Что будет если часто менять строй гитары

Изменение строя гитары

Бывают ситуации, когда необходимо обыграть композицию в другой тональности, сыграть песню любимого исполнителя, которая исполняется в каком-то необычном строе, или просто хочется попробовать новое звучание на своей гитаре. Со временем каждый гитарист начинает экспериментировать со звуком, крутить колки, и, конечно же, испытывать струны на прочность и это нормально.
Примером изменённого строя гитары могут послужить такие мои аранжировки как Печаль (Кино), Как ты красива сегодня (Меладзе), You’re Beautiful (James Blunt). В этих переложениях я использовал строй “Drop D”. Прочитать подробно об этом строе можно здесь. Вы можете послушать как изменилось звучание гитары, а также самостоятельно поиграть эти аранжировки в нестандартном строе, скачав ноты для гитары и табы этих композиций на моём сайте.

В данной статье не пойдёт речь о том, как перестраивать гитару в разные тональности, наша задача – предостеречь гитариста от нежелательных последствий во время экспериментов с гитарным строем.

Что надо знать, прежде чем менять строй?

1. Частая смена строя приводит к быстрому износу струн.
На старых струнах, которые уже утратили свою былую эластичность – не желательно часто менять строй, делать это можно не более 1-2 раз. Регулярные смены натяжений быстро изнашивают, уже и без того мерклые, струны. Если же вы уперто, намерены продолжать искать «свой» строй – запасайтесь запасными комплектами струн, так как старые могут в один момент не выдержать.

2. Выбранный нами строй может не соответствовать калибру струн.
Если вы уже определились, как должна быть настроена ваша гитара, тогда обратите внимание на такой фактор, как толщины (калибр) струн. При несоответствии калибра со строем могут возникать некоторые проблемы, к примеру:
а) Тональность ниже стандартного «ми» требует струны более крупного диаметра. Если на вашей гитаре стоит строй «ре», тогда желательно устанавливать струны калибром, не менее, 11-52, комплект ниже «десятки» в пониженных строях будет создавать недостаточное натяжение (струны провисают). Последствия: сложность выполнения некоторых приёмов, звон в районе первых ладов.
б) И наоборот. Если изначально инструмент был в пониженном строе (учитываем, что струны были нужной толщины), тогда, перестройка гитары в стандартный строй создаст сильное натяжение, прижимать струны будет трудно и неудобно.
В случае нетипичных строев, желательно обратиться за помощью к профессионалу, который поможет подобрать смешанный набор струн.

3. Сменил строй – проверь положение анкера.
Изменение строя больше чем на пол тона в большинстве случаев требует новой корректировки изгиба анкерного болта. Понизив строй на 1 тон и более – вы убавите противовес струн анкерному натяжению, от чего стержень, находящийся в грифе начнёт немного выгибаться. Обратная ситуация возникнет с повышенными строями. К чему влечёт неправильный изгиб грифа и как правильно настраивать анкер – тема для отдельного обсуждения.

4. Каподастр – лучший способ повысить строй.
Проблема повышенных тональностей в сложности подбора калибра струн. Если для гитары в «ре» достаточно иметь более толстые струны, то в случае настройки инструмента на тон выше мы не сможем подобрать достаточно тонкие струны, чтобы те и не рвались и сохраняли хорошее натяжение. Теоретически это возможно, а на деле мы получим «нити», на которых придётся очень аккуратно играть, чтобы те не лопнули. Поэтому для таких случаев используем каподастр – специальное приспособление, которое крепится к грифу гитары по принципу прищепки. К примеру, установив каподастр над уровнем первого лада, мы «перестроим» гитару на пол тона выше (2 лад – тона, 3 лад – полтора тона т.д).
Некоторые советы начинающим музыкантам.
1) После смены тональности ещё некоторое время строй будет «плыть», поэтому периодически подстраиваем гитару.
2) В программе Guitar Pro, помимо работы с табами, есть функция, позволяющая одновременно изменить строй всех инструментов, тем самым избавив вас от нужды делать это со своей гитарой.
3) Для настройки обязательно используем тюнер, это гораздо упростит задачу.

Источник

Строй гитары: описание и особенности

Перед началом игры на гитаре необходимо правильно подготовить инструмент. Строй гитары позволяет получить уникальное звучание композиции благодаря разным методам.

Строй гитары — что это такое?

Это способ настройки частоты звучания струн. Существует стандартный и альтернативный вариант. Каждый вид имеет особенности и преимущества, а также свою схему.

Для создания применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте присваивается буква латинского алфавита. Имеет также значение регистр букв. Он означает верхнюю и нижнюю октаву. Запомнить расположение удобнее будет начиная с самой тонкой струны.

  • E — нота «ми» настраивается на первой струне;
  • B — нота «си» извлекается второй по счету;
  • G — нота «соль» при не зажатой третьей струне;
  • F — нота «фа» используется при открытом строе;
  • D — нота «ре» воспроизводят четвертой;
  • A — нота «ля» на свободной пятой струне;
  • E — нота «ми» верхней октавы последняя;
  • C — нота «до» применяется в drop стиле;
  • # — символ означает повышение ноты на один полутон.

