Что делать если рассохлось пианино

Вся правда о трещинах в деке

Многие думают, что если есть трещина в деке то пианино покупать не стоит. На самом деле это очень ошибочное мнение, которое мешает многим приобрести понравившийся им инструмент. Так что же покупать, а что нет?

Люди путают деку с рамой

Некоторые люди, которые не знают, как устроено пианино, путают деку и раму. Они считают, что если дека имеет трещины, то инструмент не будет держать строй. Это правило применимо строго только для металлической рамы инструмента. Если есть трещина в раме, то такой инструмент в 90% случаев невозможно будет настроить. Есть также такое мнение, что металлическую раму можно сварить в месте трещины, но это очень трудоёмко и результат будет непредсказуемым. Ниже на рисунке слева отмечена чугунная рама, а справа — резонансная дека.

Не стоит пугаться трещины в деке

Конечно, когда вы покупаете инструмент, вам хочется приобрести его с минимальным количеством изъянов, это касается и деки. В идеале, конечно, желательно приобретать инструмент без трещин в деке, так и звуку будет спокойней, и вам. Но, что же делать если в деке обнаружилась трещина?

Если трещина одна, или, даже несколько и они идут по направлению волокон древесины деки, то такой инструмент тоже можно покупать. Как правило, трещина в деке влияет на звук не столь существенно или вообще даже не влияет, но это надо слушать конкретный инструмент. Более того, рано или поздно дека у пианино все равно треснет ввиду разных обстоятельств: старость, перепады температуры, напряжение от струн.

Сотрудники небезызвестной фабрики Steinway проделали эксперимент с треснувшей декой. Они сделали трещину в деке фортепиано размером четверть дюйма ( 0,635 сантиметра — довольно широкая трещина) , и отклеили некоторые рипки. Когда они измеряли звук децибел-метром, они обнаружили что фортепиано с трещиной звучало так же хорошо, как и новое фортепиано.

Как обнаружить трещину в деке?

Прежде всего, нужно отодвинуть пианино и осмотреть его заднюю часть. Есть два простых правила для обнаружения трещин:

  1. Обычно места трещин более темного цвета
  2. Проведя пальцами перпендикулярно волокнам древесины деки можно легко почувствовать трещины (вы почувствуете перепады ровной поверхности)

Каких трещин стоит избегать?

Избегайте инструментов с большим количеством трещин в деке, с большими зазорами трещин. Категорически избегайте инструментов, у которых рипки отклеелись от деки. У таких инструментов будет глухой, невыразительный, а самое главное раздражающе дребезжащий звук. О покупке такого инструмента стоит задуматься, ведь его ремонт может оказаться дороже ваших ожиданий.

Подведем итоги:

  1. Не путайте трещину деки с трещиной чугунной рамы.
  2. Трещина в деке не НИКАК не влияет на держание строя.
  3. Можно покупать пианино с трещинами в деке, но обязательно, чтобы квалифицированный мастер дал вам добро.
  4. Даже в новом пианино дека может треснуть.
  5. Ни в коем случе не покупайте пианино, в котором есть щели между декой и рипками.

Эксперимент

Мы частенько проводим занимательный эксперимент над покупателями, которые остерегаются трещин в деке. Эксперимент состоит в следующем: так как у нас в продаже имеются различные инструменты, в том числе с трещинами деки и без них, мы просим определить, в каком из пианино треснута дека. Практически никто (99%), не угадывал, в каком именно пианино дека с трещиной, лишь за редким исключением, и то, возможно, это чистая случайность.

Источник

Ремонт и реставрация пианино

Ремонт и реставрация пианино требуется, если инструмент потерял привлекательный вид вследствие возраста, частого использования или ненадлежащих условий хранения (помещение с повышенной влажностью и резкими температурными перепадами). Хотя восстановление антикварных фортепиано требует профессиональных навыков, некоторые проблемы можно решить самостоятельно способами, представленными ниже.

Как отремонтировать

В связи с длительной эксплуатацией на фортепиано возникают различные виды поломок.

  • Износ клавиш. В процессе использования середина косточек постепенно стирается, что приводит к потере блеска, образованию шероховатостей, углублений и дыр.
  • Расшатывание клавиш. В результате нарушается единство расстояния, что приводит к стуку при игре.
  • Загрязнение клавиатуры, приводящее к затрудненному движению клавиш, а также их заеданию.
  • Износ головок молотков, определяющийся увеличением глубины борозд сукна, войлока и кожи, составляющих гарнировку механики. В некоторых случаях требуется полная замена фетра и других тканевых элементов.
  • Отклеивание фильца на головках молотков, гарнировки, что затрудняет работу фортепианной механики.
  • Ржавчина на штифтах и пружинах. Помимо затрудненного движения, неисправность становится источником скрипа и писка.
  • Деформация и перекос деталей, что нарушает слаженность взаимодействия головок молоточков.
  • Поломка отдельных деталей и пружин.
  • Повреждения в результате жизнедеятельности моли, кожеедов, мышей и других вредителей.

Большинство неисправностей в механизмах устраняются по схожей схеме. Сначала разборка и осмотр повреждений. Если дефект небольшой его исправляют, при серьёзной поломке деталь меняется.

Работа с клавиатурой начинается с очистки от мусора. Затем необходима регулировка расстояния между клавишами, порой с помощью специальной линейки.

Электронное пианино отличается от акустического аналога механизмами звукоизвлечения. Поэтому здесь потребность в ремонте определяется другим перечнем неисправностей.

  • Самопроизвольное срабатывание звуковых сигналов, что чаще вызывается западанием. Но не мешает проверить процессор и генератор импульса.
  • Западание клавиши, связанное с поломкой механизма, возвращающего деталь в исходное положение. Здесь вопрос решается заменой клавиши.
  • Отсутствие звука от нажатия клавиши. Проверка неисправности начинается с тестирования блока питания и усилителя мощности. При отклонении напряжения от нормы больше 10% требуется диагностика соединительных разъёмов и самого блока питания.
  • Ошибки при переключении стиля, тембра и частоты звука. Они вызывают окисление контактов, проявляют себя при использовании инструмента на открытом воздухе или в помещении с повышенной влажностью.
  • Отсутствие сигналов при включении в сеть. Причиной неисправности может стать короткое замыкание из-за нестабильного сетевого напряжения, перегорание предохранителей или выход из строя блока питания.

Причинами неисправностей цифровых пианино называют некачественную сборку или неправильную эксплуатацию.

Практика показала, что ремонт чаще требуется полупрофессиональным моделям, используемым в быту.

Профессиональные синтезаторы рассчитаны на больший срок службы. Поэтому их детали выходят из строя реже.

Как правильно реставрировать

Для реставрации пианино своими руками потребуются инструменты для разборки, наждачная бумага (или шлифовальная машина), краски по дереву с кистями, морилка, грунтовка, полировка.

Работа проводится в несколько этапов.

  1. Сначала инструмент разбирается. Это необходимо, поскольку снижается вероятность повреждения механизма. А детали корпуса легче поддаются обработке. Чтобы исключить трудности при сборке, подвижные детали пианино собираются в пакеты или нумеруются бумажками.
  2. Теперь предстоит удалить старое покрытие черного цвета. Чтобы облегчить работу, рояльный лак смачивается ацетоном и закрывается полиэтиленом для полного растворения. Остатки состава снимаются шпателем. При работе с гравировками узора потребуется использовать больше ацетона, распределяя его по углублениям кисточкой. Для удаления лака здесь потребуется бамбуковая палочка.
  3. Открывшийся слой древесины нужно выровнять наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Затем потребуется избавиться от древесной пыли. Её можно убрать пылесосом или сдуть, а после протереть поверхность влажной тканью.
  4. Перед нанесением нового покрытия древесина проверяется на наличие крупных трещин. Их устраняют путем заполнения смесью из древесной стружки и лака.
  5. Теперь на древесину наносят морилку. Чтобы избежать тональных полос, состав наносится тончайшим слоем. После сушки процедура повторяется несколько раз. От количества слоёв морилки зависит глубина и насыщенность цвета, а также защищенность от неблагоприятных факторов.
  6. Сверху наносится несколько слоёв краски. Важно выбирать составы для мебели, а не стен или автомобилей. Допустимо использование матового или глянцевого состава.
  7. После просушки поверхность покрывается лаком. Для таких работ рекомендуется полиуретановый водостойкий лак, защищающий от механических повреждений. Состав по свойствам должен сочетаться с морилкой и краской, чтобы исключить химические реакции, портящие созданный образ. Чтобы инструмент выглядел достойно, после каждого нанесенного и высушенного слоя лака (всего 8-10) требуется полировка.

С завода большинство пианино и роялей выпускаются в черном цвете. При реставрации допускается отступить от канона, выбрав оттенок, соответствующий интерьеру помещения, где стоит инструмент.

Если пианино рассматривается не только как предмет интерьера, помимо восстановления корпуса, проходит проверка механической составляющей. Отслужившие детали меняются, сломанные элементы по возможности восстанавливаются, убираются посторонние скрипы, стуки и звон. После комплексного восстановления пианино акустические свойства не уступят аналогу, недавно сошедшему с конвейера. Недостатки будут заметны лишь при тщательном профессиональном осмотре. А взору хозяев и гостей предстанет ухоженный, бережно сохраненный инструмент с оттенком старины.

Полезные рекомендации

Люди, профессионально занимающиеся реставрацией инструментов, рекомендуют обратить внимание на ряд нюансов.

  • Оценить стоимость пианино. Восстановительные работы стоят дорого, поэтому важно предварительно оценить целесообразность работ. Реставрация показана инструменту возрастом до 30 лет, а также антиквариату с необычным дизайном. Определить год выпуска можно по серийному номеру, указанному на корпусе, а завод изготовитель по внешним элементам. При затруднениях стоит обратиться к профессиональному эксперту.
  • Осмотреть повреждения. Серьёзное поражение молью или личинками жука древоточца могут сделать восстановительные работы невозможными или дорогостоящими. Если цена реставрации превышает стоимость инструмента, лучше рассмотреть вариант замены.
  • Если пианино не оценивается в миллионы, и речь идёт о небольшом ремонте, его можно сделать своими руками. При восстановлении раритетного инструмента ошибки, допущенные новичком, часто имеют необратимые последствия. Поэтому здесь лучше доверить работу надежному мастеру.
  • Планируя перекраску инструмента под интерьер, стоит обратить внимание на используемые материалы. Краски, лаки и морилка должны соответствовать друг другу по качеству и свойствам. Тогда результат будет выглядеть достойно и естественно.
  • Объёмы реставрационных работ во многом определяются качеством ухода за инструментом. Так, пианино, стоящее в помещении с высокой влажностью и температурными перепадами, страдающее от моли, мышей и других вредителей, окажется в худшем состоянии, чем схожий по возрасту инструмент, который обслуживался должным образом.

Источник

Трещина в деке пианино или рояля – это страшно?

Нет, трещина в деке пианино или рояля – это не страшно!

И отправьте куда-нибудь подальше тех настройщиков и консультантов, которые пугают вас этими трещинами! Поверьте, сэкономите массу времени, нервов и средств.

Во-первых, мы не имеем в виду критическое состояние инструмента, когда множество трещин в деке – всего лишь часть всех случившихся с ним бед. Мы рассматриваем обычную, предельно распространенную ситуацию, когда в деке появилась парочка-тройка трещин, или уж тем более одна.

А во-вторых, самое интересное в том, что если отказаться от фортепиано с трещинами в деке, то играть попросту станет не на чем.

Откроем «страшную» тайну – целых дек практически не существует, разве что у отечественных инструментов и у потоковых китай-заменителей, там дека сделана либо «топором», либо из фанеры, она по определению не дает ни трещин, ни звука.

Резонансную деку нужно восстанавливать, когда делается полная капитальная реставрация фортепиано, но тогда дека является малой частью всего комплекса работ, и уж точно не она причина реставрации. Но целесообразно подобную реставрацию выполнять на фортепиано стоимостью хотя бы четыреста-пятьсот тысяч рублей за не новый инструмент.

Обратите внимание, в таких городах, как Санкт-Петербург, к примеру, климатические перепады велики настолько в течение года, в квартирах паркет разъезжается так, что невозможно не заметить. Что же тогда говорить о резонирующей клееной деке пианино или рояля, сделанной из ели? Она толщиной-то всего несколько миллиметров, да еще и натянута куполом. Чуть позже объясним, что это такое. Тем не менее, в Питере одна из сильнейших мировых фортепианных школ, и инструменты там достаточно хорошо работают.

Поэтому появление трещин в деке более чем обычный и вполне закономерный процесс. И современный производитель доступ к деке пианино делает открытым, чтобы адекватный мастер всегда мог устранить призвук, если таковой вдруг появляется. Очень простая операция. Но, как правило, трещина в деке ни на что не влияет, потому как тот же самый производитель по периметру плоскости деки устанавливает достаточно большое количество так называемых ребер жесткости (рипки).

Нас не интересуют ни дискуссии на этот счет, ни мнения не согласных с нами настройщиков. Здесь мы излагаем сугубо личное мнение и опыт. Наша цель – инструменты, продаваемые нами, должны надежно работать. Цель достигнута, а дискуссионные площадки оставим для тех счастливцев, кто располагает временем для бесконечного дискутирования.

Теперь, кому интересно, небольшое лирическое отступление на ту же тему.

Двадцать лет назад мне, А. Ю. Павлову, чуть ли не каждый настройщик важно заявлял, что если обнаруживается трещина в деке, то это полный караул, и единственный вариант решения проблемы – капитальный ремонт инструмента. Сам при этом с довольной физиономией потирал руки, ведь такое решение сулит приличный доход, только толку заказчику, потратившему деньги, будет немного или не будет совсем.

Почему? Очень просто. Если самой деке нужна трещина, значит ей там быть. Вы заплатите примерно полторы тысячи долларов за полный капитальный ремонт фортепиано, а вскоре она, трещина в деке, вам улыбнется вновь. И это будет абсолютно нормальный процесс, а не караул с фальшивых уст настройщика.

Поначалу подобное положение вещей я, разумеется, принимал за истину. Еще бы, сами настройщики так заявляют! Тоже мне, пророки. Но благо недолго я им верил, чего и всем желаю.

Шло время, через мою фирму проходили нескончаемым потоком инструменты – целых дек все меньше и меньше или нет вообще. И вскоре вопрос встал, что называется, ребром – а в чем, собственно, проблема, если в деке появилась трещина? На звуке не сказывается, на износостойкости фортепиано тоже. И вот на данный вопрос мне никто вразумительного ответа дать не может по сей день, кроме извечных: «Да что вы говорите такое?! Здесь же трещина в деке! Как вы не понимаете. » И тому подобные эмоциональные выпады все тех же настройщиков, навечно застрявших где-то там, в начале профпути, но мнящих из себя великих мастеров.

В своем маленьком центре реставрации мы не раз подолгу обдумывали, что делать с декой бюджетного фортепиано? Капремонт – неоправданно дорого, долго, да и какой смысл, если эта трещина с высокой вероятностью появится вновь. Отказаться от инструментов с трещинами в деке – а где брать без трещин? И не только нам, но и всем остальным желающим приобрести пианино или рояль. Для них остается только новый. К тому же, пианино с целой декой не факт, что хорошо звучит. Да-да, как ни странно, но это правда. Более того, бывают случаи, когда дека, выражаясь специальными терминами, просела, то есть пропал так называемый купол, но дека при этом осталась целой. Настройщик посмотрел профессорским оком, остался доволен, но только он. Звука-то нет, инструмент не поет, плоская дека звучать не будет. Зато целая! В этом случае уже однозначно нужен капремонт.

Мы подошли к вопросу с другой стороны. Фортепиано должно хорошо звучать, клавиатура отвечать всем техническим требованиям и параметрам профессионального пианиста, инструмент обязан остаться надежным, если речь идет о хорошем фортепиано. И при чем здесь тогда эти несчастные трещинки в деке, если все вышеперечисленные требования выполняются?

И вышло, что проблем у наших заказчиков нет, равно как почти нет и целых дек, люди играют, многие занимаются в серьезных музыкальных вузах, и ничего, все довольны.

Проблема оказалась не в деке, а в «мастерах»-настройщиках, извечно пугающих владельцев фортепиано и склоняющих их к дорогостоящему ремонту, который и сами-то сделать на должном уровне зачастую не могут.

Когда-то показательным выдался случай: к нам пришел один прекрасный молодой пианист, только что поступивший в консерваторию в класс достаточно известного профессора, и поинтересовался, не можем ли мы сделать капитальный ремонт его инструмента в рассрочку. Мы спросили, в чем проблема. Пианист ответил, что в его стареньком Petrof настройщик обнаружил две трещины в деке, сказал, что… понятно, что мог сказать настройщик, помимо неадекватной цены за ремонт.

