Что делает комбик для гитары

Как выбрать комбоусилитель для электрогитары

Вопрос, как выбрать комбоусилитель для электрогитары, волнует большинство начинающих музыкантов. Это естественно. Ведь усилитель – следующая по значимости вещь после инструмента.

Если вы тоже думаете о том, чтобы купить комбик для электрогитары, то эта статья для вас. Из нее вы узнаете: что такое комбоусилитель, какие его виды существуют, их плюсы и минусы. Получите профессиональные рекомендации по выбору комбика в зависимости от ваших целей.

Содержание

Что такое комбоусилитель

Существуют комбоусилители для электрогитар, бас-гитар и акустических гитар. Каждое устройство имеет свою специфику.

Мы сейчас расскажем о первых. Вкратце комбик для электрогитары – это звукоусиливающая аппаратура, к которой подключают инструмент с помощью специального шнура. А теперь подробнее.

Любой комбоусилитель для электрогитары состоит из трех основных частей: предусилителя, усилителя и колонки. Когда предусилитель и усилитель находятся в одной коробке, а колонка в другой – это называют гитарным стеком, или стэком (stack).

На музыкальном сленге часть с предусилителем и усилителем в стэке называют «головой», а колонку или колонки (обычно 2 или 4) – «кабинетом», или – сокращенно – «кабом». Слово «кабинет» происходит от английского cabinet, что значит «шкаф», «ящик».

Если все три части помещают в одном корпусе, то это – комбоусилитель, или, как его часто называют, комбик, комбо (combo). Название указывает на принцип устройства: сочетание, соединение разного в одной комбинации.

Комбики компактны и мобильны при транспортировке. Их используются как для домашнего музицирования, так и для репетиций и концертов. Перечисленные плюсы комбоусилителей делают их привлекательными и востребованными у электрогитаристов.

Как устроен комбик для электрогитары

Разберемся с устройством комбоусилителя подробнее. Пойдем в порядке передачи гитарного сигнала от звукоснимателей по шнуру ко входу в комбик. Как говорилось выше, последний состоит из трех главных частей: предусилителя, усилителя и колонки.

Предусилитель (преамп, pre-amp, пред)

Предусилитель, или пред, или преамп (pre-amp) – устройство, в котором слабый сигнал с гитарных звукоснимателей предварительно усиливается до уровня, когда его может обработать собственно усилитель.

В преде сигнал с гитары может дополнительно компрессироваться и искажаться, создавать овердрайв – характерный чуть гнусавый звук электрогитары.

Усилитель (оконечник, мощник)

Усилитель мощности, или оконечник, или мощник, усиливает сигнал с преда до уровня, который способна «раскачать» колонка. В оконечнике гитарный сигнал может еще раз дополнительно искажаться: обогащаться обертонами, превращаться в кранч – характерный рокерский гитарный звук.

Заметим, что кранч появляется только на максимальной громкости.

Колонка (динамик, акустическая система)

В комбике колонка, или динамик, или акустическая система, встроены в один корпус с предом и оконечником. При этом вывод звука происходит двумя способами: с помощью собственного встроенного динамика или путем подачи сигнала на внешнюю акустическую систему. К примеру, когда требуется более мощный звук.

При использовании внешней акустики собственный встроенный динамик комбоусилителя может либо работать одновременно, либо отключаться. Некоторые модели комбиков поддерживают только один режим работы, другие – оба.

Виды комбоусилителей

По тому, как устроены комбики внутри, их принято разделять на 4 основных вида. Перечислим их в том порядке, как они появлялись на рынке музыкальной аппаратуры:

Отметим, что они существуют и сейчас. Рассмотрим особенности каждого вида с его плюсами и минусами.

Ламповые комбики для электрогитары

Первые гитарные усилители были ламповыми. В основе их работы – каскады усилителей на электронных лампах.

Вот так ламповый комбоусилитель выглядит внутри:

Ламповая технология была востребована в прошлом столетии. Она использовалась в телевизорах и радиоприемниках.

Из-за теплого перегруженного рок-н-рольного звука ламповые усилители пришлись по душе электрогитаристам. Несколько десятков лет отличной работы ламповых комбо позволяют им до сих пор оставаться эталоном гитарного усиления.

В среде профессионалов и любителей и сегодня ведутся оживленные разговоры о несомненных преимуществах теплого лампового звука над холодным транзисторным и «мертвым» цифровым.

Назовем плюсы и минусы лампового комбоусилителя.

