Гитара-виолончель
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Смотреть что такое «Гитара-виолончель» в других словарях:
Виолончель — Классификация Хордофон Смычковый струнный инст … Википедия
Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо … Википедия
Русская гитара — Семиструнная гитара (семиструнка, также нередко называется русской или цыганской гитарой) струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей семейства гитар. Содержание 1 История 2 Особенности настройки … Википедия
Цыганская гитара — Семиструнная гитара (семиструнка, также нередко называется русской или цыганской гитарой) струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей семейства гитар. Содержание 1 История 2 Особенности настройки … Википедия
Электрическая гитара — Гитары Godin LG (слева) с двумя хамбакерами и Stratocaster с тремя синглами Электрогитара разновидность гитары со сплошным корпусом и электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн в колебания электрического тока. Сигнал… … Википедия
Аквариум (рок-группа) — Аквариум «Аквариум» на концерте в Тель Авиве, 2008 год Основная информация … Википедия
Квартет Анны Карениной — Аквариум Аквариум Годы с 1972 Страны … Википедия
Русско-абиссинский оркестр — Аквариум Аквариум Годы с 1972 Страны … Википедия
Группа ДРОЗДЫ (Нью-Йорк) — ДРØЗДЫ (DRØZDY) Годы 2005 наши дни Страна … Википедия
16 Horsepower — Основная информация … Википедия
Источник
Что больше гитара или виолончель
Вчера дочь прошла прослушивание в музыкальной школе МГКМИ им. Ф. Шопена
Ее взяли.
У нас не было особого понимания — какой инструмент мы хотим.
Хотела , чтобы дочь была при деле, чем-то занята, увлечена, для общего развития, так сказать. Музыканта из нее делать -в принципе таких планов не было.
Там в нас почти «вцепились» и настоятельно , очень настоятельно «рекомендовали» виолончель, . — типа у нее пальчики как раз заточены под нее. На мои робкие попытки повыбирать другие муз. инструменты — сразу пресекались — нет, нет и нет — только виолончель! Мне говоили, что виолончелистов сейчас мало, зарабатывают они хорошо и т.д. — это правда?
Я честно, сказать, немного ошарашена и напугана -я думала возьмем что-нибудь типа флейты или такого плана — полегче в смысле понимания и трудности. А тут виолончель- это же так серьезно, мощно, основательно.
А домашнее задание — я как представлю эти скрипы , мы же, наверное, повесимся все Ведь сначала не будет получаться.
Успокоили тем, что если что не пойдет, не понравится и т.д. — муз. инструмент потом можно поменять.
В общем,я и не понимаю — радоваться нам или нет, нужна нам эта виолончель, стоит ли на нее тратить время?
Я от музыки далеко, в этом вообще ничего не понимаю. Помогать не смогу.
Дочь в сентябре идет в 1 класс. Будет ли успевать? Не будет ли музыкальная школа мешать основной?
В саду обратили внимание, что дочь музыкальная. Посоветовали развивать в этом направлении. Вот я и решила попробовать.
виолончель — это очень сложно для ребенка? Не будет ли потом дочь меня упрекать и жалеть о потраченном зря времени?
Муз. преподователь из сада говорит, что дворовые муз.школы — это не серьезно,там не учат как надо, там нет хороших учителей, что если мы действительно хотим серьезно заниматься музыкой и музыка — это наше будущее, то надо сразу идти в ЦМШ. Получается, что эта школа — все ерунда, потраченное зря время?
Дочке , на самом деле, все равно на чем играть.
Форте я сама не хочу.
Может арфа? Это сложно?
Может что посоветуете? а то мысли путаются, в голове бардак.
Какой музыкальный инструмент можно взять, чтобы не особо мучить ребенка , чтобы он всем был в радость? -если цель — просто для общего развития, чтобы у ребенка было дело, но оно не напрягало его?
Вы сами себе противоречите. То говорите, что не планируете делать из дочки музыканта, что волнуетесь, что играть не те педагоги учат.
У меня вот тоже нет планов сделать из дочки музыканта. Для общего развития ходим уже 2 года на фортепиано в Школе Искусств (отделение хореографическое + 1 раз в неделю фортепиано). В итоге она идет про программе полноценной муз. школы (получается хорошо, учит все быстро, занимается дома мало). Музыка не напрягает, все в радость, с листа ребенок 7 лет читает чуть адаптированные взрослые произведения. Вы считаете, что это зря потраченное время?
Возможно, сама не знаю.
После разговора непосредственно с самим учителем по виолончель — она сказала, что через год девочка будет ездить по конкурсам — все данные у нее есть.. — Вроде это предало какой-то уверенности
По дороге домой из школы я впала в какую-то неуверенность.
Нет, просто учитель в саду сказал, что если музыку выбрать по жизни и навсегда — то заниматься лучше сразу в хорошей и «правильной» школе. Она так сказала по собственному опыту — она своего сына так же отдала на скрипку в дворовую школу. Проучились там много лет. Потом пошли в ЦМШ — пришлось всему переучиваться заново. Жаль столько лет потраченного времени и сил. Смысл такой — в дворовых школах не тот уровень обучения, чем в ЦМШ.
Вот это меня и смущает.
Столько сил, времени, терпения, нервов отдать этому инструменту, а потом — . все это коту под хвост
Можно сказать, что детство у ребенка было не таким счастливым, как если бы оно было без виолончели?
Учиться на виолончелИ. И учить русский язык.
«Скрипы» будут не сразу. Сначала долго придётся играть щипком. Виолончель — прекрасный инструмент. Очень красивый .
Честно признаться — я далека от музыки. чтож лукавить. Способности ведь не у каждого.
У меня нет музык.образования. Поэтому меня этот момент еще больше тяготит — если надо будет помочь, поправить, объяснить — не смогу, т.к. нет нужных знаний
Источник
КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА
8(963)729-72-15
звонить после 15 часов
МНОГОЛИКАЯ ГИТАРА
Гитара — самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.
Гитара — самый распространенный инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространенность — одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой. И наконец, гитара — самый разносторонний инструмент. Возьмем хотя бы аккомпанемент — он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса — тут уже нужно владеть инструментом профессионально.
По телевидению нередко передают песни и пляски цыган. Гитары непременные участницы этого действия. Попробуйте на минуту отвлечься от песни, от танца, вслушайтесь только в музыку гитар, и вы отчетливо услышите, что это уже не просто аккомпанемент. Это самостоятельное искусство, это другая музыка.
Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам многих европейских стран. В своей музыке они использовали всего несколько традиционных мелодий, но сочетали их так искусно, что создавалось впечатление бесконечного разнообразия. Цыгане виртуозно импровизировали, украшая мелодию острыми оборотами, — словом, создали свою музыку, которая с трудом передается привычными нам нотными знаками. Темп цыганской музыки тоже своеобразен — вначале очень медленный, он постепенно ускоряется и доходит почти до предела возможностей музыканта, затем следует резкая остановка и все начинается сначала.
В XVIII веке музыканты-цыгане стали объединяться в хоры, сопровождаемые несколькими гитаристами. Одни вели мелодию, а другие — гармонию. Цыганские хоры стали настолько популярными в XIX веке, что вызвали многочисленные подражания. Но можно перенять мелодии, ритмы, манеру игры и пения, но невозможно усвоить те тонкости, что идут от глубинных народных традиций. А без этого подражание остается лишь подражанием, не больше.
Цыганский танец. Художник Дж. С. Сарджент
Еще один вид искусства гитары — фламенко. Правда, фламенко — это не только гитара. Как и у цыган, это еще и песня, и танец. Родина фламенко — южные провинции Испании. Многие историки музыки считают, что испанские цыгане сильно повлияли на становление фламенко: произошло смешение цыганской и испанской манер исполнения, заимствование и переработка мелодий, и в результате родилось совершенно особенное и самостоятельное искусство.
Цыганские гитаристы очень редко выступают отдельно от хора. А некоторым гитаристам фламенко со временем стало тесно в рамках сопровождения песни и танца, они отделились и стали выступать самостоятельно. Их мастерство, выросшее до необычайной виртуозности, распахнуло перед ними двери самых прославленных концертных залов.
Фламенко на гитаре — это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам.
И еще фламенко — импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.
Следующий вид гитары не слишком распространен и почти неизвестен у нас. Это гавайская гитара. Иногда думают, что гавайская гитара — инструмент какой-то особой конструкции. Это не так. Некоторые незначительные особенности в устройстве действительно есть, если гитара заведомо изготавливается как гавайская, но в принципе это обычная гитара, только на ней должны быть натянуты стальные струны, современные нейлоновые не подходят.
Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры — нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны. А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку — ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычно гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент.
Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю легкую музыку, считая так: все. что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз — сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Так вот. гитара в совершенстве постигла и сложность джаза, и его законы. В двадцатых годах нашего столетия в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту — банджо.
Гитара в джазе — не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе — почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы выступают в концертах с самостоятельными номерами. Многие из вас слышали, наверно, выступления гитариста Алексея Кузнецова — его джазовые импровизации на гитаре всегда воспринимаются с большим интересом.
В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами — например, скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слышать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание.
Иногда, особенно в самодеятельности, ансамбли составляются из одних гитар. И даже такому ансамблю доступен широчайший репертуар — от простых обработок народных песен до сложнейших произведений.
Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат.
Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром.
Русская семиструнная гитара. Вез нее трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс.
И наконец, электрогитара, давшая жизнь новому виду вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна.
Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора. Но прежде проследим в общих чертах историю гитары. История эта началась тогда, когда не было еще ни скрипки, ни виолончели, ни фортепиано.
ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?
Казалось бы, уже сказанного достаточно для того, чтобы ответить на вопрос: границы возможностей гитары определить трудно — кажется, она может все. Однако многие даже хорошо знающие гитару считают, что эти возможности доступны только избранным и что для их освоения нужны какие-то сверхъестественные способности, кроме обычных музыкальных. Это не так. Уже в списке произведений для первого курса музыкального училища мы видим, кроме этюдов, пьесы старинных авторов, сонаты. На втором курсе появляются полифонические произведения. Вспомним: в полифонической музыке две-три мелодии идут одновременно. Исполнять полифоническую музыку на одном инструменте нелегко, но, как видите, она доступна не только самой гитаре, но и студенту-гитаристу второго курса. В программе третьего года имена многих известных композиторов: Каркасси, Джулиани, Паганини и других. Переходя на последний, четвертый курс, студент играет на экзамене сложнейшие произведения, включая концерт для гитары с оркестром.
И вот, наконец, дипломное выступление. Чайковский, Мусоргский, Бородин, Альбенис. Прелюдия и фуга Баха. Музыка, которую мы обычно связываем с тысячетрубным органом, исполняется на шести струнах гитары. Человек, серьезно изучающий гитару, освоит не только ее широчайший репертуар, но и удивительные исполнительские возможности.
. Как-то в зале Библиотеки иностранной литературы в Москве шла лекция о гитаре, о советских и зарубежных исполнителях. Рассказ сопровождался магнитофонными записями. И вот лектор объявил «Воспоминание об Альгамбре» Франсиско Тарреги. А когда запись кончилась, один из слушателей спросил: — Простите, а кто исполнял партию мандолины? Наивность новичка развеселила аудиторию. Но лектор объяснил, что и гитара, и мандолина звучали в исполнении одного-единственного музыканта. Точнее, мандолины не было, за нее — и за себя — выступала одна гитара. Обе роли она исполняет в этом произведении: одновременно.
Эта способность гитары проявляется не только в «Воспоминании об Альгамбре». В своих «Грезах» Таррега использовал тот же прием, но уже в несколько ином воплощении.
Когда звучит романс Варламова «На заре ты её не буди» в обработке Иванова Крамского, мы явственно слышим вместе с гитарой и домру. Домра звучит и во многих других русских мелодиях, переложенных для гитары.
А в «Прелюдии № 1» Эйтора Вила Лобоса уже слышится виолончель. Вила Лобос вообще большой поклонник виолончели, и гитара охотно предоставила ему возможность имитировать на своей четвертой струне этот инструмент. Опять же виолончельная мелодия в этом произведении звучит одновременно с гитарой, хотя инструмент в руках исполнителя один — только гитара.
Мандолина, домра, виолончель — инструменты струнные, и гитара, имитируя их, не выходит все-таки за пределы инструментов своего типа . Но вот в «Вариациях на тему хоты» того же Франсиско Тарреги гитара подражает кларнету, гобою, флейте, малому барабану, тамбурину.
Но и в «Вариациях на тему хоты» гитара не исчерпала себя, если говорить о ее возможностях, а не сравнивать достоинства музыкальных пьес.
Когда-то Бетховен говорил, что гитара — это целый оркестр. В заключение нашего короткого рассказа о возможностях гитары можно привести эти слова великого композитора без боязни, что они покажутся преувеличением.
СКОЛЬКО СТРУН У ГИТАРЫ?
