будет никакого толку.

Из нее узнаешь обо всем на свете,

На любой вопрос она без труда ответит.

Всем полезно чтение про себя и вслух.

Книга – самый верный, самый лучший друг!

В ней стихи и сказки… Все к твоим услугам!

Береги же книгу! Стань и ты ей другом!

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

— Скажите, кем автор считает книгу.

Елена Могилянская. Добрый друг

Был у Сашки друг. Добрый, мудрый и веселый. Он рассказывал Сашке увлекательный истории, веселил его. Но больше учил уму-разуму.

Нельзя сказать, что Сашка не любил своего друга. Но любил его как-то странно. Вот послушайте.

Сашка почти не расставался с другом. Часто носил его на себе, под поясом. Другу было не слишком удобно, но он не жаловался.

Однажды Сашка мастерил самолет, а мама попросила его накрыть кастрюлю крышкой. Не обнаружив крышки, он поручил это дело своему другу. Правда, друг слегка ошпарился. У него даже искривился бок, но с поручением справился.

Другой раз у Сашки под пяткой вылез предательский гвоздь из каблука и не давал ему даже сделать шаг. Друг снова был призван на помощь и отдал Сашке часть своей рубашки. Что с того, что одежда друга стала короткой и неровной, зато Сашка, бегая наперегонки, занял первое место.

На футболе, когда пришлось вместе с Сашкой залезть на дерево, чтобы лучше видеть весь матч, друг безропотно улегся на колючие сучки. Так Сашка мог сидеть, как на трибуне. Но было ужасно обидно, когда довольный болельщик спустился на землю, оставив друга высоко на ветвях. Даже птицы сторонились, не понимая, что за диковина появилась на дереве. Долго озорной ветер трепал Сашкиного друга. Потом сорвал и разметал по белу свету и его доброту, и мудрость, и веселье.

Кто же был этот друг? Вы не догадались? Трудно поверить, что это была книга.

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

Вспомните, как начинался рассказ.

Скажите, с каким чувством автор начинала рассказ, изменилось ли оно к его концу.

Игры на внимание

«Отгадай загадку»

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11; просмотров: 4068

Источник

Задание по русскому языку (4 класс) – продолжить стихотворение

Упражнение 119 на странице 45 в учебнике.

Запиши отрывок из стихотворения Михаила Пляцковского «Что без чего не бывает», употребляя слова в скобках в нужном падеже.

Знайте, не бывает моря без волны,
Шутки — без улыбки, марта — без весны,
Летчиков — без неба, армий — без полков,
Школ — без переменок, драк — без синяков.
Знайте, не бывает дружбы без друзей,
Лестниц — без ступенек, дома — без дверей,
Утра — без рассвета, дыма — без огня…
В общем, продолжайте дальше без меня.

Чего еще без чего не бывает? Попробуй продолжить.

Знайте, не бывает без смеха хохотушки,
Болота без лягушки, ребенка без игрушки.

Внимание!
Если Вы списали, а Ваш учитель нашел оригинал в интернете, администрация не несет ответственности за вашу двойку.

Свои варианты в комментариях приветствуются!

Знайте, не бывает снега без зимы
Дождика без тучки, а пещер без тьмы
Елок без иголок, а ночи без луны
Ниток без иголок, а хлеба без муки

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно 320

Не все понятно 82

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно 320

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно 320

Совсем запутался 82

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью