Вся правда о трещинах в деке
Многие думают, что если есть трещина в деке то пианино покупать не стоит. На самом деле это очень ошибочное мнение, которое мешает многим приобрести понравившийся им инструмент. Так что же покупать, а что нет?
Люди путают деку с рамой
Некоторые люди, которые не знают, как устроено пианино, путают деку и раму. Они считают, что если дека имеет трещины, то инструмент не будет держать строй. Это правило применимо строго только для металлической рамы инструмента. Если есть трещина в раме, то такой инструмент в 90% случаев невозможно будет настроить. Есть также такое мнение, что металлическую раму можно сварить в месте трещины, но это очень трудоёмко и результат будет непредсказуемым. Ниже на рисунке слева отмечена чугунная рама, а справа — резонансная дека.
Не стоит пугаться трещины в деке
Конечно, когда вы покупаете инструмент, вам хочется приобрести его с минимальным количеством изъянов, это касается и деки. В идеале, конечно, желательно приобретать инструмент без трещин в деке, так и звуку будет спокойней, и вам. Но, что же делать если в деке обнаружилась трещина?
Если трещина одна, или, даже несколько и они идут по направлению волокон древесины деки, то такой инструмент тоже можно покупать. Как правило, трещина в деке влияет на звук не столь существенно или вообще даже не влияет, но это надо слушать конкретный инструмент. Более того, рано или поздно дека у пианино все равно треснет ввиду разных обстоятельств: старость, перепады температуры, напряжение от струн.
Сотрудники небезызвестной фабрики Steinway проделали эксперимент с треснувшей декой. Они сделали трещину в деке фортепиано размером четверть дюйма ( 0,635 сантиметра — довольно широкая трещина) , и отклеили некоторые рипки. Когда они измеряли звук децибел-метром, они обнаружили что фортепиано с трещиной звучало так же хорошо, как и новое фортепиано.
Как обнаружить трещину в деке?
Прежде всего, нужно отодвинуть пианино и осмотреть его заднюю часть. Есть два простых правила для обнаружения трещин:
- Обычно места трещин более темного цвета
- Проведя пальцами перпендикулярно волокнам древесины деки можно легко почувствовать трещины (вы почувствуете перепады ровной поверхности)
Каких трещин стоит избегать?
Избегайте инструментов с большим количеством трещин в деке, с большими зазорами трещин. Категорически избегайте инструментов, у которых рипки отклеелись от деки. У таких инструментов будет глухой, невыразительный, а самое главное раздражающе дребезжащий звук. О покупке такого инструмента стоит задуматься, ведь его ремонт может оказаться дороже ваших ожиданий.
Подведем итоги:
- Не путайте трещину деки с трещиной чугунной рамы.
- Трещина в деке не НИКАК не влияет на держание строя.
- Можно покупать пианино с трещинами в деке, но обязательно, чтобы квалифицированный мастер дал вам добро.
- Даже в новом пианино дека может треснуть.
- Ни в коем случе не покупайте пианино, в котором есть щели между декой и рипками.
Эксперимент
Мы частенько проводим занимательный эксперимент над покупателями, которые остерегаются трещин в деке. Эксперимент состоит в следующем: так как у нас в продаже имеются различные инструменты, в том числе с трещинами деки и без них, мы просим определить, в каком из пианино треснута дека. Практически никто (99%), не угадывал, в каком именно пианино дека с трещиной, лишь за редким исключением, и то, возможно, это чистая случайность.
Источник
Ремонт и реставрация пианино
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Ремонт и реставрация пианино требуется, если инструмент потерял привлекательный вид вследствие возраста, частого использования или ненадлежащих условий хранения (помещение с повышенной влажностью и резкими температурными перепадами). Хотя восстановление антикварных фортепиано требует профессиональных навыков, некоторые проблемы можно решить самостоятельно способами, представленными ниже.
Как отремонтировать
В связи с длительной эксплуатацией на фортепиано возникают различные виды поломок.
- Износ клавиш. В процессе использования середина косточек постепенно стирается, что приводит к потере блеска, образованию шероховатостей, углублений и дыр.
- Расшатывание клавиш. В результате нарушается единство расстояния, что приводит к стуку при игре.
- Загрязнение клавиатуры, приводящее к затрудненному движению клавиш, а также их заеданию.
- Износ головок молотков, определяющийся увеличением глубины борозд сукна, войлока и кожи, составляющих гарнировку механики. В некоторых случаях требуется полная замена фетра и других тканевых элементов.
- Отклеивание фильца на головках молотков, гарнировки, что затрудняет работу фортепианной механики.
- Ржавчина на штифтах и пружинах. Помимо затрудненного движения, неисправность становится источником скрипа и писка.
- Деформация и перекос деталей, что нарушает слаженность взаимодействия головок молоточков.
- Поломка отдельных деталей и пружин.
- Повреждения в результате жизнедеятельности моли, кожеедов, мышей и других вредителей.
Большинство неисправностей в механизмах устраняются по схожей схеме. Сначала разборка и осмотр повреждений. Если дефект небольшой его исправляют, при серьёзной поломке деталь меняется.
Работа с клавиатурой начинается с очистки от мусора. Затем необходима регулировка расстояния между клавишами, порой с помощью специальной линейки.
Электронное пианино отличается от акустического аналога механизмами звукоизвлечения. Поэтому здесь потребность в ремонте определяется другим перечнем неисправностей.
- Самопроизвольное срабатывание звуковых сигналов, что чаще вызывается западанием. Но не мешает проверить процессор и генератор импульса.
- Западание клавиши, связанное с поломкой механизма, возвращающего деталь в исходное положение. Здесь вопрос решается заменой клавиши.
