Что делать если гитара рассыхается

Почему гитара быстро расстраивается и как это определить?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Для любого музыканта расстроенный инструмент – большая неприятность. И гитара в этом плане может быть довольно капризной, ведь струны приходится менять относительно часто, и после каждого подобного процесса изменение звучания неизбежно. Некоторые профессиональные музыканты и вовсе настраивают свои инструменты перед каждым выступлением. О том, как сделать это самостоятельно, расскажет эта статья.

Почему гитара быстро расстраивается?

Есть несколько основных причин того, что инструмент не держит строй.

  • Очень часто причиной может быть банальное плохое закрепление колков. В этом случае достаточно будет просто укрепить натяжение струн на каждом колке.
  • Ещё одна распространенная причина – плохое качество струн. Низкий качеством материал будет постоянно требовать настройки гитары, так как неподходящие изделия плохо растягиваются.
  • Неправильное закрепление струн. У недавно приобретенных изделий их длина зачастую бывает гораздо больше необходимой. И новички наматывают на колки всю неиспользованную длину струны, что не совсем правильно. Рекомендуется наматывать несколько витков, а затем отрезать лишнее.
  • Нужно понимать, что струны требуют надлежащего и своевременного ухода, в противном случае любой, даже новый инструмент всегда будет звучать как расстроенный.
  • Старые струны. Струны подлежат замене каждые 6 месяцев или чаще, если есть в этом необходимость. Музыканты меняют струны на гитаре перед записью новой песни.
  • Как ни странно, но иногда причиной того, что гитара стала звучать плохо, может быть повышенная влажность воздуха. В таких условиях инструмент расстраивается быстрее.
  • Если струны растягиваются плохо, то это тоже может сказаться на качестве звука. Хорошо растягиваются металлические экземпляры, в то время как у нейлоновых это занимает больше времени.
Читайте также:  Прощание славянки укулеле табы

Практика показывает, что чаще всего причиной плохого звучания гитары являются главные ее составляющие – струны. Также замечено, что гитары «привыкают» к определенным изделиям и при замене на новый вид могут вести себя капризно.

Источник

Самостоятельный ремонт гитары

Акустическая 6-струнная гитара состоит из барабана (корпуса) с голосником на резонансной деке; грифа, на котором расположены металлические порожки (разделяющие лады); головки с колковыми устройствами, удерживающими натяжение струн. Далеко не во всех городах в мастерских есть инструменты для ремонта и восстановления щипковых музыкальных приспособлений, к которым относятся:

  • акустические шестиструнные, семиструнные и электрические гитары;
  • домры русские 3-струнные, украинские 4-струнные;
  • балалайки;
  • скрипки;
  • мандолины;
  • банджо-гитара, банджо-акулеле;
  • гусли.

За исключением электрических инструментов, строение щипковых сходное. Это заключается в наличии барабана, служащего резонатором (усиливающей звук), подборе клея, лака и древесины для изготовления, замены поврежденных дек, обичаек, изношенных металлических порожков, зазубрины на которых дают неприятный дребезжащий призвук. Мастерская подойдет лишь при условии, что мастера не пользуются готовой формулой лака, а подбирают его плотность, прочность исходя из особенностей конкретного аксессуара.

Основные поломки

Особенность выбора инструмента заключается в том, что при ударе справа, слева от окончания грифа звук самой деки должен быть одной высоты. Так же она должна звучать и при ударе по дальним участкам, находящимся за деревянным порожком, на котором закрепляются струны. Такой аксессуар даст насыщенный звук, не будет фальшивить (при правильной настройке), но только до момента появления трещин на корпусе, повреждения лака.

За стабильность натяжения струн отвечают колки. Со временем на металлических частях – шестернях, резьбовых штырях появляются признаки коррозии, износа. Натяжение струн начинает ослабевать во время игры или при настройке наблюдается проскакивание колка, соответственно сброс заданного ранее натяжения струны.