Мы осмотрели это фортепиано: строй держит прилично, механика не изношена. Да, в деке есть не две, а четыре трещины, имеется небольшой зазор между декой и одним ребром жесткости – как результат, слабый призвук на паре нот. Зазор был устранен на месте, повторимся, это очень простая процедура, если кому нужно, обращайтесь, покажем.

Пианист настороженно спросил, сколько же у нас будет стоить ремонт? Мы ответили, что не нужен никакой ремонт. Играйте, и давайте вместе ждать тех бед, которых вам наобещали. Если уж и делать полную реставрацию, так пусть уж сначала фортепиано дойдет до кондиции полной невменяемости. Разумно ведь.

Наш знакомый давно закончил консерваторию, бед никаких так и не случилось, проблемы были не с декой, а только с механикой, и те вполне логичные и решаемые. Уж слишком они стараются, эти консерваторские пианисты, выдавая на инструмент запредельные нагрузки. Теперь музыкант с улыбкой вспоминает те времена, когда настройщик продолжал его пугать, говорил, как он не понимает, лучше раз потратиться, зато потом. Зачем слушает всяких там непонятных молодых и дерзких перекупщиков (в наш адрес, разумеется), когда вот он говорит истину, сам мастер (!) с тридцатилетним опытом водить людей вокруг пальца. Его надо слушать!

Тот случай стал последней каплей в чаше нашего терпения, после чего мы подобных мастеров послали на все четыре стороны и обязательно в обратном от наших дверей направлении. А относительно дек успокоились.
Повторимся, мы не говорим о тех криминальных случаях, когда не только дека, а весь инструмент рассохся, имеет массу прочих проблем, в том числе и с резонансной системой.

А когда в вашем пианино или рояле появилась парочка обычных трещин, но само фортепиано продолжает отлично работать, то не стоит этого пугаться, нет в этом ничего страшного. Было бы, мы бы уже вряд ли спокойно и уверенно работали, ведь счет проданных нами фортепиано давно идет на тысячи.

И совсем занятная ситуация, когда вы купили новое очень дорогое фортепиано. Вы даже не задумываетесь о том, что уже в ближайшем времени в деке появится трещина. Фортепиано новое, какие трещины? Загляните, они там, скорее всего, есть. Нет? Не волнуйтесь, скоро появятся. Только не пугайтесь и не зовите настройщика, потому как это обычный закономерный процесс, и только.

Можно сразу же заказать дорогостоящий капитальный ремонт – заметим, что по гарантии производитель ничего делать не станет, – отвезти инструмент в стационарную мастерскую, заплатить приличную сумму и какое-то время еще радоваться, что теперь дека целая. Правда, не слишком греет душу, что для этого на новом фортепиано уже извлекались все колки (вирбели), струны, снималась чугунная рама, дабы добраться до деки, а затем все эти манипуляции производились в обратном порядке с громким заколачиванием колков нового размера. Серьезная экзекуция и далеко не на один день, в которой обычно нуждаются инструменты вековой давности.

Некоторые мастера делают такой ремонт на дому. Не будем утверждать, что это невозможно, но далеко не лучший вариант. Если данный ремонт будет выполняться у вас дома, комната на некоторое время превратится в полномасштабный реставрационный цех, где все равно нет всего самого необходимого оборудования.

Но самое «приятное» впереди. Никто, ни один мастер в мире не сможет утверждать, что после всех работ трещина в деке не появится вновь. Если будет утверждать, значит, либо это дилетант, либо очередной настройщик-лжец. Так желает фортепиано, оно тоже с характером, и его не интересует, что по этому поводу думают настройщики, вечно шумящие: «Ужас! Трещина в деке! Караул-беда-потоп!»

Многие серьезные мастера сталкивались и с другим уникальным случаем, когда до реставрации деки пианино или рояль прекрасно звучали, трещина прошла так, чтобы дека заработала в полном объеме. Сделали капремонт, дека в идеале, простите за жаргон, а инструмент неожиданно потерял красоту или объем звука. Зато дека теперь цела! Постояло фортепиано какое-то время без «голоса», не пожелало мириться с таким кощунством и дало еще одну трещину, прямо на радость настройщику. А инструмент после этого снова запел во всей красе, заработала дека, в глубине души надеясь, что к ней больше не подпустят очередных «хирургов». (Мы не о политике).

