Что дает звук гитаре

Музыкальный звук. Как формируется гитарный звук

Звук – колебание физического тела. Звук обладает следующими свойствами:
Высота. Зависит от частоты колебаний источника звука.
Длительность (сустейн). Зависит от продолжительности колебаний источника звука.
Громкость – сила звука.
Тембр – окраска звука.
Тебр звука формируется за счёт призвуков (обертонов), которые образуются в результате колебаний физического тела, будь то струна в щипковых инструментах таких как гитара, или столб воздуха в духовых. У каждого инструмента набор этих обертонов (призвуков) отличается. Слух улавливает эти различия, и мы слышим тембр звучание разных инструментов.

Звуки можно разделить на музыкальные и шумовые.
Что отличает музыкальный звук от любого другого? Система высотных соотношений лежащая в основе определённой музыкальной культуры. К примеру частота колебаний ноты “ми” (1-я струна на гитаре) 329,63 Гц, ноты “ля” (это 1-я струна, зажатая на 5-м ладу) 440 Гц и т.п. Т.е. у каждого музыкального звука есть определённая точная высота выраженная в герцах. Эта система называется музыкальный строй.

Формирование гитарного звука

В формировании звука у акустической гитары напрямую участвует корпус, а точнее верхняя и нижняя деки. О том из каких частей состоит гитара и как она устроена читайте здесь. Струны колеблясь передают энергию на корпус гитары, который в свою очередь также начинает колебаться, и за счёт этого мы слышим звук. На звук акустической гитары очень сильно влияет дерево из которого сделан инструмент, в отличии от электро гитар, в которых дерево играет второстепенную роль, а вся ответственность за звук ложится на электронные датчики. Поэтому очень часто электро гитары делают из материалов отличных от дерева, например из пластика или оргстекла, и несмотря на это они звучат. Акустика, конечно же, сделанная из подобных материалов, звучать не будет. О том какие струны нужно выбирать для акустической гитары, чтобы она выдавала все свои возможности, читайте здесь.

Читайте также:  Волшебный сад ноты для фортепиано

О музыкальной системе

Ряд звуков отобранных музыкальной практикой в определенную эпоху или в определённой местности – называется музыкальной системой.
Мы можем с лёгкостью отличить китайскую музыку от русской народной, или же узнать какие-то арабские мотивы. Это происходит благодаря тому, что в определенных культурах использовались разные музыкальные системы. Китайская традиционная музыка например, состоит в основном из звуков входящих пентатонику (5 звуков). Сыграйте изображённую на фрагменте нот для гитары последовательность звуков, или варьируйте их, и вы с лёгкостью узнаете китайские мотивы:

А вот ноты для гитары и табы с примером звуков из восточной музыкальной системы:

В в европейской музыке музыке было принято использовать 7 звуков, так называемая диатоника:
В диатонической системе написано большая часть мировой музыки.

Существует также множество других музыкальных систем или как их еще называют ладов начиная от народных, сложных джазовых и заканчивая придуманными определёнными композиторами, но это уже более углубленная тема для изучения.

Источник

Что влияет на звучание электрогитары

Часто, сравнивая звучание своей электрогитары со звучанием своих любимых исполнителей и не будучи им удовлетворенными, много музыкантов принимают решение поменять что-то в своем инструменте или приобрести, чтобы приблизится к желаемому звучанию. Именно по этой причине многие начинающие музыканты пытаются купить электрогитару и оборудование такое же, как используют их любимые исполнители. Но после покупки даже очень дорогих инструментов появляется вопрос: почему моя гитара не звучит так же, как у того или иного гитариста?

Есть несколько моментов, которые имеют большое влияние на звучание электрогитары. К ним можно отнести:

  • исполнитель
  • электрогитара
  • звуковоспроизводящая система
  • акустика и звуковое сопровождение

В большинстве случаев каждая из этих составляющих имеет разное значение в итоговом звучании. Именно поэтому главная задача — правильно выявить и избавится от самого проблемного момента.