Если использованы 2 планки по три колка, то менять нужно обе. Проще провести ремонт гитары, если для каждой струны используется обособленный колок – их и снять проще, да и полная замена не требуется при повреждении одного подтягивающего механизма.

Металлический призвук после снятия аккорда наблюдается на инструментах с расшатанными порожками, верхним (пластиковым), находящимся на шейке, соединяющей головку с грифом или межладовым. Повреждение оплетки металлических струн тоже дает искажение звука, звон.

Внимание! Каждый скол, деформация скажутся на звучании. Диссонанс в аккорде будет очень сильным при наличии самого небольшого сквозного отверстия на корпусе, не предусмотренного изготовителем.

В классическом варианте у гитары гриф клееный, как у любого концертного инструмента. В более дешевом – пятка грифа крепится штырем, за счет чего можно регулировать высоту струн. В процессе эксплуатации древесина, к которой крепится металлический болт, усыхает, гриф начинает произвольно двигаться вверх–вниз, из стороны в сторону. При такой поломке ремонт гитары своими руками возможно провести при помощи столярного клея, установив гриф в необходимое положение.

Инвентарь и материалы необходимые для ремонта

При повреждении корпуса, соединительных обичаек, отремонтировать качественно инструмент в домашних условиях не удастся. С тем же успехом струны можно переставить на дрова, звучание будет одинаковым. Здесь нужна реставрация гитары с полной заменой отдельных частей, изготовленных из правильно высушенной древесины: клена, грушевого дерева.

Для концертных инструментов мастера используют более дорогую элитную древесину.

Для минимального (планового) ремонта потребуются:

  • набор струн;
  • соответствующие изначальной комплектации колки;
  • столярный клей;
  • эпоксидка;
  • струбцина;
  • отвертка;
  • наждачная бумага (нулевка);
  • надфили;
  • паста Гойя, хлопчатобумажная ткань.

Для ремонта поверхностных трещин на гитаре потребуется тонкая кисть, прозрачный лак, подходящий по консистенции к тому, которым изначально покрыт корпус.

Методы и особенности ремонта

В домашних условиях можно провести только несложный поверхностный ремонт, реставрацией должны заниматься специалисты.

Своими руками можно:

  • заменить струны;
  • поставить на место, отшлифовать порожки;
  • заменить колки;
  • заполнить небольшие трещины лаком или эпоксидной смолой.

В электрогитарах с монолитным корпусом самостоятельно можно заменить звукосниматель.

Замена струн

При повреждении одной струны меняется весь набор, что обосновано разницей материалов, из которых изготавливаются струны разными производителями, шириной оплетки трех верхних. Подбор толщины влияет на силу натяжения, достижение требуемой высоты звука.

Замена отдельных колков и колодок

Начинается процесс замены со снятия струн. Далее необходимо аккуратно открутить колодки с колками при помощи отвертки, если это предусмотрено изготовителем. В противном случае придется гвоздики выламывать. Чтобы установить новые колки на прежнее место, необходимо подобрать такие же маленькие, но чуть более толстые шурупы.

Уплотнение металлических порожков

Для этого этапа ремонта потребуется эпоксидная смола, надфили.

  • порожек вынимается из рассохшегося гнезда;
  • древесина обрабатывается треугольным надфилем;
  • гнездо заполняется эпоксидкой;
  • порожек возвращается на место, зажимается посередине струбциной;
  • после снятия держателя при помощи наждачки или надфилей снимаются излишки застывшей смолы.

Зазубрины на металлических порожках снимаются мелкозернистой наждачной бумагой. После бережной шлифовки они натираются пастой Гойя, доводятся до совершенства натиранием тканой шерстяной или хлопчатобумажной материи.

В процессе шлифовки, снятия излишков клея на грифе могут появиться белые пятна, как и в процессе интенсивной эксплуатации, их можно устранить при помощи краски, которая не даст сильного утяжеления.

Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары

Если вам удается вымыть банку, засунув руку внутрь, то и подклеить деревянные планки, не разбирая гитару до основания, получится.