Латинские буквы, обозначенные маленьким прописным шрифтом — малая октава (e), заглавной — большая (E).

Стандартный строй гитары (таблица)

Стандартный строй гитары основан на классической испанской настройке.

Струна Нота Октавы
1 e первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

К данному виду относятся также все варианты, разработанные по схеме: EBGDAE. Начинающему гитаристу лучше начинать со стандартного вида.

Пониженный строй (таблица)

Схож с классическим вариантом. Отличие состоит в том, что шестая нота подстраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву. Благодаря этому, зажимать аккорды становится проще. Стиль способен создать живые композиции. В основном используется для металла.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Строй Drop D (Дроп Д)

Базовая разновидность, основанная на понижении тона шестой струны — строй drop d. Играют по схеме: DADGBE

Строй Drop C

Настраивание путем понижения тональности — строй drop c. Схема: CGCFAD. Для игры перебором удобнее будет настроить двойной drop.

Двойной Drop-D

Система схожа с Drop D. Различие — понижение на тон («ми» на «ре»).

DADGAD

Строй, который популярен в фольклорной музыке. Схема: DAGDAD.

Открытые строи гитары (таблица)

Основаны на чистом звучании. Разновидность распространена в народной музыке. Можно удобно проигрывать аккорды с зажатием.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 a малая
3 f # малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Open D

Получается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.

Open G

Строй open g будет звучать как «соль мажор». Схема: DGDGBD. Данную технику используют для исполнения шансона.

Open C

При такой настройке получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.

Повышенные строи

Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.

  1. Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
  2. Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».

Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.

Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.

Безопасное повышение строя каподастром

Каподастр — специальный зажим, который устанавливается на грифе. При его помощи можно добиться эффекта повышения тональности.

Внимание! Часто проводить эксперименты с гитарой не рекомендуется, т. к. оборудование изнашивается.

На начальном этапе, чтобы подобрать звучание, понадобится дополнительный комплект расходных материалов.

Что следует знать при смене строя на гитаре?

При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.

После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.

Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.

  1. Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
  2. Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
  3. Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.

Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.

Бас-гитара

Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.

  • DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
  • CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
  • DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
  • HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
  • ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.

Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.

Строй шестиструнной гитары

Характерно использование классической испанской схемы. Построение: EBGDAE. В зависимости от типа композиции, следует выбирать разный строй шестиструнной гитары. Также для необычного исполнения музыканты индивидуально настраивают инструмент и пробуют новые решения.

Drop используются для тяжелого звука. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего варианта. Понадобятся специальные струны, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.

Строй семиструнной гитары

Смешанным типом инструмента является семиструнная гитара. Ее используют для исполнения романсов, народных композиций. Настройка обычная, но с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует с первой струны. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.

  • BEADGBE — эталонный вариант подготовки инструмента;
  • AEADGBE — снижается каждая струна на 1 тон;
  • DHGDCGD — принцип Булата Окуджавы близок музыкантам;
  • GDGCFAD — вариант на тон ниже классического drop стиля;
  • AEADGBE — используется в джаз композициях.

Проверить настройку необходимо следующим образом. «Ля» должно быть созвучно с камертоном. Звучание второй струны должно быть в зажатом виде. Остальные должны быть настроены по принципу стандартного строя 6-струнной гитары. Семиструнная электрогитара по мощности и диапазону звука намного выше классических акустических инструментов, но учиться на ней сложно. Дополнительная струна позволяет получить интересные решения.

Каждый музыкант индивидуально выбирает гитарный строй своего инструмента. Для качественного звучания важно подобрать способ настройки правильно. Начинающим гитаристам важно научиться правильно держать инструмент, а для настройки лучше отдавать предпочтение классическому методу. Более опытные музыканты останавливаются на альтернативных вариантах. Они позволяют добиться уникального звучания нот и оригинальности композиции.

Источник

Почему только что поставленные струны надо все время настраивать и что с этим делают профессиональные музыканты?

Гитару надо настраивать регулярно, потому как она по разным естественным причинам имеет свойство понемногу (а в случае с некачественными инструментами — сильно и быстро) терять строй.

В случае замены струн требуется их настраивать, и так как первое время они «растягиваются» и очень быстро теряют строй, по сути требуется сделать это несколько раз. По-хорошему, надо также настраивать анкер и мензуру (расстояние от струнодержателя до верхнего порожка), если конструкция гитары предоставляет такую возможность. Особенно последние упомянутые манипуляции важны, если новые струны — не такие же, как те, что стояли до этого (другая толщина струн, производитель или даже просто другая серия того же производителя — физические параметры уже отличаются).

Профессиональные музыканты или имеют гитарных техников, которые занимаются в том числе как раз таким повседневным «уходом» за инструментами, или занимаются этим сами. Стоит отметить, что серьёзные музыканты, как правило, ставят постоянно одни и те же струны, что упрощает настройку. Впрочем, если музыкант активно гастролирует, то разные климатические и погодные условия всё равно заставляют крайне тщательно относиться к отстройке инструмента — изменилась влажность (или же она просто слишком высокая/низкая) — дерево отреагировало на это, инструмент снова надо настраивать.

Источник

Оцените статью