Исполнитель

Музыканты, только начавшие свой творческий путь, часто думают, что звучание электрогитары зависит только от параметров и возможностей самого инструмента и звуковоспроизводящей системы. Вот поэтому они стараются приобрести более дорогую электрогитару, более дорогие педали, процессоры и комбики. Но очень часто причиной плохого звучания гитары является не инструмент, а сам исполнитель, который еще не научился правильно извлекать звук. Проверить это очень просто. Для этого исполнителю нужно сыграть фразу вначале на своем инструменте, а потом на профессиональной дорогостоящей модели того же типа. Если в звучании дорогой и более дешевой гитары не будет принципиальных отличий, значит исполнитель имеет слабый навык звукоизвлечения. В этом случае никакие доработки и улучшения инструмента не помогут качественно улучшить звучание.

Само понятие звукоизвлечения подразумевает технику игры на электрогитаре, которая включает в себя постановку и движение кистей, способ удерживания медиатора пальцами правой руки, глушение руками струн, угол касания медиатором струн, глубина опускания медиатора относительно поверхности струн, положение точки соприкосновения медиатора и струн и много другое. Естественно, что начинающий гитарист просто не в состоянии за всем этим уследить.

Если Вы не удовлетворены звучанием своей гитары, не спешите давать объявление о ее продаже. Попросите опытного гитариста, будь то Ваш преподаватель или просто знакомый, сыграть на Вашем инструменте. Во многих случаях после того, как инструмент в знающих руках покажет все свои возможности и весь свой звуковой потенциал, вопрос о покупке новой электрогитары или другого оборудования, замене датчиков отпадет сам по себе. Ведь проблема не в инструменте или оборудовании, а в том, что Вы еще не развили в себе навык хорошего звукоизвлечения.

Электрогитара

Есть несколько аспектов, наиболее влияющих на звучание электрогитары. Первый — это дерево, или материал, из которого выполнен корпус и гриф инструмента. Вторым аспектом является металл — струны и конструктивные элементы, такие как механика бриджа и колков, порожки и другое. Третий — электроника, к которой относятся звукосниматели и тембр-блок.

Задумываться о доработке электрогитары, то есть замене звукоснимателей, струн для улучшения звучания, можно лишь в том случае, если Вам не нравится, как она звучит даже в руках искусного гитариста на хорошей аппаратуре. Но на самом деле музыкант с хорошей техникой звукоизвлечения может выдать многое даже на очень посредственной гитаре. Но все же часто бывают ситуации, когда проблема находится в самой электрогитаре или в ее неправильном выборе, то есть гитарист предпочитает теплое блюзовое звучание, а играет на инструменте для игры в тяжелых стилях, или музыкант хочет яркого чистого звука, а играет на хамбакерах.

Итак, что же можно предпринять для улучшения звучания электрогитары? Смену дерева мы сразу отбросим, ведь практичнее приобрести новую электрогитару. Потому остается только сменить струны или электронику. Смена струн может заметно улучшить звучание на какой-то период. По этой причине это первое, что можно предпринять, тем более,что это не требует больших финансовых вливаний. Смена звукоснимателей или замена электроники с пассивной на активную не всегда позволяют улучшить звучание , если гитара исходно не звучит. Вначале нужно найти ответ на вопрос: можно ли принципиально улучшить звучание электрогитары? Есть много недорогих гитар, проблемой которых является тусклое и неразборчивое звучание, отсутствие верха, а середина и низы нечитаемы.