- Отсутствие звука от нажатия клавиши. Проверка неисправности начинается с тестирования блока питания и усилителя мощности. При отклонении напряжения от нормы больше 10% требуется диагностика соединительных разъёмов и самого блока питания.
- Ошибки при переключении стиля, тембра и частоты звука. Они вызывают окисление контактов, проявляют себя при использовании инструмента на открытом воздухе или в помещении с повышенной влажностью.
- Отсутствие сигналов при включении в сеть. Причиной неисправности может стать короткое замыкание из-за нестабильного сетевого напряжения, перегорание предохранителей или выход из строя блока питания.
Причинами неисправностей цифровых пианино называют некачественную сборку или неправильную эксплуатацию.
Практика показала, что ремонт чаще требуется полупрофессиональным моделям, используемым в быту.
Профессиональные синтезаторы рассчитаны на больший срок службы. Поэтому их детали выходят из строя реже.
Как правильно реставрировать
Для реставрации пианино своими руками потребуются инструменты для разборки, наждачная бумага (или шлифовальная машина), краски по дереву с кистями, морилка, грунтовка, полировка.
Работа проводится в несколько этапов.
- Сначала инструмент разбирается. Это необходимо, поскольку снижается вероятность повреждения механизма. А детали корпуса легче поддаются обработке. Чтобы исключить трудности при сборке, подвижные детали пианино собираются в пакеты или нумеруются бумажками.
- Теперь предстоит удалить старое покрытие черного цвета. Чтобы облегчить работу, рояльный лак смачивается ацетоном и закрывается полиэтиленом для полного растворения. Остатки состава снимаются шпателем. При работе с гравировками узора потребуется использовать больше ацетона, распределяя его по углублениям кисточкой. Для удаления лака здесь потребуется бамбуковая палочка.
- Открывшийся слой древесины нужно выровнять наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Затем потребуется избавиться от древесной пыли. Её можно убрать пылесосом или сдуть, а после протереть поверхность влажной тканью.
- Перед нанесением нового покрытия древесина проверяется на наличие крупных трещин. Их устраняют путем заполнения смесью из древесной стружки и лака.
- Теперь на древесину наносят морилку. Чтобы избежать тональных полос, состав наносится тончайшим слоем. После сушки процедура повторяется несколько раз. От количества слоёв морилки зависит глубина и насыщенность цвета, а также защищенность от неблагоприятных факторов.
- Сверху наносится несколько слоёв краски. Важно выбирать составы для мебели, а не стен или автомобилей. Допустимо использование матового или глянцевого состава.
- После просушки поверхность покрывается лаком. Для таких работ рекомендуется полиуретановый водостойкий лак, защищающий от механических повреждений. Состав по свойствам должен сочетаться с морилкой и краской, чтобы исключить химические реакции, портящие созданный образ. Чтобы инструмент выглядел достойно, после каждого нанесенного и высушенного слоя лака (всего 8-10) требуется полировка.
С завода большинство пианино и роялей выпускаются в черном цвете. При реставрации допускается отступить от канона, выбрав оттенок, соответствующий интерьеру помещения, где стоит инструмент.
Если пианино рассматривается не только как предмет интерьера, помимо восстановления корпуса, проходит проверка механической составляющей. Отслужившие детали меняются, сломанные элементы по возможности восстанавливаются, убираются посторонние скрипы, стуки и звон. После комплексного восстановления пианино акустические свойства не уступят аналогу, недавно сошедшему с конвейера. Недостатки будут заметны лишь при тщательном профессиональном осмотре. А взору хозяев и гостей предстанет ухоженный, бережно сохраненный инструмент с оттенком старины.
Полезные рекомендации
Люди, профессионально занимающиеся реставрацией инструментов, рекомендуют обратить внимание на ряд нюансов.
- Оценить стоимость пианино. Восстановительные работы стоят дорого, поэтому важно предварительно оценить целесообразность работ. Реставрация показана инструменту возрастом до 30 лет, а также антиквариату с необычным дизайном. Определить год выпуска можно по серийному номеру, указанному на корпусе, а завод изготовитель по внешним элементам. При затруднениях стоит обратиться к профессиональному эксперту.
- Осмотреть повреждения. Серьёзное поражение молью или личинками жука древоточца могут сделать восстановительные работы невозможными или дорогостоящими. Если цена реставрации превышает стоимость инструмента, лучше рассмотреть вариант замены.
- Если пианино не оценивается в миллионы, и речь идёт о небольшом ремонте, его можно сделать своими руками. При восстановлении раритетного инструмента ошибки, допущенные новичком, часто имеют необратимые последствия. Поэтому здесь лучше доверить работу надежному мастеру.
- Планируя перекраску инструмента под интерьер, стоит обратить внимание на используемые материалы. Краски, лаки и морилка должны соответствовать друг другу по качеству и свойствам. Тогда результат будет выглядеть достойно и естественно.
- Объёмы реставрационных работ во многом определяются качеством ухода за инструментом. Так, пианино, стоящее в помещении с высокой влажностью и температурными перепадами, страдающее от моли, мышей и других вредителей, окажется в худшем состоянии, чем схожий по возрасту инструмент, который обслуживался должным образом.
Подведем итоги: ремонт и реставрация пианино – это процедуры, к которым прибегают, желая сохранить любимый инструмент. Музыкантов в большей степени интересуют акустические свойства, а также качество механической части.
Однако из внимания не упускается состояние древесины и корпуса. Поэтому предварительно нужно оценить состояние инструмента, масштабы и стоимость работы, возможность достичь нужного результата своими силами.
Как произвести реставрацию пианино своими руками, вы увидите в следующем видео.
Источник