Что дает бас гитара

Для чего нужна бас-гитара?

Смешной вопрос, однако когда-то он тревожил многих нынешних музыкантов, а сами бас-гитаристы по сей день остаются под натиском насмешек и мемов.

Не буду вдаваться в историю и во всякое разное, а вдарим сразу в суть проблемы, где я выскажу своё понимание, исходя из многолетнего личного опыта работы в живых коллективах, написания музыки, создания аранжировок и даже (кто бы мог подумать!) записи бас-гитары в студии, когда, кстати, неожиданно для меня вышло очень драйвово! А ещё у меня есть потрясающий верный друг бас-гитарист, с которым мы вместе творим инструментальный музон для группы SancheZ.

Итак, бас-гитара занимает уникальное место в ансамбле, особенно в рок-группе. Она соединяет в себе два параллельных мира: первый — это гармонический, второй — ритмический. На этом можно было бы поставить точку и сказать: «Спасибо за внимание». Но у нас всё не так, поэтому углубимся!

Бас-гитара гармонически взаимодействует с вокалом, гитарами, клавишами и иными звуковысотными инструментами и его роль здесь крайне велика. Дело в том, что наш слух устроен так, что гармонию мы слышим/ощущаем именно по басу. Иными словами, если басист ошибается гармонией и берет не ту ноту, то это может звучать так, будто слажали все. Возможно кто-то из вас не знал, но например гитара может играть полностью неаккордовые звуки и вообще не прикасаться к тонике, поскольку эта функция отдана басу. В общем-то такая иерархия и позволяет делать многослойные широкие звучания. Для справки: угадывать аккорды на слух на уроках сольфеджио учат именно по басу или его движению!

Если фактура песни риффовая, то бас может полностью дублировать партию гитары и тогда многие скажут: ну и зачем тогда вообще он? Во-первых, бас как правило, играет те же партии октавой ниже, что даёт «жир» и объём, а во-вторых, если вы исключите партию баса, то вы существенно потеряете в миксе. Представьте, что любой микс подобен бутерброду, где разные ингредиенты это разные инструменты. Так вот, удалив бас, вы удаляете важный и вкусный ингредиент звучания. Иногда бас только для того и нужен, чтобы давать те самые низы, которые можно ощутить грудью. Именно это живое, физическое ощущение баса можно почувствовать на живых выступлениях и совершенно не заметить и не ощутить в наушниках-затычках, даже весьма брендовых и недешевых, поэтому чаще посещайте живые выступления в принципе, ощущения живого звука стоят того!

Помимо гармонической функции и частотной, которую мы затронули между делом, бас выполняет так же и ритмическую функцию. Именно сочетания drum-n-bass дает движущую силу музыке любого стиля, особенно когда рисунки тщательно продуманы. Иногда только этих инструментов и хватает, чтобы передать замысел части трека или даже целого трека.

Наконец, бас-гитара может выполнять ещё и солирующую функцию. Есть направления, где басовые соло это вполне обычное дело, а бывают такие бас-гитаристы, которые в свои партии аккомпанемента умудряются вставлять такие интересные фразы, не мешая при этом остальным инструментам, что эти партии становятся действительно шедевральными.

В завершении статьи я предлагаю послушать 3 аудио файла одной из моих любимых песен от Dream theater, в которой бас как раз многофункционален. В первом файле вы услышите полный микс, во втором без баса, в третьем — собственно партию бас гитары, которая отдельно звучит крайне забавно.

Слушайте, анализируйте, делитесь с теми друзьями, кто тоже задаётся вопрос, а зачем вообще нужна эта ваша бас-гитара?

Источник

Бас-гитара

Электрогитара внесла наибольший вклад в развитие современной популярной музыки. Недалеко от нее ушла бас-гитара, появившаяся примерно в одно время.

Что такое бас-гитара

Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Назначение — игра в басовом диапазоне. Обычно инструмент используется в качестве ритм-секции. Некоторые исполнители используют бас в качестве лидирующего инструмента, например, группа Primus.