  • теплота и красота чистого и перегруженного звучания;
  • объемность звука;
  • мощная громкость;
  • подходит для использования на концертах, студиях записи, репетиционных базах.
  • громоздкость и тяжеловесность;
  • трудности транспортировки из-за хрупкости ламп;
  • дополнительные расходы на периодическую замену ламп;
  • высокая стоимость;
  • траты на инструментальный микрофон, если хотите записывать электрогитару;
  • специальные устройства для экспериментов со звуком придется покупать отдельно.

Регулировать громкость лампового комбика можно с помощью небольшого устройства – аттенюатора (от фр.attenuer – смягчить, ослабить). Последний подключается в разрыв между усилителем и динамиком. Он снижает мощность сигнала из усилителя и выводит его на колонку уже в более тихом варианте. При этом – лампы разогреты, а звук – красив.

Чаще всего ламповые комбики используют для концертных площадок, музыкальных студий звукозаписи и репетиционных баз. Там их громкий звук никого не пугает и приносит массу положительных эмоций любителям электрогитары.

Рассматривать покупку лампового комбика целесообразно в том случае, если вы серьезно занимаетесь музыкой, а бюджет позволяет не думать о цене.

Транзисторные комбоусилители

С развитием электроники вслед за ламповыми комбиками появились транзисторные. Новая технология позволила снизить вес и размер усилителей, сделать их более надежными в эксплуатации.

Перечислим плюсы и минусы транзисторных комбоусилителей в сравнении с ламповыми.

  • небольшая цена;
  • легкость и компактность;
  • удобство транспортировки из-за меньшей чувствительности к ударам и тряске;
  • надежность работы;
  • отсутствие дополнительных трат на замену деталей (как ламп в ламповых комбо);
  • хорошая регулировка громкости: даже на малых оборотах – приемлемый звук.

Гибкая настройка громкости при хорошем качестве звука делает транзисторные комбики удобными для домашних репетиций. Можно играть и громко, и тихо. Репетировать в любое время. При этом – не создавать лишнего шума, например, ночью. Ведь его так не любят соседи.

  • качество звука уступает ламповому;
  • дорогой ремонт в случае поломки.

Транзисторные комбики совершенствуются и по сей день. Диапазон цен на них широк: каждый найдет то, что хочет. Считаются хорошим вариантом для новичков. Хотя на практике – не только для них. Пригодны для небольших помещений. При грамотном обращении с устройством и владении электрогитарой позволяют достичь хорошего звука.

Гибридные комбоусилители

Стремление соединить красивый звук ламповых комбиков с дешевизной и удобством транзисторных породило гибридные усилители. Принцип их работы сочетает ламповую и транзисторную технологии.

  • звучание приближено к ламповым усилителям;
  • цена меньше, чем у ламповых комбо;
  • меньший вес, чем у ламповых устройств.

Главный минус – один:

  • по звучанию – не «чистая» лампа.

По стоимости гибридные усилители дороже транзисторных, но дешевле ламповых. Подходят для занятий дома и репетиций.

Цифровые комбоусилители для электрогитары

В эпоху цифровых технологий появились и цифровые комбики. По сути предусилитель в них заменили на компьютер. Именно в нем стал формироваться гитарный саунд.

Цифровой пред в отдельном корпусе называют гитарным процессором. На фото – популярный сегодня процессор «LINE 6» POD HD500X.

Ламповые, транзисторные и гибридные усилители работают с аналоговым звуком, что ценно. Цифровые же устройства подвергают аналоговый звук электрогитары обработке и преобразуют в цифровой. В этом – ключевое отличие цифровых комбо от всех остальных видов. Зато «цифра» эмулирует звук ламповых и других «собратьев», богата гитарными эффектами.

Перечислим плюсы и минусы цифровых комбиков.

  • надежность;
  • легкость и мобильность;
  • невысокая цена;
  • эмуляция звука разных комбиков;
  • хорошее звучание на любой громкости;
  • цифровое моделирование звука, всевозможные гитарные эффекты.
  • дурная слава из-за низкого качества цифровых усилителей 90-х годов прошлого века;
  • цифровой звук вместо аналогового.

Цифровые комбики хороши для дома. Они компактны и надежны в работе. Включают комплект гитарных эффектов, что позволяет экспериментировать со звуком. Хорошо звучат на любой громкости.