Серьезные мастера сами часто заявляют: «Что? Трещина в деке? Призвуки есть? Штеги целые? Строй держит? Механика в порядке? Ну и играйте спокойно дальше!» Но это только очень серьезные фортепианные мастера так могут сказать, стезю настройщиков-консультантов они обошли стороной еще в детстве.

Вот целая дека инструмента, которую каждый может увидеть, если отодвинет пианино от стены либо приподнимет верхнюю крышку у рояля:


А вот дека с трещиной:

Но самое интересное, что ни один пианист или настройщик никогда на слух не определит, что дека не целая. Никогда! И по ощущениям клавиатуры тоже. (Легкий призвук же может появиться и при целой деке, когда отошло ребро жесткости, повторимся, устранить совершенно не сложно).

Нет этой проблемы. Не существует. Посмотрите еще раз на фотографию деки. Она сделана из ели, клеёная, составная из нескольких частей. К тому же очень тонкая. По периметру приклеена к футору инструмента. По ее поверхности закреплены специальные ребра жесткости (рипки). Изнутри через специальные мосты (штеги) к деке под давлением прижаты струны.

При нажатии на клавишу происходит удар молоточка по струне. Струна начинает вибрировать, дека воспринимает резонанс и происходит процесс звукорождаемости. Звучит вся резонансная конструкция. Сама дека вибрирует, это можно почувствовать, если в момент звучания приложить к ней ладонь. И звучит дека потому, что это только на глаз она прямая, ровная плоскость. Дека выпуклая, а точнее, вогнута внутрь, что и обеспечивает насыщенность звука. А те самые ребра жесткости изготовлены таким образом, что именно они придают и удерживают куполообразную форму.

Вот и получается, что это и есть самый важный момент в процессе рождения звука, которого, кстати, нет ни на одном электропианино или синтезаторе даже с молоточковыми или какими-то там еще механиками. Трещина же может дать посторонний призвук, и то очень редко. Там, где этот призвук возникает, как правило, это в месте самой трещины, можно заметить зазор между ребром жесткости и поверхностью деки. Несложно туда запустить клей и при необходимости установить дополнительный шуруп. Тут есть свои нюансы, но они достаточно просты.

Еще призвук может возникнуть в месте отклеивания края деки от футора, то есть по периметру. Здесь немного сложнее, но тоже не великая проблема, и конечно, без капитальных ремонтов.

Встречается даже ситуация, когда струнами дека выдавлена в противоположную сторону, мастера называют это обратным переломом. В этом случае красота звука может пропасть, а может и нет. Это уже серьезная проблема, хотя в самой деке может и не оказаться трещин. Но даже при этом фортепиано способно продолжать отлично звучать, на добрые десятилетия оттягивая капитальный ремонт, который в этот век, возможно, и не понадобится. Вообще, стоит заметить, что пианино или рояль, если речь идет о качественно изготовленном инструменте, вещь крайне надежная, имея массу внутренних осложнений, может легко продолжать жить и работать.

Трещины в деке могут появляться вне зависимости, эксплуатируется фортепиано или стоит без дела. Дерево чутко реагирует на перепады влажности и прочие климатические изменения. Но чтобы максимально избежать различных проблем, и разработана конструкция так, чтобы на звук и функциональность трещины не оказывали влияния.

Конечно, если дека все-таки целая, то это приятно, но совершенно не гарантирует качества звука либо отсутствие каких-либо прочих проблем с инструментом. Полностью восстанавливая инструменты высокого уровня, ее всегда реставрируют путем зареивания, но там же изначально речь идет о капитальном ремонте. А если ваш ребенок играет на недорогом пианино, и вдруг оказалось, что в деке присутствует трещина?

Вывод

Так что же делать, если к вам пришел настройщик, увидел трещину в деке и сказал, что это караул и беды наступили страшные?

А ничего. Выгнать его к черту и вызвать другого, предварительно оповестив об участи первого. Поверьте, реакция на многострадальную деку сильно изменится в лучшую сторону. А вы спокойно продолжайте заниматься в свое удовольствие, ведь фортепианная музыка не может не подарить его в огромном количестве!

Источник

Оцените статью