Устройство бас-гитары

Строение бас-гитары во многом повторяет электрогитару. Инструмент состоит из дек и грифа. На корпусе расположены бридж, седло, регуляторы и звукосниматель. Гриф имеет ладовые порожки. Струны крепятся к колкам на голове, расположенной на конце грифа.

Существует 3 способа крепления грифа к деке:

При сквозном креплении дека и гриф выпиливаются из одного дерева. Модели с болтовым креплением легче настраивать.

Главные отличия конструкции от электрогитары — увеличенный размер корпуса и ширина грифа. Используются толстые струны. Число струн в большинстве моделей — 4. Длина мензуры почти на 2,5 см больше. Стандартное количество ладов — 19-24.

Диапазон звучания

Бас-гитара обладает широким диапазоном звучания. Но из-за ограниченного числа струн получить доступ ко всему диапазону бас-гитары невозможно, поэтому инструмент настраивают под нужный музыкальный жанр.

Стандартный строй — E-A-D-G. Используется во многих жанрах, от джаза до попа и хард рока.

Популярностью пользуются Dropped-строи. Характерная черта Dropped – звучание одной из струн сильно отличается по тону от остальных. Пример: D-A-D-G. Последняя струна настраивается на тон ниже в соль, тон остальных не меняется. В строе C#-G#-C#-F# четвертую струну опускают на 1,5 тона, оставшиеся на 0,5.

Строй 5 струнной модели A-D-G-C-F используют грув и ню-метал группы. По сравнению со стандартным строем звучание опускается на тон ниже.

Для панк-рока характерно использование высоких строев. Пример: F-A#-D#-G# – все струны подняты на половину тона.

История бас-гитары

Исток происхождения бас-гитары — контрабас. Контрабас — массивный музыкальный инструмент, имеющий черты скрипки, виолы и виолончели. Звучание инструмента было очень низким и насыщенным, но большие размеры были значительным недостатком. Трудности с транспортировкой, хранением и вертикальным использованием породили спрос басового инструмента меньшего размера и веса.

В 1912 году компания «Гибсон» выпустила бас-мандолину. Несмотря на то, что уменьшенные габариты стали весить меньше по сравнению с контрабасом, изобретение не получило широко распространения. К 1930м годам выпуск бас-мандолин прекратился.

Первая бас-гитара в современном виде появилась в 30-х годах прошлого века. Автором изобретения стал профессиональный мастер Пол Тутмар из США. Бас-гитара выполнена в схожей форме с электрогитарой. Гриф отличался наличием ладов. Держать инструмент предполагалось как обычную гитару.

В 1950-х годах Фендер и Фуллертон впервые запускают серийный выпуск электрической бас-гитары. Компания «Фендер Электроникс» выпускает модель «Precision Bass», изначально названную «P-Bass». Дизайн отличался наличием синглового звукоснимателя. Внешний вид напоминал электрогитару «Fender Stratocaster».

В 1953 году Монк Монтгомери из группы Лайнела Хэмптона стал первым басистом, поехавшим в тур с басом от Фендера. Считается, что Монтгомери также сделал первую в историю запись с использованием электронного баса на альбоме «Art Farmer Septet».

Еще одни пионеры фендерского инструмента — Рой Джонсон и Шифти Генри. Билл Блэк, игравший с Элвисом Пресли, стал использовать Фендер-пресижн с 1957 года. Новинка привлекла не только бывших игроков контрабаса, но и обычных гитаристов. Например, Пол Маккартни из «The Beatles» изначально был ритм-гитаристом, но позже переключился на бас. Маккартни использовал немецкую модель электроакустической бас-гитары «Hofner 500/1». Специфическая форма заставляет корпус выглядеть как скрипка.

В 1960-х стремительно растет влияние рок музыки. Многие производители, среди которых «Ямаха» и «Тиско», начинают производить электрические басовые гитары. В начале 60-х был выпущен «Fender Jazz Bass», изначально названный «делюкс басом». Конструкция корпуса была призвана упростить игру для музыканта, позволяя играть в положении сидя.