  • снять струны;
  • зачистить от старого клея места соединения наждачкой;
  • обезжирить ацетоном;
  • нанести столярный клей;
  • прижать планку к задней стенке барабана, оставить до полного соединения.

В гитарах с регулируемой высотой струн усиливающие деревянные торцевые бруски подклеиваются при снятом грифе. В классических гитарах с клееным грифом их нет.

Можно ли починить бас-гитару

Починить бас-гитару можно. Чтобы сделать это своими руками, потребуется много времени на изучение всех тонкостей мастерства, приобретение необходимого инвентаря, изучение материаловедения. Ведь при несоответствии прорезей под лады придется использовать вставки из ясеня, бука или клена, прошедшего многолетнюю сушку в определенных условиях.

Блестящий толстый слой лака, который начинает отслаиваться – это явное нарушение технологии. Этот дефект можно исправить в домашних условиях, сняв мебельный или другой лак, не предназначенный для музыкальных инструментов, покрасив корпус, гриф легким лаком, не поглощающими звук, ведь не блеск, а качество звучания важно для гитары.

Гитарное пиццикато над порожками 7, 10 и прочих ладов звучит чисто. Гитара должна при этом приеме звенеть, а не дребезжать. Обратный результат говорит о неполадках с грифом.

Полезно! Обнаружить отсутствие металлической основы на определенном участке можно при помощи магнита. Некорректную установку мастера определяют при помощи медицинского рентгена. Искривленный гриф можно усилить, убрав незапланированные прогибы (в 1-2 мм) при помощи дополнительных продольных стержней.

Как показывает практика, металлический стержень, призванный предотвращать деформацию грифа, может быть коротким или смещенным относительно середины.

Реставрация старой гитары

Сложность проведения реставрации зависит от многих факторов. Самое сложное – это отремонтировать рассохшуюся гитару, если обичайка отделяется от задней, передней стенок барабана, она повреждена или отсутствует на одном или нескольких участках. Проще вернуть устойчивость порожкам, если они просто начали отходить из-за потери древесиной необходимой влажности.

Сложнее провести ремонтные работы корпуса гитары, где началось расслоение, появились трещины в районе голосника, пятка грифа отламывается вместе с частью корпуса. Восстановление такого инструмента можно доверить только мастеру.

Средства обработки

Чтобы вернуть инструменту первоначальный вид, потребуется растворитель для снятия растрескавшегося лака. Берсты (градиенты) покрытия гитар делятся на две категории – полупрозрачные, с максимально плотным красочным покрытием.

Непрозрачные рисунки наносятся по стандартной технологии для цветных эмалей на грунтующий слой, после чего инструменту придается лаковый блеск. Полупрозрачные лакокрасочные покрытия тоньше, они могут быть блестящими и матовыми, темными и светлыми. Главная их цель – защитить древесину от потери влажности, ее избытка. В отличие от материалов, предназначенных для мебели, сувенирной продукции, лак для гитар должен способствовать распространению звука, а не его поглощению.

Реставрация средней сложности

К реставрации средней сложности можно отнести этапы устранения неполадок без необходимости разбирать корпус гитары на составляющие.

Минимальное использование специализированных приспособлений, дополнительных материалов:

  • устранение сколов за счет покраски;
  • заделка небольших трещин;
  • покраска соответствующими для музыкальных инструментов красками, лаками.

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс реставрации средней сложности может занять много времени.

Полная реставрация

Полная реставрация инструмента начинается с диагностики повреждений, нанесенных временем, неправильным хранением инструмента. При минимальных механических повреждениях, полученных в результате небрежного отношения, мастеру придется устранить деформации, отслоения. Для этого инструмент разбирается на составляющие, обрабатывается каждая деталь по отдельности, собирается вновь. Полная реставрация займет больше времени, чем производство нового.

Рекомендации по уходу

При хранении аксессуара необходимо соблюсти следующие правила:

  • никогда не класть струнами вверх;
  • держать его вдали от радиаторов отопления, других источников тепла;
  • не допускать в помещении, где хранится инструмент, резких перепадов температур, повышенной влажности воздуха.