Сегодня известные производители усилителей для электрогитары – «Fender», «Marshall», «Line 6», «Roland», «Vox», «Yamaha», «Peavey», «Randall» – выпускают комбики разных видов с применением цифровых технологий. Поэтому современные приборы еще называют «смешанными».

Рекомендации по выбору комбика для электрогитары

Попробуем дать несколько общих советов, которые помогут сориентироваться в выборе комбоусилителя.

Определитесь с целью

Обдумайте, для чего вам нужен комбик. Для дома, для игры в том или ином исполнительском составе, для репетиций, концертов, выступлений в небольших помещениях. В соответствии с задачами подбирайте мощность усилителя.

Обратите внимание, что «лампы» той же мощности, что и другие виды комбо, звучат ярче и громче.

Для занятий дома подойдет компактное устройство мощностью в 10-15 Вт. Для репетиций, в зависимости от площади помещения и состава исполнителей, берите комбик от 30 Вт. Для концертных выступлений – от 50 Вт.

Принято считать, что для комфортной совместной игры комбик бас-гитариста должен быть примерно в 2 раза мощнее усилителя электрогитариста.

Покупка в магазине и через интернет

Если вы выбираете комбик в магазине, то в идеале стоит прийти туда со своим инструментом, воткнуть в комбик и поиграть. Так будет ясно, как реально сможет звучать ваша электрогитара. Послушайте чистый звук и перегруженный.

Тут вам пригодится личный слуховой опыт: чем он богаче, тем яснее ваше собственное представление о необходимом звуке и тем точнее получится выбрать именно то, что нужно.

При покупке устройства через интернет обязательно запросите демо-версию. Или найдите в сети видеоролики, демонстрирующие возможности интересующих вас моделей.

Электрогитара и комбик: баланс по качеству

При выборе комбоусилителя целесообразно помнить: инструмент и усилитель – та пара, которая внутри себя должна быть соотносима по качеству. Нет смысла вкладывать деньги в дорогой усилитель при посредственном инструменте и – наоборот. Плюс к тому надо помнить: вне зависимости от уровня аппаратуры, звук будет зависеть во многом и от ваших рук.

Итак, теперь вы знаете, что такое комбик, какие его виды бывают, в чем их плюсы и минусы. Надеемся, что статья поможет совершить правильный выбор. Если же у вас остались вопросы и сомнения, то смело обращайтесь за консультацией в нашу школу. Будем рады помочь.

Источник

Все о комбоусилителях для гитар

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Всем известно, что электрогитара сама по себе звучит очень слабо. В отличие от акустики ее корпус монолитный и не дает звукам резонировать. Чтобы ее «голос» зазвучал в полную силу, необходимо использовать гитарный усилитель, оптимальным вариантом является комбик. Он сочетает в себе сразу три аппарата – усилитель, предусилитель и акустическую систему.

Что это такое?

Комбоусилитель – это звукоусиливающая аппаратура, которая подключается к электрогитаре, акустике или басу с помощью специального шнура. У них есть множество параметров, от которых зависит громкость и чистота звука. Все это непосредственно влияет на цену оборудования. С этой информацией важно ознакомиться начинающим гитаристам, так как у опытных музыкантов уже есть свои предпочтения по брендам и моделям.

Комбики очень компактны, что делает их удобными для перевозки. Конечно, концертные аппараты тяжелее, чем домашние, но все же их функциональность и производительность безусловно высоки для аппаратуры такого веса.

Звук с гитары передается в комбик через вход AUX. Есть модели с микрофонным входом, с возможностью подключения нескольких инструментов. А также на комбоусилителе могут присутствовать гнезда для наушников, а на современных вариациях присутствуют входы USB для компьютера и процессора эффектов.

Обзор видов

Рассмотрим подробнее виды различных комбинированных усилителей. По внутреннему устройству их подразделяют на 4 основные группы. Поставим их в том порядке, в котором они появились на музыкальном рынке:

Ламповые

Раньше ламповая технология широко использовалась в производстве техники, в том числе и музыкальной. В 60-е годы прошлого века альтернатив ей еще не придумали, поэтому первые комбоусилители были именно ламповыми. Появление рок-н-рольного звука пришлось именно на ламповую эпоху, поэтому ламповый комбик стал классическим для рокеров. Даже сегодня ценители качественной аппаратуры выбирают именно такую технику, хотя далеко не всем она по карману.

