GuitarLine.Ru
Обращения аккордов
Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles
Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.
Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.
Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.
«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.
Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.
Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.
Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.
Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.
Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.
Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.
Источник
Обращение аккорда
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Обращение аккорда» в других словарях:
ОБРАЩЕНИЕ — (лат. inversio, нем. Umkehrung, франц. renversement) есть такая смена мелодических или гармонических соотношений, при которой то, что было до о ия наверху, переходит вниз и то что было внизу, переходит вверх. О. многообразно применяется в теории… … Музыкальный словарь Римана
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия
Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия
Секундаккорд — третье обращение септаккорда; образуется от перемещения примы, терции и квинты септаккорда на октаву вверх. Нижним звуком С. является септима (вершина) септаккорда. Интервал между септимой и примой секунда (отсюда назв.). Наиболее… … Музыкальная энциклопедия
Септаккорд — четырёхзвучие, в осн. виде к рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к рая, вместе с трезвучием, входящим в… … Музыкальная энциклопедия
Квартсекстаккорд — второе обращение трезвучия; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Квинтсекстаккорд — первое обращение септаккорда; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Секстаккорд — первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. терцией и перемещённым осн. звуком примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).… … Музыкальная энциклопедия
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Аккорд — (франц. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разл. (разноимённых) звуков, к рые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путём перестановок) расположены по терциям. Подобным образом А … Музыкальная энциклопедия
Источник
Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)
Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.
Что для этого надо уметь?
- Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
- Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
- Делать обращения аккордов.
- Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.
Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).
Обращение аккордов
До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.
В до-мажорном аккорде (С):
- До – это основной тон
- Ми – это терция
- Соль – это квинта
Надеюсь, все понятно?
Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.
Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.
Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.
Что дают нам эти знания? А вот что:
- Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
- Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом
Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).
Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.
Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.
Выглядеть это должно примерно так:
Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.
Вот пример, как это должно выглядеть:
А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:
- В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
- В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
- В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
- ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G
Напомню:
- большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
- большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
- мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
- латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)
Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,
на каких ступенях строятся аккорды:
Аккомпанемент
Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?
До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».
Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами – кардинально.
Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает
– в быстром темпе – напряжение, ожидание какой-то развязки или – реже – воодушевление, приподнятость
– а в медленном темпе – либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца
– полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения – прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.
Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:
– когда берется бас и оставшаяся часть аккорда
– бас и аккорд целиком
– бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)
– ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.
Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.
Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:
Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.
Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:
- выучите только мелодию в верхнем голосе;
- выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
- поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
- соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
- добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.
Ну, и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом ( ) и бемолем ( ), которые соответственно повышают и понижают ноту на пол тона, есть дубль-диез ( ) и дубль-бемоль ( ), которые повышают и понижают ноту на целый тон.
Источник