При необходимости транспортировки потребуется упаковать во влагонепроницаемый, сохраняющий тепло чехол.

Оптимальное положение между использованиями – в подвешенном состоянии. Нельзя изделие мыть, его можно только протирать влажной мягкой тканью. Любые моющие средства являются агрессивными, способными нанести повреждения лаку, голосу инструмента.

Источник

Муздеталь

Музыкальные инструменты для начинающих и продолжающих

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда

Соединить с аккаунтом в социальной сети

Засушил гитару — что делать?

Выбор инструмента. Наличие в магазинах. Вопросы по ремонту.

Модератор: Mmnt

Засушил гитару — что делать?

Сообщение shkonst » Вт янв 12, 2010 5:33 pm

Доброе время суток.

По порядку. Гитара Ovation Celebrity CS347, кореец http://www.ovationguitars.com/?fa=detail&mid=1807
Заранее приношу извинения, что товар — не из Муздетали. Гитара приехала со Штатов в 2006 году. В условиях сибирских зим возникли проблемы, о которых по своему дилетантству узнал только сейчас. А именно: появилось дребезжание на 12-13 ладу при бенде на 2-3 струнах. При детальном осмотре Обнаружил деформацию накладки грифа в области 14 лада. В том же месте заметен выпирающий клец. «Объем повреждений» хорошо виден на фотографиях — http://photofile.ru/users/shkonst/96312479/

Замерил влажность воздуха. Электронный прибор показывает 24-26 в комнате. Но есть подозрение, что цифры завышены.
В чем причина такого состояния гитары — уже знаю, форум и статьи читал. Интересуют следующие вопросы:
— Исправится ли это самостоятельно при принудительном создании влажности 40-60%, или уже пора обращаться к мастеру.
— Если обращаться к мастеру, то каков предполагаемый объем работ и какова примерная стоимость. Хоть это и кореец, но очень качественный и любимый экземпляр, поэтому доверил бы его только профессионалу.
— Как быть с увлажнителем, если на гитаре отсутствует центральная розетка, куда его можно было бы погрузить? — издержки Овэйшна.
— Какую влажность в данном случае лучше поддерживать в кофре в «лечебных»целях?

Сообщение Monty Jo » Вт янв 12, 2010 6:18 pm

ИМХО, лучше её «принудительно» не «увлажнять». Мастеру показать — однозначно. Вряд ли Селебрити можно назвать «очень качественными», даже при всём уважении к Вашим чувствам. Вариантов устранить дребезг несколько, но опять же — пусть за Вас и за всех, кто на форуме, скажет мастер, да и по фото такие вещи не решаются.

Для зимнего периода характерна пониженная влажность (менее 40% при 24 С).

Ущерб от недостатка влаги более значителен, нежели от ее избытка, что обычно приводит к серьезному ремонту. Чтобы иметь представление о влажности в вашем доме, пользуйтель гигрометром.

При понижении влажности меньше 37% могут появиться следующие симптомы:

* В нормальном рабочем состоянии нижняя и верхняя деки слегка изогнуты. Если дерево становится слишком сухим, то оно начинает сжиматься, вследствие чего деки выпрямляются и даже могут иметь отрицательный изгиб. В результате выпрямления верхней деки опускается нижний порожек, и струны начинают дребезжать, задевая за лады. Дребезг струн — первое предупреждение о том, что инструмент следует увлажнить.
* Внешний вид лакового покрытия также чутко реагирует на уменьшение влажности, так как под ним начинает сжиматься дерево. Это проявляется в виде небольших бугорков и потери глянца.
* Метал, перламутр, слоновая кость и пластик не подвержены воздействию изменения влажности, и при чрезмерной сухости вы можете заметить микротрещены, которые появятся как вокруг перламутровых вставок на грифе, так и вокруг розетки, окантовки, разметки ладов, на подставке, а также возле колков и пуговиц для крепления ремня. При сжатии дерева другие материалы будут ими выдавливаться. Сжатие накладки грифа приведет к тому, что металлические лады, закрепленные в ней, выступят за края и будут цепляться за одежду, и даже могут поранить пальцы. Сжатие нижнего порожка приведет к тому, что пластиковые пробки, используемые для крепления струн застрянут в отверстиях. При дальнейшем высыхании это может привести к растрескиванию подставки.
* Направление волокон подставки перпендекулярно направлению волокон верхней деки, из за чего при обоюдном сжатии нарушается целостность склейки между ними. Такое же напряжение возникает, когда дерево верхней и нижней дек сжимается в перпендикулярном направлении по отношению к резонансным пружинам, вызывая внутренний призвук в гитаре и значительно ослабляя ее конструкцию. Это чаще происходит с нижней декой, так как клей хуже схватывается с палисандром, чем с елью.
* Сжатие грифа приведет к тому, что на грифе возникнет отрицательный (обратный) изгиб, следует помнить, что дерево грифа сжимается сильнее, чем дерево накладки и это усугубляется неизменной толщиной ножек ладов. При отрицательном прогибе высота струн уменьшается и струны начинают дребезжать о лады. При дальнейшем понижении влажности струны могут лечь на лады, а в районе 14 лада на гитаре со стальными струнами и в районе 12 лада классической гитары (с нейлоновыми струнами) на грифе образуется яма. Из-за сжатия накладки могут возникнуть трещины на верхней деке вдоль места их склейки. Сжатие пятки грифа приведет к трещинам лака в местах соединения грифа с корпусом.
* При высыхании нижней деки может открыться центральная склейка, что приведет к нарушению лакового покрытия (это также относится к гитарам Martin, Seagull и др., нижняя дека которых может состоять из трех частей).
* Самый серьезный ущерб от чрезмерной сухости — трещины верхней и нижней дек, которые могут появиться даже при кратковременном (более 2 дней) нахождении гитары в условиях влажности менее 30%. Чтобы заклеить трещину и ликвидировать ущерб, нанесенный покрытию, необходим высококвалифицированный мастер, способный грамотно увлажнить дерево, склеить трещину и заново покрыть деку лаком. Эта процедура требует много времени и серьезных денег, поэтому ни один производитель не принимает претензий к повреждениям такого рода.

Сообщение Mmnt » Вт янв 12, 2010 7:40 pm

Фарш невозможно провернуть назад. И вылечить убитого током пропусканием тока в обратной полярности тоже не выходит.

Упрощенно говоря, влага в дереве сохраняется в двух состояниях: в «свободном» (между клетками древесины) и в «связанном» (в клетках). При сушке дерева максимально удаляется «свободная» влага. Когда гитару собирают на фабрике, дерево имеет 10-15% влажности, и это почти целиком «связанная» влага, «свободной» практически нет.

«Выдержанное» дерево — это дерево, откуда постепенно (с годами) ушла «связанная» влага. Если ускорить этот процесс, выходящая влага будет рвать клетки древесины, образовывать трещины и коробить дерево. Поэтому пока «связанная» влага есть, инструмент пересушивать нельзя.

Именно это происходит, когда (относительно) новую гитару помещают в экстремально сухой воздух (ниже 30%). Даже если потом гитару утопить в ванне на пару суток, дерево не станет «мокрее». Вода проникнет между клетками, но в клетки практически не попадет.

Отсюда вывод: ремонт пересушенной гитары возможен. Для этого надо отстрогать кривизну грифа и заново поставить лады. Но «грамотно увлажнить дерево» еще никому не удавалось, как не удается оживить покойников горчичниками.

По тексту: по фото никаких заключений об объеме работ (и их целесообразности вообще) никто не даст. Ищите гитарного мастера и несите ему инструмент.

Если на гитаре нет розетки, увлажнитель можно просто держать внутри кофра. Хотя после такой пересушки увлажнять это уже нет необходимости, что могло — уже отвалилось.

Источник

Оцените статью