Достоинства:

Недостатки:

  • высокая цена (не менее 10 тыс. рублей);
  • нуждаются в периодической замене ламп;
  • требуется аккуратное обращение;
  • для записи гитары нужен еще и инструментальный микрофон;
  • при необходимости придется докупать дополнительные аксессуары для звуковых эффектов.

Для опытных музыкантов ламповый комбик – это просто находка, так как он способен создать неповторимое звучание. Если же говорить о новичках, то необходимости в подобной аппаратуре для них нет.

Ее можно приобрести позже, а для начала подойдёт более скромная техника.

Транзисторные

В 70-е годы XX века транзисторные технологии стали вытеснять ламповые. По соотношению цены и качества они тоже довольно хороши.

Достоинства:

  • сравнительно низкая цена;
  • простота обслуживания (не нужно менять лампы);
  • можно часто переносить с собой, не боясь испортить технику.

Минусы:

  • менее качественное звучание;
  • хотя они редко ломаются, но если это случилось, то ремонт его будет долгим и дорогим.

Их с удовольствием используют начинающие гитаристы, их плюсы неоспоримы. Если же он оказывается в руках продвинутого пользователя, то звук можно получить просто отличный.

Гибридные

Они практически смогли воспроизвести непревзойденное ламповое звучание, при этом имеют возможность хорошей обработки звука. Подойдут тем, кто не может сделать выбор между этими двумя технологиями.

Достоинства:

  • очень близкое к ламповому звучание;
  • отличные возможности работы со звуком;
  • вес меньше, чем у ламповых.

Недостатки:

все же качество звука несколько отличается от лампы.

Учитывая различные плюсы, минусы и особенности разных комбоусилителей, можно сформировать представление о гибриде, а также о том, нужен он вам, или нет.

Цифровые

В конце 90-х компьютерные технологии стали активно внедряться и в музыку. Появились моделирующие усилители, которые могут эмулировать звук прочих усилителей, в том числе и ламповых. Разница с настоящей лампой видна, пожалуй, только матерым музыкантам, поэтому это тоже достойный выбор для покупки.

Достоинства:

  • надежность и долгий срок службы;
  • может эмулировать другие комбики;
  • позволяют воспроизводить музыкальные эффекты.

Недостатки:

подключаемые гитары теряют свой индивидуальный звук и начинают звучать одинаково. Оптимально подходят для не определившихся новичков, которые еще выбирают свой стиль. Цифровой аппарат позволяет вдоволь поэкспериментировать с эмуляциями других комбиков, а также опробовать различные эффекты.

Популярные модели

Предлагаем обзор самых распространенных моделей гитарных комбоусилителей.

Marshall MA50C

Об этих усилителях знают, пожалуй, все музыканты. Классический ламповый комбик небольшого размера, который при этом выдает очень мощный звук, чистый канал. Чтобы получить перегруз, нужно повозиться, так как для тяжелой музыки он напрямую не предназначен. Эта легендарная модель уже снята с производства.

Характеристики:

  • динамик 12′ – 1 шт.;
  • мощность – 50 ватт;
  • эквалайзер трехполосный;
  • вес – 23 кг.

Для его использования требуется понижающий трансформатор (напряжение 110 В). Хотя эта модель больше не выпускается, купить ее с рук в принципе возможно. Он подарит вам настоящее американское звучание.

Orange Rockerverb 50 MKII 212

Популярен у сессионных гитаристов, так как очень мобилен, при этом выдает отличный звук. После его выпуска пользователи предложили производителю внести доработки – так была создана улучшенная версию этого комбика.

Характеристики:

  • динамики 12′ – 2 шт.;
  • мощность – 50 ватт (меняется на 25);
  • эквалайзер есть;
  • вес – 37 кг.

Одни музыканты считают, что это отличный вариант и для концертов, и для репетиций. Другие обнаруживают в нем недочеты. В любом случае эта модель достойна внимания.

Fender Deluxe Reverb

Хорошая покупка для студии или игры на небольших концертах. Звук «старой школы» порадует истинных ценителей. С ним качественно зазвучат и блюз, и джаз.

Характеристики:

  • динамик 12′ – 1 шт.;
  • мощность – 22 ватта;
  • эквалайзер есть;
  • вес – 20 кг.

Отличный комбик от мирового производителя. Правда, при его не слишком высокой мощности стоит он дороговато.

VOX AC 30

Комбик, с которым играли музыканты из Queen, The Beatles, Rolling Stones, Deep Purple. Это уже о многом говорит, поэтому модель можно причислить к легендарным.