В 1961 году была выпущена шестиструнная бас-гитара «Fender VI». Строй новинки был на октаву ниже классического. Инструмент пришелся по-вкусу Джеку Брюсу из рок-группы «Cream». Позже он сменил его на «EB-31» – модель с компактным размером. «EB-31» отличился наличием мини-хамбэкера на мостике.

В середине 70-х производители инструментов высокого класса начали выпускать пятиструнную версию бас-гитары. Струна «B» была настроена на очень низкий тон. В 1975 году мастер Карл Томпсон получил заказ на 6-струнную бас-гитару. Строй у заказа был следующим: B0-E1-A1-D2-G2-C-3. Позже подобные модели стали называться «расширенным басом». Модель расширенного диапазона обрела популярность среди сессионных басистов. Причина — отсутствие необходимости часто перенастраивать инструмент.

С 80-х масштабных изменений в бас-гитаре не происходило. Улучшалось качество звукоснимателей и материалов, но основа оставалась прежней. Исключение составляют экспериментальные модели, вроде акустического баса, основанного на акустической гитаре.

Разновидности

Виды бас-гитар традиционно различаются положением звукоснимателей. Существуют следующие типы:

  • Пресижн-бас. Расположение звукоснимателей — возле оси корпуса. Они установлены в шахматном порядке, один за другим.
  • Джазовый бас. Звукосниматели этого вида называются синглами. Располагаются далеко друг от друга. Звучание при игре на таком инструменте получается более динамичным и разнообразным.
  • Комбо-бас. Конструкция имеет элементы джазового и пресижн-баса. Один ряд звукоснимателей прикреплен в шахматном порядке, а ниже установлен сингл.
  • Хамбэкер. В роли звукоснимателя выступают 2 катушки. Катушки крепятся к металлической пластине на корпусе. Отличается мощным жирным звуком.

Дополнительно существует разделение на ладовые и безладовые варианты. У безладовых на грифе нет порожков, при зажатии струны прямо касаются поверхности. Такой вариант используется в стилях джаз-фьюжн, фанк, прогрессивный метал. Безладовые модели не относятся к определенному музыкальному строю.

Как выбрать бас-гитару

Новичку рекомендуется начинать с 4 струнной модели. Это самый распространенный тип инструмента, применяющийся во всех популярных жанрах. На гитаре с увеличенным числом струн гриф и расстояние между струнами шире. Обучение на 5 или 6 струнной бас-гитаре займет дольше времени и будет сложнее. Можно начинать с шестиструнной, если человек точно уверен в выбранном стиле игры, который ее требует. Семиструнная бас-гитара — выбор только опытных музыкантов. Также начинающим не рекомендуется приобретать безладовые модели.

Акустические бас-гитары имеют малое распространение. Акустика звучит тихо и не применима при большой аудитории. Гриф обычно более короткий.

Помочь правильно выбрать бас может гитарный мастер в музыкальном магазине. Самостоятельно же стоит проверить инструмент на кривизну грифа. Если при зажатии любого лада струна начинает дребезжать — гриф кривой.

Техники игры на бас-гитаре

Музыканты играют на инструменте сидя и стоя. В положении сидя гитара ставится на колено и придерживается предплечьем руки. При игре стоя инструмент держится на ремне, подвешенном через плечо. Бывшие контрабасисты иногда используют бас-гитару как контрабас, поворачивая корпус вертикально.

На басу применяются практически все техники игры акустической и электрогитары. Основные техники: щипок пальцами, слэп, удар медиатором. Техники различаются сложностью, звучанием и областью применения.

Щипок применяется в большинстве жанров. Звучание мягкое. Игра медиатором широко используется в роке и металле. Звук более резкий и громкий. При слэпе струна ударяется об лады, создавая специфическое звучание. Активно используется в стиле фанк.

Источник

Имеет ли смысл осваивать бас, если я не в группе и хочу быть солистом?

Какова роль бас-гитары в современной музыке, насколько востребована виртуозная игра на басу? Послушаем мнения.