В этом вроде бы простом вопросе стоит разобраться до того, как мы перейдем к истории русской семиструнной гитары.
Первые три-четыре столетия гитара обходилась всего четырьмя струнами. Потом появилась пятая. Причем пятиструнная гитара имела девять струн. Этот парадокс объясняется легко. Возьмем для примера мандолину. Это четырехструнный инструмент, но каждая его струна сдваивается, то есть состоит из двух одинаково настроенных струн, поэтому всего их восемь. А у пятиструнной гитары первую струну, на которой в основном исполнялась мелодия, оставляли одинарной, а остальные сдваивали. Иногда, впрочем, сдваивали и все пять струн.
Двойные струны придавали звучанию гитары характерный оттенок, который нравился многим, но настраивать инструмент со сдвоенными струнами было не так-то просто. Может, это неудобство и заставило гитаристов отказаться от сдвоенных струн. Но скорее всего, музыканты и мастера-изготовители пришли к выводу, что гитаре двойные струны не свойственны.
К концу восемнадцатого века, почти одновременно с отказом от сдвоенных струн, гитара обзаводится еще одной басовой струной. В результате она становится той самой классической шестиструнной гитарой, которую мы знаем сейчас.
Надо сказать, что идея сдвоенных струн у гитары время от времени возникала вновь, и даже в наши дни некоторые инструменты воплощают в себе эту идею. Такие гитары называют обычно двенадцатиструнными, но это тот же шестиструнный инструмент, просто вместо каждой струны у него две. Гитара со сдвоенными струнами используется только для аккомпанемента или для участия в эстрадном ансамбле, а концертирующие гитаристы, исполняющие классический репертуар, отказались от них окончательно.
Когда гитара обрела шестую струну, попытки увеличивать количество струн на этом не закончились. В середине девятнадцатого века французский гитарист и композитор Наполеон Кост добавил к классической гитаре седьмую струну. Он играл на таком инструменте» и даже пропагандировал его, но другие гитаристы не поддержали новшества.
Заметьте, мы пока не говорим о русской семиструнной гитаре, которая во времена Наполеона Коста не только уже существовала, но имела своих выдающихся исполнителей. Семь струн на русской гитаре и седьмая струна на классической — вещи разные. К этой разнице мы скоро придем, а пока закончим рассказ о попытках увеличивать количество струн на классической гитаре.
Когда стало ясно, что седьмая струна не дает преимуществ классическому инструменту и осложняет игру, некоторые исполнители стали искать другой путь. Они сохранили шесть основных струн, но добавили несколько вспомогательных басовых. В какой-то мере играть стало проще. Например, если на обычной гитаре для взятия звука фа на шестой струне нужно было прижать ее на первом ладу, то на усовершенствованной гитаре этот звук брался на одной из вспомогательных струн без всякого прижатия. Почувствовав преимущество, некоторые гитаристы довели количество вспомогательных струн до девяти, а всего такая гитара имела уже пятнадцать струн. Сохранились инструменты даже с семнадцатью струнами.
Гитары XIX века: 1) Гитара в форме лиры Дженнаро. Неаполь. 1806. 2) Гитара в форме лиры. Англия. 3) Гитара Хосе Порселя. Испания. 1867. 4) Гитара конструкции Риттера. 4) Гитара с уменьшенным резонатором в) Гитара с увеличенным резонатором
Но у многострунных гитар выявились и серьезные недостатки.
Гриф стал непомерно широким и неудобным. От этого неудобства попытались избавиться, пристраивая к гитаре два грифа — один для основных струн, другой для вспомогательных. Струны с обоих грифов сходились к одной подставке, так что под правой рукой гитариста они уже шли рядом. Существовал даже уникальный инструмент с тремя грифами и с двадцатью тремя струнами.
Но и дополнительный гриф не спасал положения, потому что оставался другой недостаток: вспомогательные струны во время игры резонировали, а гитарист не мог приглушить те из них, которые в данный момент не должны звучать. Музыкальное произведение оказывалось засоренным посторонними звуками.
Эти недостатки заставили гитаристов отказаться от попыток увеличивать количество струн. Впрочем, попытки эти всегда были единичными — классическая гитара уже больше двух веков остается шестиструнной. В наши дни, пожалуй, только один из всемирно известных гитаристов — испанец Нарциссо Епес — играет на гитаре с широким грифом и с десятью струнами. Да и он, по собственному признанию, редко пользуется вспомогательными струнами.
Источник