Определить потенциал и возможности электрогитары можно, отключив от нее шнур и сравнив с другими моделями тоже в отключенном состоянии. Гитару, звук которой еле слышен даже на новых струнах, вряд ли можно улучшить, так как дерево не работает на звук. Убедившись, что в отключенном состоянии электрогитара имеет достаточно звонкий звук, подключите ее напрямую без использования педалей и процессоров к хорошей звуковоспроизводящей системе и послушайте ее чистый звук, когда регулятор тембра на системе и гитаре находится в нейтральном положении. Следующий шаг — попробуйте добиться самого яркого звучания на высоких частотах при помощи переключателей звукоснимателей и регуляторов тембра. Есть целый ряд электрогитар, от которых просто невозможно добиться яркого верха, не смотря на большое число позиций переключателя звукоснимателей и обилие ручек тембра. Если на чистом звуке высокие частоты не звучат, то они не появятся и на обработанном звуке. Если же на чистом звуке гитара звучит весьма недурно, то в случае смены звукоснимателей и/или покупке более качественных элементов звуковоспроизводящей линии звучание инструмента может существенно измениться.

Звуковоспроизводящая система

В понятие звуковоспроизводящей системы входит все, что подключается после электрогитары, то есть оборудование от педалей эффектов до акустической системы.

Предположим, что сама гитара и звукоизвлечение Вас в принципе устраивают, но все же хочется еще улучшить звучание. Так как электрогитара выдает не акустический звук, а электрический сигнал, то звуковоспроизводящая система может ощутимо повлиять на результирующий звук. Следовательно из этого можно улучшить качество звучания и изменить окраску и характер звучания.

Качество звучания

Сигнал от электрогитары может быть изменен, проходя через различные обработки и эффекты. Потому нужно определится с тем, нужно работать над улучшением звучания в чистом или обработанном звуке. Часто объектом недовольства становится перегруженный звук. Жалуются, что он песочит, недостаточно плотно и насыщенно звучит, быстро затухает, прерывается, имеет слабую средину, басы бубнят, нет верхов, фонит, что-то свистит и тому подобное. Все это свидетельствует о том, что проблема заключается в плохом качестве обработки звука. Чтобы улучшить качество звучания лучше всего использовать устройства, стоимость которых выше средней, позволяющей обеспечить приемлемое качество звука. Ведь всем известна тенденция, что чем качественней звук, тем дороже устройство.

Характер звучания

Тем, кто предпочитает ярко выраженное, жесткое и характерное звучание электрогитары, вряд ли придется по вкусу мягкое и сглаженное цифровое звучание процессора. В этом случае лучше подключить электрогитару к хорошему комбику. Для тех же, кто отдает предпочтение синтезированным звукам, больше подойдет гитарный процессор или педаль эффекта, подключенные в линию.

Если же начинающему гитаристу тяжело определиться с собственными предпочтениями, более практичным приобретением станет гитарный моделирующий процессор, чем покупка комбика или педали эффекта, так как посредством первого можно будет понять основу различного звучания. Хоть цифровой перегруз звучит гораздо мягче и не так интересно особенно в сравнении с аналоговым перегрузом, но что касается эффектов на чистом звуке, то здесь гитарные процессоры среднего ценового диапазона пошли намного дальше аналоговых устройств.

Акустика и звуковое сопровождение

Ранее было сказано, что в линию электрогитара звучит несколько мягче по сравнению со звучанием в комбик. Но многие гитаристы играют через комбик дома, не считая его звучание резким, так как им нравится выделенное, резкое, плотное звучание электрогитары. Другим же музыкантам наоборот нравится более мягкое звучание электрогитары в общем миксе, где акцент делается на самом звучании гитары, а на ее звучании в сопровождении других инструментов. Если в качестве аккомпанемента используется синтезатор, то живое звучание электрогитары будет выбиваться из цифрового звучания сопровождения. Здесь было бы логичнее подключить электрогитару в линию и использовать гитарный процессор эффектов для получения более гармонирующего звучания.

Подытожив все, можно сделать вывод, что на звучание электрогитары влияют многие факторы. И если Вы хотите заметно улучшить звучание, стоит купить более дорогое оборудование и принадлежности, но не во всех случаях.

Источник

Чертовски важные мелочи в гитарном звуке

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.

Порожек на грифе

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.

Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью — использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!

В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.

Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий по своей природе.

Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален.

Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.

Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:

  • Чистый никель звучит мягко и округло.
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая

На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.

С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.

Источник

Оцените статью