Если вы намерены создавать свою собственную музыку с некоторой помощью других людей, будет хорошей идеей, по крайней мере, пройти через все инструменты, которые вам могут понадобиться в ваших миксах в будущем.

Таким образом, для рока это означало бы умение играть на гитаре, басу, ударных и клавишных, а также петь. Вы ни в коем случае не обязаны быть лучшим гитаристом, басистом, барабанщиком или клавишником, чтобы успешно работать в этом направлении. Вам лишь желательно иметь некоторый опыт. Даже если вы намереваетесь использовать сэмплы для ударных и клавишных, освоить бас всё равно будет хорошей идеей.

Если вы просто начинающий музыкант, то изучение баса — тоже далеко не худший выбор, который вы могли бы сделать.

В следующий раз, когда вы будете слушать свою любимую песню, убедитесь, что вы используете хорошие наушники или динамики, и внимательно послушайте, что делает бас. Обратите внимание на взаимодействие между басом и перкуссией, как они существуют, склеивая ритм и мелодию, создавая целостную картину.

Это то, что басисты называют «согласованность» («in the pocket»), и это то, что и придаёт лучшим песням любого жанра их ритмичность и гармоничность. Скорее всего, вы не услышите много «запилов» или действительно быстрых сложных пассажей, которые вы так часто можете заметить у гитаристов.

Хороший басист в основном играет на основных тонах или квинтах аккордов, время от времени «прогуливаясь» между ними. Даже в свинг-джазе, жанре, известном своими безумно сложными соло, бас следует за ударными, играя четвертными нотами и проходя таким способом через различные обращения аккордов.

Работа басиста состоит в том, чтобы играть для песни, а не для своего эго, и это проявляется в лучших басовых партиях: они не слишком яркие, в основном состоящие из основных тонов и обеспечивающие прочную гармоническую основу, на которую опираются другие инструменты.

Это работа, которую не может выполнить компьютер. Действительно хороший басист может играть с грувом так, как я пока не слышал от компьютера.

Человек, играющий на бас-гитаре, может сделать мелодию совершенно безжизненной или, что ещё хуже, создать разрыв между ритмом ударника и мелодией вокальной партии, заставляя всё звучать как полный отстой. Это верно как для классического рок-н-ролла, так и для современного рока или хип-хопа. Даже бас-вокалист в группе «а капелла» может сбить с толку остальных певцов, если он не обладает достаточным чувством ритма.

Короче говоря, бас — один из самых важных инструментов в каноне современной музыки, и он всегда полезен для изучения, хотя очевидно, что на пути к виртуозности есть трудности.

Видео: «Bach Cello Suite 1 Prelude BWV1007 Bono Bass Solo» .

Вы должны иметь в виду одну вещь. Никому на самом деле не нужен соло-басист.

«Никому» — это, конечно, преувеличение. Есть несколько очень хороших басистов, которые, по крайней мере, иногда играют соло, но, по сути, сольное выступление баса осуществить невероятно сложно (только если вы не совершенно исключительный музыкант).

Причина в том, что бас, будучи таким инструментом, не имеет такого же тембрального диапазона и столь разнообразной фактуры, которые доступны для инструментов более высокого регистра.

Даже самые блестящие сольные исполнители на басу обязательно регулярно играют в группах.

Роль баса, место, где он действительно блистает, находится в контексте группы: он «склеивает» музыку, не выделяясь сам по себе. Вы можете научиться играть на басу только тогда, когда научитесь играть с другими музыкантами. Необходимо быть командным игроком.

Так что, если вы хотите в конечном итоге играть исключительно на басу соло, занимаясь в одиночку, вы сильно рискуете — музыканты учатся лучше и быстрее, находясь рядом с музыкантами, лучшими, чем они сами. И это не «мнение», а факт.

Таким образом, я вижу только два варианта:

  • Если вы позарез хотите быть солистом, изучите инструмент, который лучше подходит для игры соло.
  • Научитесь играть на басу в группе. Всегда есть спрос на хороших басистов.

Видео: «Adam Ben Ezra — Flamenco (Pin Drop / Live Session)» .

Источник

Оцените статью