Характеристики:

  • динамики 12′ – 2 шт.;
  • мощность – 30 ватт;
  • эквалайзер есть;
  • вес – 19-32 кг.

Многие утверждают, что у этого усилителя нет недостатков. Он, действительно, во многом превосходит конкурентов. Правда, выпущен он довольно давно, поэтому может отвечать не всем веяниям времени.

Fender Twin Reverb

Его звук признан одним из лучших в мире.

Характеристики:

  • динамики 12′ – 2 шт.;
  • мощность – 30 ватт;
  • эквалайзер есть;
  • вес – 19-32 кг.

В этом рейтинге лидеров продаж он уверенно обходит конкурентов. Его недостатком можно назвать только стоимость – более 200 тысяч рублей.

Критерии выбора

Как выбрать оптимальный комбоусилитель? Чтобы определиться с покупкой, ознакомьтесь с их важнейшими характеристиками. А затем проверьте подходящую модель в игре.

Мощность

Мощность определяет, насколько громко и чисто может звучать аппарат – напомним, она измеряется в ваттах. Для домашнего использования нет потребности в мощном оборудовании, будет вполне достаточно комбика в 12 или 15 Вт. И то, скорее всего, на максимум его ставить не придется. Если вы устраиваете репетиции с участием еще одного гитариста и басиста, то подойдет техника мощностью 40 Вт. А если в группе есть еще и барабанщик, то стоит взять оборудование 60 Вт. Но сильный комбик вполне можно арендовать на репетиционной точке, а для дома купить простенький вариант.

Комбоусилители выпускаются не только для электрогитар, но и для акустики, и для баса. Их звук настроен так, чтобы четко выводить нужные частоты.

Вообще, для игры небольшом баре будет достаточно оборудования 50 Вт, большому залу понадобится больше мощности – 400 Вт, а огромная площадка на открытом воздухе может потребовать 2 кВт звука.

Динамики

Размер динамика тоже имеет важное значение для звука. Динамик 8 дюймов подходит новичкам, 10 дюймов – более опытным музыкантам. Самые крутые варианты начинаются от 12 дюймов, но стоят они недешево.

Они также делают звук громче. При наличии двух и более динамиков можно добиться более густого, объемного звучания.

Сопротивление

Сопротивление – не такая важная характеристика, и этот момент обычно имеет значение для более продвинутых музыкантов, которые экспериментируют с аппаратурой. В двух словах можно сказать, что если нужно подключить дополнительные динамики или усилитель к комбику, то данный показатель должен у них совпадать.

Число каналов

Если в комбоусилителе несколько каналов, то это дает дополнительные возможности для работы с музыкой. Иногда это удобно, когда каждый из них можно отладить по-своему. Например, один вы будете включать на ритмические части композиций, другой – на соло. Если группа не играет на профессиональном уровне, то 2-3-х каналов ей хватит, а начинающему гитаристу и вовсе хватит одного.

Советы по эксплуатации

И еще несколько советов от профессионалов.

  1. Всю аппаратуру подключайте к выключенному усилителю. А также не включайте его вхолостую, когда к нему ничего не подсоединено.
  2. Аппаратура, как известно, иногда фонит при подключении. Если вы установите предусиление на максимум, то основную громкость установите на минимум, и наоборот.
  3. На многих усилителях есть настройки для различных эффектов. Но стоит учитывать, что встроенный эффект будет звучать хуже, чем тот, что дополнительно докупается на педали (примочка).
  4. Ламповый комбик не рекомендуется переносить с места на место. Они не такие «живучие», как их собратья следующих поколений.
  5. Если в конкретном месте проблематично включить комбик в сеть, то можно попробовать сделать это от аккумулятора. Самый простой и быстрый вариант создать портативный источник питания – использовать аккумулятор 12 вольт и автомобильный инвертор (с 12 на 220). Хотя для одиночных выступлений может подойти и модель мощностью 4 ватта, которая питается от батареек. Такой автономный мини-комбоусилитель вполне справится со своей задачей.
  6. Если в группе есть бас, то комбик для него должен играть мощнее раза в 2, чем для электрогитары.

Итак, выбор комбика зависит от целей, для которых он приобретается. Каждому музыканту хочется играть на высококлассной аппаратуре, и все же есть модели более подходящие как для новичков, так и для профессиональных музыкантов.

Сделайте правильный выбор, и смело покоряйте сцену – теперь ваша гитара зазвучит на полную катушку.

Источник

Оцените статью